Особенности технологии предоставления информационных услуг на региональном рынке




Традиционные технологии предоставления информационных услуг.

Сегодня на информационном рынке России печатные справочные издания массового назначения имеют тираж 50-100 тыс., специализированные (включая адресные регистры) успешно расходятся в количестве 3-5 тысяч, объем реализации электронных баз данных на дискетах упал на 2 порядка по сравнению с периодом конца 80-х – начала 90-х годов, растет доля рынка деловой и развлекательной информации, предоставляемой на CD-ROM.

Особую роль в удовлетворении информационных потребностей широких слоев населения играют средства массовой информации. К основным характеристикам данного вида информационных услуг относятся: массовость, тиражируемость, периодичность, использование постоянно пополняемых информационных ресурсов, формирование массивов первичной информации.

С широким использованием средств новых информационных технологий существенно увеличиваются объемы хранимых данных, и, соответственно, расширяется круг информационных услуг, в первую очередь связанных с организацией доступа к централизованным хранилищам данных и использования информации из баз данных. База данных, как совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными выступает интегративным средством удовлетворения информационных потребностей клиентов. Основными классификационными признаками баз данных, направленными на систематизацию процесса удовлетворения информационных потребностей клиента, являются:

· тип хранимой информации;

· форма предоставления данных;

· предметная ориентация;

· охват конкретной предметной области;

· характерные особенности организации хранения данных;

· целевые функции использования данных.

Реализация данной классификации в организации коммерческой деятельности фирмы обеспечит специалистам оптимальный выбор средств удовлетворения информационных потребностей клиента.

К числу фирм, предоставляющих информационные услуги, основанные на организации доступа к базам данных, относятся:

· центры, где разрабатываются базы данных, а также производится их постоянное пополнение и редактирование;

· службы телекоммуникаций и передачи данных;

· специальные службы, аккумулирующие информацию по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например, консалтинговые фирмы, банки, биржи;

· коммерческие фирмы;

· информационные брокеры.

Для регионального рынка информационных услуг и продуктов характерным в предоставлении услуг, основанных на организации доступа к базам данных, является дистанционный доступ в диалоговом режиме. Популярность данного вида услуг растет и опережает все виды других услуг, благодаря:

· все большему числу пользователей, имеющих достаточную квалификацию для работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;

· высокой оперативности предоставления услуг;

· возможности отказа от дополнительных затрат на приобретение инструментальных средств, обеспечивающих эффективность процесса функционирования фирмы в условиях информационного взаимодействия.

Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако, в последнее время, наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.

Важным элементом инфраструктуры информационного рынка в плане удовлетворения информационных потребностей являются библиотеки, поскольку здесь сосредоточена значительная часть информационного ресурса. Информационная потребность клиентов удовлетворяется посредством следующих информационных услуг, оказываемых библиотекой:

· предоставление полных текстов первоисточников, а также справок по их описанию и местонахождению;

· получение копий первоисточников на бумаге или микрофильмах по запросам клиентов, что требует широкого использования средств новых информационных технологий в библиотечном деле;

· выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, обзоры и пр.) по заявкам клиентов в удобной для них форме и носителе;

· получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);

· подготовка и распространение реферативной и библиографической информации (об отчетах, диссертациях, алгоритмах и программах);

· организация научно-технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т.п.).

Исследования и опыт практической работы показали, что анализ особенностей предоставления информационных услуг требует изучения инфраструктуры информационного бизнеса с позиции направленности процесса организации коммерческой деятельности фирм на рынке информационных услуг и продуктов. Здесь важно учитывать региональные социально-экономические и демографические особенности, влияющие на процесс становления и развития региональной инфраструктуры информационного бизнеса.

В связи с этим целесообразно проведение маркетингового исследования регионального информационного рынка с позиций:

· анализа спроса на конкретную информацию и потребительских предпочтений на организацию информационного ресурса и выбор адекватного носителя;

· определения потребительских приоритетов на источники и средства получения профессионально-важной информации;

· изучения потребительских предпочтений в получении информации (источники и носители);

· изучения профессиональной значимости средств массовой информации в становлении и развитии бизнеса;

· изучения уровня технической оснащенности фирм, выступающих потенциальными клиентами на рынке информационных услуг и продуктов;

· определения предпочтительной системы организационно-экономических отношений хозяйствующих субъектов на рынке информационных услуг и продуктов.

Проведение данного исследования позволило на региональном уровне выделить пять секторов рынка информационных услуг и продуктов и определить фирмы, функционирующие в конкретном секторе рынка:

1.Деловая информация, включающая:

· биржевую и финансовую информацию, а именно, котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Фирмами, предоставляющими данную информацию, выступают специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

· статистическую информацию, а именно, статистические данные по отраслям, прогностические модели развития, построенные посредством обработки статистических данных, оценка экономической, социальной, демографической ситуации. Фирмами, предоставляющими данную информацию, выступают государственные статистические управления;

· коммерческую информацию о компаниях, фирмах, корпорациях, по направлениям их работы и выпускаемой продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Фирмами, предоставляющими данную информацию, выступают информационно-аналитические центры;

· маркетинговую информацию, а именно информацию о рынках, ценах, клиентах, конкурентах, товарах. Фирмами, предоставляющими данную информацию, выступают информационно-аналитические центры.

2. Научно-техническая продукция, включающая проектные, технологические, методические разработки по различным отраслям, научно-техническую документацию, библиографическую, реферативную, справочную информацию в области естественных, технических, общественных наук по отраслям производства и сферам деятельности. Фирмами, предоставляющими данную информацию, выступают библиотеки, специализированные научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, а также фирмы, предоставляющие инженерно-технические услуги и услуги по послепродажному сопровождению технических средств.

3. Общественно-значимая информация, включающая:

· новости общественной жизни, литературы и искусства, а именно, информацию служб новостей и агентств, журналы, справочники, энциклопедии, произведения художественной литературы. Фирмами, предоставляющими данную информацию, выступают информационные службы новостей, издательства, газеты, журналы, телевидение, радио, библиотеки;

· потребительскую информацию, а именно, расписания транспорта, данные о резервировании билетов на все виды транспорта и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг и т.п. Фирмами, предоставляющими данную информацию, выступают транспортные, гостиничные и другие сервисные службы, рекламные агентства;

· развлекательную информацию (информацию, связанную с организацией досуга). Фирмами, предоставляющими данную информацию, выступают рекламные агентства, кинотеатры, музеи, картинные галереи, театры, туристические бюро.

4. Образовательные услуги, включающие в себя все организационные формы и этапы обучения в системе непрерывного образования, в том числе систему дополнительного образования. Информационными продуктами здесь выступают: методики и технологии обучения, программы курсов, учебники и учебные пособия, программно-педагогические и дидактические средства, имеющие как традиционную, так и компьютерную форму реализации. Фирмами, предоставляющими данные виды услуг, являются государственные и негосударственные учебные заведения, учебные центры и т.д.

5. Технические, программно-методические и коммуникационные средства, включающие:

· программные комплексы, ориентированные на пользователей с различным уровнем подготовленности, а именно, системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной предметной области. Фирмами, предоставляющими данные виды товаров, являются региональные центры новых информационных технологий (ЦНИТ); центры разработки программного обеспечения, подразделения предприятий информационного и программного обеспечения;

· компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, комплектующие. Фирмами, предоставляющими данные виды товаров, являются региональные ЦНИТ, фирмы, производящие сборку и продажу информационно-вычислительной техники, специализированные магазины;

· разработку и сопровождение информационных систем, а именно, обследование организации в целях выявления структуры и содержания информационного ресурса, разработку концептуальных информационных моделей, разработку структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных. Фирмами, предоставляющими данные виды услуг, являются региональные ЦНИТ; центры разработки программного обеспечения; подразделения предприятий информационного и программного обеспечения, ассоциации программистов;

· консультирование по различным аспектам информационной индустрии.

Исследование показало, что отечественный рынок информационных услуг и продуктов является одним из наиболее динамичных секторов рынка. Сегодня все программно-технические средства связи, развития телекоммуникаций и информатизации обеспечивается отечественным информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии появляются с минимальным периодом запаздывания относительно зарубежных рынков. Российский информационный рынок имеет свои особенности:

· отсутствие стабильности и приоритет зарубежного производителя;

· неоднородность рынка по регионам страны;

· государство выступает в качестве основного потребителя;

· слабо развит сектор личного потребления и, практически, не развита индустрия услуг, ориентированных на удовлетворение информационных потребностей населения.

Анализируя особенности предоставления информационных услуг важно учитывать основные периоды, которые прошел российский информационный рынок в процессе становления. Формирование обособленного и независимого российского информационного рынка началось в 1987 году, в результате появления нормативных документов, официально разрешающих деятельность кооперативов и предприятий с иностранным участием, оказавших большое влияние на развитие рынка информационных услуг и продуктов в России. Период с 1987 года по 1992 год характеризовался благоприятными условиями для развития рынка информационных услуг и продуктов в результате активизации предпринимательской деятельности и возникновения новых потребностей. Активность коммерческих фирм в информационной сфере определялась возможностью получения значительной прибыли. Однако в период после 1992 года произошло существенное ухудшение макроэкономических условий для развития рынка информационных услуг и продуктов по причине жесткой либерализации экономики. Сохранившиеся фирмы сферы информационного бизнеса вынуждены были жестко ориентироваться на удовлетворение потребностей платежеспособных клиентов. Это привело к ограничению номенклатуры общедоступных на рынке информационных услуг. Информационное производство стало невыгодным. Успехи по продажам были, как правило, связаны не с качеством информационного продукта, а с успешной рекламной кампанией. Российские предприятия, являющиеся наиболее крупными потребителями информационных услуг и продуктов, стали в большинстве своем неплатежеспособны и потеряли возможность приобретать информационные услуги.

Сделанный вывод подтверждается данными российского опроса, проведенного Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства. Ответы на вопрос о цели деятельности предприятия распределились следующим образом, так из общего числа респондентов 29,8% в качестве ведущей цели определили выживание предприятия; 29,2%стабильность предприятия на рынке; 28,1%создание условий для развития; 12,9%интенсивное развитие.

В этих условиях, несмотря на усиление информационных потребностей предприятий, их удовлетворение ограничивается лишь сведениями о возможностях сбыта продукции, в то время как информационная потребность в области: обеспечения процессов развития производства и технологий; организации маркетинговых коммуникаций, логистических процессов, рекламных кампаний остается неудовлетворенной из-за отсутствия как финансовых средств у предприятия, так и соответствующей инфраструктуры информационного бизнеса. Таким образом, возникает противоречие между существующими информационными потребностями потенциальных клиентов фирм сферы информационного бизнеса и возможностью их удовлетворения в силу отсутствия материальных ресурсов, уровня развития соответствующей инфраструктуры. Это ставит, как одну из первоочередных задач, для фирм сферы информационного бизнеса организацию системы маркетинговых исследований рынка информационных услуг и продуктов с целью определения направленности информационных услуг и средств их удовлетворения с учетом необходимого качества и создания льготных условий реализации информационных продуктов.

Однако, как показали исследования, в отдельных секторах информационный рынок развивается достаточно быстрыми темпами за счет платежеспособных потребителей. К таким секторам относится, например, рынок финансовой информации, который активно поддерживается зарубежными производителями. Высокие темпы развития имеют проекты, связанные с разработкой и распространением справочно-правовых систем (наиболее известными представителями в этой области являются фирмы «Консультант-Плюс», «Гарант-Сервис»). Развитие данного сектора рынка обеспечивается доступностью официальной информации и наличием широкой потребительской аудитории. Постоянно пользуется спросом информация о предприятиях, продуктах и услугах, экспортерах и импортерах. В этих условиях назрела необходимость совершенствования региональной инфраструктуры информационного бизнеса.

Особенности предоставления информационных услуг опосредуются тенденциями функционирования рынка информационных услуг и продуктов.

Так, опыт практической работы и исследования показали, что:

1. Для сферы информационных услуг характерна прямая зависимость технологии предоставления услуги от структуры и содержания информационной потребности специалиста фирмы - клиента.

2. В большей степени по сравнению с другими сферами услуг, процесс производства и потребления информационных услуг неразрывен и требует тщательного изучения информационной потребности специалистов фирм - клиентов с целью определения направленности услуг и средств достижения цели. Это порождает проблему системного мониторинга с целью решения вопросов регулирования спроса и предложения, определение жестких каналов сбыта.

3. Цена на информационную услугу включается в цену информационного продукта, предоставляемого посредством данной услуги.

4. Рынок информационных услуг и продуктов в большей степени требует решения вопросов правового обеспечения организационно -экономической деятельности хозяйствующих субъектов в процессе производства и потребления информационных услуг.

5. В силу высокой динамичности научно-технического прогресса в социально-экономической сфере, структура и содержание информационного ресурса, обеспечивающего успешность функционирования фирмы подвержены быстрому изменению. В связи с этим качество предоставляемых информационных услуг требует постоянного совершенствования с позиции методик изучения и удовлетворения информационных потребностей, появляется необходимость увеличения спектра предоставляемых услуг.

6. Чем выше качество предоставляемой услуги, тем большую прагматическую значимость имеет информационный продукт. Таким образом, разработчик информационного продукта, ориентируясь на конкретного потребителя в процессе производства, определяет гипотетический сегмент рынка, где данный информационный продукт будет востребован. Это, в свою очередь, требует системного изучения и прогнозирования спроса на рынке информационных услуг и продуктов.

7. Успешность функционирования фирмы сферы информационного бизнеса зависит как от скорости предоставления услуги, так и от других параметров качества, что в большей степени требует использования в процессе производства информационных услуг средств современных информационных и коммуникационных технологий.

 

Информатизация общества повлекла за собой возникновение новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.

Информационной культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.

Под информационными ресурсами понимают совокупность знаний, данных, технологий, систем искусственного интеллекта, систем анализа и обработки информации, служащих основой производства материальных благ или способствующих их созданию.

Понятие «информационные ресурсы» появилось более 30 лет назад и прочно вошло в мировую и российскую практику информационной работы; его содержание отражено в федеральном законе «Об информации, информатизации и защи­те информации» от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ.

Согласно закону информационные ресурсы - это информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах).

Информационный бизнес – это бизнес, связанный с информацией, которая является не только товаром, но и ресурсом производства, т.е. средством улучшения коммерческой или предпринимательской деятельности.

Результаты информационного бизнеса:

- информационные продукты и услуги;

- информационные технологии;

- информационные программные средства и программные продукты.

Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов и ресурсов знаний, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, связи и копи­рования информации, объединяют в понятие информационная ин­дустрия.

Рынок информационных услуг может быть определен как совокупность экономических, правовых и информационных отноше­ний по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями). Он характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами.

Товаром на рынке информационных услуг является инфор­мация.

Информационный продукт (товар) – совокупность данных, сформированная производителем в вещественной или невещественной форме. Это могут быть технологии, программы, наборы данных в различных формах представления, базы данных, экспертные системы и т.д.

Информационной услугой называют получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, собы­тиях, явлениях и процессах независимо от формы их представле­ния.

Документированная информация (документ) — зафиксирован­ная на материальном носителе информация с реквизитами, поз­воляющими ее идентифицировать.

Информационная система — организационно-упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информаци­онных технологий, в том числе с использованием средств вычис­лительной техники и связи, реализующих информационные про­цессы.

Информационные процессы — процессы сбора, обработки, на­копления, хранения, поиска и распространения информации.

Сегодня широко употребляется термин «информационные и телекоммуникационные технологии», под которым понимаются технологии реализации информационных процессов и процессов обмена информацией с помощью телекоммуникаций.

Из определения понятия «информационные ресурсы» следу­ет, во-первых, что существуют средства их обновления и доступа в интересах пользователя, т. е. средства поиска, обработки и вы­дачи; во-вторых, информация должна быть зафиксирована на ка­ком-либо материальном носителе. Необходимо обратить также внимание на то, что информационные ресурсы — это документи­рованная информация, содержащаяся не только в базах данных, но и в библиотеках, архивах и др.

В качестве поставщиков информации на рынке информаци­онных услуг выступают коммерческие структуры, государствен­ные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, агентствами, службами, центрами.

Информация служит основой принятия решений во всех сфе­рах человеческой деятельности, способствует повышению эф­фективности труда в различных областях. Это обстоятельство оп­ределяет тот факт, что пользователями услуг выступают специа­листы, работающие почти во всех сферах производства.

Пользователи могут быть разделены на следующие группы:

- специалисты промышленных предприятий, фирм и пред­приятий торговли;

- специалисты консалтинговых и маркетинговых информа­ционных агентств;

- работники научно-исследовательских учреждений и учеб­ных заведений;

- работники государственных учреждений;

- работники общественных организаций;

- индивидуальные пользователи.

Важным понятием для выявления сущности информации и информационных услуг и продуктов в условиях рыночной экономики выступает понятие полезного эффекта труда. К. Маркс использовал это понятие для обозначения вещей и действий, которые не могут выступать продуктами, товарами или услугами, так как по своим свойствам не соответствуют таким требованиям к продукту и товару, как однородность, массовость и воспроизводимость, или такому требованию к услуге, как нацеленность на производство добавочной стоимости. Эти вещи и действия приобретают рыночную форму товара или услуги благодаря цене, но от этого собственно товаром или услугой не становятся.

Информацией или интеллектуальным продуктом, продуктом духовного или нематериального производства, а также информационным продуктом и услугой называется полезный эффект труда в виде вещи или действия, которые:

- предназначены их производителем для доставки определенного знания получателю;

- способны пополнить знания последнего без проведения им каких-то специальных дополнительных действий.

Большинство информационных услуг и продуктов связано с воспроизведением, копированием в массовом масштабе вышеупомянутых услуг и продуктов и представляют собой материальные блага, удовлетворяющие духовные потребности.

При экономическом анализе информационные услуги и продукты не следует отождествлять собственно с информацией. Информация в большинстве случаев не является результатом информационной деятельности, поступает туда извне, из других сфер общественного производства и общества.

Информация– это неубывающий и воспроизводимый ресурс жизнеобеспечения общества. Для развития общества необходимо привлекать не только существующие, но и новые информационные ресурсы, заменять старые более перспективными, повышать долю систематического и теоретического, а не простого эмпирического и экспериментально полученного знания.

Услуги по преобразованию информации и обеспечению доступа потребителей к ней как раз и являются основными результатами информационной индустрии - информационными услугами, которые наряду с вещной формой потребительных стоимостей могут иметь и невещную форму - выступать полезным эффектом труда, неотделимым от самой деятельности по обслуживанию потребителя.

Некоторые потребительные стоимости, создаваемые в информационной деятельности, действительно, могут выступать товарами и иметь стоимость. Другие - нет и, имея форму потребительной стоимости, на самом деле по своей сути представляют собой полезные эффекты труда в вещной форме.

Так как на практике цены имеют не только товары, обладающие стоимостью, но и полезный эффект труда, то необходимо различать товар и товарную форму. Товар как категория политической экономии есть единство потребительной стоимости и стоимости, что и составляет его сущность. Товарную форму благодаря цене могут получать вещи, не являющиеся товарами и даже продуктами труда, и она может не выражать сущности товара как единства потребительной стоимости и стоимости.

У информационных услуг в невещной форме процессы производства и потребления совпадают во времени, что определяет ряд их специфических черт как потребительных стоимостей. В большинстве случаев эти услуги имеют индивидуализированный характер, не могут накапливаться, имеют определенную адресность и не могут существовать вне индивидуального контакта с потребителем, не подлежат хранению, ориентированы на локальные рынки.

На информационные услуги вневещной форме приходится все меньшая доля результатов труда в информационной индустрии. Все больше информационных услуг в вещной форме сближаются с продуктами материального производства, хотя и сохраняют ряд особенностей. Технико-экономические характеристики этих услуг, используемые технологии, близкие к индустриальным методам производства, высокая и постоянно растущая фондовооруженность информационного производства, основывающаяся на применении большого парка технических средств, процессы интенсификации расширенного воспроизводства, протекающие в самой индустрии информации, сближают ее с материальным производством.

Классификация информационных услуг

В данном пункте мы рассмотрим характерные классификации информационных услуг, представленных в таблице 2.

 

Таблица 2 - Классификация информационных услуг

Классификационный признак Виды информационных услуг
   
1 По составу - подготовка источников информации; - подготовка баз данных; - выпуск печатных информационных изданий; - информационное справочное обслуживание; - ретроспективный поиск информации; - избирательное распространение информации; - предоставление копий источников информации; - услуги по проведению компьютерного анализа и синтеза новой информации.
2 По методу оказания - услуги, оказываемые с помощью машин; - услуги, выполняемые человеком.
3 По формам предоставления - частные и общественные; - государственные и негосударственные.
4 По необходимости участия потребителя в процессе производства услуги - услуги, требующие участия потребителя; - услуги, не требующие участия потребителя.
5 По мотивам потребления услуг - услуги личного назначения; - услуги делового назначения.
   
 
   
6 По виду предоставляемой информации - услуги по предоставлению экономической информации; - услуги по предоставлению политической информации; - услуги по предоставлению социальной информации; - услуги по предоставлению научно-техничес­кой информации.
7 По форме организации информационных ресурсов, предоставляемых к потреблению - услуги по предоставлению традиционно организованных информационных ресурсов; - услуги по предоставлению автоматизированно организованных информационных ресурсов.
8 По виду доступа - общедоступные; - с ограничением доступа.
9 По виду носителя - услуги по предоставлению информации на бумажных носителях; - услуги по предоставлению информации на электронных носителях.
10 По форме возмещения издержек на выполнение услуг - предоставляемые бесплатно или на льготных условиях; - оказываемые в платной форме.
11 По роли услуг в деятельности хозяйствующего субъекта - основные; - вспомогательные.
12 По принципу вещественности или невещественности - осязаемые действия, направленные на живой организм; - осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты; - неосязаемые действия, направленные на сознание человека; - неосязаемые действия с неосязаемыми активами.
13 По мотивации приобретения - услуги, потребляемые импульсивно; - услуги, требующие предварительного выбора.
14 По способу достижения конечной цели - коммерческие; - некоммерческие.
15 По степени комплексности - чистые и смешанные; - простые и сложные.
16 По отношению к услугам государства и общества - легитимные; - нелегитимные.
17 По признаку этичности предложения услуги - добровольные; - навязанные.
18 По месту происхождения - получаемые от сторонних предприятий и организаций; - созданные и потребленные внутри данного предприятия или организации.
19 По степени опосредованности - услуги, потребляемые только при наличии потребления какого-либо другого товара или услуги; - непосредственно потребляемые услуги.
 
   
20 По признаку возможного участия в международном обмене - услуги, являющиеся объектом международной торговли; - услуги, по своей природе не способные быть предметом экспорта; - услуги, потребляемые как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
21 По каналам происхождения - входящие; - исходящие.
22 По периодичности потребления - регулярные; - эпизодические.
23 По праву потребления - услуги по распространению государственной информации; - услуги по распространению государственной межрегиональной информации; - услуги по распространению государственной региональной информации; - услуги по распространению информации государственных предприятий; - услуги по распространению негосударственной частной информации; - услуги по распространению информации общественных объединений.
24 По направлению воздействия на потребительную стоимость - материальные; - нематериальные.
25 По получателям услуги - услуги производителям продуктов; - услуги продавцам продуктов; - услуги потребителям продуктов.
26 По социальной значимости - услуги по предоставлению национальной информации; - услуги по предоставлению информации личного пользования; - услуги по предоставлению информации внутрифирменного использования.
27 По степени алгоритмизации - стандартизированные; - творческие.
28 По степени новизны предоставляемых услуг - радикально новые; - модифицированные.
     

 


Проведение исследования рынка информационных услуг

В таблице 3 представлены принципы реализации технологии проведения исследования рынка информационных услуг. А в таблице 3 рассмотрены методы проведения исследования рынка информационных услуг.

Таблица 3 - Принципы реализации технологии проведения
исследования рынка информационных услуг

Название принципа Характеристика
   
Принцип согласования с другими программами соц-эконом развития Означает взаимообусловленность и сбалансированность развития информатизации с развитием всего народного хозяйства
Принцип саморазвития и самофинансирования Означает, что процесс информатизации должен воспроизводиться в расширенном масштабе за счет формирования все новых информационных процессов и потребностей, обеспечения самоокупаемости информатики как отрасли.
Принцип самоуправления Означает выработку и реализацию собственной политики в области информатизации
Принцип информатизации Требует активного участия в международном разделении труда. Это определяет необходимость создания научных, учебных и промышленных комплексов, которые должны обеспечивать проведение фундаментальных исследований, сквозную подготовку и переподготовку кадров, строительство новых и создание совместных предприятий по производству средств вычислительной техники и телекоммуникаций, обучение студентов, стажировку специалистов в зарубежных вузах и научных центрах
Принцип многоязычия развития информатики Информатизация должна благоприятным образом повлиять на решение проблем межнационального общения. Информационный продукт имеет существенные отличия от вещественных товаров, которые необходимо учесть при определении принципов формирования и развития регионального рынка информационных продуктов и услуг
Принцип научности В основе реализации названной выше технологии должны лежать научные методы и привлечение компетентных лиц к решению стоящих задач
Принцип целевого назначения Оценка может проводиться вообще или быть ориентирована на некоторые предположительные результаты, но может иметь и ясную конкретную цель
 
   
Принцип разнообразия, полноты и системности Очень часто подлежат оценки только те характеристики, которые известны, доступны, понятны, измеряемы. В результате такого под­хода получается деформированная оценка, которая не дает полной картины события или ситуации, явления или проблемы. При проведении оценки очень важно учитывать связь характеристик, стремиться к их полноте, видеть разнообразие и достаточность
Принцип критериальной определенности Предполагает построение сравнительной базы. Критерий оценки – это точка отчета, шкала измерений, это констатация специфики, характеристики, подлежащей оцениванию. Чем точнее установл


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: