Конспект урока литературы в 9 кл (ДО) 02.11.21




Тема урока: Творчество Г.Р. Державина

Цель: рассмотреть особенности творчества Г.Р. Державина

Задачи:

Обучающие:

1. Рассмотреть биографию Г.Р. Державина;

2. Проанализировать стихотворение «Властителям и судиям»;

3. Провести сравнительный анализ стихотворения Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова.

Воспитательные:

1. Активизировать интерес учащихся к чтению.

2. Выявить и формировать нравственные убеждения школьников.

3. Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.

Развивающие:

1. Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста.

2. Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.

3. Развивать навыки озвученного выразительного чтения

План урока:

Ход урока:

Образец записи в тетради:

Второе ноября

Классная работа

Творчество Гавриила Романовича Державина.

вам нужно было прочитать два стихотворения Г.Р. Державина: «Властителям и судиям» и «Памятник». Для начала давайте обратимся к стихотворению «Властителям и судиям». Откройте текст этого стихотворения.

Изначально это стихотворение называлось «Ода. Извлечение из псалма 81».

Как вы думаете, почему Державин изменил название стихотворения?(вспомните, что такое ода)

- О чем это стихотворение? Давайте определим его тему.

- Почему, как вы думаете, Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в ярость?

 

 

- Чему уподоблены правители и сильные мира сего?

СОНМ – множество множество.

- Почему же Державин конкретизирует эту мыль и добавляет прилагательное «земные»? Как это связано с названием оды?

- В чем особенность композиции? Сколько частей вы бы выделили в стихотворении и что бы положили в основу деления?

- К чему призывает поэт в последней строфе? Почему?

Давайте теперь обратимся к стихотворению «Памятник».

Стоит отметить, что это стихотворение является вольным переложением стихотворения «Памятник», написанного Горацием. Давайте откроем стихотворение Г.Р. Державина и прочитаем его.

- Какова основная тема стихотворения?

Г.Р. Державин был не первым поэтом, которые решил перевести стихотворение Горация, до него это сделал М.В. Ломоносов. В 1747 году он перевел его на русский язык.

- Каким способом поэт придает своим стихам торжественность и чеканность?

Все ли слова в тексте стихотворения были вам понятны? Давайте объясним их значение.

См. сноски в учебнике (С.

- Какова цель литературы и искусства по убеждению Державина?

- Как поэт оценивает свое творчество в стихотворении?

- О чем нам говорит неторопливый, важный ритм стихотворения?

- С чем поэт связывает свое бессмертие?

- В чем заслуги Державина, по его мнению? Давайте найдем строчки, где он говорит об этом.

Итак, мы с вами проанализировали стихотворение Г.Р. Державина «Памятник», и сделали мы это в сравнении со стихотворением М.В. Ломоносова. Мы сказали, что «Памятник» - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих.

- Это стихотворение о том, что должны делать люди, находящиеся у власти.

 

 

- Возможно Екатерине II не понравилось, что Державин слишком рьяно высказывает свое отношение к людям, занимающим государственные должности. Он осуждает их поступки и говорит, что они должны делать.

- Правители уподоблены богам («Земных богов во сонме их»).

- Сонм – толпа (устаревшее).

- Оно состоит из семи четверостиший и делится на две части. В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы, защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников. Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа.

- Поэт призывает Бога наказать лукавых. Но загробный суд кажется поэту слишком далеким, он умоляет бога покарать виновных, не дожидаясь их смерти.

- цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость.

- Свое творчество сравнивает с «чудесным, вечным» памятником.

- неторопливый, торжественный ритм стиха соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан.

- Свое бессмертие поэт связывает с «родом славянов», то есть с русским народом:

(И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить).

- Первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

 


 

Смотри далее.

Там самое интересное!

 

 

Домашнее задание: На основе видео и материала учебника заполнить таблицу об особенностях стихотворения Державина «Памятник» (три пункта под знаками вопроса)

Основание для сравнения Стихотворение М.В.Ломоносова Стихотворение Г.Р.Державина Стихотворение А.С.Пушкина
Черты биографии «Мне беззнатный род препятством не был» ? «…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал».
Границы творческого бессмертия(как будут помнить поэта) Поэт будет жить, пока живо его отечество. ? «…доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит»
Отношения поэта с музой Муза – высокая покровительница ? Муза – соратник на великом поприще поэзии.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: