Раздел 2. Политическая жизнь в контексте её изучения социологией.
Тема 2.3. Социология государства.
Вопросы
1. Понятие и функции современного государства.
2. Типы и формы современного государства.
3. Особенности современного российского государства.
Аннотация
Понятие и функции государства. Т. Гоббс, М. Вебер, П. Бурдье о государстве. Специфические черты государства как института. Типы и формы государства. Форма правления. Форма государственного устройства. Монархия и её разновидности. Республика и её разновидности. Унитарное государство, Федерация. Конфедерация. Классификация федеративных государств. Симметричная и ассиметричная федерация. Внутреннее устройств современного российского государства.
Персоналии, которые надо знать (полное имя, годы жизни, национальность, вклад в науку, основные труды)
Баста Л.
Бурдье П.
Вебер М.
Вригт Г. X.
Дюверже М.
Фляйнер Т.
Термины и понятия
Внешний суверенитет (в контексте международных отношений)
Внутренний суверенитет
Государство
Государство по М. Веберу
Государство по П. Бурдье
Государство унитарное
Государство федеративное
Монархия
Монархия абсолютная
Монархия дуалистическая
Монархия конституционная
Монархия парламентарная
Политическая функция государства
Правовая функция государства
Республика
Республика парламентская
Республика президентская
Социальная функция государства
Суверенитет
Федерация симметричная
Форма государственного устройства
Форма правления
Экономическая функция государства
Основная литература:
Артемов, Г.П. Политическая социология: учебное пособие / Г. П. Артемов. – М.: Логос, 2003. – 280 с.
|
Вебер, М. Типы господства [электронный ресурс] / М. Вебер. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/veber/tip_gosp.php
Кола, Д. Политическая социология / Д. Кола. – М.: Весь мир: ИНФРА-М, 2001. – 406с.
Масловский, М.В. Социология политики: классические и современные теории: учебное пособие / М.В. Масловский. – М.: Новый учебник, 2004. – 174 с.
Политическая социология: учебное пособие / отв. ред. Г.П. Сопов. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на/Д: Феникс, 2007. – 535 с.
Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: Юрайт-Издат, 2012. – 624 с.
Энгельс, Ф. [электронный ресурс] / Э. Фридрих Происхождение семьи, частной собственности и государства – М.: Лениздат, 2014 – 256 с. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/engels/index.php
Яковлев, А.И. Политическая социология: учебное пособие / А.И. Яковлев. - 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2010. – 384 с.
Дополнительная литература:
Бурдье, П. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля. [электронный ресурс] / П. Бурдье // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. – М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1999. С. 125-166.) URL: https://bourdieu.narod.ru/bourdieu/PBetat.htm
Вебер, М. Политика как призвание и профессия [электронный ресурс] / М. Вебер. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/08.php
Елисеев, С.М. Политическая социология: учебное пособие / С.М. Елисеев. – СПб.: «Нестор-История», 2007. С.121-139.
Жириновский, В.В. Социология мировой политики: учебное пособие для вузов / В.В. Жириновский, Н.А. Васецкий; под ред. А.Г. Дугина. – М.: ЛДПР, 2012. – 432 с.
Понятие и функции современного государства
|
Важнейшим инс-том ПС, от нормального функционирования кот. в зависит её самосохранение и адаптация, явл. гос-во. Понятие «гос-во» (Staat, stati, etat, state) появляется в период итальянского Ренессанса и до XIX в. распространяется в Европе. Ранее для обозначения данного властного устр-ва использовались др. понятия: polis, res publica, civitas regnum, imperium, reich и др. Понятие «гос-во» обозначает ПС власти, установленную на опр. территории.
Определение: Гос. – это ин-тут, организующий политическими, адм. и иными методами совместную жизнь населения на опр-ой тер., обеспечивающий там должный соц. порядок посредством создания и поддержания соответствующих норм и правил человеческого общежития.
Гос. явл. центральным, интегрирующим об-во полит. инс-том. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать соц. отношения. Гос. нельзя социологически определить исходя только из содержания его деятельности. Как утверждал М. Вебер, социологическое опр. совр. гос. возможно дать только исходя из специфически применяемого им физического насилия.
«Гос-во, есть чел. сообщество, кот. внутри опр. области – «область» включается в признак – претендует и с успехом на монополию легитимного физического насилия ».
М. Вебер
Продолжая традицию М. Вебера фр. социолог П. Бурдье определяет гос. как «завершение процесса концентрации разл. видов капитала, физич. принуждения или ср-тв насилия – армия, полиция, эк., культурного или точнее информационного символического – концентрации, кот. сама по себе делает из гос. владельца опр. рода метакапитала, дающего власть над др. видами капитала и над их владельцами».
|
Все совр. гос-ва явл. национальными. Они обладают
- правительственным аппаратом,
- имеют опр-ую тер.
- формальные своды законов
- осущ. контроль над ВС.
Образование совр. нац. гос-тва укрепило его физич. силу в двух различных контекстах: с вн. стороны – по отношению к другим государствам; с внутр. стороны по отношению к оспаривающим власть др. др. князьям и сопротивляющимся подчиненным классам. ВС все более разделяются, с одн. стороны, на армию, чьей задачей явл. межгос. соперничество, и с др. стороны, на полицию, предназначенную для поддержания вн. порядка.
Специфич. черты гос-ва
1. Отделение публ. власти от об-ва, её несовпадение со всем населением, появление слоя проф. управленцев. Это отличает гос. от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления. Осуществление публ. власти требует опр. организации – спец. аппарата чиновников, судей, армии и др. Совр. гос-во сочетает проф. аппарат упр-ия с представительной системой, кот. формируется посредством выборов.
2. Наличие тер. Законы и полномочия гос. органов распространяются на людей, проживающих в контуре границ гос. территории. Гос-во строится на осн. тер. общности людей, а не по принципам кровного родства или религиозным принципам.
3. Суверенитет. Это свойство гос. власти, кот. выражается в её верховенстве и независимости по отношению к любым др. властям внутри страны, а также в сфере межгос. отношений. Выделяют:
- внутр. суверенитет, что означает право власти принимать или изменять законы, обязательные для всего населения,
- внеш. суверенитет (в контексте междунар. отношений), предполагает свободу гос-ва от контроля извне.
4. Монополия на легальное применение силы, физич. принуждения. Диапазон гос. принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения чел. Для вып. функций принуждения у гос-ва имеются спец. ср-тва (оружие, тюрьмы, полиция и т. д.), а так же органы – армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.
5. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги нужны для содержания аппарата управления и для мат-ого обеспечения гос. политики.
6. Организация общ. жизни на правовых началах. Без права, законодательства гос-во не в состоянии эффективно управлять об-вом, обеспечивать реализацию принимаемых им решений. В люб. совр. об-ве имеется множество субъектов власти (семья, церковь, партии и др.), однако высшей властью, решения кот. обязательны для всех граждан, орг-ций и учреждений явл. гос-во. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, имеющих общеобязат. х-ер.
7. Претензия на представительство об-ва в целом и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая орг-ция не может представлять и защищать всех граждан и не обладает для этого необходимыми ср-вами.
Место и роль гос-ва в полит. системе об-ва раскрывается в его функциях. Традиционно их делят на внутр. и внеш.
К внутр. относятся:
- эк – защита сущ. способа производства, регулирование эк. процессов с помощью налоговой и кредитной политики, стабилизация экономики и создание стимулов для эк. роста, регулирование «естественных монополий». Впр. о пределах гос. вмешательства в эк. сферу является одним из сложнейших впр. совр. теории и практики. С одн. стороны, полную несостоятельность показала практика прямого директивного вмешательства гос. в эк. (СССР). С др. – полностью свободный рынок несет к себе момент стихийности. Совр. гос. должно использовать эк. рычаги (налоги, льготы, кредиты) для регулирования эк. процессов;
- социальная – удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, предоставление гарантий социально незащищенным гр. населения (молодежи, пенсионерам, безработным, сиротам, инвалидам, многодетным семьям и др.). Гос. через эту функцию корректирует негативные соц. последствия реформ, связанных с переходом к рынку;
- правовая – обеспечение законности и правопорядка;
- политическая – обеспечение полит. стабильности, выработка полит. курса, отвечающего потребностям макс. широких слоёв населения, либо потребностям поддержания полит. господства класса-собственника;
- образовательная и культ.-воспитательная – формирование усл. для получения общедоступного образования и усл. для удовлетворения культ. потребностей населения;
- экологическая – охрана природной ср.
Внеш. Функции гос-ва:
- защита интересов гос-ва на международной арене,
- обеспечение обороны страны,
- развитие сотрудничества и интеграции с др. странами.
Для осущ. указанных функций гос. использует опр. средства (ресурсы гос. власти) и опирается на комплекс спец. органов, составляющих в совокупности структуру государства.