(гуманизация всех аспектов жизнедеятельности воспитанников общеобразовательных учреждений)
Социально-психологическая реабилитация пострадавших воспитанников представляет собой сложную, многокомпонентную, длительную систему работы многочисленных органов, учреждений, специалистов. Для удобства анализа, улучшения качества функционирования действие этой системы можно представить в виде модели.
Рисунок 1
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
ЦЕЛЬ: реализация права ребёнка на защиту от всех форм жестокого обращения и преступных посягательств.
ЗАДАЧИ: - формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям жестокого обращения и преступных посягательств в отношении детей;
- создание системы межведомственного взаимодействия органов и учреждений, вовлечённых в сферу защиты детства, объединение всех организационно-правовых форм по выявлению, учёту и реабилитации детей и семей с высоким риском и/или случаями жестокого обращения и преступных посягательств;
- создание эффективной социальной инфраструктуры для детей по оказанию своевременной качественной юридической, социально-психологической, педагогической и медицинской помощи детям, подвергшимся жестокому обращению и преступным посягательствам;
- вовлечение детей в работу по предотвращению жестокого обращения и преступных посягательств как полноправных субъектов этой деятельности.
ПРИНЦИПЫ: законности; гуманности; приоритета защиты прав и интересов детей; дифференциации и индивидуализации реабилитации на основе личностного подхода; профилактической направленности; своевременности; достаточности и комплексности помощи; координации и сотрудничества со всеми субъектами деятельности реабилитации; научной обоснованности и территориальности построения деятельности реабилитации воспитанников, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств.
|
Этапы работы | Исполнители | Технологии, методы, формы работы |
1. Информационный. Сбор информации о фактах жестокого обращения и преступных посягательств в отношении воспитанников образовательных учреждений. | - КДНиЗП; - служба участковых уполномоченных полиции; - органы опеки и попечительства; - органы и учреждения образования; - органы и учреждения здравоохранения. | Сбор и представление информации из разных источниках о фактах жестокого обращения и преступных посягательств в отношении воспитанников образовательных учреждений. |
2. Диагностический. Диагностика индивидуально-личностных особенностей, состояния, жизненной ситуации пострадавших воспитанников. | Специалисты психологических служб, учреждений образования, здравоохранения, социальной помощи семье и детям, органов опеки и попечительства, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социально-психологической реабилитации, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. | Наблюдение, анкетирование, тестирование, социальный патронаж. |
3. Констатирующий. Выявление проблемы, постановка социально-психологического диагноза, психологическая поддержка ребёнка. | Специалисты психологических служб, учреждений образования, здравоохранения, социальной помощи семье и детям, органов опеки и попечительства, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социально-психологической реабилитации, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. | Беседа с пострадавшим ребёнком, родителями, консультирование родителей, оказание консультационной помощи ребёнку, изучение возможности привлечения родственников и ближайшего окружения пострадавшего ребёнка к работе с выявленной проблемой. |
4. Конструктивный. Разработка индивидуальной программы социально-психологической реабилитации пострадавшего воспитанника. | Специалисты психологических служб, учреждений образования, здравоохранения, социальной помощи семье и детям, органов опеки и попечительства, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социально-психологической реабилитации, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. | Консилиум с участием специалистов психологических служб, учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав; заседание межведомственных комиссий. |
5. Реабилитационный. Реализация индивидуальной программы социально-психологической реабилитации пострадавшего воспитанника с периодическим подведением её итогов. | Специалисты психологических служб, учреждений образования, здравоохранения, социальной помощи семье и детям, органов опеки и попечительства, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социально-психологической реабилитации, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. | Индивидуальная психологическая и психотерапевтическая работа с ребёнком, с родителями, ближайшим окружением пострадавшего ребёнка; психологические тренинги; обучение сверстников, родителей навыкам конструктивного взаимодействия. |
6. Реинтегрирующий. Социализация ребёнка, создание позитивных изменений. | Специалисты психологических служб, учреждений образования, здравоохранения, социальной помощи семье и детям, органов опеки и попечительства, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социально-психологической реабилитации, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. | Социальный патронаж; документальная фиксация изменений; контроль за социальной ситуацией пострадавшего ребёнка. |
ОРГАНЫИ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ПРИНИМАЮЩИЕ УЧАСТИЕ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ И ПРЕСТУПНЫМ ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМ
|
|
- Воспитательно-образовательные учреждения (дошкольные, школьные, дополнительного образования).
- Медицинские учреждения.
- Органы опеки и попечительства.
- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- Учреждения социальной защиты населения.
- Органы внутренних дел.