Культура в годы перестройки.




Развитие культуры в период «оттепели».

Духовная атмо­сфера времен «оттепели» была относительно либеральной. Уменьшились цензурные ограничения, расширился круг за­трагиваемых тем, шла реабилитация писателей, ставших жертвами репрессий. Одновременно сохранялась установка следовать идеалам строителей коммунизма.

Видное место в литературном процессе занял журнал «Но­вый мир», главным редактором которого был А.Т. Твардов­ский. Здесь публиковались новаторские статьи В. В. Овечкина (еще в 1952 г.), произведения И. Г. Эренбурга, Ф. И. Панфёро­ва, В. Д. Дудинцева («Не хлебом единым») и др. Широко по­пулярными были произведения Ф. А. Абрамова («Братья и сестры»), М. А. Шолохова («Судьба человека»). В поэме-размышлении А. Т. Твардовского «За далью - даль» стави­лись острые вопросы осмысления недавнего прошлого. По­лучили большое распространение вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэтами - кумирами поко­ления. Крупным событием стала публикация в 1962 г. в «Но­вом мире» повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», осуществленная при поддержке властей.

Н.С. Хрущев стремился регулировать литературный про­цесс. Многие произведения той поры не могли быть опубли­кованы по цензурным соображениям. Так случилось с рома­ном Б.JI. Пастернака «Доктор Живаго». Отвергнутый в «Новом мире», он был опубликован в Италии, благодаря че­му получил всемирную известность и Нобелевскую премию по литературе. Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от премии, чтобы избежать вы­сылки из страны.

На новый уровень вышла литература, посвященная Вели­кой Отечественной войне. Появились произведения писате­лей, которые в годы войны были простыми солдатами и офи­церами, знали «окопную правду» («лейтенантская про­за»). Среди таких писателей наибольшую известность полу­чили Ю.В. Бондарев («Батальоны просят огня», «Тишина»), Г.Я. Бакланов («Навеки девятнадцатилетние») и др.

В годы «оттепели» началась творческая деятельность из­вестных советских композиторов Э. В. Денисова, А. П. Петро­ва, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрина, А. Я. Эшпая и др. Извест­ность получают произведения выдающегося композитора Г. В. Свиридова. А. И. Хачатурян создает впечатляющую му­зыку балета «Спартак». Популярными стали песни компози­тора А.Н. Пахмутовой на стихи Н. А. Добронравова («Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Девчата» и др.). В жи­вописи продолжали творить многие известные мастера, на­пример П. Д. Корин, А. А. Пластов и др. Появляются и новые направления, например, так называемый «суровый стиль» (В. Е. Попков, Н. И. Андронов, Таир Салахов, П. Ф. Никонов, В. И. Иванов и др.). Картины этого стиля были посвящены прежде всего трудовым будням современников, их отличали лаконичность в деталях, подчеркнутый драматизм в оценке жизненных явлений. Возрождается абстрактная живопись. Правда, Н. С.Хрущев, увидев произведения этого направле­ния на выставке в московском Манеже, высмеял их. Это по­могло художникам данного направления приобрести ореол «гонимых», что в тот период становилось очень ценным для деятелей культуры в плане приобретения известности как за рубежом, так и внутри страны.

В области киноискусства тоже царила относительная сво­бода. Впервые советские фильмы получили Гран-при на кино­фестивалях в Канне («Летят журавли» М. К. Калатозова) и Ве­неции («Иваново детство» А. А. Тарковского). Свои первые фильмы снимают режиссеры, на долгие годы определившие развитие отечественного кино - С. Ф. Бондарчук, Л. И. Гайдай, Э. А. Рязанов, Г. Н. Чухрай, М. М. Хуциев, Г.Н. Данелия и др.

В период «оттепели» произошли сдвиги в сфере обществен­ного сознания. Всячески проводилась концепция «возврата к ленинизму», культивировалась революционная романтика. Эти черты были характерны для культурного феномена «ше­стидесятников».

Культура в годы застоя.

После отставки Н. С. Хрущева по­литика власти в сфере культуры была нацелена на преодоле­ние «крайностей». В 1970 г. из журнала «Новый мир» ушел А.Т. Твардовский. Одновременно «за национализм» был снят с поста главного редактора журнала «Молодая гвардия» В. Никонов. Журнал «Октябрь», вокруг которого группи­ровались сторонники «возврата к сталинизму», также под­вергся критике.

Несмотря на все ограничения, а возможно и благодаря им, культурная жизнь второй половины 60-х - первой полови­ны 80-х гг. в СССР стала чрезвычайно глубокой и разносторонней. Ежегодно издавалось 4,3 млн. экземпляров книг и брошюр. Правда, среди них большой процент занимали про­изведения классиков марксизма-ленинизма, партийные до­кументы, поэтому хорошие книги были в дефиците. Огром­ной (и тоже дефицитной) была подписка на журналы. Попу­лярностью пользовались романы Ю. В. Бондарева, Б. JI. Васильева, Ю. В. Трифонова, П. JI. Проскурина, Чингиза Айтма­това, А. С. Иванова, других писателей, принадлежавших к различным, нередко противостоящим друг другу идейным направлениям. Феноменом советской литературы того време­ни стала так называемая «деревенская проза» (Ф. А. Абра­мов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. Г. Распутин, Б. А. Можаев, М. Шукшин и др.), обращавшаяся к проблемам в жизни села, взаимоотношению власти и крестьянства, вопросам эко­логии.

О духовном мире советских людей можно судить по рабо­там режиссеров Г. А. Товстоногова, А. В. Эфроса, М. А. Захаро­ва, О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек, Т. Е. Абуладзе, актеров (Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, О. В. Басилашвили, С. Ю. Юр­ский, Т. В. Доронина, Р. Я. Плятт, В. В. Тихонов, И. О. Горбачев, М. А. Ульянов, Н. В. Мордюкова и др.).

Творческий расцвет переживали кинорежиссеры С. Ф. Бон­дарчук («Война и мир», «Они сражались за Родину»), Ю.Н. Озеров (киноэпопея «Освобождение», «Солдаты свободы»), С.И. Ростоцкий («Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие...», «Белый Бим Черное ухо»), А. А.Тарковский («Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер»), Э.А.Рязанов («Ирония судьбы», «Гараж», «Служебный роман»), Л.И.Гай­дай («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»). Особую любовь зрителей приобретают телесериалы «Семнадцать мгновений весны» (Т.М. Лиознова), «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» (В.И.Усков и В. А. Краснопольский), «Место встречи изме­нить нельзя» (С.С.Говорухин) и др.

Советское балетное искусство продолжало триумфальное шествие по миру (М. М. Плисецкая, Н. И. Бессмертнова, М.Э.Лиепа, В. В. Васильев, Е. С. Максимова, Н. В. Павлова,

В. М. Гордеев, А. Б. Годунов,М. Н. Барышников и др.) Опера была представлена творчеством И. К. Архиповой, В.А.Атлантова, З.Л. Соткилавы, Е. В. Образцовой, Т.И.Синявской, Е. Е. Нестеренко, Б. Т. Штоколова, А. А. Эйзена и др. Огромные очереди стояли на выставки художников И. С. Глазунова и М. Шилова, творившего в реалистической манере.

Еще одним своеобразным явлением советской культуры стала авторская песня. Символом этого явления было творчество С. Высоцкого. Не менее известны песни Ю. И. Визбора, Ю. Ч. Кима, Б. Ш. Окуджавы и др. Популярным среди молодежи
было творчество музыкальных рок-групп, например «Машины
времени», «Цветов». Самыми известными эстрадными певцами в те годы являлись М. М. Магомаев, И. Д. Кобзон, Э.С. Пьеха, Э. А. Хиль, А. Б. Пугачева, С.М.Ротару,
Л.В.Лещенко, музыкальные ансамбли «Самоцветы», «Песняры», «Ореро» и др.

Культура в годы перестройки.

Гласность способствовала публикации в СССР многих запрещенных ранее произведе­ний. Среди них были романы А.Н. Рыбакова «Дети Арбата», В. Д. Дудинцева «Белые одежды», Д. А. Гранина «Зубр», А. А. Бека «Новое назначение», В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба». Эти книги были посвящены сталинскому времени и показывали трагические судьбы людей. Появились в печати и более ранние произведения: «Мы» Е. И. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка, «Чевенгур» и «Котло­ван» А. П. Платонова и др. Большими тиражами выходили труды русских философов, историков, социологов Н. А. Бердя­ева, В. С. Соловьева, П. А. Сорокина, В. Н. Лосского, И. А. Ильи­на. Позже стали издаваться и произведения писателей-эмигрантов И. А. Бродского, Г. Н. Владимова, В. Н.Войновича, А. А. Галича, В. П. Некрасова, Э. В. Лимонова и др. Среди та­ких произведений особый резонанс вызвала публикация «Ар­хипелага ГУЛАГ» и других книг А. И. Солженицына.

Размышления, связанные с неблагополучным состоянием общества, получили широкое отражение в литературе: пове­стях В. Г. Распутина «Пожар» (1985), В. П. Астафьева «Пе­чальный детектив» (1987) и др.

Заметные изменения произошли в кинематографе. Симво­лом перестройки стал фильм Т.Е.Абуладзе «Покаяние» о временах сталинских репрессий. Появились давно снятые, но не показываемые ранее картины А. Я. Аскольдова «Комис­сар», А.Г.Германа «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин». В период перестройки были сняты и получили известность художественные и документальные фильмы «Зав­тра была война» Ю.В. Кары, «Холодное лето пятьдесят тре­тьего» А. А. Прошкина, «Собачье сердце» В.В.Бортко, «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли» С. С. Говору­хина.

Разнообразной стала музыкальная жизнь страны. Из полуподполья вышла рок-музыка, зазвучали песни эмигрант­ских авторов. Огромным успехом у молодежи пользовались песни Виктора Цоя, Игоря Талькова и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: