Конспект урока литературы в 9 кл (ДО) 02.11.21




Тема урока: Творчество Г.Р. Державина

Цель: рассмотреть особенности творчества Г.Р. Державина

Задачи:

Обучающие:

1. Рассмотреть биографию Г.Р. Державина;

2. Проанализировать стихотворение «Властителям и судиям»;

3. Провести сравнительный анализ стихотворения Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова.

Воспитательные:

1. Активизировать интерес учащихся к чтению.

2. Выявить и формировать нравственные убеждения школьников.

3. Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.

Развивающие:

1. Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста.

2. Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.

3. Развивать навыки озвученного выразительного чтения

План урока:

Ход урока:

Образец записи в тетради:

Второе ноября

Классная работа

Творчество Гавриила Романовича Державина.

вам нужно было прочитать два стихотворения Г.Р. Державина: «Властителям и судиям» и «Памятник». Для начала давайте обратимся к стихотворению «Властителям и судиям». Откройте текст этого стихотворения.

Изначально это стихотворение называлось «Ода. Извлечение из псалма 81».

Как вы думаете, почему Державин изменил название стихотворения?(вспомните, что такое ода)

- О чем это стихотворение? Давайте определим его тему.

- Почему, как вы думаете, Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в ярость?

 

 

- Чему уподоблены правители и сильные мира сего?

СОНМ – множество множество.

- Почему же Державин конкретизирует эту мыль и добавляет прилагательное «земные»? Как это связано с названием оды?

- В чем особенность композиции? Сколько частей вы бы выделили в стихотворении и что бы положили в основу деления?

- К чему призывает поэт в последней строфе? Почему?

Давайте теперь обратимся к стихотворению «Памятник».

Стоит отметить, что это стихотворение является вольным переложением стихотворения «Памятник», написанного Горацием. Давайте откроем стихотворение Г.Р. Державина и прочитаем его.

- Какова основная тема стихотворения?

Г.Р. Державин был не первым поэтом, которые решил перевести стихотворение Горация, до него это сделал М.В. Ломоносов. В 1747 году он перевел его на русский язык.

- Каким способом поэт придает своим стихам торжественность и чеканность?

Все ли слова в тексте стихотворения были вам понятны? Давайте объясним их значение.

См. сноски в учебнике (С.

- Какова цель литературы и искусства по убеждению Державина?

- Как поэт оценивает свое творчество в стихотворении?

- О чем нам говорит неторопливый, важный ритм стихотворения?

- С чем поэт связывает свое бессмертие?

- В чем заслуги Державина, по его мнению? Давайте найдем строчки, где он говорит об этом.

Итак, мы с вами проанализировали стихотворение Г.Р. Державина «Памятник», и сделали мы это в сравнении со стихотворением М.В. Ломоносова. Мы сказали, что «Памятник» - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих.

- Это стихотворение о том, что должны делать люди, находящиеся у власти.

 

 

- Возможно Екатерине II не понравилось, что Державин слишком рьяно высказывает свое отношение к людям, занимающим государственные должности. Он осуждает их поступки и говорит, что они должны делать.

- Правители уподоблены богам («Земных богов во сонме их»).

- Сонм – толпа (устаревшее).

- Оно состоит из семи четверостиший и делится на две части. В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы, защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников. Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа.

- Поэт призывает Бога наказать лукавых. Но загробный суд кажется поэту слишком далеким, он умоляет бога покарать виновных, не дожидаясь их смерти.

- цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость.

- Свое творчество сравнивает с «чудесным, вечным» памятником.

- неторопливый, торжественный ритм стиха соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан.

- Свое бессмертие поэт связывает с «родом славянов», то есть с русским народом:

(И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить).

- Первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

 


 

Смотри далее.

Там самое интересное!

 

 

Домашнее задание: На основе видео и материала учебника заполнить таблицу об особенностях стихотворения Державина «Памятник» (три пункта под знаками вопроса)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: