Индивидуальные особенности




Экспериментальные исследования ощущений.

Методы и методики экспериментального исследования ощущений.

 

 

Выполнила:

студентка группы № 9561 зо

Павлова Ю. В.

 

Преподаватель:

К. псих. наук, доцент

Углова Т.В.

Содержание

 

1 Понятие ощущения, физиологический механизм. 3

2 Классификация ощущений. 3

3 Свойства ощущений. 6

4 Развитие ощущений. 7

5 Нарушение ощущений. 8

6 Индивидуальные особенности. 9

7 Диагностика ощущений. 9

Библиографический список. 9

 

 

Понятие ощущения, физиологический механизм

Ощущение - простейший познавательный психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов, а также внутрен­них состояний организма человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Ощущения возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель, соответственно имеет рефлекторную природу, т.е. возникают по механизму рефлекторной дуги (анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности).

Физиологическая основа ощущений - сложная деятельность орга­нов чувств. И. П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а си­стемы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспри­нимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, - анализаторами. Анализатор состоит из трех спе­цифических отделов:

- периферического (рецепторного);

- передающего (проводникового);

- центрального (мозгового).

 

Классификация ощущений

Выделяют следующие основания классификации ощущений:

1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раз­дражителем, вызывающим ощущение;

2) по месту расположения рецепторов;

3) по времени возникновения в ходе эволюции;

4) по модальности (виду) раздражителя.

Классификация ощущений:

1. Зрительные ощущения. Возникают в результате воздействия электромагнитных волн определенной длины (от длины волн зависит цвет: ахроматические волны - черное, белое и серое изображение, хро­матические - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый) на чувствительную часть нашего глаза - сетчатку.

Цветовое и черно-белое зрение обеспечивается также наличием палочек и колбочек. На периферии распложены палочки, которые отве­чает за черно-белое изображение, в центре - колбочки - отвечают за цветное зрение. Нарушение палочек и колбочек приводит к зрительным аномалиям. Например: нарушение палочек является причиной возник­новения куриной слепоты, а колбочек - дальтонизма.

2. Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые ре­цепторы языка веществ, растворенных в слюне или воде.

Выделяют следующие вкусы:

- кислый (определяют рецепторы боковой области языка),

- сладкий (определяют рецепторы кончика языка),

- горький (определяют рецепторы основания языка),

- соленый (определяют рецепторы боковой области языка).

3. Слуховые ощущения возникают при воздействии на ухо звуко­вых волн. Характер звуковых волн зависит от амплитуды частоты, коле­бания, вследствие чего, звуковые ощущения классифицируются на му­зыкальные звуки (пение, слух, звуки музыкальных инструментов и т.д.) и шумы (стуки, шорохи и т.д.).

Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми.

4. Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощу­щениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Орга­нами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верх­ней части носовой полости. Возникают при проникновении в нос вместе с вдыхаемым воздухом некоторых газообразных веществ.

Выделяют следующие запахи:

- эфирный (ацетон),

- камфорный (масло),

- мускатный (пряности),

- цветочный (цветы),

- ментоловый (мята),

- острый (уксус),

- гнилостный.

Роль обоняния - оценка потребляемой пищи, создание положи­тельного или отрицательного самочувствия.

5. Кожная чувствительность. В кожных покровах имеется не­сколько анализаторных систем, которые вызывают следующие виды кожной чувствительности:

- тактильные ощущения - ощущения прикосновения и давления. Ощущения возникают при прикосновениях и раздражениях рецепторов, находящихся на поверхности кожи. Система тактильной чувствительно­сти неравномерно распределена по всему телу. Более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах;

- температурные ощущения - ощущения холода и тепла; данные ощущения имеют большое значение в терморегуляции человека;

- болевые ощущения - возникают при воздействии на рецептор раздражителя, разрушительного по силе. Болевые ощущения сигнализи­руют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон;

- осязание - ощупывание человеком окружающих его предметов. Осязание - специфически человеческая, выработавшаяся в труде систе­ма познавательной деятельности руки.

6. Органические ощущения. Ощущения, отражающие состояние нашего организма, так как связаны с органическими потребностями. К ним относятся голод, жажда.

7. Статические и кинестетические ощущения. Данные ощуще­ния сигнализируют о положении тела в пространстве. Рецепторы стати­стической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Пример ощущений: ощущение равновесия, ощущения движений отдельных частей тела.

Классификация ощущений, в зависимости от места расположения рецепторов:

- экстероцептивные - ощущения, которые возникают от рецепто­ров, находящихся на поверхности тела;

- интероцептивные - ощущения, которые возникают от рецепто­ров, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функци­онировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека;

- проприоцептивные - отражают импульсы рецепторов, идущих из мышц и суставов.

Свойства ощущений

1. Интенсивность - количественная характеристика ощущений, определяется силой действующего раздражителя и функциональным со­стоянием анализатора.

2. Качество - свойство, отличающее одно ощущение от другого.

3. Продолжительность - время действия раздражителя на рецептор.

4. Последствие - свойство, состоящее в инертности рецептора на раздражитель.

5. Адаптация - изменение чувствительности анализатора под вли­яние действия раздражителя.

6. Пространственная локализация - представление о том, где ло­кализуется ощущение.

7. Наличие порогов ощущения:

- нижний порог ощущений - минимальная величина раздражите­ля, вызывающая едва заметное ощущение (обозначается Jo). Сигналы, интенсивность которых меньше Jo, человеком не ощущаются.

- верхний порог - максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax). Интервал между Joи Jmax носит название диапазон чувствительности.

Дифференциальный, разностный порог - наименьшая величина между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные (AJ).

Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя J (закон Вебера-Фехнера): Е = kiogJ + c. Смысл данно­го закона - интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее.

Временной порог - минимальная длительность воздействия раз­дражителя, необходимая для возникновения ощущений. Пространствен­ный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раз­дражителя.

Латентный период реакции - промежуток времени от момента по­дачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения = 0,1 - 0,2 с).

8. Взаимодействие ощущений:

- сенсибилизация - повышенная чувствительность в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (скрипачи обладают повы­шенной чувствительностью к звукам);

- синестезия - возникновения ощущения под влиянием одного анализатора ощущения, характерного раздражителя для другого анали­затора (цветной слух).

9. Контраст - изменение чувствительности под влиянием предше­ствующего или отсутствующего анализатора (после холодной воды, теплый чай кажется горячим).

Развитие ощущений

Ощущения начинают развиваться сразу после рождения и носят дифференцированный характер.

В первые минуты после рождения у ребенка более развитой оказы­вается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реаги­рует ребенок и на прикосновения. Наиболее чувствительны губы и об­ласть рта. У ребенка развита вкусовая чувствительность. Он отличает молоко матери от подслащенной воды. С момента рождения у ребенка достаточно развита обонятельная чувствительность, так как по запаху ма­теринского молока он определяет присутствие матери. Но обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго.

По иному пути развиваются слуховые и зрительные ощущения. В первые дни рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Через два-три месяца он начинает воспринимать направление звука и поворачивает голову в сторону его источника. В развитии рече­вого слуха у ребенка прежде всего наблюдаются реакции на интонацию речи и голос матери. На третьем-четвертом месяцах дети начинают реа­гировать на пение, музыку.

С момента появления зрительных ощущений он реагирует на свет различными двигательными реакциями, а начинает управлять движени­ем глаз лишь к концу второго месяца жизни, предметы и лица различает в три месяца. В четыре месяца появляется реакция на новизну - это яв­ная сенсорная реакция, она заключается в длительности удержания взгляда на новом предмете. Установлено, что дети начинают различать цвета в пять месяцев, после чего появляется интерес к ярким предметам.

Немного позднее развивается тактильная чувствительность, кото­рая важна для возникновения акта хватания и обследования предмета. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету. Акт хва­тания имеет чрезвычайно важное значение для психического развития ребенка.

Таким образом, в первое полугодие жизни происходит интенсив­ное развитие основных видов ощущения. Абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. В дошкольном возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, вели­чины) и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами.

 

Нарушение ощущений

В психологии выделяются следующие нарушения ощущений:

1. Количественные расстройства (изменение интенсивности):

- гиперстезия (обостренная чувствительность);

- гипестезия (сниженная чувствительность);

- анестезия (выпадение чувствительности).

2. Качественные расстройства (извращение имеющихся или появ­ление новых, не имеющих для своего возникновения объективных причин):

- парестезия (извращение чувствительности);

- синестезия (распространение одного ощущения на другое, с од­ного органа чувств на другой);

- сенестопатия (нарушение общей внутренней чувствительности).

 

Индивидуальные особенности

Уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется их генетическими особенностями. Развитие ощущений достигается путем тренировок, например при обучении детей музыке или специальных упражнений в зрелом возрасте.

Диагностика ощущений

Диагностика ощущений направлена в основном на определение порогов чувствительности и предполагает использование специальных технических средств (тахистоскопический метод). К психологическим методам диагностики можно отнести методику для исследования про­стых и сложных сторон деятельности анализаторов (Е. Ф. Бажин).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: