ОТ СЛОВ К ЧИСТЫМ ЗВУКАМ, К БЫТИЮ 4 глава




Собаки здесь и они лают; не сопротивляйтесь, не сражайтесь, не пытайтесь отвлечься от этих шумов. Примите их и вслушивайтесь в них, они прекрасны. Ночь так тиха, а они лают так жизненно -просто слушайте. Это будет мантрой, правильной мантрой - ее нужно просто слушать.» И он сказал: «О'кей! Я не верю, что это поможет, но так как делать больше нечего, я попытаюсь.» Он заснул, а собаки все еще лаяли. Утром он сказал: «Это чудесно. Я принял их; я отказался от своего условия. Я слушал. Эти собаки стали очень музыкальными и их лай, их шум больше меня не беспокоил. Наоборот, это стало чем-то вроде колыбельной песни, поэтому я крепко заснул» Это зависит от нашего ума. Если вы положительны, то все становится положительным. Если вы отрицательны, то все превращается в отрицательное, все становится неприятным. Так что, пожалуйста, запомните это - и не только относительно шума, но и относительно всего в жизни. Если вы ощущаете, что вокруг вас существует нечто отрицательное, выясните причину этого внутри самого себя. Причина в вас. Вы, видимо, чего-то ожидаете, вы видимо, чего-то желаете, вы, видимо, выдвигаете какие-то условия Существование нельзя принудить идти в соответствии с вашими желаниями; оно течет своим собственным путем. Если вы сможете плыть вместе с ним, то вы будете положительными. Если вы сражаетесь с ним, то вы станете отрицательными, и весь космос вокруг вас тоже станет отрицательным.

Это подобно тому, что человек пытается плыть против течения тогда течение становится отрицательным. Если вы пытаетесь плыть по реке против течения, то река будет казаться вам отрицательной, и вы будете чувствовать, что река сражается с вами, что река толкает вас вниз. Река пытается двигать вас вниз по течению, а не вверх, поэтому будет казаться, что река борется с вами. Река совершенно не осознает ваше присутствие, она блаженно не осознает этого. И это хорошо; в противном случае она должна будет отправиться в дом для умалишенных. Река не сражается с вами, это вы сражаетесь с ней. Вы пытаетесь плыть против течения.

Я расскажу вам один анекдот... Вокруг дома Муллы Насреддина собралась большая толпа людей, которые говорили: «Что ты делаешь? Твоя жена упала в реку, а река сейчас в полном разливе. Иди немедленно; в противном случае поток унесет твою жену в море.» Море было совсем рядом.

Поэтому Мулла побежал на берег, прыгнул в поток и начал плыть против течения, чтобы найти свою жену.

Толпа закричала: «Что ты делаешь, Насреддин? Твоя жена не может быть где-то вверх по течению. Она должна была плыть по течению.» Мулла сказал: «Не отвлекайте меня. Я хорошо знаю свою жену. Если кто-то другой упадет в поток, он будет плыть по течению. Но не моя жена. Она должна плыть против течения. Я хорошо знаю мою жену, я прожил с ней сорок лет.» Ум всегда пытается идти против потока, плыть против течения. Сражаясь со всем, вы создаете вокруг себя отрицательный мир. Очевидно, что это должно случиться. Мир не против вас, но вследствие того, что вы не с миром, вам кажется, что мир против вас. Плывите по течению, и тогда река поможет вам плыть. Тогда не нужна будет ваша энергия. Река станет лодкой, она примет вас на борт. Плывя вниз по течению, вы не потеряете никакой энергии, потому что раз вы плывете по течению, то вы приняли реку, течение, поток, направление - все. Тогда вы стали положительными по отношению к этому. Тогда вы положительны, тогда река положительна по отношению к вам.

Вы можете сделать все положительным только в том случае, если сделаете самого себя положительным по отношению к жизни. Но мы не положительны по отношению к жизни. Почему? Почему мы не являемся положительными по отношению к жизни? Почему мы отрицательны? Почему эта постоянная борьба? Почему мы не допускаем тотального приятия жизни? Чего мы боимся?

Вы возможно и не замечали: вы боитесь жизни - вы очень боитесь жизни. Заявление о том, что вы боитесь жизни, может показаться вам странным, потому что обычно вы чувствуете, что вы боитесь смерти, а не жизни. Обычно считается, что все боятся смерти. Но я говорю вам, что вы боитесь смерти только потому, что вы боитесь жизни. Тот, кто не боится жизни, не будет бояться и смерти. Почему мы боимся жизни? Этому есть три причины. Во-первых, ваше эго может существовать только в том случае, если оно движется против течения. Плывя по течению, ваше эго существовать не может. Ваше эго может существовать только тогда, когда оно сражается, когда оно говорит «нет»! Если оно говорит «да», если оно всегда говорит «да», то оно существовать не может. Эго является основной причиной того, что вы всему говорите «нет».

Посмотрите на себя, на то, как вы ведете себя, как реагируете на все. Посмотрите на то, как в ум немедленно приходит «нет» и как трудно, очень трудно приходит «да», - поскольку вместе с «нет» вы существуете как эго. С «да» ваша личность теряется, вы становитесь каплей в океане. «Да» не имеет в себе никакого эго; вот почему так трудно сказать «да» - очень трудно.

Вы понимаете меня? Если вы плывете против течения, вы чувствуете, что вы существуете. Если вы просто расслабляетесь и начинаете плыть вместе с потоком, куда бы он вас не нес, вы не чувствуете этого «Я есть». Тогда вы становитесь частью потока. Это эго, эти представления о себе, как об изолированном «я», создают вокруг вас отрицательность. Это эго создает рябь отрицательности.

Во-вторых, жизнь неизвестна, непредсказуема, а ваш ум является весьма узким: он желает жить в известном, в предсказуемом. Ум всегда боится неизвестного. Этому есть причина: это потому, что ум состоит из известного. Ум состоит из всего того, что вы узнали, пережили, выучили. Неизвестное не является частью вашего ума. Ум всегда боится неизвестного, неизвестное будет доставлять уму беспокойства, поэтому ум закрыт для неизвестного. Он живет по своему собственному шаблону, он существует в определенных структурах. Он движется по конкретным колеям, по известным колеям. Он все движется и движется, как игла по граммофонной пластинке. Он боится двигаться в неизвестное.

Жизнь всегда есть движение в неизвестное, и вы боитесь. Вы хотели бы, чтобы жизнь протекала согласно вашему уму, в соответствии с известным, но жизнь не может следовать за вами. Она всегда движется в неизвестное. Вот почему мы боимся жизни, и когда бы у нас ни появлялась какая-либо возможность, мы стараемся убить жизнь, мы стараемся зафиксировать ее. Жизнь является потоком. Мы стараемся остановить этот поток, поскольку, если он будет зафиксирован, возможно, будет предсказание.

Если я люблю кого-нибудь, то мой ум немедленно начнет думать о том, как бы вступить в брак с этим человеком, потому что брак все фиксирует. Любовь является потоком, Любовь не может быть предсказуемой. Никто не знает, куда она приведет и приведет ли куда-либо. Никто не знает! Это течение вместе с потоком, а вы не знаете, куда направляется поток. Завтра, в следующий момент его здесь может и не быть.

Вы не можете быть уверенными в следующем моменте. Но ум желает определенности, жизнь небезопасна. Вследствие того, что ум желает определенности, он против любви. Ум за брак, потому что брак - зафиксированная вещь. Теперь вы все зафиксировали, поток остановлен. Теперь вода не течет - она превратилась в лед. Теперь вы имеете нечто мертвое; вы можете предсказывать. Только мертвое является предсказуемым. Чем более живым является что-либо, тем более оно непредсказуемо. Никто не знает, куда будет двигаться жизнь.

Поэтому нам не нужна жизнь, нам нужны мертвые вещи. Вот почему мы все время приобретаем вещи. С человеком жить трудно; с вещами жить легко. Поэтому мы продолжаем приобретать вещи, вещи и вещи. С человеком жить трудно. И если мы должны жить с человеком, то мы будем стараться сделать из него вещь, мы не сможем позволить ему остаться личностью.

Жена является вещью, муж является вещью. Они не личности, они зафиксированные вещи. Когда муж приходит домой, он знает, что жена здесь, она ждет. Он знает, он может предсказать. Если он испытывает нечто вроде любви, он может любить - жена всегда будет под рукой. Жена становится вещью. Жена не может сказать: «Нет, сегодня я не в настроении любить.» Предполагается, что жены не могут говорить такое. Не в настроении? Предполагается, что у них не может быть настроения. Они являются зафиксированными учреждениями - они составляют институт жен. Вы можете положиться на институт, на жизнь вы положиться не можете. Так мы превращаем людей в вещи.

Взгляните на взаимоотношения между людьми. Сначала это взаимоотношения между «я» и «ты», но рано или поздно это превращается во взаимоотношения между «я» и «оно». «Ты» исчезает, мы начинаем воспринимать его как вещь. Мы говорим: «Делай это. Это обязанность жены, это обязанность мужа. Делай это!» Вы должны будете делать это. Это ваша обязанность; это должно быть сделано механически. Вы не можете сказать: «Я не могу сделать это».

Эта зафиксированность является страхом жизни. Жизнь является потоком; о ней ничего нельзя сказать заранее. Я люблю вас в настоящий момент, но в следующий момент Любовь может исчезнуть. Моментом ранее ее здесь не было; сейчас она здесь. И она здесь не из-за меня, она просто случается. Я не могу заставить ее быть здесь. Она просто случается, а то, что случается, в любой момент может и не случиться, и вы ничего не сможете сделать. В следующий момент оно может исчезнуть; по поводу следующего момента нет никакой определенности.

Но уму нужна определенность, поэтому он превращает Любовь в брак. Живая вещь становится мертвой. Тогда вы можете обладать ею, тогда вы можете положиться на нее. Любовь будет и завтра. В этом и есть вся абсурдность: вы убили вещь для того, чтобы обладать ею, и теперь вы никогда не сможете насладиться ею, потому что ее больше нет, она мертва.

Для того, чтобы вы могли обладать женой, она была убита. Любимая стала женой, и теперь вы рассчитываете, что жена должна вести себя как любимая. Это абсурд, жена не может вести себя как любимая. Любимая жива, а жена мертва. Любимая была случившимся, а жена является институтом. А когда жена не ведет себя как любимая, вы говорите: «Разве ты не любишь меня? Раньше ты меня любила.» Но это уже не тот же самый человек. Это уже и не человек, это вещь. Сначала вы убили ее, чтобы обладать ею, а теперь вы хотите от нее жизни. Тогда и начинается все это страдание.

Мы боимся жизни, потому что жизнь есть поток. Ум желает определенности. Если вы действительно хотите быть живыми, будьте готовы к небезопасности. Не существует никакой безопасности, и нет никаких способов создать безопасность! Есть только один путь: не живите, тогда вы будете в безопасности. Таким образом, те, кто мертвы, находятся в абсолютной безопасности. Живой человек не защищен. Небезопасность является основой жизни, но ум желает безопасности.

В-третьих, в жизни, в существовании имеется основная двойственность. Существование существует как двойственность, а ум желает выбрать одну часть и отвергнуть другую. Вы, например, желаете быть счастливыми, желаете удовольствий, вы не желаете боли. Но боль есть часть удовольствия, другой ее аспект. Это одна и та же монета. На одной стороне удовольствие, на другой - боль. Вы желаете удовольствий, но вы не знаете, что чем больше вы будете желать удовольствий, тем большая боль будет следовать за этим; чем в большей степени вы будете становиться чувствительными к удовольствиям, тем в большей степени вы будете становиться чувствительными к боли.

Таким образом, человек, желающий удовольствий, должен быть готовым к приятию боли. Это подобно ситуации с долинами и вершинами. Вам нужны вершины, холмы, но вам не нужны долины - так куда же им деться? И без долин как могут существовать вершины? Без долин не может быть никаких вершин. Если вы любите вершины, любите также и долины. Они становятся частью вашей судьбы.

Ум желает одного и отвергает другое, но другое является неотъемлемой частью первого. Ум говорит: «Жизнь хороша, смерть плоха.» Но смерть является одной из частей - долиной, равниной, - а жизнь является вершиной. Жизнь не может существовать без смерти. Жизнь существует благодаря смерти. Если смерть исчезнет, исчезнет жизнь, но ум говорит: «Мне нужна только жизнь, мне не нужна смерть.» Тогда ум движется в мир сновидений, которого нигде нет; тогда ум начинает сражаться со всем, потому что в жизни все связано с противоположным. Если вы не приемлете противоположное, начинается борьба.

Человек, который понимает это, - что жизнь является двойственной, - приемлет и то и другое. Он приемлет смерть не как противоположность жизни, а как часть ее, как долину, как равнину. Он приемлет ночь как равнинную часть дня. Сейчас вы блаженствуете; в следующий момент вы печальны. Вы не желаете принимать следующий момент - это равнинная часть. И чем выше будет пик блаженства, тем глубже будет долина, потому что более глубокие долины порождают более высокие вершины. Так что, чем выше вы поднимаетесь, тем ниже вы будете падать. Это подобно высоко вздымающейся волне: рядом присутствует и долина.

Понимание означает осознание этого факта - не только осознание, но и глубокое приятие его, потому что вы не можете уйти от фактов. Вы можете создавать фикцию... мы создавали фикции в течение многих веков. Мы поместили ад где-то внизу и рай - где-то наверху. Мы разделили их полностью, что бессмысленно, потому что ад является равнинной частью рая. Ад существует вместе с раем; он не может существовать отдельно.

Это понимание позволит вам быть положительными; тогда вы будете в состоянии принять все. Под положительностью я понимаю полное приятие, потому что вы знаете, что не можете делить существование на части.

Я делаю вдох и тут же, немедленно, я должен сделать выдох. Я вдыхаю, а затем выдыхаю. Если я буду только вдыхать и не выдыхать, я умру, или если я буду только выдыхать и не вдыхать, то я также умру, потому что вдох и выдох являются частями одного и того же процесса, некоторого круга. Я могу вдыхать только потому, что я выдыхаю. Вдох и выдох есть единое целое, они не могут быть разделены.

Вот что такое освобожденный человек - он не является разделенным. Это случается, если к нему приходит это понимание. Я называю освобожденным, просветленным того, кто приемлет всю двойственность существования.

Тогда он является положительным.

Тогда принимается все, что бы ни случилось.

Тогда у него нет никаких ожиданий.

Тогда он ничего не требует от существования.

Тогда он может плыть вниз по течению.

 

Глава 11 (27)

БЕЗЗВУЧИЕ, ПОЛНОЗВУЧИЕ И ТОТАЛЬНАЯ ОСОЗНАННОСТЬ

24 января 1973 года, Бомбей, Индия

Сутры;

39. Медленно, нараспев произноси звук, подобный звуку АУМ. Когда звук войдет в полнозвучие, сделай то же самое.

40. В начале и при постепенном, утончении звука любой буквы, проснись.

41. Слушая звучание струнных инструментов, услышь их составной центральный звук; таким образом, вездесущность.

Интересно, слышали ли вы об антиматерии. В мир физики недавно вошло новое понятие - антиматерия. Всегда чувствовалось, что во вселенной не может существовать ничего без своей противоположности. Для всего должно существовать диаметрально противоположное, независимо от того, знаем мы о нем или нет. Тень не может существовать без света, жизнь не может существовать без смерти, утро не может существовать без вечера, мужчина не может существовать без женщины - и то же самое можно сказать обо всем, о чем бы вы ни подумали.

Диаметрально противоположный полюс жизненно необходим. Это всегда предполагалось в философии, но теперь это является предположением физики. С использованием понятия антиматерии разработаны самые абсурдные представления. Время движется от прошлого к будущему, но сегодня физики говорят, что если время движется от прошлого к будущему, то где-то должен существовать противоположный процесс течения времени, который движется из будущего в прошлое; в противном случае известный временной процесс не мог бы существовать, - но он существует. Где-то должно существовать противоположное, диаметрально противоположное -антивремя. Движение от будущего к прошлому? Это выглядит очень абсурдно. Как может что-либо двигаться из будущего в прошлое?

Утверждают также, что раз существует материя, то где-то должна существовать и антиматерия. Что будет этой антиматерией? Материя - это концентрация. Предположим в моей руке камень. Что есть этот камень? Вокруг него имеется пространство и в этом пространстве - концентрация материи. Эта концентрация и есть материя. Что же такое антиматерия? Говорят, что антиматерия -это всего лишь дыра в пространстве. Концентрация является материей, кроме того, в пространстве существуют дыры, в которых ничего нет. Пространство будет вокруг них, но это будут просто дыры пустоты. Говорят, что антиматерия должна существовать для того, чтобы уравновесить материю. Почему я говорю об этом? Потому что те сутры, о которых мы будем говорить, построены именно на этом понятии «анти».

Существует звук, но тантра утверждает, что звук может существовать только благодаря тишине, безмолвию; в противном случае звук был бы невозможен. Тишина является антизвуком. Поэтому, где бы ни существовал звук, позади него стоит тишина. Звук не может существовать без тишины; это обратная сторона той же самой монеты. Так, я произношу слово; например, аум. И когда я произношу его, бок о бок с ним, как раз позади него существует антиявление - беззвучие. Поэтому, если вы можете использовать звуки как технику для входа в беззвучие, то вы войдете в медитацию. Если вы сможете использовать слово для выхода за пределы слов, вы будете двигаться в медитацию. Взгляните на это таким образом: ум есть слово; медитация есть не-ум. Ум заполнен звуками, словами, мыслями. Сразу за углом притаилась и другая крайность - не-ум.

Дзэнские мастера называли медитацию состоянием не-ума. Что такое ум? Если вы проанализируете его, то вы поймете, что это процесс мышления. Или, если вы проанализируете это в терминах физики, то это форма существования звуков. Этот процесс звучания и есть ум; тогда где-то рядом существует и не-ум. И вы не можете двигаться в не-ум без использования ума в качестве трамплина, потому что вы не сможете даже постичь, что такое не-ум, не понимая, что такое ум. Ум должен быть использован в качестве трамплина, и с этого трамплина вы сможете нырнуть в не-ум.

Существуют две противоположные школы. Одна из них известна как санкхья. Санкхья утверждает, что ум не может быть использован, потому что, если вы используете ум, то вы не сможете выйти за его пределы. О том же говорит и Дж.Кришнамурти; он является приверженцем санкхьи. Вы не можете использовать ум. Если вы используете ум, вы не можете выйти за его пределы, потому что само использование ума будет укреплять его, делать его более сильным. Если вы будете использовать его, он будет держать вас в своих лапах. Используя его, вы не можете выйти из него. Так что не используйте ум. Вот почему Кришнамурти против всех техник медитации: потому что каждая из техник использует в качестве основы ум. Если вы собираетесь использовать технику, то для этого должен быть использован ум. Любая техника обязательно является некоторым видом обуславливания - или переобуславливания, или необуславливания - неважно, какое имя вы этому дадите, но это будет действовать вместе с умом.

Философия санкхьи утверждает, что ум не может быть использован; это всего лишь надо понять и сделать прыжок. Но йога утверждает, что это невозможно. Даже это понимание должно быть осуществлено умом. Даже при этом понимании, - что вы не можете использовать ум, что никакие техники не помогут, что любая техника будет препятствием и все, что бы вы ни делали, создаст новое обуславливание, - вы все еще будете использовать ум, вы будете двигаться внутри ума. Это тоже должно быть понято умом.

Поэтому йога утверждает, что не существует способов, при которых ум не используется; ум должен будет использоваться. Он не должен использоваться положительно, он должен использоваться отрицательно. Он не должен использоваться так, чтобы это усиливало его, он должен использоваться так, чтобы ослабляться. И техники являются тем способом использования ума, при котором он используется для прыжка за его пределы. Вы используете его только для выхода за его пределы - как трамплин.

Если ум может быть использован как трамплин, - а йога и тантра верят в это, - то для этого должно быть подготовлено нечто, что принадлежит уму. Звук является одной из основных вещей; вы можете использовать звук для входа в беззвучие.

 

39. Произносите нараспев звук и станьте им

Третья техника, использующая звуки: Медленно, нараспев произноси звук, подобный звуку АУМ. Когда звук войдет в полнозвучие, сделай то же самое.

 

Медленно, нараспев произноси звук, подобный звуку АУМ. Возьмем, например, аум. Это один из основных звуков. А-У-М: в нем объединены эти три звука. А-У-М - это три основных звука. Все звуки составлены из них или выводятся из них; все звуки являются комбинациями этих трех звуков. Так что эти три звука являются основными. Они являются основными в том же смысле, как в физике являются основными электрон, нейтрон и протон. Это следует глубоко понять.

Гурджиев говорит о «Законе трех». Он утверждает, что существование в абсолютном смысле есть нечто целое, одно. В абсолютном случае, в предельном случае существует только одно. Но это абсолют, а все, что мы наблюдаем, является относительным. Все, что мы видим, никогда не является абсолютом; абсолют всегда спрятан, скрыт. Его невозможно увидеть, потому что в тот момент, когда мы видим что-либо, оно разделяется. Оно разделяется на три части: на видящего, на видимое и на отношение между ними. Я вижу вас; я здесь, вы здесь, и между нами двумя существует отношение знания, видения, узнавания. Процесс разделен на три части. Абсолют разделен на три части; в момент познания он разделяется на три части. Будучи непознанным, он является одним. Познанный, он становится тремя. Познанное является относительным; непознанное является абсолютным.

Таким образом, даже наша беседа об абсолюте не является абсолютной, потому что в тот момент, когда мы произносим слово «абсолют», оно становится известным нам. Все, что бы мы ни знали, даже слово «абсолют», является относительным. Вот почему Лао-цзы так настаивает, что истина не может быть высказана. В тот момент, когда вы высказываете ее, она становится неверной, потому что она становится относительной. Поэтому, какое бы слово мы ни использовали - истина, абсолют, парабрахма, дао - какое бы слово мы ни использовали, в тот момент, когда мы используем его, оно становится относительным и неверным. Одно разделяется на три.

Поэтому Гурджиев утверждает, что закон трех является основой для той вселенной, которую мы знаем. И если мы войдем глубже, мы обнаружим, мы обязательно обнаружим, что все разделено на три части. Это и есть закон трех. Христиане называют это троицей - Бог-отец, сын Иисус и Святой Дух. Индийцы называют это Три-мурти: три образа - Брахма, Вишну и Махеш или Шива. Сейчас физики утверждают, что если мы проанализируем все до основания, то мы увидим, что материя может быть сведена к трем сущностям: электрону, нейтрону и протону.

Поэты утверждают, что если мы углубимся в эстетические ощущения человека, в эмоции, то обнаружим там сатьям, шивам, сундарам - истину, добро и красоту. Человеческие чувства построены на этих трех элементах. Мистики утверждают, что если мы проанализируем экстаз, самадхи, то там будут сат-чит-ананда - существование, сознание и блаженство.

Все человеческое сознание, в каком бы направлении оно ни работало, приходит к закону трех. «Аум» есть символ закона трех. А-У-М - это три основных звука. Вы можете считать их атомарными звуками. Эти три звука объединены в слово «аум», так что аум где-то рядом с абсолютом, где-то позади абсолюта, непознанного. И что касается звуков, аум является последней станцией. Если вы выйдете за пределы слова «аум», вы выйдете за пределы звуков; тогда не будет больше звуков. А-У-М: эти три звука являются последними, они являются границей существования. За пределами этих трех звуков вы движетесь в неизвестное, в абсолютное.

Физики утверждают, что теперь мы дошли до электрона; кажется, что мы дошли до предела, до самого предела, потому что нельзя сказать», что электрон является материей. Электроны невидимы, у них нет никаких материальных свойств. И их нельзя назвать не материей, потому что из них состоит вся материя, все составлено из них. Если они не являются ни материей, ни не материей, то как их называть? Никто не видел электронов, их существование лишь предполагается; то, что они существуют, доказано лишь математически. Их действие известно, но их невозможно увидеть. Сейчас мы не можем выйти за их пределы. Закон трех является пределом, и если мы выходим за пределы закона трех, мы движемся в неизвестное. Тогда ничего нельзя сказать. Даже об электронах очень мало можно будет сказать.

Что касается звуков, то аум есть предел, вы не можете выйти за его пределы. Вот почему это слово так часто используется и в Индии, и во всем мире. Христианско-мусульманское «аминь» есть не что иное, как другая форма слова «аум»; основа та же самая. Английские слова «вездесущий (omnipresent)», «всемогущий (omnipotent)», «всеведущий (omniscient)» содержат его: приставка «omni» является производной от «аум». Поэтому понятие «вездесущий» относится к тому, кто присутствует в цельности понятия «аум», в цельности существования. «Всемогущий» означает того, кто обладает абсолютным могуществом. «Всеведущий» означает того, кто понимает аум, целое, закон трех. Под эти слова подходит вся вселенная.

После своих молитв христиане и мусульмане используют слово «аминь». Но индусы создали из этого целую науку - науку звуков и науку, как превзойти звуки. И если ум есть звук, то не-ум должен быть беззвучием или же - и то и другое означает одно и то же - полнозвучием.

Это следует понять. Абсолютное может быть описано одним из двух способов - положительным и отрицательным. Относительное также может быть описано одним из двух способов - положительным и отрицательным: в этом заключается двойственность. Когда вы пытаетесь выразить абсолютное, вы можете использовать либо положительные термины, либо отрицательные, потому что язык человека содержит два типа терминов - положительные и отрицательные. Когда вы собираетесь описывать абсолютное, неописуемое, вы должны использовать некоторые термины условно. Так что это зависит от вашего ума.

Будда, например, любил использовать отрицательные термины. Он обычно говорил о беззвучии; он никогда не говорил о полнозвучии. «Полнозвучие» - положительный термин. Будда говорил о беззвучии, но тантра использует положительные термины. Все мышление тантры положительно. Вот почему термин, используемый здесь, есть «полнозвучие»: войди в полнозвучие. Будда описывает свой абсолют в отрицательных терминах: шунья, пустота. Упанишады называют тот же самый абсолют Брахмой - абсолютностью. Будда будет использовать пустоту, а Упанишады будут использовать абсолютность, но оба имеют в виду одно и то же.

Когда слова теряют значение, вы можете использовать либо положительные, либо отрица-тельные термины, потому что все слова являются либо положительными, либо отрицательными; вы просто можете выбрать одно из них. Вы можете сказать об освобожденной душе, что она стала единым целым. Это положительный способ выражения этой мысли. Или вы можете сказать, что ее больше нет - она стала пустотой. Это отрицательный способ выражения той же самой мысли.

Если, например, маленькая капля воды встречается с океаном, то вы можете сказать, что капля стала ничем, что капля потеряла свою индивидуальность, что капли больше нет. Это метод выражения мыслей, присущий Будде. Этот метод хорош, он правилен в той степени, в которой он применим - ведь никакие слова не идут достаточно далеко. Так что в той степени, в которой он применим, он хорош. «Капли больше нет» - вот что означает нирвана. Капля стала небытием, ее нет. Или вы можете использовать термины Упанишад. Упанишады скажут, что капля стала океаном. Они тоже правы, потому что, когда границы разрушены, капля становится океаном.

Так что это зависит только от позиции. Будде нравились отрицательные термины, потому что в тот момент, когда вы говорите нечто положительное, оно становится ограниченным, оно выглядит ограниченным. Когда вы говорите, что капля стала океаном, Будда скажет, что океан тоже является конечным. Капля остается каплей; она стала немного больше, вот и все. Насколько больше - не имеет значения. Будда скажет, что она стала немного больше, но она осталась каплей. Конечное не стало бесконечным. Конечное осталось конечным, так в чем же разница? Маленькая капля и большая капля... для Будды это единственная разница между каплей и океаном - и это правильно, математически это так.

Поэтому Будда говорит, что если капля стала океаном, то ничего не случилось. Если вы стали богом, то ничего не случилось, вы стали просто более крупным человеком. Если вы стали Брахмой, ничего не случилось, вы все еще конечны. Поэтому Будда говорит, что вы должны стать пустотой, вы должны стать шуньей - опустошить все границы и атрибуты, опустошить все, что вы в состоянии постичь, стать просто пустотой. Но люди, мыслящие категориями Упанишад, скажут, что даже если вы пусты, вы существуете. Если вы стали пустотой, вы все еще здесь, потому что пустота существует, пустота есть. Пустота - это тоже способ бытия, способ существования. Поэтому они скажут, зачем бить в одну точку и зачем без нужды использовать отрицательные термины? Лучше быть положительным.

Это ваш выбор, но тантра почти всегда использует положительные термины. Сама философия тантры является положительной. Она призывает не допускать использования слова «нет», не допускать отрицания. Тантрики являются величайшими «говорильщиками» слова «да». Они всему говорят «да», так что они используют положительные термины. Сутра говорит: Медленно, нараспев произноси звук, подобный звуку АУМ. Когда звук войдет в полнозвучие, сделай то же самое...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: