Вследствие этого старые мастера настаивали на движении прочь от мира. Это делалось для того, чтобы вы легко могли уйти прочь от маски. В противном случае другие будут рядом, а из-за них вы вынуждены носить маски. Вы не любите свою жену или своего мужа, однако вы вынуждены носить маску - любящее лицо, фальшивое любящее лицо. В тот момент, когда вы входите в дом, вы настраиваете лицо: вы входите и начинаете улыбаться. Это не ваше лицо.
Мастера дзэна настаивали на том, что сначала нужно достичь подлинного лица, потому что с подлинным лицом все становится легким. В этом случае мастер может легко узнать, что происходит. Поэтому о просветлении никогда не рассказывали. Если какой-либо искатель достигал просветления, то ему не было необходимости рассказывать мастеру, что он достиг - мастер и так легко это узнает. Он скажет это ученику. Ни одному ученику не позволялось сказать мастеру: «Я достиг». В этом не было никакой необходимости. Лицо покажет, глаза покажут, само движение, ходьба покажет это. Что бы он ни делал, каждый его жест покажет, что он достиг.
Когда вы движетесь от звуков к чувствам, вы движетесь в очень, очень экстатичный мир, в экзистенциальный мир. Вы движетесь прочь от ума. Чувства являются экзистенциальными; вот что означает это слово - вы чувствуете их. Вы не можете видеть их, вы не можете слышать их, вы просто чувствуете их. Когда вы подходите к этой точке, вы можете предпринять прыжок. Это последняя ступень. Теперь вы стоите на краю бездны; вы можете прыгнуть.
И если вы прыгаете от чувств, то вы прыгаете внутрь себя. Этой бездной являетесь вы - не ваш ум, но ваше существование; не как накопленное прошлое, но как настоящее, здесь и сейчас.
|
Вы движетесь от ума к существованию, и мостом, связующим звеном являются чувства. Но для того, чтобы прийти к чувствам, вы должны будете оставить позади многое - слова, звуки, весь обман ума. Затем, отбросив все это, будь свободной.
Вы являетесь свободными. Эти слова - будь свободной - не означают, что вы должны что-то предпринять, чтобы освободиться. Слова затем, отбросив все это, будь свободной означают, что вы уже свободны! Существование является свободой, ум - это кабала. Вот почему говорят, что ум - это сансара, мир.
Не оставляйте мир... вы не можете оставить его. Если ум здесь, то вы создадите себе другой мир - семя здесь. Вы можете уйти в горы, вы можете уединиться, но вы уйдете вместе со своим умом; вы не можете оставить его здесь. Мир движется вместе с вами, вы создадите другой мир. Даже в своем уединенном пристанище вы начнете создавать его снова, потому что семя с вами. Вы снова создадите какие-то взаимоотношения. Возможно с деревьями, возможно с птицами, но вы снова создадите взаимоотношения, вы снова породите ожидания, и вы будете расширять эту сеть, потому что семя с вами. Вы снова будете в мире.
Ум является внешним миром, и вы не можете оставить ум где угодно. Вы можете оставить его только в том случае, если вы движетесь внутрь. Так что это является единственно возможными Гималаями, никакие другие Гималаи не подойдут. Если вы движетесь внутрь от слов к чувствам и от чувств к существованию, вы движетесь прочь от мира. И раз вы познали эту внутреннюю бездну существования, тогда вы сможете жить где угодно, даже в аду. Тогда это не имеет значения. Тогда нет никакой разницы! Когда вы существуете без ума, ад не может войти в вас, а с умом только ад и входит. Ум является дверью в ад.
|
Затем, отбросив все это, будь свободной. Однако не пытайтесь делать это непосредственно с чувствами, вы потерпите неудачу. Попробуйте сначала со словами. Но со словами у вас тоже не получится, если вы не оставите философии, если вы не оставите мысли. Слова это просто элементы - и если вы придаете значение словам, то вы не сможете оставить их.
Поймите хорошо, что язык является творением человека. Он утилитарен, он необходим, но значения, которые мы приписали звукам - это наше собственное творение. Если вы хорошо это поймете, то вы легко будете продвигаться. Если кто-то что-то говорит против Корана или против Вед, как вы себя чувствуете? Можете вы над этим посмеяться или кто-то внутри вас стискивает кулаки?
Можете ли вы смеяться над этим? Кто-то оскорбляет Гиту или, кто-то говорит что-то унижающее против Кришны, Рамы, Христа - можете ли вы смеяться? Можете ли вы смотреть сквозь слова, можете ли вы видеть, что это только слова? Нет, вы будете задеты. Очень трудно освободиться от слов. Поймите, что слова есть просто слова - звуковые шумы с приписанными им значениями и ничего больше. Убедитесь в этом. А это действительно так! Сначала отделите себя от слов. Если вы сумеете отделить себя от слов, то вы сможете понять, что это всего лишь шумы.
Это точно так же, как на военной службе, где используются номера. Один из солдат имеет номер 101: он может отождествляться с числом 101. И если кто-то скажет что-то оскорбительное по поводу номера 101, Он будет задет, он начнет сражаться. А «101» -это всего лишь число, но он отождествил себя с ним. И ваше имя является только числом, всего лишь указывающим числом. С вещами было бы трудно, поэтому мы вынуждены пометить их. Это просто метка; любая другая метка выполнила бы ту же самую работу. Но для вас это не просто метка, это проникло глубже; ваше имя стало центром вашего эго.
|
Поэтому так называемые мудрецы говорят: «Живи ради своего имени. Следи, чтобы твое имя оставалось чистым. Твое имя должно пользоваться уважением, и даже если ты умрешь, твое имя будет жить». Этого имени никогда здесь не было, это всего лишь закодированное число. Вы умрете, а имя будет жить... Когда вы сами не можете жить, как собирается жить ваша метка?
• Взгляните на слова - на их тщетность, на их бессмысленность, и не привязывайтесь к каким-либо словам. Только тогда вы сможете выполнять эту технику.
38. Почувствуйте себя в центре звуков Вторая техника, использующая звуки: Купайся в центре звука, как в неумолкающем звуке водопада. Или, заткнув уши пальцами, слушай звук звуков.
Эту технику можно выполнять различными способами. Один из способов - это просто начать где-нибудь сидеть. Везде и всегда присутствуют звуки. Это может быть на рынке, а может быть и в уединенном месте в Гималаях: звуки есть и там. Сидите молча, а наряду со звуками там будет что-то весьма специфическое. Всегда, когда есть звуки, центром являетесь вы. К вам приходят звуки отовсюду, со всех направлений.
Что касается зрения, глаз, то это не так. Зрение прямолинейно. Я вижу вас - значит существует прямая линия по направлению к вам. Звук кругообразен, он не линеен. Так что все звуки приходят со всех сторон, а в центре - вы. Где бы вы ни были, вы всегда в центре звуков. Для звуков вы всегда Бог, центр всей вселенной. Каждый звук доходит до вас, двигаясь по направлению к вам кругами.
В этой сутре говорится: Купайся в центре звука. Где бы вы ни были, если вы выполняете эту технику, просто закройте глаза и почувствуйте, что вся вселенная наполнена звуком. Почувствуйте, что каждый звук идет по направлению к вам и что вы являетесь центром. Даже одно это ощущение, что вы являетесь центром, принесет вам очень глубокий покой. Вся вселенная станет периферией, а вы - центр, и все движется по направлению к вам, падает по направлению к вам.
...Как в неумолкающем звуке водопада. Если вы сидите рядом с водопадом, закройте глаза и ощутите звук вокруг себя, падающий на вас со всех сторон, создающий со всех сторон центр внутри вас. Почему такой упор на ощущение того, что вы находитесь в центре? Потому что в центре нет звука. Центр существует без звуков, вот почему вы можете слышать звуки; в противном случае вы не могли бы слышать их. Звук не может слышать другой звук. Потому что вы являетесь беззвучными в центре, вы можете слышать звуки. Центр является абсолютно молчаливым. Вот почему вы можете слышать звуки, входящие в вас, идущие к вам, проникающие в вас, окружающие вас.
Если вы сумеете обнаружить, где расположен этот центр, где расположена та область в вас, куда сходятся все звуки, то внезапно звуки исчезнут и вы войдете в беззвучность. Если вы сумеете почувствовать центр, откуда слышны все звуки, то произойдет внезапный перенос сознания. Только что вы слышали весь мир, наполненный звуками, а в следующий момент ваше сознание внезапно поворачивает внутрь, и вы слышите беззвучность, центр жизни.
Раз вы услышали это, то никакой звук не может потревожить вас. Они идут к вам, но они никогда не достигают вас. Они все время идут к вам, но никогда не достигают вас. Имеется точка, куда не входит ни один звук. Этой точкой являетесь вы. Проделывайте это на рынке в мире нет другого места, подобного рынку. Он настолько заполнен звуками, он просто сходит с ума от звуков. Но не начинайте думать о звуках, - что этот хорош, а этот плох, что этот раздражает вас, а тот прекрасен и гармоничен. В этой технике не предполагается, что вы будете думать о звуках, предполагается, что вы будете думать о центре. Не предполагается, что вы будете думать о каждом звуке, идущем к вам - хорош ли он, плох, прекрасен. Вы должны только помнить, что вы центр и что все звуки движутся по направлению к вам - каждый звук, каков бы он ни был по качеству.
Вначале вы почувствуете головокружение, потому что, что бы ни происходило вокруг, вы не будете слышать этого. Ваш слух избирателен, ваше зрение избирательно. И современные научные исследования показывают, что 98% не слышится, слышится только два процента того, что происходит вокруг вас. В противном случае, если бы вы слышали все сто процентов того, что происходит вокруг вас, вы бы просто сошли с ума. Раньше думали, что органы чувств являются дверями, отверстиями, окнами, предназначенными для того, чтобы внешнее входило внутрь. Теперь говорят, что это не двери и что они не так уж и открыты, как думали. Они, скорее, подобны сторожу, цензору, который все время следит за тем, что позволено, а что - нет.
Внутрь допускаются только два процента происходящего, а вы уже сходите с ума от этих двух процентов. При ста процентах, при полной открытости, при открытости всего, при открытости и функционировании всех органов чувств, при полной дозволенности входа внутрь вы определенно сойдете с ума. Поэтому, когда вы будете практиковать этот метод, то на первых порах вы почувствуете, как к вам приходит головокружение. Не бойтесь этого, продолжайте ощущать центр - и допускайте все, что бы ни случилось, позволяйте всему входить в вас.
Расслабьтесь, расслабьте ваши сторожевые башни, ваши чувства; расслабьте все, пусть все входит в вас. Вы стали более текучими, открытыми; все идет к вам, все звуки движутся по направлению к вам. Тогда двигайтесь вместе со звуками и придите к центру, откуда вы слышите их.
Звуки не слышны в ушах, уши не могут их слышать. Уши являются лишь передаточным звеном, и при передаче они многое обрезают - то, что является бесполезным для вас. Они выбирают, они отбирают, а потом эти звуки входят в вас. Теперь выясните, где внутри находится ваш центр. Уши не являются вашим центром, вы слышите откуда-то изнутри. Уши просто посылают вам отобранные звуки. Где вы? Где ваш центр?
Если вы работаете со звуками, то рано или поздно вы будете удивлены, - потому что центр находится не в голове. Это кажется, что он в голове, потому что вы никогда не слышите звуки, вы слышите только слова. Для слов центром является голова, для звуков она не является центром. Вот почему в Японии говорят, что человек думает не головой, а животом, - потому что они долгое время работали со звуками.
В каждом храме вы видели гонг. Он находится там, чтобы создавать звуки вокруг ищущего. Кто-то медитирует, при этом звучит гонг или звонит колокол. Кажется, что сам звук колокола создает возмущение; кто-то медитирует, а этот колокол или гонг кажется создающим возмущения. Каждый входящий в храм посетитель будет ударять в гонг или в колокол. Если там кто-то медитирует, то кажется, что это является постоянным возмущением. Это не так, потому что медитирующий ожидает эти звуки.
Поэтому каждый посетитель помогает ему. Снова и снова звучит колокол, возникает звук, а медитирующий снова входит внутрь себя. Он ищет центр, в который углубляется этот звук. Происходит один удар в колокол - это сделал посетитель. Теперь второй удар раздастся внутри медитирующего, где-то внутри. Где это? Звук всегда ударяет в живот, в пупок, и никогда не ударяет в голову. Если бы он ударял в голову, вы бы могли понять, что это не звук, а слова. Тогда вы начнете думать о звуке. Тогда чистота будет утеряна.
В настоящее время проводится много исследований относительно детей, находящихся в утробе. Они также подвергаются ударам звуков, и они реагируют на эти звуки. Они не могут реагировать на язык. У них еще нет головы, у них нет способности рассуждать, они еще не знают языка и согласованных обычаев общества. Они не знают о языке, однако они слышат звуки. И каждый звук воздействует на ребенка в большей степени, чем он воздействует на мать, так как мать не может слышать звуки - она слышит слова. А мы порождаем дикие, хаотичные звуки, и эти звуки ударяют в не родившихся детей. Они родятся сумасшедшими. Вы уже слишком сильно вывели их из равновесия.
Звуки воздействуют даже на растения. Они растут быстрее, если вокруг них создаются определенные мелодичные звуки; они растут медленнее, если вокруг них создаются определенные хаотичные звуки. Вы можете помочь им расти. Вы можете помогать им различными способами посредством звуков.
В настоящее время утверждают, что из-за звуков уличного движения, которые негармоничны и не могут таковыми быть, человек становится умственно ненормальным, и кажется, что наступил предел. Если этот шум будет увеличиваться, то у человека нет никакой надежды на будущее. Эти звуки постоянно ударяют в вас; однако, если вы думаете о них, они будут ударять в вашу голову, а не в центр - центром является пупок. Поэтому не думайте о них.
Все мантры являются бессмысленными звуками. И если какой-то мастер говорит, что что-то является значением этой мантры, то это совсем не мантра. Мантра обязательно не должна иметь значения. Она имеет некоторое воздействие, но не посредством своего значения. Она должна сделать что-то внутри вас, но она не имеет смысла, поскольку она должна быть только чистым звуком внутри вас. Вот почему мы придумали мантру аум. Она не имеет значения, это просто чистый звук. Если этот чистый звук создается внутри вас, если вы можете создать его внутри, то тогда может быть использована та же самая техника.
• Купайся в центре звука, как в неумолкающем звуке водопада. Или, заткнув уши пальцами, слушай звук звуков. Вы можете также создать звук при помощи своего пальца или чего-нибудь другого, что принудительно закрыло бы ваши уши. Тогда слышен некоторый звук. Что это за звук, и почему вы слышите его, когда уши закрыты, когда они заткнуты?
Это случилось в Америке, когда в середине ночи, где-то около двух часов ночи, недалеко прошел поезд. В действие была введена новая линия, и поезд прекратил движение по старому маршруту. Но произошло очень странное явление. Люди, которые жили по соседству с тем местом, где прекратилось движение, пожаловались в полицию, что приблизительно в два часа ночи было слышно что-то таинственное. И жалоб было так много, что пришлось расследовать это дело. Странные звуки были слышны приблизительно в два часа. Их никогда не было слышно, когда проходил поезд; люди привыкли к этому поезду.
Теперь же, вдруг, поезд прекратил движение. Они ожидали услышать его сквозь сон; они привыкли к этому, они были обусловлены этим. Они ждали, а звука не было. Было слышно отсутствие, и это отсутствие было чем-то новым. Они испытывали беспокойство по этому поводу, они не могли спать. Поэтому впервые было понято, что если вы постоянно слышите что-нибудь, и оно прекращается, то вы услышите отсутствие этого звука. Не думайте, что вы просто не слышите его. Вы услышите отсутствие, отрицательную часть этого звука.
Если я смотрю на вас, а затем закрою глаза, то я увижу ваш негатив. Если вы смотрите в окно, а затем закроете глаза, вы увидите негатив окна, и этот негатив может быть таким ярким, что если вы внезапно посмотрите на стену, то негатив спроецируется на эту стену. Вы будете видеть негатив.
Так же, как существуют негативы фотографий, существуют и негативы звуков. Не только ваши глаза могут видеть негатив, но и уши могут слышать негатив звука. Так что когда вы закрываете свои уши, то вы слышите негативный мир звуков. Все звуки остановлены. Вдруг вы слышите новый звук. Этот звук есть отсутствие звука. Появился промежуток. Вы что-то утрачиваете, а затем вы слышите это отсутствие.
Или, заткнув уши пальцами, слушай звук звуков. Этот негативный звук известен как звук звуков, - потому что, в действительности, это не звук, а отсутствие звука. Или, иначе говоря, этот звук является естественным, потому что он ничем не создается.
Все звуки создаются. Звук, который вы слышите, когда закрываете уши, не является созданным звуком. Если весь мир станет абсолютно безмолвным, то тогда вы тоже будете слышать безмолвие. Рассказывают, что Паскаль сказал: «В те минуты, когда я размышляю о бесконечности космоса, безмолвие этого бесконечного космоса меня пугает». Безмолвие пугает его потому, что звуки существуют только на земле. Звукам нужна атмосфера. В тот момент, когда вы выходите за пределы земной атмосферы, не существует никаких звуков - только лишь абсолютное безмолвие, абсолютная тишина. Эту тишину вы можете создать даже на земле, если вы полностью затыкаете оба ваших уха. Вы находитесь на земле, однако вы переместились, вы опустились ниже звуков.
Астронавтов готовят ко многому, в том числе и к пребыванию в абсолютной тишине. Они должны тренироваться в сурдокамерах - камерах тишины, так что они привыкают к беззвучию; в противном случае они сошли бы с ума. Они встречаются со многими проблемами, а это одна из серьезнейших: как жить вдалеке от человеческого мира звуков. В этом случае вы изолированы.
Если вы заблудились в лесу и вдруг услышали какое-то слово, то вы можете и не видеть источника этого слова, но вы уже испуганы в меньшей степени. Кто-то присутствует рядом! Вы не одиноки! В беззвучности вы одиноки. В толпе, если вы полностью закроете оба уха, и будете двигаться внутрь, вы тоже будете одиноки. Толпа исчезает, потому что только через звуки вы узнаете присутствие других.
Заткнув уши пальцами, слушай звук звуков. Это отсутствие звука является весьма тонким переживанием. Что оно дает вам? В тот момент, когда нет никаких звуков, вы падаете назад к самим себе. Вместе со звуками мы движемся наружу, вместе со звуками мы движемся к другим людям. Попытайтесь понять это: при помощи звуков мы связаны с другими, мы общаемся с другими.
Поэтому даже слепой человек не находится в таком затруднении, как человек, который не может говорить, который нем. Понаблюдайте за немым: он не похож на человека. Слепой человек никогда не выглядит нечеловечно, но немой выглядит нечеловечно; его лицо дает ощущение чего-то нечеловеческого. И немой находится в большем затруднении, чем слепой. У слепого человека проблема в том, что он не может видеть, он, однако, может общаться. Он может стать частью более многочисленной человеческой общности, он может стать частью общества, семьи - он может любить, он может говорить. Немой исключается из общества. Он не может говорить, он не может общаться, он не может выражать себя.
Попытайтесь представить себя в звуконепроницаемой комнате с кондиционированием и со стеклянными стенками. Никакой звук не может проникнуть к вам, а вы не можете закричать, вы ничего не можете сделать, чтобы выразить себя - звук наружу не проходит. В стеклянной комнате вы можете наблюдать весь мир, функционирующий вокруг вас, но ни вы не сможете обратиться к нему, ни он не сможет что-либо сказать вам. Вы почувствуете себя безнадежно разочарованными, все превратится в кошмар.
Немой человек все время пребывает в кошмаре. Не обладая возможностью общаться, он не является частью человечества. Не обладая возможностью выражать себя, он не может цвести. Он ни с кем не может установить контакт, и никто не может установить контакт с ним. Он с вами и далеко от вас, и это расстояние устранить невозможно.
Если звук является средством для движения к другим, то беззвучие становится средством для движения к самому себе. Посредством звуков вы общаетесь с другими; посредством беззвучия вы падаете в свою собственную бездну, в глубины самого себя. Вот почему так много техник используют беззвучие для движения внутрь.
Станьте абсолютно глухими и слепыми - хотя бы на несколько мгновений, - и вы не сможете больше никуда идти, кроме как к самому себе. Внезапно вы обнаружите, что вы стоите внутри; не будет возможным никакое движение. Вот почему безмолвие так часто практикуется. При безмолвии разрушаются все мосты, предназначенные для движения к другим.
Гурджиев имел обыкновение устанавливать для своих учеников длительные периоды безмолвия и, к тому же, он настаивал на том, чтобы не пользоваться не только языком, но и не допускать никакого общения, ни одного жеста - ни глазами, ни руками. Нельзя было прибегать к какому-либо общению. Безмолвие означает полное отсутствие общения. Поэтому он заставлял группу жить в доме - двадцать, тридцать или сорок человек в одном бунгало, в одном доме - и говорил: «Оставайтесь в этом доме и живите так, как если бы каждый из вас был один. Вы не можете выходить.» Там было сорок человек, а он говорил: «Двигайтесь в доме, живите в доме так, как если бы каждый из вас жил в нем один. Никакого общения! Не узнавайте, что здесь есть другие - даже глазами. Двигайтесь полностью так, как если бы только вы одни проживали в доме.» Три месяца жизни, таким образом, в абсолютной глухоте и немоте, без какого-либо общения - для них не было возможности двигаться наружу.
Не знаю, замечали вы или нет, но в обществе те люди, которые умеют много говорить, становятся известными; те, кто без труда может передавать свои мысли, становятся лидерами - религиозными, политическими, литературными - лидерами любого типа. Те, кто может передавать свои мысли, те, кто может умело говорить, становятся лидерами. Почему? Они могут достичь большего количества людей, они могут установить контакт с более многочисленными массами.
Слышали ли вы когда-либо о немом, ставшим лидером? Вы можете найти слепого, ставшего лидером; здесь нет никаких проблем. И иногда он может стать великим лидером, так как все то, что не делают его глаза, все эти энергии переместятся к его ушам. Но немой человек не может стать лидером ни в какой области. Он не может общаться, он не может быть полноценным членом общества.
Общество - это язык. Язык является основой общественного бытия - основой общения. Если вы оставляете язык, вы одиноки. Мир может быть наполнен миллионами людей, но если вы потеряли язык, вы одиноки.
Мехер Баба оставался безмолвным непрерывно в течение сорока лет. Что он делал в этом безмолвии? Вы, в действительности, ничего не можете делать в безмолвии, потому что каждое ваше действие тем или иным образом связано с другими. Даже если вы совершаете что-то в своем воображении, то вы будете воображать и других людей; вы не можете делать что-либо в одиночестве. Если вы абсолютно одиноки, деятельность становится невозможной. Даже в воображении деятельность невозможна. Деятельность связана с другими. Если вы внутри отбрасываете язык, то отбрасывается и вся деятельность. Вы существуете, но вы ничего не делаете.
Мехер Баба время от времени записками говорил своим ученикам: «В этот определенный день я прерву свое молчание», но затем он не прерывал его. Это продолжалось в течение сорока лет, а затем он умер, так и не заговорив. В чем была проблема? Почему он говорил: «Теперь, в этом году, в этот день я собираюсь заговорить»? И почему он опять откладывал это? Что происходило у него внутри? Почему он не держал свое обещание?
Если вы так долго знали безмолвие, вы не сможете вернуться обратно к звукам - это невозможно. Есть одно правило, а он этому правилу не последовал, поэтому он и не смог вернуться. Имеется правило, что человек не должен находиться в безмолвии более трех лет. Раз вы превысили этот предел, то вы не сможете вернуться обратно в мир звуков. Вы будете пытаться сделать это, но это невозможно. Очень легко двигаться от звуков к беззвучию, но очень трудно двигаться от безмолвия к звукам. После трех лет многое становится просто невозможным. Механизм не сможет функционировать снова таким же образом. Он должен использоваться непрерывно; в крайнем случае, человек может оставаться молчаливым не более трех лет. Если вы остаетесь в молчании больше этого срока, то механизм, который производит звуки и слова, не может быть больше использован, он умирает.
Кроме того, оставаясь с самим собой, человек становится настолько безмолвным, что теперь общение для него становится страданием. Тогда говорить что-либо кому-либо будет подобно разговору со стеной, потому что человек, остававшийся в течение столь долгого времени безмолвным, знает, что что бы он ни говорил, вы этого понять не сможете. Независимо от того, что он говорит, он знает, что он говорит не то, что хочет сказать. Все кончено. После такого глубокого молчания он не может вернуться обратно в мир звуков.
Поэтому Мехер Баба неоднократно пытался, но он не смог заставить себя снова заговорить. Он хотел сказать что-то, он имел нечто, что следовало сказать, однако механизм не работал и движения, необходимые для возвращения назад в низшее царство, были невозможны. Так он и умер, не сказав того, что хотел сказать.
Полезно будет понять следующее: что бы вы ни делали, всегда вместе с этим делайте противоположное. Всегда переключайтесь на противоположное. Оставайтесь в молчании в течение нескольких часов, затем говорите. Не фиксируйтесь на чем-нибудь одном - вы будете более живыми и более подвижными. Выполняйте в течение нескольких дней медитацию, а затем, вдруг, прекратите и делайте все что угодно, все, что может создать в вас напряжение. Затем снова переходите к медитации.
Все время перемещаясь от одной крайности к другой, вы становитесь более живыми и динамичными. Не фиксируйтесь на чем-либо. Если вы зафиксируетесь, то вы потеряете способность двигаться к другой крайности, а способность двигаться к другой крайности означает жизнь. Если вы неспособны двигаться, вы мертвы. Это движение является очень полезным.
Гурджиев советовал своим ученикам проделывать неожиданные изменения. Он настаивал на посте, а затем говорил: «Теперь ешьте, сколько сможете». Затем внезапно он говорил: «Продолжайте поститься». Затем он снова говорил: «Начинайте есть». Он обычно говорил: «Бодрствуйте непрерывно в течение нескольких дней и ночей, а затем спите несколько дней.» Это движение между полярными противоположностями дает вам динамизм и жизненность.
Или, заткнув уши пальцами, слушай звук звуков. В одной технике показаны две противоположные возможности. Купайся в центре звука, как в неумолкающем звуке водопада - это одна крайность. Или, заткнув уши пальцами, слушай звук звуков - это другая крайность.
Одна часть - это слышать звуки, идущие к вашему центру; другая часть - это остановить все звуки и почувствовать беззвучный центр. Обе эти возможности даны в одной технике со специальной целью, - чтобы вы могли двигаться от одной крайности к другой.
Здесь или не означает выбор - делать то или это. Делайте и то и другое! Вот почему и то и другое дается в одной технике. Сначала в течение нескольких месяцев делайте одну часть, затем в течение нескольких месяцев - другую. Вы будете более живыми, и вы узнаете две крайности. А если вы с легкостью можете двигаться между двумя крайностями, вы можете навсегда остаться молодыми. Те же, кто застыл в одной из крайностей, стареют и умирают.
Глава 10 (26)
ПРИЯТИЕ ВЕРШИН И ДОЛИН
23 января 1973 года, Бомбей, Индия
Вопросы;
Должны ли мы сознательно направлять в нужную сторону и контролировать свои инстинкты?
Как превратить ужасные шумы в положительный звук?
Первый вопрос:
Вчера вечером вы рассказывали о чувствительности и о подавлении бессознательных инстинктов сознательным умом. Вы сказали, что бессознательные инстинкты являются наследием животного этапа эволюции человека. Тогда разве не хорошо было бы направлять в нужную сторону и контролировать их в соответствии с интеллектом, пристрастиями и образом жизни, являющимися завоеваниями сознательного ума?
Человек - это животное, но не только животное: он также и нечто большее. Но это «большее» не отрицает животного, оно поглощает его. Человек - больше, чем животное, но отрицать его животную сущность нельзя. Эта сущность должна быть творчески поглощена. Вы не можете ее отбросить, она в самих ваших корнях; вы должны ее творчески использовать. Так что первое, что необходимо запомнить, это то, что не следует относиться отрицательно к своему животному наследию. Если вы начнете думать в терминах отрицательности, то вы станете разрушителем самого себя, потому что вы на девяносто девять процентов животное.
Если вы создаете разделение, то вы принимаете участие в проигранной битве; вы не можете победить. Результатом вашей битвы будет нечто совершенно противоположное, потому что ваши девяносто девять процентов являются животным. Сознательным является только один процент ума, и этот один процент не может победить остальные девяносто девять процентов. Он будет побежден. Вот почему в этом так много разочарований, - потому что всех побеждает их собственное животное. Вы никогда не добьетесь успеха. Вы обязательно обречены на неудачу, потому что один процент не может победить девяносто девять процентов. Он не может быть даже отделен от этих девяноста девяти процентов.