Б.2, м.3, м.6, м.7 строятся на ступенях, которым соответствуют пустые клеточки на схеме.
Запиши диктант:
- напиши ключевые знаки тональности, хорошо настройся
- определи и запиши размер
- разметь нужное количество тактов (чаще всего 8 или 4)
- сколько фраз в мелодии, есть ли повторы (точные или с вариантами)
- проанализируй принципы организации мелодии:
направление движения (вверх или вниз),
есть ли скачки (на какие интервалы, по каким ступеням),
движение по характерным интервалам или по звукам аккордов,
наличие секвенций
- проанализируй, каковы особенности ритма
- обрати внимание на заключительную фразу: как именно закрепляется тоника?
Запиши гамму Ля мажор, подпиши ступени, выполни все построения:
тритоны | T53 с обращениями | S53 с обращениями | D53 с обращениями | D7 |
ув.4 ум.5 Т53 Т6 Т64 S53 S6 S64 D53 D6 D64 D7 T
IV VII I III V IV VI I V VII II V I
Упражнения в тональности
Спой в тональности Ля мажор следующие ступени:
| Спой ступени в данном ритме, называй ноты: |
Ритмические упражнения
Проговори партию правой руки ритмослогами.
Простучи двумя руками: левая – пульс, правая – ритм:
а)
б)
в)
КАК СПЕТЬ НОВУЮ МЕЛОДИЮ
- определи тональность, настройся по устойчивым звукам;
- определи размер, проговори ритм ритмослогами или прохлопай со счётом вслух;
- проанализируй строение мелодии, отметь фразы, обрати внимание на похожие фразы – точно ли они повторяются или варьируются;
- проанализируй, как движется мелодия: по каким ступеням, вверх или вниз, плавно или со скачком; на каких ступенях заканчиваются фразы;
- найди и отметь в мелодии самые выразительные интервалы, движение по звукам аккордов, подпиши их;
- подбери к мелодии сопровождение из этих аккордов, пой с аккомпанементом.
|
ВАЛЬС
МАРШ из оперы «Норма»
Домашнее задание:
1. Повтори ключевые знаки пройденных тональностей (до 4-х знаков включительно).
2. Пой гамму Ля мажор с дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4 в ритмах польки, вальса, марша (как на уроке). Играй и пой все построения и упражнения в Ля мажоре
3. Повторяй ритмические упражнения, добивайся четкого исполнения.
4. Пой мелодии со стр. 6; польку и вальс - с аккомпанементом.
ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ ГЛАВНЫХ СТУПЕНЕЙ
Раньше вы узнали, что на всех ступенях лада существуют трезвучия, но наиболее важную роль играют трезвучия на I, IV и V ступенях, так как они настраивают слух на тональность. В мажоре трезвучия главных ступеней – мажорные, а в миноре – минорные. Их называют ГЛАВНЫМИ:
Рассмотрим, на каких ступенях строятся обращения главных трезвучий:
А теперь всё, что мы знаем, соберём в две шпаргалки:
На каждой ступени гаммы находится определённый аккорд – трезвучие одной из главных ступеней лада или его обращения: |
РАЗРЕШЕНИЕ S53 И D53 И ИХ ОБРАЩЕНИЙ В ЛАДУ
Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения – неустойчивые гармонии, поскольку в их состав входят по две неустойчивые ступени. Данные аккорды требуют разрешения, так как неустойчивые звуки стремятся перейти в устойчивые.
1. В тональностях с двумя знаками построй трезвучия главных ступеней с обращениями, выполни разрешения неустойчивых аккордов, подпиши разрешения. Все аккорды играй и пой:
|
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ: аккорды субдоминанты разрешаются нисходящим движением голосов, а аккорды доминанты – восходящим движением: