1. В мелодиях найди, отметь и подпиши движение по звукам аккордов главных ступеней. Все мелодии пой с дирижированием или тактированием:
а)
б)
в)
2. Мелодию польской песни (№ 2б) транспонируй в тональность до минор, запиши и выучи наизусть:
!!! ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ
3. Разреши данные аккорды как доминантовые в соответствующие тональности, подпиши (и аккорды, и разрешения, и ступени, и тональности):
4. Разреши данные аккорды как субдоминантовые в соответствующие тональности и подпиши:
5. Построй мажорный квартсекстаккорд с основным тоном СОЛЬ. Определи тональности, в которых этот аккорд будет T, S и D, подпиши и разреши:
ТОНАЛЬНОСТЬ Си мажор
1. Запиши гамму Си мажор, подпиши ступени, выполни все построения:
Устойчивые ступени | Неустойчивые ступени | Вводные ступени | Опевание устойчивых ступеней |
I III V I VII II IV VI VII II I III V
T53 с обращениями | S53 с обращениями и разрешениями | D53 с обращениями и разрешениями | D7 | «тритоны» с разрешением |
Т53 Т6 Т64 S53 S6 S64 D53 D6 D64 D7 T ув.4 ум.5
I III V IV VI I V VII II V I IV VII
2. Ступеневый диктант. ДЗ: уверенно петь в Си мажоре.
а) | б) |
3. Разучи и пой секвенции в тональности Си мажор:
Двухголосную секвенцию играй и пой любой из голосов:
4. Напиши в заданном ритме интервальную последовательность в тональности Си мажор (верхний голос штилями вверх, нижний – штилями вниз), играй и пой любой из голосов. Умей спеть последовательность мелодически, вне ритма:
|
б.6 б.6 ув.4 м.6 м.3 м.3 ум.5 б.3
V IV IV III III II VII I
6. Пой все мелодии на стр. 8, дирижируй или тактируй.
а) отметь фразы, запиши (латинскими буквами) структуру мелодии:
б) найди в мелодии скачки на ч.4, ч.5, м.6 и м.7, отметь вверху квадратной скобочкой и подпиши:
в) найди в мелодии движение по звукам аккорда, отметь и подпиши вид аккорда:
Повторяем интервалы.
1. Ответь на вопросы:
- Какие интервалы бывают большими, малыми, чистыми? Какие ты знаешь увеличенные и уменьшённые интервалы?
- На каких ступенях в мажоре строятся большие терции? Как называются эти ступени?
- Какие терции образуются на I, IV и V ступенях в натуральном миноре?
- На каких ступенях в мажоре и гармоническом миноре строятся ув.4 и ум.5?
- Назови интервалы-консонансы и диссонансы.
2. Построй обращения данных интервалов, определи и подпиши полученные интервалы.
3. Построй интервалы от данных звуков вверх.
Сыграй нижний звук каждого интервала на фортепиано, а верхний спой. Потом проверь правильность звучания, подыграв себе верхний звук.
4. Построй письменно интервалы от данных звуков вниз.
Сыграй верхний звук каждого интервала на фортепиано, а нижний спой. Потом проверь правильность звучания, подыграв себе нижний звук.
5. Определи и подпиши эти интервалы, тритоны разреши и определи тональность:
6. Найди указанные интервалы, обведи и подпиши: ч.4, ч.5, б.6, м.7:
7. Запиши мелодию как цепочку интервалов; подпиши все интервалы и ступени, на которых они построены:
|