Предмет дисциплины. Понятие «компьютерные информационные технологии».
Технология – методы и средства выполнения некоторой работы.
Информационные технологии – методы и средства обработки информации.
КИТ – методы и средства обработки информации с использованием средств вычислительной техники.
Информационные технологии оказывают все большее влияние на жизнь общества, в том числе, на экономику. Каждому руководителю приходится ежедневно принимать решения в условиях различной степени неопределенности. В этой ситуации на помощь приходят компьютеры с огромной скоростью просчета различных вариантов решения задачи. Руководителю лишь надо уметь воспользоваться такой помощью.
Дисциплина КИТ является заключительным звеном базовой подготовки студентов в области информатики. В процессе дальнейшего обучения студенты будут использовать изученные программные средства в качестве инструментария для решения различных профессиональных задач. В дальнейшем студенты будут изучать «Экономико-математические методы и модели», «Информационные технологии в управлении».
Объектом КИТ являются компьютерные программы, обеспечивающие повышение эффективности работы человека, а предметом – методы использования этих компьютерных программ в деятельности менеджера.
КИТ можно определить как совокупность методов обработки информации с помощью средств вычислительной техники. Выделяют четыре этапа развития технологий обработки информации:
1) ручной – все действия с информацией выполнялись вручную (с помощью ручки/карандаша/пера, чернил, бумаги/пергамента/кожи и др.);
2) механический – с помощью пишущей машинки;
3) электрический – используются электрические пишущие машинки;
|
4) электронный (компьютерный) – для обработки информации используются компьютеры (сначала в составе АСУ, затем на персональных ЭВМ с использованием программ, имеющих дружественный интерфейс).
На предприятиях создаются информационные системы – набор взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают, хранят и распределяют информацию, чтобы поддержать принятие решения и управление в организации.
Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:
-предметом обработки процесса являются данные;
-целью процесса является получение информации;
средствами осуществления процесса являются аппаратно-программные вычислительные комплексы;
-процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;
-выбор управляющих воздействий на процессы должны осуществляться лицами, принимающие решение;
-критериями оптимизации процесса является своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.
(Хомон стр.12)
Компьютеры применяются в различных сферах деятельности человека:
-писатели, журналисты, артисты, секретари и т. д. Готовят тексты с помощью компьютера (Хазанов).
-композиторы сочиняют музыку (расписывают партии).
-создается анимационное кино.
-проектируются самолеты, корабли, машины.
-наиболее экономно раскрашивается ткань.
-в Японии роботы рыбки, кошки собачки, няни.
-роботы –солдаты (в Ираке).
-управляют самолетами, машинами (в Европе к 2030г. Все машины будут автоматизированы)
|
-ставят диагноз (в диагностическом центре).
ü играют в шахматы (последний раз Г.Каспаров выиграл).
Но мы знаем, что компьютеры лишь выполняют программу, написанную человеком.
А может ли компьютер мыслить? Этот вопрос активно обсуждается учеными и просто интересующимися людьми.
Об этом написаны фантастические книги и сняты фильмы, описывающие бунты роботов.
Но пока даже самые «умные» машины делают выводы на основании некоторых фактов только согласно программе, написанной человеком.
Гарри Каспаров накануне шахматного матча с ЭВМ сказал: «Если машина выиграет у человека, то я встану на защиту человеческого рода..
Таким образом, пока все интеллектуальные «успехи» компьютера – это достижения человеческого разума.
Чего же компьютер не может?
1) Алгоритмически неразрешимые задачи – человек не придумал алгоритма решения задачи.
2) Задачи выбора – если для решения задачи человек формулирует варианты выбора и критерий оптимальности, то компьютер задачу решит. Но если критерием является максимум удовольствия от прослушивания выбранных записей……..
Тем не менее, применение компьютера облегчает и улучшает качество труда человека.
Технологическая схема обработки информации.
Любая информационная технология состоит из этапов, действий, операций.
В рамках информационной технологии реализуются следующие этапы обработки информации:
1. сбор и регистрация информации;
2. машинное кодирование информации;
3. хранение информации;
4. обработка информации с использованием современных вычислительных методов математического и др. методов;
|
5. выдача информации заказчикам;
6. анализ полученной информации;
7. использование информации для принятия решения.
Комплексная автоматизированная обработка информации предполагает объединение в единый комплекс всех технических средств обработки информации с использованием новейшей технологии, методологии и различных процедур по обработке информации.
Созданиекомплексной автоматизированной системывключает последовательные этапы: автоматизация процессов сбора, хранения и выдачи данных; использование устройств для автоматизированной обработки текстовой информации и фотонаборныхустройств; интеграция обособленных процессов обработки информации в единую внутрифирменную систему: объединение технических средств цифровой и текстовой информации посредством электронной почты; использование всего комплекса технических средств обработки информации, переход к единой системе обработки всех видов информации.
Комплекснаясистемаобработкиинформациивключает следующие технические средства: терминальные устройства; устройство оптического распознавания обозначений; устройство автоматизированной обработкитекстовой информации; ЭВМ; фотокамеру для быстрого обновления информации на микрофишах; фотокамеру для микрофильмирования больших объемов информации; фотокамеру для микрофильмирования информации, поступающей из ЭВМ; устройство автоматизированного хранения и выдачи информации; дубликатор для получения копий микрофильмовимикрофишей; печатающее устройство с микрофильмов и микрофишейс увеличением изображения; печатающее устройство ЭВМ; устройство для чтения микрофильмов и микрофишей; автоматизированную он тему хранения и выдачи информации; средства доведения информации до пользователей.
Комплексная система может включать также графические цветные дисплеи для обработкиграфической информации, а также фотонаборныйавтомат, позволяющий преобразовать отредактированную и хранящуюся в памяти ЭВМ информацию в фотоформы, с которых затем получают твердые формы для высокой или офсетной печати. Устройства автоматизированной обработки текстовой информации принципиально отличны от ЭВМ, используемых для обработки данных. Это обусловлено тем, что обработка текста, выраженного словами, предложениями, параграфами, не может осуществляться с помощью пакетов прикладных программ. Составление и редактирование текста может производиться только человеком, взаимодействующим с устройством обработки текстовой информации. ЭВМ используется им только как средство для печати и редактирования текста.
Обычно секретарь-машинистка пользуется электронной пишущей машинкой со встроенным каналом связи и композером с экраном, которые подключаются к ЭВМ с дисковой памятью, где формируется база данных коллективного пользования. В результате появляется возможность посредством внутренней связи объединить всех секретарей-машинисток в центры операторов-машинисток, которые, оставаясь на своих рабочих местах, получают возможность быстрого обмена информацией со всеми взаимосвязанными управленческими звеньями, обеспечивать переработку текстовой информации для всех центральных служб, включая службу планирования и службумаркетинга.
Впоследствии устройства автоматизированной обработки текстовой информации стали широко использоваться не только операторами-машинистками, но и руководителями всех уровней, которые на выведенном на экран документе делают свои замечания, ставят резолюции, что упрощает процесс согласования их действий, ускоряет процесс подготовки управленческих решений.
Использование диктофонной техники, установленной в центре автоматизированной обработки текстовой информации, облегчает администратору подготовку любых документов. Он, подключившись к центру по телефонной или селекторной связи и продиктовав материал, в кратчайшие сроки может получить его распечатку или перевод на иностранный язык и использовать по назначению. Согласно обследованиям некоторых американских фирм, примерно 20% всего объема продиктованных руководителями материалов печатается их секретарями-машинистками с использованием электронных пишущих машинок с дисплеем, а 28% — в центрах автоматизированной обработки текстовой информации.
В 80-с годы появились диктофонные системы со встроенным микропроцессором. Широкую известность получила система японской фирмы "Сони" РД60, известная под названием Source. Такие системы устанавливаются в центрах автоматизированнойобработки текстовой информации. Управленческий персонал, может подключиться к ним с помощью обычных линий телефонной связи и диктовать любой текст.
В США были созданы такие системы, которые воспринимают информацию. передаваемую голосом, независимо от того, диктуется она одним лицом или несколькими, например, во время совещания. Такая информация воспринимается, печатается и выдается либо помешается на хранение.