КИТ можно классифицировать по разным признакам. По применению их в сферах деятельности человека КИТ делят на две большие группы: базовые (универсальные) – применяют практически во всех сферах деятельности, и технологии предметных областей (специальные) - применяют в определенных сферах деятельности.
В свою очередь базовые КИТ можно разделить на группы по виду обрабатываемой информации для обработки различных данных – СУБД и табличные процессоры; для обработки текста – текстовые процессоры, технологии гипертекстовой связи документов; для обработки графики – графические процессоры; для обработки объектов реального мира – средства мультимедиа. Обратите внимание, что фирмы-производители программного обеспечения стремятся объединять нужные пользователю программы в пакеты прикладных программ.
Кроме описанного разделения базовых КИТ, их можно разделить по виду действий, выполняемых с использованием КИТ (слайд 5):
l Хранения и обработки информации – где хранить (на каком машинном носителе), как хранить (один или несколько файлов, архив или нет, нужна ли резервная копия и т.д.), как обрабатывать (какие действия выполнить с информацией в процессе ее обработки);
l Телекоммуникационные – как передавать данные по компьютерным сетям;
l Мультимедиа и виртуальной реальности – как обрабатывать звуковые и видеоданные, как организовать виртуальную реальность для, например, подготовки специалистов, работающих в опасных условиях;
l Программирования – как создавать программы решения реальных задач;
l Обработки изображений – как обрабатывать различные графические данные;
l Распознавания речи – как воспринимать речь человека для управления различными устройствами;
|
l Криптографии – как кодировать информацию посредством шифрования …
Технологии предметных областей (специальные) можно разделить на группы по предметным областям применения (слайд 6):
l Электронный документооборот
l Бухгалтерский учет
l Налоговая служба
l Банковская деятельность
l Правовые системы
l Экспертные системы
l Робототехника …
Электронный документооборот – это движение документов (в электронном виде) в организации с момента их создания (или получения) до завершения исполнения (или отправления).
Вся документация организации делится на три документопотока:
· Входящие (поступающие) документы;
· Внутренние документы (циркулируют в рамках предприятия);
· Исходящие (отправляемые) документы.
Можно выделить два вида систем автоматизации документооборота:
1. системы управления электронными архивами – выполняют регистрацию документа, хранение, поиск и извлечение документа для передачи в приложение для обработки.
2. системы управления электронным документооборотом – обеспечивают создание и последовательную обработку документа различными пользователями, имеют функцию организации и планирования выполнения работ с документами. Используют принципы управления бизнес-процессами WorkFlow – поток работ.
Характеристики СУЭД:
· программная платформа – обеспечение хранения, поиска, обмена документами;
· поддержка распределенной обработки информации;
· возможности масштабирования – число пользователей, число поддерживаемых платформ;
· возможности контроля за прохождением документа;
|
· возможности разграничения доступа и защиты информации и др.
Функции СУЭД:
- ввод, регистрация и обработка документов, поступающих с дисков, сканеров, по сети;
- хранение документов – это обеспечивает возможность оперативного получения достоверной информации, организации сбора, хранения и актуализации разрозненной информации, быстрого контролируемого доступа пользователей к информации, экономии средств за счет сосредоточенности персонала (?);
- поиск документов по атрибутам и контексту.
В бухгалтерском учете КИТ применяют для электронной обработки задач посредством выполнения человеко-машинных операций в определенной последовательности, начиная с момента создания первичного бухгалтерского документа и заканчивая составлением сводной финансовой отчетности. В настоящее время создаются новые КИТ на базе децентрализованной обработки бухгалтерских задач, имеющие особенности:
· использование сетей, обеспечивающих создание распределенной базы данных предприятия и интегрированную обработку экономических задач различных подразделений предприятия;
· увеличение состава бухгалтерских расчетов, выполняемых с применение компьютеров;
· возможность формирования компьютером первичных бухгалтерских документов (переход к безбумажной технологии, сокращение трудоемкости сбора и регистрации документов).
Вся документация делится на первичную (это бланк, заполненный данными и подписанный должностными лицами) и результатную. Первичные документы делят на базовые (нормативно-справочная постоянная информация) и оперативные (могут меняться). Основой обработки учетных задач является наличие информационных массивов:
|
- массивы, формирующиеся в результате сбора и регистрации первичных документов (могут формироваться компьютером);
- файлы переменной и условно-постоянной информации (база данных) – файлы переменной информации формируются на основе первичных документов и используются однократно при решении задачи за определенный период. Файлы условно-постоянной информации создаются один раз при внедрении проекта, используются многократно и периодически корректируются (нормативы, справочные данные, инвентарные карточки учета основных средств, персональные карточки работников и т.д.).
В техпроцессе на ПЭВМ выделяют этапы:
1. Подготовительный – подготовка программы и информационной базы к работе (ввод и корректировка справочников, установка расчетного периода и т.д.).
2. Начальный этап – сбор и регистрация первичных документов (ввод данных первичных документов периодически, по мере поступления документов). Автоматически составляется регистр введенных документов, ввод в них справочных и условно-постоянных данных и т.д. В результате данные документа размещаются в базовые массивы.
3. Основной этап – получение различных отчетных форм.
Программное обеспечение бухгалтерских КИТ – «1С:Бухгалтерия», «Парус», «Инфософт» и др.
КИТ налоговых служб должны обеспечивать:
· учет плательщиков налогов и платежей в бюджет;
· правильность исчисления налогов и платежей и контроль своевременности их поступления;
· проверку достоверности представленной плательщиками отчетности;
· наложение финансовых санкций по законодательству;
· представление в вышестоящие органы сведений о фактически поступивших суммах налогов и платежей.
КИТ банковской деятельности должны обеспечивать взаимодействие всех подразделений банка (головной банк, его отделы, филиалы, обменные пункты, внешние структуры). Все шире используется трехуровневая архитектура АБС:
-верхний уровень (Front-office) – модули, обеспечивающие быстрый и удобный ввод информации, ее первичную обработку и взаимодействие банка с клиентами, лругими банками, ЦБ, информационными агенствами и др.
- средний уровень (back-office) – приложения по направлениями внутрибанковской деятельности (работа с кредитами, депозитами, ценными бумагами, пластиковыми карточками и др.);
- нижний уровень (accounting) – базовые функции бухгалтерского учета.
Информационное обеспечение банковских технологий включает полный набор показателей. Документов, классификаторов, баз данных, методов их использования и др. Для пользователей должна быть обеспечена возможность работы с данными в режиме реального времени.
Банковские сети строятся в основном по архитектуре клиент-сервер. Главное требование – защита информации. Для этого применяют резервирование базы данных в автоматическом режиме.
Правовые системы обеспечивают граждан и специалистов сведениями из государственных законов, законодательных актов и т.д. Главное требование – актуальность и достоверность информации.
Робототехнические системы применяют для замены человека в сфере рутинного труда (робот-библиотекарь, слайд 7), в опасных ситуациях (робот-солдат, робот-санитар, робот-астронавт, слайды 7-13).