Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ульяновска
«Гимназия № 33»
Лица из таблицы
Работу выполнили
ученики 4 класса В:
Коннов Алексей Сергеевич
Кислова Дарья Евгеньевна
Вилкова Софья Сергеевна
Пыров Матвей Мксимович
Лебедева Анастасия Сергеевна
Седышев Арсений Алексеевич
Руководитель работы:
Шатилина Ирина Викторовна
Учитель начальных классов
Телефон 8 927 811 35 54
г. Ульяновск
Кальций - это металл? Невероятно! Никогда бы не подумали, что кальций это металл, хотя и щелочноземельный. Тот самый мел, которым мы рисуем, - это металл? Давайте попробуем с этим разобраться.
А что такое металлы и неметаллы? Какие существуют группы химических элементов? И почему они так называются?
У нас дома обнаружились коробка для проведения химических экспериментов. Конечно же, мы сразу принялись за опыты. Это было так увлекательно! Мы почувствовали себя настоящими волшебниками! Ведь какая-то малюсенькая таблетка кальция превращается в огромную шевелящуюся змею! Как здорово! А устроить маленький взрыв у себя в квартире? Жутко увлекательно. Жутко потому, что страшно немножко. А увлекательно потому, что когда ещё родители разрешат устроить взрыв?! Самый настоящий, как в кино. Интересно, а почему некоторые элементы взрываются, а другие нет? От чего это зависит? И как люди устраивают взрывы? А как они понимают, что какие-то вещества опасны и могут взорваться, а другие вещества безопасны и не смогут навредить? Ведь если не знать свойства веществ, мир становится опасным и непредсказуемым. Что поможет нам узнать, как себя вести в таком непредсказуемое мире? Наши родители ответили нам на этот вопрос. Оказывается, есть такая наука - химия. И есть ученые химики, которые изучают разные вещества, и их свойства, а ещё как они взаимодействуют с другими химическими веществами.
|
Нам захотелось узнать о химии немного больше. Но химию начинают изучать только в седьмом классе! Ждать так долго мы не готовы, хочется узнать уже сейчас. С чего же начать? На обратной стороне коробки с химическими экспериментами мы увидели периодическую систему химических элементов. Оказывается, это - основа основ химической науки. Без знания периодической системы в химии делать нечего! Ну так, по крайней мере, сказали нам наши родители. Что ж посмотрим на эту таблицу внимательнее.
Мы узнали, что 2019 год провозглашен ЮНЕСКО Международным годом Периодической таблицы химических элементов. Периодическая таблица химических элементов - это не просто каталог всех известных веществ во Вселенной; это окно во Вселенную, которое помогает лучше понять окружающий мир. В 2020 году исполняется 150 лет со дня создания этой таблицы российским ученым Дмитрием Ивановичем Менделеевым.
Периодическая таблица химических элементов - одно из наиболее важных научных достижений, отражающее суть не только химии, но также физики, биологии и других дисциплин. Это уникальный инструмент, который помогает ученым предсказывать появление и свойства элементов на Земле и во Вселенной. Периодическая таблица важна для науки, технологий и устойчивого развития человечества.
Почему таблица носит имя Менделеева? Многие учёные пытались создать систему химических элементов. Однако данных о свойствах элементов не хватало, поэтому получившиеся системы были не совсем правильными. А Д.И. Менделеев придумал располагать элементы в таблице по их атомной массе. Он понял, что свойства элементов зависят от молекулярной массы. А это значит, что можно поделить элементы на группы в соответствии с их свойствами. Очень распространено мнение, что Д.И.Менделеев увидел её во сне. Однако учёный опроверг этот миф. Он говорил, что размышлял над периодическим законом много лет подряд. А ещё Дмитрий Иванович очень любил пасьянсы. Чтобы систематизировать химические элементы он выписал каждый на отдельную карточку и долго комбинировал их между собой, расставлял в ряды в зависимости от схожести их свойств. Как при раскладывании пасьянса. Так и появилась периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Интересно то, что некоторые клетки изначально остались пустыми. Со временем, учёные открыли элементы, которые должны были находиться в этих клетках.
|
Здесь мы видим группы элементов, выделенные разным цветом. Мы читаем название групп: неметаллы, щелочные металлы, щелочноземельные металлы, переходные металлы, постпереходные металлы, полуметаллы, галогены, инертные газы, лантаноиды, актиноиды. Что это такое? Разве бывают полуметаллы и переходные металлы?
Нужно с этим разобраться!
Цель нашей работы: помочь сделать этот мир более понятным и предсказуемым для детей, которые еще не изучали химию. Очень хочется быть добрыми волшебниками!
Для этого мы поставили себе такие задачи:
1. Понять, как устроена периодическая система химических элементов.
2. Узнать, как используются свойства химических элементов.
3. Понять, что такое химическая реакция.
4. Понять, какие элементы являются безопасными, а какие могут представлять опасность для человека.
5. Выделить лица из таблицы, представив и изобразив элементы, опираясь на их свойства и особенности.
6. Создать игру для детей дошкольного или младшего школьного возраста по безопасному взаимодействию с химическими веществами.
7. Выяснить, с какими химическими веществами мы встречаемся в своей повседневной жизни, и есть ли среди них опасные вещества.
Наши гипотезы:
В периодической таблице Д.И. Менделеева могут разобраться даже школьники и дошкольники.