Общая характеристика восприятия и его основных свойств. Предметность. Целостность. Структурность. Константность. Апперцепция. Феномены восприятия.




Общая х-ка восприятия

Восприятие – чувственное познание предметов окружающего мира, чувственное отражение действительности в сознании.

Это построение образа на основе энергии предмета, которая воздействует на органы чувств. Образы, возникающие без внешнего воздействия, например образы памяти или галлюцинации, восприятием не являются.

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Свойства восприятия

1. Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

2. Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

3. Структурность. С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

4. Константность. Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные.

5. Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

Феномены восприятия

Феномены восприятия – двойственность восприятия образов.

Двойственную природу образа очень легко доказать, если мы используем так называемые неоднозначные, или двойственные, изображения, когда при одном и том же воздействии в одном и том же изображении мы можем видеть совершенно разное. Эта неоднозначность может быть как пространственной, так и содержательной.

Типичный пример пространственной неоднозначности — это так называемый куб Неккера или танцовщица, которая вращается то в одну, то в другую сторону.

С содержательной неоднозначностью все абсолютно то же самое. Это знаменитая ваза-профиль датского психолога Эдгара Рубина, это не менее известная картинка уже столетней давности «Жена или теща?», которую в обиход психологов ввел Эдвин Боринг в 1930 году.

 

 

Классификация видов восприятия. Восприятие пространства. Зрительные иллюзии. Восприятие времени. Психологическое время. Восприятие движения.

Виды восприятия

Восприятие бывает первичным и вторичным, произвольным (управляемым) и нет, личным и социальным.

Первичное и вторичное восприятие

Первичное восприятие формирует образ, картину ситуации на основе обработки ощущений от органов чувств. Другое название первичного восприятия - внешние чувства. Вторичное восприятие создает представление о происходящем на основе самой разнообразной информации, включая не только собственные ощущения, но и воспоминания, фантазии, рассказы окружающих и все что угодно другое.

Личное и социальное восприятие

Социальное восприятие (социальная перцепция) - восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом. В частности, это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Социальное восприятия противопоставляют личному восприятию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями.

Живое, обдуманное - и пассивное, шаблонное восприятие

Восприятие может быть более и менее внимательным - мельком, живым, а не шаблонным и осознанным, обдуманным (а не рефлекторным).

Необдуманное (пассивное) восприятие – картинки постоянно сменяют друг друга, непрерывным потоком проходя через наше сознание.

В соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении образа восприятия, выделяют следующие типы восприятия:

 визуальное;

 аудиальное;

 осязательное (тактильное);

 вкусовое;

 обонятельное.

 

Восприятие пространства.

Восприятие пространства - Образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие формы, величины, цвета и иных особенностей предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы.

Восприятие пространства включает в себя:

- восприятие отдаления,

- восприятие расстояния между объектами,

- восприятие направления,

- восприятие величины объектов,

- восприятие формы объектов.

Зрительные иллюзии

Иллюзии - это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Термин "искаженное" означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. С учетом этого выделяют два типа иллюзий - те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.

 

Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии. Здесь больше физика. Иллюзии второго типа связаны с особенностями восприятия, например, геометрических фигур, когда в зрительных образах искажаются их пропорции, цвета и прочее. Это уже больше физиология и психология.

 

 

Восприятие времени

Восприятие времени – это субъективное отражение длительности, скорости протекания и последовательности реальных явлений. Вопрос о природе времени во все времена привлекал к себе внимание философов, физиков, биологов и даже писателей.

Восприятие времени – это уникальный вид перцепции, являющийся отражением продолжительности (длительности) события. Временные отношения выражаются посредством:

· хронометрии - отсчета времени, измеряемого при помощиравномерного движения того или иного объекта, например стрелки часов;

· хронологии - отражения времени в соответствии с общими для всех людей явлениями: временами года, количеством прожитых лет и т.д.;

· хроногнозии - субъективного времени, т.е. субъективного переживания длительности событий в зависимости от их значимости и эмоциональной окрашенности.

Психолога, в отличие от других ученых – интересует в первую очередь не физический аспект такого феномена, как время, а именно его восприятие - осознаваемая индивидуумом продолжительность того или иного события.

 

Психологическое время

Психологи установили, что, оценивая небольшие интервалы времени (в пределах нескольких минут) без часов, одни люди склонны переоценивать их длительность, другие же - недооценивать. «Психологическая минута» оказывается короче или длиннее в зависимости от настроения человека - плохое настроение растягивает ее, кажется, что время тянется слишком долго. Но если мы увлечены интересным делом, то время как бы сжимается.

В связи с этим Поль Фресс, известный многочисленными исследованиями восприятия времени, предлагает любопытный критерий оценки отношения к труду: если слишком часто кажется, что работа тянется удручающе долго, можно говорить о слабом интересе к ней.

Психологическое время способно не только ускорять или замедлять свое течение, сжиматься или растягиваться, оно может переживаться непрерывным и прерывистым, разорванным на отдельные части.

Особенно остро переживают прерывность времени больные с поражениями правого полушария мозга. Нейропсихологи Н. Н. Брагина и Т. А. Доброхотова обнаружили у них феномен «остановки времени»: оно для больных «как будто прервалось».

 

 

Восприятие движения

Восприятие движения – это отражение изменения положения объекта в пространстве и во времени, т.е. его направленности и скорости. Оно является результатом одновременного отражения и объекта, и события. Гипотезы, объясняющие восприятие движения:

1. Восприятие движения обусловлено перемещением образов предметов на сетчатке глаза. Эта гипотеза лучше объясняет так называемое «реальное (физическое) движение »

2. Восприятие движения является результатом движения глаз.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: