Часть 6. Сицилия. Палермо.

В Палермо мы прибыли на 6 сутки нашего путешествия – 27 апреля. После двухсуточного перехода по морю, я испытала огромную радость, почувствовав под ногами землю.

Путешественников, прибывших в Палермо морем, встречает статуя женщины с веточкой оливы. Причал в Палермо, как и в Монако, тоже находится в шаговой доступности от центра города, поэтому мы решили погулять по городу самостоятельно. При выходе из порта нам предложили поездку по городу на экскурсионном автобусе HOP ON – HOP OFF. Мы воспользовались этой услугой, в автобусе был установлен аудиогид на 8 языках, в том числе и на русском языке. Восхищаюсь водителем, который лавировал на таком большом автобусе по узким улочкам Палермо.

Палермо расположен на севере о. Сицилия у подножья горы под названием Пелегрино на берегу Тирренского моря. Это один из древнейших городов Италии. Он был основан финикийцами в 754 году до н. э, и в те далекие времена поселение называлось Сус (по-финикийски - «цветок»). Но своё имя Панормос - всегда доступная гавань - получил от греков. В 254 году до н. э Палермо был завоеван римлянами. Из-за важного стратегического положения и значения город переходил из рук в руки от римлян к готам, затем к византийцам, от византийцев к сарацинам (Сарацины - кочующее племя разбойников, бедуины, жившие вдоль границ Сирии. Со времени крестовых походов европейцы стали называть сарацинами всех мусульман, часто используя в качестве синонима термин «мавры»). Затем - к нормандцам, французам, испанцам. А в 1860 году Гаррибальди взял Палермо, и после этого город включили в состав Итальянского королевства. Поэтому в архитектуре города прослеживаются мотивы нормандской, византийской, арабской и римской культуры. Тут можно встретить готические церкви стоящие рядом с исламскими мечетями, роскошные дворцы и небольшие часовенки, восхитительные фонтаны и памятники.

Свое путешествие по Палермо мы начали от причала. Сначала на автобусе проехали вдоль Ботанического сада. К Ботаническому саду примыкает парк вилла Джулия. Этот публичный парк был разбит в 1789 году в продолжение прекрасной и широкой палермской набережной – Марины по плану архитектора Николаса Пальмы. В Ботаническом саду произрастают 12000 видов растений.

Затем наш автобус повернул к центру города через квартал Кальса (Kalsa). В районе Кальса, расположенном на месте старого арабского квартала, много сооружений в мавританском стиле.

На одной из улочек этого квартала был организован «блошиный» рынок с разнообразными товарами, которые были разложены прямо на земле. Ассортимент товаров разнообразный: от обуви, одежды до светильников, посуды и сувениров. Это напомнило мне импровизированные рынки в нашей стране в лихие 90-ые.

Лавируя по узким улочкам, автобус прибыл на площадь четырех углов Кватро Канти (Quattro canti), где пересекаются две главные улицы Палермо виа Макуэда (via Maqueda) и Витторио Эммануэле (corso Vittorio Emanuele). Это точка пересечения четырех исторических кварталов Палермо: Кальса, Альбергерия, Сералькадио и Ла-Лоджиа.

Дома на площади Кватро Канти украшены балконами, карнизами и нишами, символизирующие четыре городских квартала и четыре время года. Снизу каждого углового здания находятся фонтаны, выше которых расположены скульптуры четырех испанских королей - Филиппа II, Филиппа III, Филиппа IV и Карла V. Выше королей идут фигуры Святых Агаты, Кристины, Нинфы и Оливы, которые являются покровительницами четырех кварталов.

Проезжая по улице corso Vittorio Emanuele, увидели с левой стороны красивое здание - Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. История этого здания начинается с 4 века н.э. Сначала на этом месте была церковь, разрушенная вандалами, затем собор, который сарацины, захватившие город, превратили в мечеть. В начале XII века норманны захватывают Сицилию и возвращают здание архиепископству, освящая его как собор Пресвятой Богородицы. На протяжении многих веков собор перестраивался, соединяя в себе черты арабо-норманнской архитектуры, готического стиля и классицизма.

Автобус проезжал вдоль восточной части собора, построенной в арабо-норманнском стиле (ложные арки, зубцы, растительный орнамент, инкрустации из туфа и лавового камня).

Восточная часть собора
Восточная часть кафедрального собора

В Кафедральном соборе хранятся мощи святой Розалии - покровительницы Палермо, жившей в XII веке. Согласно легенде, благодаря обретению мощей святой, от города отступила эпидемия чумы. А в 1744 году на площади перед собором над фонтаном установили ее статую работы Винченцо Виталиано.

Далее проехали вдоль Норманнского королевского дворца, напоминающего крепость. Это и правда сначала была крепость. В античные времена древние римляне строили здесь свои укрепления, а потом сарацины и норманны строили и перестраивали дворец. Но самые большие перестройки дворца произошли в период испанского господства.

Норманнский королевский дворец Ворота - Порта Нуова

Рядом с одним из корпусов Норманнского королевского дворца стоит монументальное сооружение в виде необычной торжественной триумфальной арки. Это Новые ворота - Порта Нуова (Porta Nuova). Они были построены в виде триумфальной арки в честь победы Карла V в Тунисской войне в 1535 году, когда были освобождены тысячи христиан, обращенных в рабство.

Далее наш автобус пересек площадь Пьяцца Претория - одну из красивейших площадей Палермо. С трех сторон площадь Претория обрамлена памятниками архитектуры, выполненными в стиле барокко. Это церкви Санта-Катарины и Сан-Джузеппе-деи-Театини,Палаццо Преторио. Центральную часть площади занимает монументальный маньеристский фонтан.

Церковь святой Катарины Фонтан на площади Преторио

Вскоре мы оказались у здания оперного театра Massimo. Здание оперного театра Massimo находится на одноименной площади Massimo. Театр носит имя короля Виктора Эммануила II. В переводе с итальянского Massimo означает наибольший, величайший. Архитектурный комплекс театра является крупнейшим среди зданий оперных театров в Италии и одним из самых больших в Европе.

Театр был построен в неоклассическом строгом стиле с элементами древнегреческих храмов по проекту архитектора Джовани Базиле. Монументальная лестница, ведущая в театр, украшена бронзовыми львами, которые несут на спине статуи женщин - аллегорические «Опера» и «Трагедия». Здание венчает большой полукруглый купол. Театр строился 22 года и был открыт в мае 1897 года.

На ступеньках этого театра снималась драматическая заключительная сцена фильма "Крестный отец-3". В Палермо даже есть памятник жертвам сицилийской мафии.

Доехав до площади Massimo, мы решили выйти и прогуляться самостоятельно. Сначала зашли в кафе, взяли по чашечке кофе и тирамису (в Италии пирожные называют тирамису), и, к своему удивлению, заплатили всего 3 евро. В Риме за эти деньги можно купить 1 маленькую чашечку кофе. От площади в сторону моря отходят узкие пешеходные улочки, на которых расположены кафе и магазины.

Надо отметить, что с едой в обеденное время в южных итальянских городах очень напряженно. В прошлую мою поездку, мы приехали в Неаполь во время сиесты, казалось, что город пустой, магазины и кафе были закрыты, лишь белье, натянутое на веревках говорило о том, что здесь живут люди. Мы тогда нашли работающую пиццерию недалеко от железнодорожного вокзала. Бойкий официант с синяком под глазом взял у нас заказ и довольно быстро принес нам горячую пиццу. Мне кажется, что это неаполитанская пицца была самая вкусная из тех, какие я пробовала в своей жизни.

Вот и в Палермо нам тоже захотелось пообедать, увидели кафе, где готовят суп из мидий, сели за столик. К нам подошел молоденький официант в джинсовом костюме (он мне напомнил неаполитанского юношу в пиццерии), что-то нам бойко рассказал на итальянском языке, махая руками. Затем взял заказ и ушел. Примерно через 15-20 минут принес нам корзинку с хлебом и графин вина, опять что-то нам громко рассказал и удалился. Потом с таким же промежуткам к нам подошла девушка-официант с меню, мы постарались ей сообщить, что заказ принят, и она удалилась. Прошло еще минут 15-20, появился наш знакомый официант, слегка выпивший, и с меню в руках. Не узнав нас, он стал вновь предлагать меню. Мы терпеливо объяснили ему, что уже больше часа ждем суп с мидиями. Туристы, сидящие за соседними столиками, быстрее нас сообразили, что ждать обеда бесполезно, положили по 5 евро на столик за хлеб, воду и ушли. Мы последовали их примеру. Но все же, надеялись перекусить в соседних кафе, но из 2-х кафе, в которые мы зашли, никто нас не стал обслуживать – сиеста и баста! И мы быстрым шагом пошли обедать на лайнер.

Конечно, 6 часов прогулки недостаточно для знакомства с достопримечательностями Палермо. Тем не менее Палермо оставил впечатление колоритного южного города с восточными напевами и настоящими эмоциональными, темпераментными итальянцами, какими они мне представлялись по кино и книгам.

Часть 7. Неаполь

Мне очень хотелось съездить на экскурсию из Неаполя на Капри. Ведь наш советский писатель Максим Горький, поправляя свое здоровье, несколько лет в 20-х годах прошлого столетия жил на этом острове. И мне с детства хотелось побывать там. Но на Капри надо было 1,5 часа добираться на судне, на что Леша сказал мне, что он не переживет, если меня опять будет укачивать. Поэтому я с ним быстро согласилась и от поездки на Капри отказалась.

Мы опять гуляли по Неаполю самостоятельно. Оказалось, что я в прошлую поездку в районе порта я не была, т.к. мы добирались до Неаполя поездом, то и гуляли недалеко от железнодорожного вокзала. Поэтому для меня в районе порта все было ново и интересно.

На выходе из порта находится остановка экскурсионных автобусов HOP ON – HOP OFF, мы решили воспользоваться этой услугой. Поскольку накрапывал дождь, то мы расположились внизу автобуса. Разместившись на сидении у окна, я через минуту поняла, что на сидении вода и мои брюки промокли насквозь. Пришлось вернуться на лайнер и переодеться.

Решили больше не испытывать судьбу с автобусом и пошли гулять по Неаполю пешком.