Тема урока: Творчество Г.Р. Державина
Цель: рассмотреть особенности творчества Г.Р. Державина
Задачи:
Обучающие:
1. Рассмотреть биографию Г.Р. Державина;
2. Проанализировать стихотворение «Властителям и судиям»;
3. Провести сравнительный анализ стихотворения Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова.
Воспитательные:
1. Активизировать интерес учащихся к чтению.
2. Выявить и формировать нравственные убеждения школьников.
3. Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.
Развивающие:
1. Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста.
2. Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.
3. Развивать навыки озвученного выразительного чтения
План урока:
Ход урока:
Образец записи в тетради:
Второе ноября
Классная работа
Творчество Гавриила Романовича Державина.
вам нужно было прочитать два стихотворения Г.Р. Державина: «Властителям и судиям» и «Памятник». Для начала давайте обратимся к стихотворению «Властителям и судиям». Откройте текст этого стихотворения.
Изначально это стихотворение называлось «Ода. Извлечение из псалма 81».
Как вы думаете, почему Державин изменил название стихотворения?(вспомните, что такое ода)
- О чем это стихотворение? Давайте определим его тему.
- Почему, как вы думаете, Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в ярость?
- Чему уподоблены правители и сильные мира сего?
СОНМ – множество множество.
- Почему же Державин конкретизирует эту мыль и добавляет прилагательное «земные»? Как это связано с названием оды?
- В чем особенность композиции? Сколько частей вы бы выделили в стихотворении и что бы положили в основу деления?
|
- К чему призывает поэт в последней строфе? Почему?
Давайте теперь обратимся к стихотворению «Памятник».
Стоит отметить, что это стихотворение является вольным переложением стихотворения «Памятник», написанного Горацием. Давайте откроем стихотворение Г.Р. Державина и прочитаем его.
- Какова основная тема стихотворения?
Г.Р. Державин был не первым поэтом, которые решил перевести стихотворение Горация, до него это сделал М.В. Ломоносов. В 1747 году он перевел его на русский язык.
- Каким способом поэт придает своим стихам торжественность и чеканность?
Все ли слова в тексте стихотворения были вам понятны? Давайте объясним их значение.
См. сноски в учебнике (С.
- Какова цель литературы и искусства по убеждению Державина?
- Как поэт оценивает свое творчество в стихотворении?
- О чем нам говорит неторопливый, важный ритм стихотворения?
- С чем поэт связывает свое бессмертие?
- В чем заслуги Державина, по его мнению? Давайте найдем строчки, где он говорит об этом.
Итак, мы с вами проанализировали стихотворение Г.Р. Державина «Памятник», и сделали мы это в сравнении со стихотворением М.В. Ломоносова. Мы сказали, что «Памятник» - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих.
- Это стихотворение о том, что должны делать люди, находящиеся у власти.
|
- Возможно Екатерине II не понравилось, что Державин слишком рьяно высказывает свое отношение к людям, занимающим государственные должности. Он осуждает их поступки и говорит, что они должны делать.
- Правители уподоблены богам («Земных богов во сонме их»).
- Сонм – толпа (устаревшее).
- Оно состоит из семи четверостиший и делится на две части. В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы, защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников. Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа.
- Поэт призывает Бога наказать лукавых. Но загробный суд кажется поэту слишком далеким, он умоляет бога покарать виновных, не дожидаясь их смерти.
- цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость.
- Свое творчество сравнивает с «чудесным, вечным» памятником.
- неторопливый, торжественный ритм стиха соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан.
- Свое бессмертие поэт связывает с «родом славянов», то есть с русским народом:
(И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить).
- Первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Смотри далее.
Там самое интересное!
Домашнее задание: На основе видео и материала учебника заполнить таблицу об особенностях стихотворения Державина «Памятник» (три пункта под знаками вопроса)