Департамент кадров и учебных заведений
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра "Вагоны"
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению самостоятельной работы по дисциплине
"Системы автоматизации производства и ремонта вагонов"
Для студентов специальности 150800 – "Вагоны"
Составители: Волошко Г.П.
Курилкин Б.В.
Самара 2002
УДК 621.38: 621.33
УДК 658.012.011.56: 629 45/46
Методические указания к выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Системы автоматизации производства и ремонта вагонов». Для студентов специальности 150800 – «Вагоны». - Самара: СамИИТ, 2002 – 32с.
Утверждены на заседании кафедры «Вагоны» 16.04.02 г. Протокол № 8.
Печатается по решению редакционно-издательского совета института.
Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов при подготовке их к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Системы автоматизации производства и ремонта вагонов». Содержатся сведения о типах, конструкциях, принципах работы, схемах включения и основных характеристиках применяемых в системах автоматического управления датчиков систем электроавтоматики и релейных устройств.
Составители: Волошко Геннадий Павлович,
Курилкин Борис Викторович.
Рецензенты: доцент кафедры СДМ и ТМ СамГАПС, к.т.н. Воронцов А.П.;
доцент кафедры теоретической механики СГАУ, к.т.н. Авраменко А.А.
Редактор: И.А. Шимина
Компьютерная
верстка: Н.В.Чертыковцева
Подписано в печать 14.06.2002.Формат 60х84 1/16
Бумага писчая. Усл. п.л. 0,8.
Тираж 200 экз. Заказ № 79
© Самарская государственная академия путей сообщения,2002
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..4
1. ДАТЧИКИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОАВТОМАТИКИ ………………………...4
1.1. Общие сведения и основные характеристики датчиков…………….…..4
1.2. Потенциометрические датчики (проволочные потенциометры)……….6
1.3. Емкостные датчики………………………………………………………...7
1.4. Индуктивные датчики…………………………………………………….10
1.5. Сельсинные измерительные устройства………………………………...12
2. РЕЛЕ В СИСТЕМАХ АВТОМАТИКИ ……………………………………14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………….…………………………20
3. ТИПОВЫЕ ЗВЕНЬЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ, ИХ СТАТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ……………………………………………………….20
3.1. Усилительное звено (пропорциональное звено)………………………...23
3.2. Апериодическое звено…………………………………………………….23
3.3. Колебательное звено………………………………………………………24
3.4. Дифференцирующее звено……………………………………………… 26
3.5. Интегрирующее звено…………………………………………………… 27
4. СИСТЕМЫПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ
КОМАНДОАППАРАТОВ …………………………………………………28
4.1. Основные виды систем программного управления по методу
задания перемещения рабочего органа………………………………….28
4.2. Командные приборы………………………………………………………30
4.3. Устройство и принцип работы командного прибора КЭП-12У………..31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………….………………………… 32
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина "Системы автоматизации производства и ремонта вагонов" имеет своей целью познакомить студентов с современными методами и средствами автоматизации производственных процессов вагоностроительного и вагоноремонтного производств. Эти процессы отличаются большим разнообразием, трудоемкостью, высоким уровнем ручного труда, а применяемое для их реализации оборудование определяется типом производства и его организацией. В этих условиях успешное решение вопросов автоматизации производственных процессов связано с детальным знанием теории автоматического управления, с основными принципами разработки и построения унифицированных систем автоматического управления техническими объектами.
|
При управлении сложными объектами первостепенную роль играют элементы и системы электроавтоматики, которые позволяют решать такие задачи, как контроль, сигнализация, блокировка, защита и автоматическое управление с использованием унифицированных элементов и систем. Так, устройства автоматического контроля определяют качество продукции, правильность протекания технологического процесса, обеспечение надежной и безаварийной работы оборудования. Устройства блокировки и защиты предотвращают неправильный порядок работы оборудования, отключая его. Устройства сигнализации преобразуют сигналы, применяемые в системах автоматики, в сигналы, воспринимаемые человеком.
По своей структуре и функциональному назначению элементы электроавтоматики достаточно разнообразны. Основными их составляющими являются: задающие и измерительные устройства (датчики), переключающие устройства (реле), программные средства (командоаппараты), элементы сравнения, двигатели и исполнительные механизмы, регулирующие органы, корректирующие устройства и т. д. Элементы систем электроавтоматики могут быть устройствами различной физической природы (магнитные, электронные, полупроводниковые и др.), что существенно повышает их функциональные возможности и расширяет области их применения.
|
Важнейшими разновидностями систем электроавтоматики являются автоматический электропривод, электромагнитные и электронные устройства различного назначения, гибридные электропневматические и электрогидравлические системы управления.
Знание особенностей конструкции, назначения, функциональных возможностей, работы и настройки элементов систем электроавтоматики дает достаточный объем информации для решения многих практических задач автоматизации производственных процессов, а также унификации автоматизируемого технологического оборудования.
ДАТЧИКИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОАВТОМАТИКИ