Понятие «форма гос.» раскрывается через категории




- форма правления

- форма гос. устройства.

Определение: Форма правления – это способ орг-ции верховной власти, характеризуемый её формальными источниками. Оона определяет структуру гос. органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений.

Способ организации верховной власти показывает, как создаются высшие органы власти в государстве, их структуру, какие принципы лежат в осн. взаимодействия между гос. органами, как строятся взаимоотношения между верх. властью и рядовыми гр. страны, в какой мере организация органов гос-ва позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

В современном мире существуют две осн. формы правления:

- монархия

- республика.

А) Монархия характеризуется тем, что власть не считается производной от какой-л. другой власти, принадлежит одному семейству и передается по наследству от поколения к поколению. Она неизбежно носит сакральный х-ер, т.к. это усл. легитимации власти монарха. Есть несколько разновидностей монархической формы правления:

Абс. монархия – характеризуется всевластием гл. гос-ва и отсутствием конституц-ого строя;

Конституц. монархия – предполагает ограничения полномочий гл. гос-ва более или менее развитыми чертами конституц-ого строя.

В зависимости от степени ограничения власти гл. гос-ва различают дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.

Определение: Дуалистическая монархия – форма правления, при которой полномочия монарха ограничены в сфере законодат-тва, но широки в сфере исполнит. власти.

Кр. того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска. Такой тип монархии возник, напр., в России после 17.10.1905 г. Сегодня это Сауд. Аравия и ряд небольших арабских гос-тв.

Парламентарная монархия сущ. в ряде стран Зап. Евр., напр., в Бельгии, Великобр., Дании, Исп., Люксембурге, Монако, Нидерл., Норв., Швеции. Власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (и ряде стран и формально) монарх не осуществляет. Правит-во формируется на осн. парламентского большинства и несёт ответственность перед парламентом. Фактич. управление страной осущ. правительство. Любой акт монарха требует утверждения главы правит-ва или соответствующего министра. Монархия сегодня – это слабеющая ПС, однако она, по мнению М. Вебера, обеспечивает дополнительную легитимацию го­с. власти, т. к. монарх – носитель традиции, символ единства нации, незыблемости ПС. Поэтому она сущ. в 8-ми из 18-ти стран Зап. Евр. и в ряде стран Юго-Вост. Азии и Бл. Востока.

Одной из наиб. важных черт совр-ого гос-ва явл-ся его связь с демократией. Хотя некоторые совр. гос-ва остаются до сих пор монархическими, но их становится всё меньше и меньше. Большая часть совр. гос-тв по св. устройству явл. республиками, и почти в каждом гос-ве, вкл. конституционные монархии, отмечается явная приверженность к демократии. Переход от авторитарного монархического правления к демократич. объективно обусловлен не только привлекательностью демократических принципов и идеалов, но и интегрированным характером национальных гос-тв по ср. с традиционными цивилизациями. Совр. гос-ва представляют собой унифицированные системы. Гос. власть не может осуществлять функции управления, не заручившись поддержкой большинства населения. Демократия обеспечивает политической власти такую поддержку в прямой или опосредованной форме.

Б) Республика есть универсальное обозначение любого политического сообщества, характеризующегося тем, что формально власть принадлежит народу, т.е. считается производной от волеизъявления народа. Известны 2 осн. формы республиканского демократич-го правления:

- президентская

- парламентская республики.

Президентская республика характеризуется ос. ролью президента; он соединяет в своих руках полномочия главы гос-ва и главы правительства. Президентом становится лидер партии, победившей на президентских выборах, парламентское же большинство может принадлежать другой партии.

Такое несовпадение невозможно в парламентской республике. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формируется внепарламентским путем, оно несет ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку, президент назначает его членов или независимо от парламента, или с его согласия (практика США). Министры обязаны проводить политику, определяемую президентом, и несут ответственность перед ним. Парламент не вправе отправить правительство в отставку, т. е. выразить прави­тельству вотум недоверия. Глава гос-ва избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (напр., в США), либо прямым голосованием граждан (напр., в Браз.). Такой порядок выборов даёт возм. президенту и его правительству действовать относительно независимо от парламента. Президент, кр. того, наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, и активно им пользуется.

Важнейшая отличит. черта президентской республикижесткое и последовательное разделение властей. Все ветви власти обладают значит. самостоятельностью по отношению др. к др., однако сущ. развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей. Парламент не вправе вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе досрочно распустить парламент. В то же вр. парламент имеет право на импичмент – т.е. право привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц, в т.ч. и президента, однако у главы гос-ва есть право отлагательного вето на решения парламента. Независимая судебная власть, формируемая президентом при участии парламента, обладает правом конституционного контроля и правом на толкование закона.

Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения у президента больших полномочий, что стабилизирует власть. Это особенно важно и исторически оправдано для гос-тв, имеющих обширную территорию и многонац. состав, находящихся на переходных этапах, в ситуациях, не отличающихся стабильностью, в период проведения реформ. Классич. пример президентской республики – США, где впервые и была установлена эта форма правления, возродившая, в свою оч., мн. принципы римской смешанной полит. системы.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед кот. правительство несёт ответственность за свою деятельность. Формирование правительства осуществляется парламентским путем из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой правительственный кризис, который преодолевается либо путем отставки правительства и создания нового, либо роспуском парламента и проведением досрочных парламентских выборов. Парламент наряду с изданием законов и вотированием бюджета имеет право контроля за деятельностью правительства. Т. обр., правительство – гл. орган упр-ия страной, а глава правительства явл. фактически первым лицом в структуре власти, оттесняя главу гос. на второй план.

Степень полновластия главы правительства зависит от конкретной расстановки полит. сил в стране, сложившихся правил взаимоотношения между парламентом и правительством. Напр., премьер-министр Великобритании, являющийся лидером партии, контролирующей большинство в парламенте, обладает большей свободой действий, нежели председатель сов. министров Италии, вынужденный учитывать точку зр. представителей партий – партнеров по правящей коалиции и фактор «доминирующего парламента». Президент парламентской республики избирается или парламентом (Гр., Чехия), или парламентом при участии представителей адм.-тер. (автономных) единиц (Ит.), или особой коллегией выборщиков, включающей депутатов парламента и представителей субъектов федерации на паритетной основе (ФРГ), реже – всеобщим голосованием избирателей (Австр.).

Полномочия президента, кроме чисто представительских, осуществляются только с согласия правительства. Акты президента нуждаются в утверждении со стороны членов правительства, которые и несут за них ответственность. Типичные парламентские республики: Австр., Израиль, Гр., Турция, ФРГ.

Среди форм правления есть такие, которые сочетают в себе признаки и президентской, и парламентской республики. Данная смешанная форма получила наименование премьер-президентской. Она характеризуется тем, что:

1) президент избирается на прямых всеобщих выборах;

2) президент наделен широкими властными полномочиями;

3) одновременно с президентом существует и выполняет функции исполнительной власти премьер-министр и кабинет, ответственные перед законодательным собранием.

По мн. М. Дюверже, это система, в кот. – в зависимости от того, поддерживает ли парламентское большинство действующего президента или нет, - чередуются президентские и парламентские фазы. В президентской фазе президент играет ключевую, доминирующую роль в системе высших органов гос. власти. В парламентской – вынужден делить властные полномочия с премьер-министром. Помимо Фр., такая форма правления сущ. в Португ. и Исландии.

Смешанная президентско-парламентская форма правления с ещё большим доминированием президента характерна для нек. стран Лат. Америки (Перу, Эквадор), она же закреплена конституцией 1993 г. в России и новыми конституциями ряда стран СНГ. Её наиб. важные особенности:

1. наличие всенародно избранного президента;

2. президент назначает и смещает членов правительства;

3. члены правительства должны пользоваться доверием парламента;

4. президент имеет право распустить парламент.

Определение: Форма гос. устройства – это порядок тер.-политич. орг-ции гос-ва, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных гос. органов.

Форма гос. устройства зависит от ист. условий образования и существования гос-ва, традиций, степени тер. и этнич. общности в гос-тве и т. д. В конечном счете, форма гос. устройства отражает степень централизации или децентрализации гос. управления, соотношение центра и регионов.

Выделяют 2 осн. формы гос. устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное гос-во – это ед. гос-во, кот. подразделяется на адм.-тер. единицы, не имеющие полит. самостоятельности.

Федеративное гос-во – это союзное гос-во, состоящее из нескольких гос. образований, каждое из кот. обладает собственной компетенцией и имеет св. систему законодательных, исп. и суд. органов.

В прошлом существовала и такая близкая к федеративной форма гос. устройства, как конфедерация. Федерация предполагает наличие центра, уполномоченного принимать решения от имени всех участников союза и осуществляющего по отношению к ним властные полномочия. Конфедерация же представляла собой более или менее гибко организованную, без какого-л. конституционного оформления, федерацию независимых гос-тв. Сегодня конфедераций нет, хотя в официальном наименовании швейцарского и канад­ского гос-ва употребляется это слово.

Определение: Унитарное гос-во – это цельное гос-во, части (тер. подразделения) кот. (департаменты, провинции, округа и т. д.) явл. только адм.-тер. образованиями, не имеющими каких-л. суверенных прав.

Как пр., уни­тарное гос-во характерно для однонациональных гос-тв, где большинство населения явл. представителями одной нации.

Это одна из основных форм политико-территориальной организации гос-ва, при кот. его единая территория подразделяется обычно не на отд. гос-ва и/или гос. образования (республики, штаты, земли и др.), а на адм.-территориальные единицы. Унитарная форма гос. устройства характерна также для гос-тв с монархич. формой правления. Подавляющее большинство стран (около 85 %) имеют унитарную форму своего политико-тер. устройства. Это – Кит. и Яп., Великобр. и Фр., Ит. и Исп., Египет.

Для унитарного гос-тва характерны след. признаки:

- ед. конституция,

- ед. правовая система,

- ед. система высших органов гос. власти и управления,

- ед. гражданство,

- ед. судебная система,

- деление на адм.-тер. единицы, статус органов управления в кот. определяется общегосударственными правовыми нормами, подчинение этих органов центральным.

В зависимости от степени централизации можно выделить несколько разновидностей унитарных гос-тв:

1) выборные местные органы отсутствуют, функции упр. осуществляют назначаемые из центра чиновники;

2) есть местные выборные органы управления, но они поставлены под контроль назначаемых представителей центра;

3) выборные местные органы самоуправления косвенно контролируются центром;

4) в гос-тве существует определенная автономия для отдельных территорий, включающая внутр. самоуправление и ограниченное право издания законодательных актов по вопросам местного значения. Такая автономия не меняет унитарного х-ера гос-ва, но может рассматриваться либо как ос., переходная форма от унитаризма к федерализму, либо как попытка совмещения и уравновешивания позитивных сторон унитаризма и федерализма.

По х-еру взаимоотношений между гос. в целом, высшими органами гос. власти и управления и его структурными частями, их органами власти, управления и самоуправления унитарные гос. подразделяются на

- централизованные

- децентрализованные.

В св. оч. централизованные гос. по ст. централизации могут разграничиваться на

- крайне централизованные, или сверхцентрализованные, х-ерны для недемо­кратич. стран,

- умеренно централизованные, или демократически централизованные. Точно так же децентрализованность унитарных гос-тв может быть достаточно высокой и относительно слабой.

В сверхцентрализованных и централизованных унитарных гос-вах обеспечивается вертикаль жесткого и полного подчинения среднего и нижнего территориального звена управления центру, который назначает или утверждает своих представителей для управления регио­нами и местами (Индонезия, Таиланд, Польша, Болгария и др.).

Для децентрализованных унитарных гос-тв характерны более или менее широкая самостоятельность регионов и мест в отношении центра, который либо вообще не имеет назначаемых им представителей в областях (регионах) и на местах, либо имеет их лишь в среднем звене с ограниченной компетенцией, наряду с действующим в этом звене органом местного самоуправления и широким местным самоуправлением в низшем звене (Италия, Испания, Франция, Великобритания и др.).

Как и в федеративном гос., регионам принадлежит законодат. и исполнит. власть (при сохранении ед., централизованной судебной системы). Они формируют законодательные собрания и коллегиальные исп. органы. В конституции содержится перечень впр., по кот. регионы могут издавать местные законы, что напоминает размежевание компетенции между федерацией и её субъектами. Области имеют ос. акты-статуты, которыми опр-ся их организация. Это еще не конституции, но и не обычные правовые акты. Статуты разрабатываются и принимаются органами законодат. власти областей.

Федеративное гос. – это союзное гос-во, части кот. (штаты, земли, округа) обладают гос. суверенитетом, кот., однако, не нарушает целостность всего союзного гос-ва. Эти части принято именовать субъектами федерации.

Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами упр. Вместе с тем на тер. субъектов федерации действуют также общефедеральные гос. институты, обеспечивающие функционирование федератив­ного гос-ва как ед. целого.

Взаимодействие и конкуренция между различными уровнями власти явл. одним из ключевых эл. федерализма. Не случайно федеративную форму гос. устройства жестко связывают с демократией. «Федеративное гос-во и субъекты федерации основываются на 2-х разных типах легитимности, при этом в основе обоих лежит принцип народного суверенитета, однако он относится к разным «народам» - соответственно, народу федерации в целом и народам отдельных субъектов федерации» - пишут Т. Фляйнер и Л. Баста.

Определяемый т. обр. суверенитет в федеративном гос-ве разделен между разными уровнями власти. Основными системообразующими эл. суверенитета в федеративном гос. являются:

- гос. х-ер субъектов федерации;

- их автономия и финансовый суверенитет;

- децентрализация процесса принятия решений;

- участие субъектов федерации в принятии общефедеральных решений;

- ответственность субъектов федерации перед федеральным центром.

Обычно федеральная конституция даёт рамки разграничения властных полномочий между центром и субъектами федерации. Федерация не служит ср-вом решения нац. вопроса (опыт Запада), это скорее один из способов разделения власти, и потому субъекты её, как пр., создавались не по нац.-тер., а по физико-географич. (США, Австр.) или ист. признаку (Швейцария, Австр., ФРГ). Федерации исторически создавались, как правило, не на добровольной осн., и поэтому за субъектами федерации не признается право выхода (сецессии). Искл. – только «социалистические» федерации (СССР, ЧССР, СФРЮ и др.), ныне распавшиеся.

Чрезвычайно сложным федеративным образованием, включаю­щим 83 разнородных субъектов (это и республики, и области, и округа, и города федерального значения), фактически неравноправ­ных, явл-ся современная Р.

Сущ. различные классификации федеративных гос-тв:

1) федерации, основанные на союзе и автономии составных частей;

2) договорные или конституционные федерации;

3) централизованные или относительно децентрализованные федерации.

Возникновение РФ в её совр. виде, как объединения 83 субъектов, на деле связано с тремя федеративными договорами 1992 г., однако окончат. она утвердилась в рез. принятия Конституции РФ 1993 г., и процессы централизации и децентрализации здесь тоже тесно переплетаются. Поэтому на первый план вышло деление федераций на симметричные и асимметричные (хотя оно тоже достаточно условно).

Симметричная федерация складывается из составных частей с одинаковым правовым статусом субъектов федерации.

Асимметричная федерация имеет 3 разновидности.

1 модель характеризуется тем, что наряду с субъектами федерации в состав гос-ва входят др. территориальные образования: федеральные территории, федеральные округа, а в нек. сл. еще и «ассоциированные гос-ва». Это структурно асимметричная федерация, неравенство заложено в ее составе существованием субъектов и не субъектов с усеченными правами последних.

2 модель вкл. только субъектов, но они фактически неравны и неодинаковы. Так, в соответствии со ст. 5, ч. 1 Конституции РФ 1993 г., все субъекты равны, но «некоторые равны больше, чем другие». Напр., республики названы гос-вами, у каждой из них есть своя конституция и гражданство, а области не имеют этих признаков.

3 модель – «скрытая асимметрия». Такая федерация может состоять из однопорядковых субъектов (Австр., ФРГ, Швейцария), но они в каких-то отношениях не во всем равны (имеют, например, неодинаковое представительство в верхней палате парламента, зависящее от численности населения субъектов).

Федерализм – сложное и противоречивое явление, для него х-ерно взаимодействие двух противоположных тенденций:

- к большей централизации

- к децентрализации и даже сепаратизму.

Поэтому его можно рассматривать и как предпосылку формирования гос-ва с централизованной системой упр-ия, и как рез-тат дезинтеграционных процессов в централизованном гос-ве, теряющем контроль над частью своих тер. Ист. практика даёт примеры и того, и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: