Правовое регулирование деятельности органов военной прокуратуры




 

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры как самостоятельного федерального органа находится в ведении Российской Федерации. В настоящее время правовые основы организации и деятельности прокуратуры определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре), другими федеральными законами, международными актами, указами Президента Российской Федерации, а также правовыми актами Генерального прокурора Российской Федерации и нижестоящих прокуроров.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила положение о том, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Установила порядок назначения на должности и освобождения от должностей Генерального прокурора и других прокуроров. Конституция Российской Федерации не включает норм, регулирующих полномочия прокуроров, организацию и порядок деятельности прокуратуры России, а содержит ссылку на то, что эти вопросы определяются Федеральным законом (статья 129).

Законодательным актом, относительно детально регулирующим организацию и деятельность военной прокуратуры Российской Федерации, является Закон о прокуратуре. Будучи актом прямого действия, этот документ определил цели, задачи, основные направления и участки деятельности прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, полномочия прокуроров и конкретизировал порядок назначения их на должности и освобождения от должностей. В законе закреплены требования, предъявленные лицам, назначаемым на должности прокуроров, определяется порядок прохождения ими службы и их правовое положение.

В Законе о прокуратуре не закреплены полномочия прокуроров, участвующих в судебных заседаниях, а сделана ссылка на то, что этот вопрос определяется процессуальным законодательством Российской Федерации, то есть уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и арбитражным процессуальными кодексами, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает, что прокурор обязан своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всех нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили.

Законом о прокуратуре регулируется весь спектр вопросов, связанных с порядком прохождения службы в органах военной прокуратуры.

Как правило, в упомянутых законах воспроизводится требование
Закона о прокуратуре о необходимости осуществления прокурорского надзора за законностью деятельности тех или иных органов управления. Деятельность органов российской прокуратуры и в определенной мере полномочия прокуроров определяется также международными и межгосударственными договорами и соглашениями, такими, к примеру, как договоры о правовой помощи.

В своей практической деятельности работники военной прокуратуры руководствуются также приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации, которые играют большую роль в организации нормального функционирования всей прокурорской системы. Издавая правовые акты, Генеральный прокурор ставит перед органами военной прокуратуры задачи, подлежащие решению в ближайший период времени. Определяет приоритеты в их деятельности, конкретизируя тем самым задачи, закрепленные в базовом Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации».

Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность военной прокуратуры, принято именовать нормами прокурорского надзора, которые имеют одинаковую со всеми другими нормами российского права юридическую природу, а также специальное назначение.

Таким образом, со времени учреждения прокуратуры в России последовательно развивалось законодательство о прокурорском надзоре, способствуя тем самым совершенствованию организации и деятельности органов военной прокуратуры, утверждению в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законом предусмотрена военная служба результативного прокурорского надзора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: