ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ




 

Трудно найти человека, у которого все есть, который ни в чем не нуждается для своей жизнедеятельности.

В наиболее общей трактовке "потребности — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности".

Различают потребности биологические (материальные) и духовные, потребности субъектов (личностей) и социальных групп. И те и другие как степень, возможность их удовлетворения, в первую очередь, зависят от уровня развития конкретного общества. У человека всегда есть элементарные, так называемые витальные потребности, обеспечивающие его простое физическое существование. Если они не удовлетворяются, человек умирает. Полное отсутствие потребностей в идеале невозможно. Удовлетворяя одни потребности, человек ощущает необходимость во все новых и новых.

Между социальными и биологическими можно еще выделить промежуточные потребности — социально-биологические. К ним можно отнести, например, потребность в лидерстве, лидерских функциях, а также потребность в обеспечении собственной безопасности, в групповой принадлежности, организации коллективной жизни и др.

По сути, человек подчиняется естественным и социально-биологическим потребностям бессознательно, непроизвольно, на уровне иррационального поведения.

Если биологические (естественные) потребности являются не чем иным, как потребностями самосохранения (в пище, одежде, жилье, отдыхе, сне, продлении рода, заботе о потомстве), то социальные определяют высшие цели жизнедеятельности. Их представляют основные ценности (абстрактные идеи) — Истина, Вера, Красота, Судьба, Добро, Благо, Справедливость, Изобилие. По мнению М. Вебера и П. Сорокина, деятельность каждого социума направляется именно основными ценностями, разрушение которых приводит либо к трансформации социума, либо вообще к его краху, разрушению.

Удовлетворение потребностей возможно только в процессе тесной взаимосвязи человека (субъекта) с внешней средой в результате определенной его деятельности.

Потребности динамичны они изменяются, усложняются. Их развитие базируется на ранее удовлетворенных потребностях, а новые появляются и удовлетворяются в процессе включения человека в более сложные сферы деятельности. Потребности выстраиваются в логичной иерархической последовательности и взаимосвязи таким образом:

1) витальные потребности — первичные, обеспечивающие прежде всего биологическое, физическое существование человека;

2) социальные потребности — не только биологического, физического свойства, но и духовные, связанные с образованием, интеллектуальным развитием, способствующие развитию (в процессе их удовлетворения) самого общества. Высшей формой социальных потребностей являются те, которые связаны с потребностями в самореализации, самоутверждении, совершенствовании личности. Последние невозможны без элементов творчества в деятельности человека.

Каждый человек включен (притом в разной степени) в соответствующую систему отношений. Разную по специфике, сложности, наличию в ней субъектов. На этом основании используются и различные системы классификации потребностей.

Выделяют, в частности, потребности:

• по сферам деятельности людей (трудовые, потребности познания, общения, рекреации);

• по объекту самих потребностей (материальные и духовные, эстетические и этические);

• по функциональной роли потребностей (самосохранения человека и обеспечивающие его развитие; первостепенные и второстепенные; периферические и центральные; устойчивые и ситуативные, или менее долговременные);

• по субъекту потребностей (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные).

 

Заключение

Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее. Несомненно, выбор современных выпускников школ закладывает основы их будущего положения, и этот выбор, жизненные ценности молодёжи формируются не без помощи старшего поколения - родителей, учителей. Но здесь возникает противоречие: нынешняя молодёжь будет жить в совершенно новых условиях, а что о них знает старшее поколение? Наши родители даже не могут себе это представить, и поэтому нет и не может быть готовых схем жизни в 21 веке. Очевидно, нужно предоставить молодым полную самостоятельность, без которой они не смогут выработать из себя настоящих людей. Противоречие между зарождающимся самосознанием личности и степенью готовности общества принять его и способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению. Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или иная общественная организация учитывает реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему.

Очень часто приходится слышать от старшего поколения, что наша жизнь сегодня не та, что прежде, что наше общество должно измениться. Но что нужно сделать для этого? В первую очередь, только из глубокой убеждённости всех и каждого в том, что общество нуждается в коренном обновлении, вырастает энергия массового созидания, без которой немыслим крутой перелом во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления также предполагает небывалое повышение удельного веса творческого потенциала, которым так богата юность. У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные отношения с будущим общества, поэтому необходимо взять курс на повышение ответственности и самостоятельности, расширения прав молодёжи. И, наконец, залог успешного разрешения проблем - в нерасторжимом единстве слова и дела.

Итак, жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего “завтра”, поэтому актуальность темы не ставится под сомнение. Выяснить, каковы же эти ценности и под влиянием чего они формируются, - вот задача данной работы.

Список литературы

1. Матуленис А.А. Включение молодежи в социальную структуру. Вильнюс: Минтис, 1983.

2. Социология молодежи. Учебник/Отв. ред. В.Т.Лисовский. Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 1996.

3. Блинов Н.М. Социологические исследования труда и воспитания советской молодежи 20-х годов // Социологические исследования. 1975, № 1.

4. Большая Советская Энциклопедия. — М., 1974. — Т. 16

5. Молодежь в СССР: Стат. сб. — М., 1990.

6. Социальный облик молодежи. — К., 1990.

7. Социальный облик молодежи. — К., 1990.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: