Теперь остановимся на роли и значении молодежи в обществе. В целом эта роль обусловлена следующими объективными обстоятельствами.
1. Молодежь, являясь достаточно большой социально-демографической группой, занимает важное место в народнохозяйственном производстве как единственный источник пополнения трудовых ресурсов.
2. Молодежь — основной носитель интеллектуального потенциала общества. Она обладает большими способностями к труду, к творчеству во всех сферах жизни.
3. Молодежь имеет достаточно большую социальную и профессиональную перспективу. Она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями. Обозначенные обстоятельства можно подтвердить фактическими и статистическими данными.
К началу 1990 г. в бывшем СССР насчитывалось 62 млн. чел. в возрасте до 30 лет. При этом каждый четвертый житель города и каждый пятый села были молодыми людьми. Всего граждане в возрасте до 30 лет составляли 43% трудоспособного населения. Доля молодежи в возрасте от 16 до 30 лет в бывшем СССР на 1990 г. составляла 22% всего населения. Примерно такой же процент ее был и в Украине. За последние десять лет произошло сокращение населения молодого возраста на территории, бывшего СССР на 4,8 млн. чел., в том числе в Украине доля молодежи с 1989 по 1999 г. уменьшилась с 22 до 20%.
По данным 1986 г., всего в народном хозяйстве бывшего СССР было занято около 40 млн. юношей и девушек. При этом в отдельных отраслях более половины работающих составляла молодежь. Например, в промышленности и строительстве 54% работающих были в возрасте до 30 лет, в сельском хозяйстве — 44, в машиностроении — 40, в легкой промышленности — более 50%. Показательным аргументом влияния молодежи на преумножение национальных богатств страны является ее доля в совокупном общественном продукте. Так, прирост общественного производства в бывшем СССР (от общих объемов) обеспечивался молодежью в седьмой пятилетке на 30%, в восьмой — на 57, в девятой и десятой — на 90%. И сегодня, и в будущем (в том числе в Украине) рост промышленного производства также зависит, прежде всего, от того, как в него вовлекаются новые молодые работники.
|
Конечно, однозначно рассматривать приведенные данные нельзя. Скорее, можно вести речь об определенной эксплуатации молодежи обществом, использовании ее потенциальных возможностей.
В последние годы в демографической ситуации относительно молодежи отмечены следующие тенденции:
• возрастает численность сельской молодежи, что является неплохой предпосылкой демографического возрождения села;
• ярко выражена тенденция омоложения материнства, хотя значительное число молодых семей в силу социально-экономических проблем не торопятся иметь детей;
• увеличивается количество молодых мигрантов и т. п.
Принципиально важным при рассмотрении молодежных проблем является вопрос о молодежи как субъекте и объекте общественных преобразований. Роль молодежи как субъекта и объекта в историческом процессе развития общества весьма специфична. С точки зрения механизма социализации молодежи вначале молодой человек, вступая в жизнь, является объектом воздействия социальных условий, семьи, друзей, институтов обучения и образования, а затем в процессе взросления и перехода от детства к юношеству учится и начинает сам творить мир, т. е. становится субъектом всех социально-экономических, политических и общественных преобразований. Понятно, что проблема молодежи имеет глобальный, общечеловеческий характер, и потому находится в центре внимания всех стран и крупнейших организаций мира.
|
В данном случае наглядно просматриваются как минимум две проблемы: взаимоотношения поколений; возможности и эффективности воздействия старших поколений на молодое. Бесспорно, молодежь нуждается в опыте старших и имеет право на критический, избирательный подход к его оценке и использованию в личной жизни.
В прошлом молодежь рассматривалась как объект воздействия, воспроизводства не только новых поколений, но и заранее заданных ей идей и установок. Мы разделяем точку зрения Г. Черного, который суть новых требований и подходов к молодежи объясняет переходом от преимущественно директивно-командной системы политического руководства молодежью к преимущественно демократичной, массовой молодежной политике, предполагающей "обратную связь" и контроль "снизу", учитывающий плюрализм интересов, позиций и мнений в молодежной среде и широкий спектр социально-политической динамики различных молодежных объединений.
Действительно, сегодня молодежь не может быть ориентирована исключительно на выполнение общегосударственных дел, связанных с решением плановых заданий; она должна получить возможность решать и свои, молодежные проблемы. Интересы молодежи, ее реальные, насущные проблемы — органическая часть всех социальных задач общества. Здесь уместно напомнить интересное высказывание известного психолога И. С. Кона о том, что в XX веке темпы смены новой техники стали опережать темпы смены новых поколений. Такая особенность научно-технической революции существенно отразилась на психике и психологии молодежи, ярче выявила ее неприспособленность к жизни. С этой проблемой молодежи мы вступим и в XXI век.
|
Молодежь сегодня, с одной стороны, все больше ощущает себя особой группой общества в пределах некой "молодежной культуры", а с другой — все больше страдает от неразрешимости многих своих специфических проблем. При этом наиболее серьезным фактором, деформирующим психику молодых людей, является отсутствие определенного доверия к ним. Юноши и девушки крайне мало привлекаются к решению и реализации самых разных проблем жизни современного общества. Более того, они даже не включаются на равных в обсуждение разнообразных вопросов, которые беспокоят всех граждан.
Вследствие всех рассмотренных выше причин и проблем в среде молодежи происходит определенная, пока мало изученная социологической наукой дифференциация. В частности, В. Ф. Левичева в своих работах в период бурного роста так называемых неформальных объединений молодежи выделяла три класса социальных объектов принципиально разного типа: подростковые группы; самодеятельные объединения молодежи разной направленности (группы охраны памятников истории и культуры, "зеленые", ассоциации творческой молодежи, досуговые группы, спортивно-оздоровительные и миротворческие объединения, политические клубы и т. п.); народные фронты (социальные образования, в которые входила молодежь).
2. Образовательная и профессиональная подготовка молодежи на современном этапе
2.1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ
Человека как индивид, как социально активную личность создают, формируют образование и воспитание. Этимология, изначальный смысл слова "образование" восходит к латинскому слову "ейисаге" — в буквальном смысле "вытягивать", "выращивать". В слове же "воспитать" основную силовую нагрузку несет на себе корень "питать". Его синоним — "кормить", а отсюда и слово "вскармливать".
Образование является важнейшим основанием и свидетельством уровня развития экономики, политики, духовности, культуры, нравственности как наиболее общий, интегральный показатель развития любого общества. Не зря говорят: каков уровень образования, такова и страна, ее граждане. Понятие "образование" философия определяет как "общий духовный процесс формирования человека и результата этого процесса — духовного облика человека"
Такое определение образования весьма широко и объемно; оно является методологической основой для рассмотрения, изучения и анализа этого понятия другими науками. Это, в частности, отмечают Н. П. Лукашевич и В. Т. Солодков, наиболее фундаментально рассмотревшие существо образования сквозь призму социологии [8].
Роль и значение образования осознается, прежде всего, как непременный фактор прогрессивного развития, как отдельного человека, так и человечества вообще. Так, в "Программе действий", принятой в 1994 г. на Международной конференции по проблемам народонаселения и развития в Каире (Египет), значится: "Образование — ключевой фактор стабильного развития: оно одновременно является составляющей благосостояния и фактором создания благосостояния, посредством его связей, как с экономическими, так и социальными факторами. Образование — это также инструмент, который дает личности, стремящейся к этому, возможность доступа к знаниям, которые помогают ориентироваться в сегодняшнем сложном мире"
Существенное значение имеет определение и уяснение образования как целостной социальной системы. Без этого нельзя понять его сущность, роль и предназначение.
Образование есть также не что иное, как система определенных, тесно взаимосвязанных между собой учреждений и организаций. От школы до академий и других учебных заведений эти учреждения выполняют (только на разных уровнях и различной степени сложности) функции обучения, просвещения, воспитания, формирования личности, ее всестороннего развития.
С получением фундаментального образования человек становится личностью, т. е. рассматривается уже как общественное существо, характеризуемое включением его во многие сферы жизнедеятельности, имеющее значительные социальные контакты и связи.
Общий для цивилизованного мира закон приоритетности образования, обеспечивающий дорогу к свободе личности, ее высокому интеллектуальному и культурному развитию, профессиональной подготовке и одновременно экономическому процветанию и культурному прогрессу общества, ощутимо заявил о себе именно во второй половине XX века. Наряду с выдающимися достижениями человечества в самых разных областях знаний, науки, техники, искусства обнаружилась и некая ограниченность человеческого познания.
Вторая половина XX века наглядно подтвердила, что достичь культурного, технического и технологического прогресса можно только на пути приоритетного развития образования.
Кризис образования в большинстве ведущих стран мира ощутимо дал о себе знать в 90-х годах. Но кризис кризису рознь. Если в странах с низкими экономическими показателями кризис образования обнаружил себя в связи с материальными основами образования, то в экономически высокоразвитых странах он связан с поиском новых подходов к определению содержания образования и методов обучения.
Несовместимость образовательной системы Украины, Российской Федерации, Республики Беларусь и других постсоветских стран с мировой обусловлена, к примеру, количеством студентов на одного преподавателя. В развитых странах сегодня на одного преподавателя приходится от 25 до 30 студентов, а в Украине — 7. Если, по данным ЮНЕСКО, в России сегодня должно было бы быть около 8 млн. студентов, то их всего 2,8 млн. В США, для сравнения, на сегодняшний день 14 млн. студентов. Понятно, что количество студентов — не самоцель. Важно количество будущих специалистов, их способность обеспечить прогрессивное развитие своих стран.
В любой стране необходимым условием подготовки человека к жизни является многоуровневая система образования. Так, в современной Украине сегодня функционируют около 47,5 тыс. учебных заведений, в которых обучаются 12309,2 тыс. юных граждан — детей, подростков, молодежи. В системе образования нашей страны действуют свыше 21 тыс. дошкольных учебных заведений, в которых воспитываются около 2 млн. детей; более 21 тыс. средних учебных заведений (школ, гимназий, лицеев, учебно-воспитательных комплексов); 1156 профтехучилищ; 790 высших учебных заведений.
Существенное значение имеет рейтинг образования в системе ценностей граждан, и особенно молодежи. Различные социологические экспертные исследования свидетельствуют, что образование входит в десятку ценностей, наиболее важных для молодежи. Другое дело, что только каждый третий молодой человек (до 25 лет) считает сферу образования приоритетной. Это объясняется достаточно низким престижем образования, отсутствием необходимой связи между образованием человека и характером его труда. Так, с условием образования связывают возможность повышения своей квалификации лишь 25%, а повышение по службе — всего 10% из числа опрошенных молодых людей
К трем основным проблемам образования в Украине можно отнести следующие.
1. Существенное падение уровня профессионального образования, связанное со снижением престижа учебы. Оно постепенно ведет к снижению общеобразовательного уровня населения вообще.
2. Ухудшение условий учебно-воспитательного процесса. Происходит сокращение строительства учебных заведений, разрушение их материально-технической базы, ухудшение технического оснащения, питания, бытовых условий школьников, учащихся, студентов. Основная причина такого состояния — крайне недостаточное финансовое обеспечение образования.
3. Ухудшение качества профессиональной деятельности учителей, профессорско-преподавательского состава. Наряду с проблемой оплаты их труда в последние годы появились проблемы падения престижа учебы и образования, вследствие чего наблюдается снижение социального статуса учителя, преподавателя.
В отличие от государственных учебных заведений, негосударственным предстоит отработать новые методики не только учебной, но и вне учебной работы, социализации личности будущего специалиста. Возможно, спорным, но заслуживающим внимания, является замечание И. Ильинского, директора Института молодежи (г. Москва), который пишет: "Нельзя не понимать и то, что оплатой за обучение своих детей часть родителей откупаются за собственные упущения в их воспитании, более того, резервируют тем самым право не заниматься их развитием и судьбой и в дальнейшем". Здравый смысл в этом высказывании, безусловно, есть.
И все же, акцентируя внимание на том, что государство в любых условиях должно обязательно дать всем за свой счет определенный уровень образования (государственный компонент), еще раз отметим, что одновременно для тех, кто хочет и может, оно должно создать условия платного образования.
2.2 ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Важнейшей задачей школы, а также учебных заведений более высокого уровня и статуса является не столько обучение, сколько формирование творческой, деятельной личности, способной к самосовершенствованию и самореализации. Такая личность формируется в ходе обучения и воспитания.
Если вести речь о двуедином процессе социализации личности — образовании и воспитании, — то наибольшее значение всегда имело и имеет именно образование. Для того чтобы воспитывать, надо сначала знать, как это делается и что нужно делать. Будучи продуктом духовного развития человеческого сообщества, знание является основой воспитательного процесса. Однако нельзя приуменьшать и роли воспитания. Другое дело, что в советский период нашей отечественной истории именно воспитание гипертрофировалось, возводилось и ставилось выше образования, а то и противопоставлялось ему.
То, что образование — первое и непременное условие социализации личности, бесспорно. Однако ни с окончанием юности, ни с приобретением образования процесс социализации не завершается. Дальнейшая профессиональная, трудовая жизнь человека в большей и/1и меньшей степени связана с образованием, повышением квалификации. В более зрелом возрасте "личность, — пишет Г. А. Андреева, — не только удваивает социальный опыт, но и воспроизводит его".
Нельзя путать или отождествлять понятия "воспитание" и "социализация". Воспитание предполагает воздействие на молодого гражданина других людей, учителей, воспитателей, среды, социальных институтов образования, культуры и т. п. Социализация же является процессом избирательного усвоения неких ценностей, идентификации личности с ними, выработки социальных целей жизни, деятельности, поступков. Особенность воспитания состоит, прежде всего, в том, что оно может осуществляться лишь при наличии определенных идеалов.
В самом широком смысле воспитание — это процесс постоянного развития способностей личности как индивидуума и члена общества.
Существует более широкое определение: "Воспитание — это процесс, длящийся всю жизнь, который благоприятствует постоянному развитию способностей человека и как личности, и как члена общества".
Основная цель воспитания — создание условий для полного развития и самореализации автономной, отзывчивой, ответственной и обязательной в своих действиях и поступках личности.
Процесс воспитания обеспечивается в результате взаимодействия трех основных направлений:
• формального (школа);
• неформального (семья, группы сверстников, различные источники и средства информации);
• вне формального (молодежные объединения и организации, Движения, молодежные клубы, центры и т. п.).
Кратко опишем особенности этих направлений.
Формальное, или академическое воспитание — это определенным образом структурированная иерархически, выстроенная во времени воспитательная система от дошкольного учреждения до университета или академии. Решающее значение в этом направлении имеет школа, закладывающая основы ценностных, духовных ориентации, формирующая интересы и потребности.
Неформальное воспитание — сложный и динамичный процесс, в ходе которого человек как индивидуум на протяжении всей своей жизни приобретает все новые и новые навыки поведения, ценности и знания. Источником такого воспитания является повседневная жизнь — общение с другими людьми в семье, со сверстниками, окружением. Нетрудно догадаться, что неформальное воспитание осуществляется не только в молодости, но и в зрелом возрасте.
Неформальное воспитание также претерпело на сегодняшний день существенные изменения. Намного уменьшилось влияние семьи на подростка, так как многим родителям, пытающимся кое-как свести концы с концами в своей семье, нет возможности заниматься воспитанием детей.
Вне формальное воспитание трактуется как организованная воспитательная деятельность вне установленной формальной системы (школы, вуза и т. д.), которая направлена на обслуживание идентифицируемого объекта воспитания с идентифицируемыми вспомогательными целями. Учиться знать — это значит накапливать побольше знаний, сочетая при этом широкую общую культуру с возможностями углубленной работы в ограниченном числе дисциплин. Не зря говорят, что высокообразованный человек не только знает много, но знает много в очень узком направлении или относительно отдельного явления, предмета. Учиться надо так, чтобы умело пользоваться возможностями, которые предоставляет воспитание в течение всей жизни. Учиться делать. Необходимо приобрести не только профессиональные навыки, но и широкий диапазон так называемых жизненных навыков. Существенное значение здесь имеют навыки, позволяющие успешно общаться с другими людьми, в группе людей. Учиться жить вместе. Воспитанный человек умеет понять других людей. Он ощущает и осознает, что живет в условиях взаимозависимости людей, когда возможны несогласия и конфликты, которые надо уметь регулировать. Он умеет уважать мнение других, стремится к взаимопониманию, миру, справедливости. Учиться быть личностью. Это самая сложная наука, ибо она связана с совершенствованием собственного характера, со способностью действовать автономно, проявляя самостоятельность суждений и высокую личную ответственность за свои действия и поступки. Воспитательное воздействие на молодого человека осуществляют родные, друзья, сверстники, средства информации и т. п. Но решающее значение, пожалуй, имеют выдающиеся предшественники твоего и других народов, учителя и преподаватели, помогающие овладеть знаниями, избранной профессией.
Образование, наука, культура, выражая национальное самосознание украинского народа, базируются на глубоком философском наследии, которое оставили нам наши великие соотечественники Юрий Дрогобыч, Иван Вишенский, Петр Могила, Григорий Сковорода, Феофан Прокопович, Николай Костомаров, Панфил Юркевич, Иван Франко, Тарас Шевченко, Михаил Грушевский и многие другие.
Жизнь, профессиональная деятельность этих велики граждан нашего Отечества являются яркими примерами для подражания, формирования новых и новых поколений украинской нации, нашей национальной элиты.
Высшей ступенью развития личности является самовоспитание, самосовершенствование. Если воспитание с точки зрения социологии молодежи является своеобразной, особенной формой социализации личности и предстает как осознанная функция, посредством которой молодой гражданин целенаправленно входит в мир общественных отношений, то самосовершенствование — процесс волевой деятельности самого человека. Посредством самовоспитания человек не просто становится более развитым, совершенным, но все больше снимает с себя ограничения, накладываемые существующим уровнем общественного развития, моралью данного социума.
Любой человек имеет определенный уровень образования, который можно назвать еще образованностью. Образованность не есть некий объем знаний человека вообще. Это переработанные знания, введенные личностью в свой внутренний мир, позволяющие ей свободно существовать в мире духовной культуры, понимать прекрасное в искусстве, литературе, любой области знаний, которой она овладела и в которой продолжает совершенствоваться.
Приобретение образования, профессии далеко не одинаково проявляет себя в разных сферах жизни человека, особенно молодого. Как справедливо отмечает И. С. Кон, "юноша может быть достаточно зрелым в сфере трудовой деятельности, оставаясь в то же время на подростковом уровне в сфере отношений с девушками или в сфере культурных запросов, и наоборот. Соответственно и подход к нему в разных сферах жизни должен быть дифференцированным".
Социология образования обращает внимание на то принципиальное обстоятельство, что с повышением уровня осваиваемого научного знания возрастает необходимость приобретения человеком определенных практических навыков в его использовании. Советская система образования в свое время почти не уступала зарубежным в объеме приобретаемых молодыми специалистами знаний, зато существенно отставала именно в том, как научить их максимально плодотворно применять эти знания на практике, в профессиональной деятельности. Эффективность социализации молодежи самым непосредственным образом связана с тем, насколько тесно увязаны потребности общества, система образования и профессиональной подготовки молодежи и ее жизненные планы. Точнее, система образования молодежи является своеобразным соединительным "мостом" между потребностями общества и жизненными планами молодежи.
Таким образом, обучение не есть самоцель; оно фактически всегда предполагает приобретение определенных трудовых навыков, профессии. Проблем, связанных с приобретением молодежью профессий, всегда было достаточно, а в условиях перехода к рынку эти проблемы еще больше обостряются, ибо отсутствие профессии, или недостаточный уровень квалификации работающих приводит к существенным экономическим потерям. Профессиональные учебные заведения призваны определить качественную структуру рабочих кадров, уровень их квалификации, ориентируясь на потребности рынка.
Время подготовки молодежи к труду, профессиональной деятельности первичным выбором профессии или даже получением определенного специального образования вовсе не завершается. Есть еще так называемый период профессионально-производственной адаптации, длящийся от 3 до 5, а то и более лет в зависимости от конкретных условий.
1. Образование является важнейшей основой процесса духовного формирования человека, его облика, мировоззрения, а также показателем уровня экономического, политического, духовного и нравственного развития общества. С этой точки зрения образование можно рассматривать как вид практической и познавательной деятельности, как целостную систему.
2. Образование всегда сопряжено с воспитанием, формированием личностных качеств человека, его ценностных, духовных интересов и идеалов. В тесном единстве образование и воспитание создают благоприятные условия для социализации личности, формирования ее гражданской позиции.
Как многоуровневая система образование не может быть реформировано, если не затронуты основные его доминанты: содержательная (уровень организации обучения, учебного процесса), организационная (степень подчиненности учебных заведений и механизм управления ими) и финансовая (материальное обеспечение образования).
3. Эффективность образования во многом определяется уровнем профессиональной подготовки человека в любой сфере деятельности, наличием у него практических навыков и умения творчески использовать полученные знания как для самореализации, так и для обеспечения общественного прогресса.
3. Ценностные ориентации и потребности современной молодежи
3.1 ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Понятие "ценность" весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность (по П. Менцеру) — это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением.
По сути, ценность — не свойство какой-либо вещи, а сущность, условие полноценного бытия объекта.
Ценность как совокупность всех предметов человеческой деятельности может рассматриваться как "предметные ценности", т. е. объекты ценностного отношения. Сама по себе ценность — это некая значимость объекта для субъекта. Ценности — это суть и свойства предмета, явления. Это также определенные идеи, воззрения, посредством которых люди удовлетворяют свои потребности и интересы.
Способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как и субъективные ценности. Таким образом, предметные и субъективные ценности представляют собой два плюса ценностного отношения человека к окружающему его миру. То, что для одного человека может быть ценностью, другой может недооценивать, а то и вовсе не считать ценностью, т. е. ценность всегда субъективна.
Ценности с формальной точки зрения разделяют на позитивные и негативные (среди них можно выделить и малоценность), абсолютные и относительные, субъективные и объективные. По содержанию различают вещные ценности, логические и эстетические. Рассматривая сущность и особенности понятия "ценности", ученые пользуются и такими понятиями, как "этика ценностей", "философия ценностей". Первое связано с работами Н. Гартмана, второе — Ф. Ницше, пытавшимся осуществить переоценку всех ценностей, "упорядочить их по рангам".
С юных лет человек в основном приобщается к различным ценностям, уясняет для себя их сущность и смысл. Далее, в процессе обучения, всестороннего развития, накопления жизненного опыта личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать системообразующую ценность, т. е. ту, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой и одновременно задает определенную иерархию ценностей. В сознании каждого человека личностные ценности отражаются в форме социальных, ценностных ориентации, которые образно называют "осью сознания", обеспечивающей устойчивость личности. "Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного".
Отдельный человек может признавать много ценностей реально существующими, влияющими на его жизнь, но далеко не все из них он выбирает и признает в качестве своих личных целей и задач жизнедеятельности. Так или иначе большинство осознанных, признанных как собственные ценностей, стремление руководствоваться ими позволяют человеку взаимодействовать с другими людьми, вносить свой вклад в развитие общества как в материальном, так и в духовном отношении.
Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую (в виде подсистем) три основных направления: социально-структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов. Среди всей иерархии ценностей можно выделить те, которые являются общечеловеческими, или глобальными, т. е. присущи максимальному количеству людей, например Свобода, Труд, Творчество, Гуманизм, Солидарность, Человеколюбие, Семья, Нация, Народ, Дети и др.
В соответствии с ориентацией на определенные ценности, их иерархией в сознании молодых людей, психологическими и поведенческими реакциями на изменение общественно-политической ситуации в странах переходного периода можно выделить и охарактеризовать несколько типологических групп молодежи.
Первая группа — это молодые люди, сохранившие прежние ценности или хотя бы отдающие предпочтение им. Представители этой группы (ориентировочно их не более 10%) поддерживают в Украине коммунистическую, социалистическую, отчасти селянскую партии,входят в состав комсомольских организаций. Эта молодежь склонна к протестам, пикетам, демонстрациям, другим акциям социального протеста как самостоятельно, так и совместно со старшими товарищами, активно привлекающими ее к этому, в том числе и в целях последующего изменения политического курса. В значительной мере такие молодые люди отрицают путь рыночных трансформаций, являются открытыми приверженцами авторитарного сознания и симпатизируют харизматическим лидерам и вождям.
Ко второй группе можно отнести тех, кто диаметрально противоположен в своих ценностных ориентациях первой группе. Это — юноши и девушки, которые практически всецело отрицают ценности прошлого, отстаивают идеи трансформации общества на основе ценностей, которые имеют общества с развитой рыночной экономикой, высоким уровнем социального обеспечения граждан. Более половины молодежи воспринимает ценности рыночного хозяйства, отстаивает частную собственность, отдает предпочтение свободе экономического выбора каждого человека (где работать или не работать вообще). По данным исследований, проведенных среди молодежи Украины, почти две трети молодых людей считают себя приверженцами максимального обогащения каждого человека как условия создания богатого общества.
Третья группа — это молодые люди (весьма незначительное количество), которые хотя и критикуют ценности социалистического общества, но полностью не отрицают их, а требуют некой коррекции при сохранении таких обязательных атрибутов, как единое государство, основные принципы устройства общества. Относящиеся к этой группе молодые люди имеют отношение к рабочему, профсоюзному движению, пропагандируют идеи либерализма. В случае медленного развития трансформационных процессов в сторону общества с рыночной экономикой молодежь этой группы, скорее всего, будет пополнять первую группу, более решительно настроенную на возврат ценностей планово-распределительного, социалистического общества.
К четвертой группе относятся молодые люди, для которых характерны не просто отрицание "старого мира", а нетерпимость к любым ценностям, кроме своих собственных. Такой тип людей ученые определяют как квазиреволюционный, ибо они настолько радикальны, что не просто стремятся разорвать свои отношения со старыми структурами, но и готовы разрушить их, уничтожить. Таких молодых людей достаточно точно характеризуют радикализм, нетерпимость к накоплению, отрицание объективной исторической преемственности в развитии общества и его граждан. Их много среди так называемых "новых" большевиков, взгляды которых имеют некую специфическую национальную окраску. Это — отдельные журналисты, молодые писатели, представители технической и творческой интеллигенции, публицисты, парламентарии, студенты.