Урок по информатике на тему: «Выполнение и невыполнение условия(истинность и ложность высказывания».




 

Тема Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания).
Цели Обучающая:сформировать у учащихся представление об алгебре высказываний и логических операций с ними. Развивающая:развивать логическое мышление, память, внимание; формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, настойчивость, целеустремленность; воспитывать уважение к предмету; способствовать воспитанию самоорганизации и самоконтроля.
Основные понятия Алгебра логики, высказывание, логическая переменная, логическое высказывание.
Межпредметные связи Математика.
Ресурсы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика 8 класс». Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие.7-9 класс. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.)
Организация пространства Тип работы: индивидуальная, фронтальная.
Этапы урока Задания, выполнение которых обучающимися приведёт к достижению запланированных результатов. Деятельность учителя Деятельность обучающихся Планируемые результаты
предметные УУД
I. Организационный этап (2 мин.) Цель: дать учащимся подготовиться к уроку. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Андреевна. И сегодня я буду вести у вас урок. Давайте, отметим отсутствующих.   Дать учащимся подготовиться к уроку. Планирование,
II. Актуализация знаний (5 мин.) Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность Запишем тему сегодняшнего урока. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Прежде чем приступить к теме сегодняшнего урока, давайте поразмыслим над одним вопросом. Как выдумаете можно ли научить техническое устройство (в частности компьютер) логически мыслить?(Только если запрограммировать варианты решений, само по себе техническое устройство принимать решения не может). Давайте разбираться! Размышляют над вопросом, выдвигают свои версии ответа на вопрос.   Структурирование знаний, умение выражать свои мысли, умение строить высказывание.
III.Объяснение нового материала (20мин.) Цель: сформировать у учащихся представление о том, что такое алгебра логики, высказывание, что есть истина или ложь высказывания.   Знание логики необходимо при разработке алгоритмов и программ, так как в большинстве языков программирования есть логические операции. Алгебра логики имеет сходство с работой электрических переключательных схем. Электрический переключатель либо пропускает ток (истина), либо не пропускает (ложь). Оперируя логическими переменными, которые могут быть равны только 0 или 1, алгебра логики позволяет свести обработку информации к операциям с двоичными данными. Именно аппарат алгебры логики положен в основу компьютерных устройств хранения и обработки данных. Объектами алгебры логики являются высказывания. Алгебра логики — это раздел математики, изучающий высказывания, рассматриваемые со стороны их логических значений (истинности или ложности) и логических операций над ними. Давайте задумаемся над смыслом слова высказывание. Что означает: человек высказывает свое мнение? Высказывание — это предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как истинное или ложное. Например, относительно предложений «Великий русский учёный М. В. Ломоносов родился в 1711 году» и Дважды два четыре» можно однозначно сказать, что они истинны. Предложение «Зимой воробьи впадают в спячку» ложно. Следовательно, эти предложения являются высказываниями. Побудительные и вопросительные предложения высказываниями не являются. Например, не являются высказываниями такие предложения, как: «Запишите домашнее задание», «Как пройти в библиотеку?», «Кто к нам пришёл?». В русском языке высказывания выражаются повествовательными предложениями. Но не всякое повествовательное предложение является высказыванием. Высказывания могут строиться с использованием знаков различных формальных языков — математики, физики, химии. В алгебре логики высказывания обозначают буквами и называют логическими переменными. При этом если высказывание истинно, то значение соответствующей ему логической переменной обозначают единицей (А = 1), а если ложно — нулём (В = 0). 0 и 1, обозначающие значения логических переменных, называются логическими значениями. Алгебра логики определяет правила записи, упрощения и преобразования высказываний и вычисления их значений. Из простых высказываний с помощью логических операций строятся сложные (составные) высказывания. В алгебре логики существуют три основные логические операции, которые соответствуют связкам, употребляемым в высказываниях в естественном языке. Простые высказывания могут быть связаны между собой словами И, ИЛИ, НЕ. Получившееся высказывание – сложное высказывание. В алгебре высказываний, как и в обычной алгебре, вводится ряд операций. Логические связки И, ИЛИ и НЕ заменяются логическими операциями: конъюнкцией, дизъюнкцией и инверсией. Это основные логические операции, при помощи которых можно записать любую логическую функцию.  Логическое отрицание (инверсия), в качестве логической связки в естественном языке могут служить «не», «неверно, что».  Логическое умножение (конъюнкция), в качестве логической связки в естественном языке могут служить «и», «а», «но», «хотя».  Логическое сложение (дизъюнкция), в качестве логической связки в естественном языке может служить «или». 1. Логическая операция инверсия (отрицание) соответствует частице НЕ обозначается черточкой над именем переменной или знаком перед переменной Инверсия логической переменной истинна, если сама переменная ложна, и, наоборот, инверсия ложна, если переменная истинна. 2. Логическая операция конъюнкция (логическое умножение) соответствует союзу И обозначается знаком & или Λ, или * (Амперса́нд (иногда — амперсе́нд; англ. ampersand) — знак &. Он является логограммой, заменяющей слово «и» (в оригинале — and) и возник как лигатура букв et (с лат. — «и»)). Конъюнкция двух логических переменных истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания истинны. Это определение можно обобщить для любого количества логических переменных, объединенных конъюнкцией. А & В & С=1, только если А=1, В=1, С=1. 3. Логическая операция дизъюнкция (логическое сложение) соответствует союзу ИЛИ обозначается знаком v или + или Дизъюнкция двух логических переменных ложна тогда и только тогда, когда оба высказывания ложны. Это определение можно обобщить для любого количества логических переменных, объединенных дизъюнкцией. А v В v С =0, только если А=0, В=0, С=0. Операции инверсия, конъюнкция и дизъюнкция являются основными операциями алгебры логики и называются булевыми операциями. Существуют другие логические операции. Но они могут быть выражены через основные, поэтому их можно назвать функциями. Слушают материал урока, записывают текст со слайда, отвечают на заданные вопросы Объяснение нового материала. Дополнение его презентацией. Планирование учебного сотрудничества, поиск информации, моделирование, формулировка проблемы, разрешение конфликтов, постановка вопросов, планирование,
III. Практическая работа. (10 мин). Цель: проанализировать насколько хорошо учащиеся усвоили выданный материал. Ребята, давайте выполним в тетрадях небольшую самостоятельную работу. Вот задание: Задание(на слайде): 1. Из двух простых высказываний постройте сложное высказывание, используя логические связки «и», «или»: а) В кабинете есть парты. В кабинете есть стулья. б) Одна половина класса изучает английский язык. Вторая половина изучает французский язык. в) Антон старше Лили. Сережа старше Лили. 2. Вычислите значение логического выражения при следующих значениях логических величин А, В и С: А=Истина, В=Ложь, С=Ложь: а)А или В; б)А и В; в)В или С. 3. Определите тип высказывания и вид логической операции с соответствующей логической связкой: a) Всякий прямоугольник имеет прямые углы и параллельные противоположные стороны; б) Треугольники с равными сторонами не являются равнобедренными; в) На следующем уроке будет либо история, либо химия; г) Завтра я пойду в школу и библиотеку; д) Либо он заболел, либо забыл о нашей договорённости; е) Утром мы обычно ходим на лыжах или катаемся на коньках. Параллельно с работой учеников– проверка в тетрадях план-конспектов прошлого урока, перенесённые из раздаточных опорных конспектов программ. Отдельная оценка не ставится, но наличие/отсутствие и качество конспектов влияет на итоговую оценку ученика на уроке (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения). Выполняют практическую работу в соответствии с выданным планом. Насколько хорошо закрепились знания в головах учащихся. Оценка правильности выполнения практической работы. Контроль, оценка, коррекция.
IV. Рефлексия. Итог урока. (2мин) Цели: анализ тех моментов материала, которые обсуждались на уроке, самоанализ учащихся. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Небольшая рефлексия того, что изучили на уроке. Отвечают на вопросы, ведут диалог с практикантом. Самоанализ учащихся по поводу пройденного урока, с целью проверить качество усвоения выданного им материала Контроль.
VI.Домашнее задание (1мин.) § 1.3 стр 37, №3,5 Учащиеся записывают домашнее задание в дневник Выдать ученикам домашнее задание  

Подпись учителя: _______________________________________

Подпись методиста: _____________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: