ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ ГЛАВНЫХ СТУПЕНЕЙ




Б.2, м.3, м.6, м.7 строятся на ступенях, которым соответствуют пустые клеточки на схеме.

 

 

Запиши диктант:

  • напиши ключевые знаки тональности, хорошо настройся
  • определи и запиши размер
  • разметь нужное количество тактов (чаще всего 8 или 4)
  • сколько фраз в мелодии, есть ли повторы (точные или с вариантами)
  • проанализируй принципы организации мелодии:

направление движения (вверх или вниз),

есть ли скачки (на какие интервалы, по каким ступеням),

движение по характерным интервалам или по звукам аккордов,

наличие секвенций

  • проанализируй, каковы особенности ритма
  • обрати внимание на заключительную фразу: как именно закрепляется тоника?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запиши гамму Ля мажор, подпиши ступени, выполни все построения:

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

 


тритоны T53 с обращениями S53 с обращениями D53 с обращениями D7

 

ув.4 ум.5 Т53 Т6 Т64 S53 S6 S64 D53 D6 D64 D7 T

IV VII I III V IV VI I V VII II V I

 

Упражнения в тональности

Спой в тональности Ля мажор следующие ступени:
 
 


 

Спой ступени в данном ритме, называй ноты:    

 

Ритмические упражнения

 

Проговори партию правой руки ритмослогами.

Простучи двумя руками: левая – пульс, правая – ритм:

 

а)

 

 
 

 


б)

 

 

 
 


в)

 

КАК СПЕТЬ НОВУЮ МЕЛОДИЮ

  • определи тональность, настройся по устойчивым звукам;
  • определи размер, проговори ритм ритмослогами или прохлопай со счётом вслух;
  • проанализируй строение мелодии, отметь фразы, обрати внимание на похожие фразы – точно ли они повторяются или варьируются;
  • проанализируй, как движется мелодия: по каким ступеням, вверх или вниз, плавно или со скачком; на каких ступенях заканчиваются фразы;
  • найди и отметь в мелодии самые выразительные интервалы, движение по звукам аккордов, подпиши их;
  • подбери к мелодии сопровождение из этих аккордов, пой с аккомпанементом.

ВАЛЬС

МАРШ из оперы «Норма»

Домашнее задание:

1. Повтори ключевые знаки пройденных тональностей (до 4-х знаков включительно).

2. Пой гамму Ля мажор с дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4 в ритмах польки, вальса, марша (как на уроке). Играй и пой все построения и упражнения в Ля мажоре

3. Повторяй ритмические упражнения, добивайся четкого исполнения.

4. Пой мелодии со стр. 6; польку и вальс - с аккомпанементом.

ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ ГЛАВНЫХ СТУПЕНЕЙ

Раньше вы узнали, что на всех ступенях лада существуют трезвучия, но наиболее важную роль играют трезвучия на I, IV и V ступенях, так как они настраивают слух на тональность. В мажоре трезвучия главных ступеней – мажорные, а в миноре – минорные. Их называют ГЛАВНЫМИ:

Рассмотрим, на каких ступенях строятся обращения главных трезвучий:

 

 

А теперь всё, что мы знаем, соберём в две шпаргалки:

 

 

На каждой ступени гаммы находится определённый аккорд – трезвучие одной из главных ступеней лада или его обращения:

 

РАЗРЕШЕНИЕ S53 И D53 И ИХ ОБРАЩЕНИЙ В ЛАДУ

Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения – неустойчивые гармонии, поскольку в их состав входят по две неустойчивые ступени. Данные аккорды требуют разрешения, так как неустойчивые звуки стремятся перейти в устойчивые.

 

1. В тональностях с двумя знаками построй трезвучия главных ступеней с обращениями, выполни разрешения неустойчивых аккордов, подпиши разрешения. Все аккорды играй и пой:

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ: аккорды субдоминанты разрешаются нисходящим движением голосов, а аккорды доминанты – восходящим движением:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: