Принципы деятельности и структура органов военной прокуратуры




В статье 129 Конституции Российской Федерации и статье
4 Закона о прокуратуре сформулированы основные принципы организации и деятельности органов прокуратуры в России: единство прокурорской системы, ее централизация, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации, независимость от органов власти, местного самоуправления и общественных объединений, гласность и другие.

Единство федеральной системы прокурорского надзора означает, что все ее органы составляют единое целое. Любой прокурор в пределах своей компетенции обладает равным набором полномочий, правовых средств и методов надзора. Вышестоящий прокурор может принять на себя функции нижестоящего.

Централизация – есть подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим. Генеральному прокурору Российской Федерации предоставлено право назначения на должность и освобождения от должности всех нижестоящих прокуроров, в том числе и военных.

Централизм сочетает единое руководство с инициативой, творческой активностью на местах и ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело. Осуществление этого принципа в органах военной прокуратуры предполагает персональную ответственность нижестоящих военных прокуроров за состояние работы во вверенных им прокуратурах. Одновременно он обязывает их проявлять инициативу, оперативность и самостоятельность в решении служебных вопросов, развивать эти качества у подчиненных.

Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих и осуществляют соответствующий контроль. Они вправе и обязаны предъявлять к подчиненным должные требования, проверять их работу, оказывать необходимую помощь.

Все приказы, указания, положения и инструкции по вопросам организации деятельности системы, издаваемые вышестоящими прокурорами, обязательны для исполнения нижестоящими. Деятельностью во­енной прокуратуры руководит Генеральный прокурор Российской Федерации как непосредственно, так и через Главного военного прокурора, являющегося его заместителем.

Независимость предполагает осуществление прокурорами своих полномочий только на основе закона и своего внутреннего убеждения, обеспечивая при этом полноту, всесторонность и объективность проделанной работы. Это положение в полной мере относится к военным прокурорам, действующим независимо от командования, органов военного управления, а также местных органов власти и подчиняющимся толь­ко Генеральному прокурору Российской Федерации.

Принцип независимости обязывает военных прокуроров активно бороться за единообразное понимание и применение законов в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, а также принимать реальные меры для устранения любых нарушений законности, фактов местнического, узковедомственного подхода к исполнению законов.

В целях обеспечения реальной независимости прокуроров законом предусмотрена административная и уголовная ответственность за вмешательство в их деятельность. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений в связи с осуществляемыми им надзорными полномочиями при расследовании уголовных дел и производстве проверок, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

Другой гарантией независимости является запрет прокурорам быть членами выборных и иных органов власти и местного самоуправления, а также участвовать в политической деятельности. Кроме того, закон не допускает создания в органах прокуратуры общественных объединений, преследующих политические цели. Теми же причинами обусловлен запрет на совмещение службы в прокуратуре с любой иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленные сроки. Их неисполнение влечет за собой установленную законом ответственность.

Принцип гласности означает открытый характер деятельности прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. Некоторые ограничения этого принципа предусмотрены законодательством Российской Федерации. Разглашение сведений, составляющих государственную и иную специально охраняемую федеральными законами тайну, может повлечь установленную законом ответственность.

На органы военной прокуратуры возложена обязанность информировать командование и органы военного управления о состоянии законности и правопорядка в войсках. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, получение информации о ее состоянии позволяют не только информировать о наличии негативных явлений и тенденций, но и вносить аргументированные предложения по их предупреждению и устранению. Военные прокуроры вправе участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления.

Военные прокуроры должны тесно увязывать мероприятия по
укреплению законности и правопорядка с решаемыми в войсках задачами, требованиями приказов и директив военного командования, опираться в своей работе на воинские коллективы, вовлекать армейскую и флотскую общественность в борьбу с правонарушениями, активно использовать возможности правозащитных и других общественных организаций для укрепления законности, дисциплины и уставного порядка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона о прокуратуре система органов военной прокуратуры является обособленной составной частью системы органов прокуратуры Российской Федерации и подобно им также состоит из трех звеньев, находящихся на разных уровнях иерархии. Высший уровень – это Главная военная прокуратура, которая согласно пункту 6 статьи 14 Закона о прокуратуре действует на правах структурного подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и возглавляется заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором. Средний уровень составляют десять военных прокуратур окружного звена (Восточного, Западного, Центрального, Южного военных округов, Балтийского, Северного, Тихоокеанского, Черноморского флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московской городской военной прокуратуры), приравненных к прокуратурам субъектов Российской Федерации. Гарнизонное звено, находящееся на низовом уровне системы, включает более 140 военных прокуратур гарнизонов, три военные прокуратуры ракетных армий и две военные прокуратуры флотилий, которые приравнены к прокуратурам городов и районов. В военных прокуратурах гарнизонного звена по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские участки.

В состав каждой военной прокуратуры окружного звена входят сама военная прокуратура округа, флота, а также подчиненные ей военные прокуратуры гарнизонного звена.

 

 

___________________ Качалов В.И.

 

“____”_______________ 201_г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: