Игровые психотерапевтические методы.




Направленная визуализация образа.

Используется с целью помочь детям создать позитивные установки в отношении жизни. Визуализация включает как обучение детей релаксации, так и воспроизведение ситуаций, когда ребёнок оказывается в сложных или опасных обстоятельствах и успешно с ними справляется. Психолог делает акцент на сильных качествах характера, которые проявляет ребёнок, и на его позитивных установках, которые помогают в трудных ситуациях. Для формирования позитивной Я-концепции ребёнка необходимо научить принимать собственную внешность и обучать таким умениям, как держаться прямо, устанавливать контакт глаз, выражать свою силу голосом.

Техники направленной визуализации образа.

1. Дыхательное упражнение.

Простая дыхательная техника позволяет изменить эмоциональное состояние ребёнка от напряжения и тревоги к безмятежности и расслабленности. Психолог предлагает ребёнку расслабиться и глубоко, спокойно дышать, фиксируя его внимание на приятных ощущениях.

Техника может быть использована в группе или индивидуально. Как только дети ей научатся, её можно будет использовать в любое время. Особенно данная техника эффективна для детей, находящихся в остром негативном эмоциональном состоянии.

2. Приём подготовки к направленной визуализации образа.

В состоянии релаксации ребёнку предлагается «выдохнуть» все отрицательные эмоции, которые он испытал в течение дня, позволить им уйти, и «вдохнуть» ощущение покоя, удовлетворения.

3. Путешествие в лес.

Упражнение направлено на достижение ребёнком ощущения безмятежности и на осознание того, что с помощью воображения он может достичь желаемого состояния. Данное упражнение снимает напряжение, успокаивает детей. На фоне релаксации ребёнку предлагается представить то, что описывает психолог.

4. Визуализация эмоций.

Это упражнение помогает детям осознать свои негативные и позитивные эмоции; даёт возможность признать свои чувства и принять ответственность за них. Специалисту необходимо в этом упражнении быть осторожным и не использовать оценки типа «плохо» или «хорошо», поскольку они могут повлиять на эмоциональное состояние детей.

Детям предлагается отчётливо представить ситуацию, когда им было плохо, и в воображении изменить эту ситуацию.

Игротерапия.

Игротерапия является основным методом для работы с детьми от 2 до 12 лет вследствие ограниченного возрастом их когнитивного развития и способности вербализовать свои мысли и чувства. С помощью игры дети способны выразить свои чувства и переживания; проиграть, то есть вновь пережить и, следовательно, отработать травматическую ситуацию насилия; наконец, проявить себя в безопасной, комфортной обстановке.

Игротерапия может проводиться в директивной и недирективной форме. В директивной игротерапии психолог использует игру как средство интерпретации, наблюдая за игровым процессом и сюжетом. В определённые моменты в ходе разговора психолог помогает ребёнку осознать свои мысли и чувства, а также то, как игровая ситуация связана с реальной жизнью, в частности с перенесённым насилием. Далее психолог направляет деятельность ребёнка таким образом, чтобы «отыграть» травматическую ситуацию, сопутствующие ей мысли и чувства и новые, более конструктивные способы выхода из нее.

Недирективная игротерапия основана на идее Карла Роджерса о том, что у каждого человека есть подсознательное стремление к независимости, личностному росту и зрелости, поэтому ребёнка необходимо принимать таким, какой он есть, а не таким, каким бы его хотели видеть взрослые. Психолог помогает почувствовать ребёнку, что тот совершенно свободен в выражении своих чувств и мыслей, какими бы они негативными, разрушительными ни были. Важно следить за тем, что происходит с ребёнком, и своевременно это отражать на вербальном и невербальном уровнях (имеются в виду такие методы Роджерса, как, например, «отзеркаливание» или «активное слушание»). Психолог постоянно демонстрирует глубокое уважение к стремлению ребёнка решить свои проблемы и ни в коем случае не пытается направить в какую-либо сторону его действия или речь.

Игровой материал.

Игрушки должны обеспечивать возможность моделирования и проигрывания значимых для ребёнка сфер (семья, школа, общение со сверстниками), возможность выражения чувств и эмоциональных отношений, в частности, связанных с ситуацией насилия.

Набор игрушек должен включать: кукольную семью (куклы тряпичные, бумажные, пластмассовые, деревянные); кукольный дом и обстановку, одежду для кукол; игрушечные солдатики; игрушечные животные; транспортные игрушки. Для выражения агрессии, помимо солдатиков и агрессивных животных, должно быть игрушечное оружие, а также шумовые музыкальные игрушки.

Помимо обычных кукол, полезно использовать перчаточных и пальчиковых кукол, поскольку они облегчают принятие роли идентификацию с персонажем.

Задачи игротерапии:

1. Помочь ребёнку раскрыть его страхи, внутренние конфликты посредством проигрывания травматических ситуаций.

2. Способствовать усилению эмоций с целью их проявления.

3. Помочь ребёнку почувствовать себя защищённым посредством кукол: «Это не я сказал, это так кукла говорит»; «Я чувствую то же, что чувствует кукла».

4. Помочь ребёнку почувствовать себя принятым, даже в неприемлемых качествах.

5. Создать атмосферу поддержки и эмпатии, хотя вначале ребёнок может принимать поддержку скорее от куклы, нежели от взрослого.

Процедура проведения игротерапии.

Психолог предлагает познакомиться с куклами и выбрать кукол, с помощью которых ребёнок хотел бы рассказать какую-нибудь историю (или конкретно о тех людях, кого ребёнок знает; или о ситуации насилия).

Психолог вступает в игру и просит ребёнка познакомить его с куклами, помогая ему их описывать с помощью вопросов открытого типа. По мере проигрывания сюжета психолог вмешивается только по мере необходимости или по просьбе ребёнка. По окончании игры психолог разговаривает с куклами, задавая снова вопросы открытого типа о мыслях, чувствах и действиях кукол, а затем постепенно и незаметно переносит свои вопросы и интерпретации непосредственно на ребёнка.

Песочная терапия.

Песочная терапия – один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии [6]. Данный вариант игротерапии был создан в 1929 г. М. Ловенфельд. Она назвала его «техника создания мира». Песочная терапия не требует от ребёнка каких-то особых умений, как в случаях рисования или рассказывания историй. В песочной терапии используется деревянный ящик стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок, отображающих мир ребёнка — куклы, животные, домики, мебель, посуда, солдатики, машинки, игрушки — персонажи популярных книг и фильмов.

Задачи, стоящие перед психологом:

1. Помочь ребёнку проявить свои мысли, чувства, фантазии.

2. Помочь ребёнку отработать внутренние конфликты и травмы, полученные вследствие насилия, путём: приобретения ребёнком ощущения контроля над фантазиями; постепенного изменения сцен из песка; изменения/разрешения фантазий и конфликтов.

3. Помочь ребёнку сконцентрироваться на пространстве, ограниченном песочным ящиком.

Процедура проведения песочной терапии (20-30 минут).

1. Предложить ребёнку закрыть глаза и представить какую-то сцену, ситуацию, какой-то мир.

2. Изобразить этот мир на песке.

Предложить использовать любые имеющиеся игрушки.

По окончании процесса или (время от времени) просить ребёнка рассказать о том, что он хочет изобразить или описать, что происходит. Не интерпретировать или анализировать вслух то, что происходит с ребёнком во время игры.

Инструкции психологу:

- Наблюдать, слушать.

- Не прерывать игру конфронтацией («Нет, не так ты делаешь»), интерпретациями («Ой, какой славный человечек») или ассоциациями («Похоже на..., правда?»).

- Если ребёнок разговаривает во время игры, использовать приём уточнения или активного слушания, перефразируя сказанное.

- Наблюдать за поведением, а также темами, повторяющимися из раза в раз.

- Наблюдать за изменениями в процессе терапии в сюжетах и выборе игрушек.

- Внимательно следить за собственными реакциями, ощущениями, тем, что подсказывает интуиция.

- По мере готовности ребёнка можно осторожно задавать ему вопросы типа: «А где здесь ты находишься?», «А что в твоей жизни тебе эта сценка напоминает?».

Ролевые игры.

Обычно ролевые игры используются для проигрывания каких-то ситуаций или для обучения новому поведению. Celano (1990) использовал ролевые игры с детьми, пережившими сексуальное насилие; в терапию были включены такие превентивные техники, как ассертивное поведение, высвобождение детских чувств, работа с тревожностью [7].

Различные психотерапевтические теории включают ролевые игры как технику в практику психотерапии. В частности, бихевиористы считают, что ролевые игры позволяют детям увидеть своё поведение со стороны, получая о своих действиях обратную связь. Также ролевые игры способствуют обучению процессу принятия решения; анализу последствий конкретного поведения, и это происходит в безопасной для детей обстановке.

Варианты проведения ролевых игр.

1. Ролевые игры, определяющие существующую проблему.

Детям, особенно тем, кто пережил насилие, трудно описать словами, что произошло в конкретной ситуации, тем более, если это связано с родителями, учителями или сверстниками. Жертвы насилия часто не способны увидеть, каким образом их конкретные действия вызывают нежелательную реакцию окружающих. Именно проигрывание своей роли помогает детям осознать свои действия.

2. Смена ролей.

Не стоит спрашивать ребёнка: «А что бы ты чувствовал, если бы был на его (её) месте?». По мнению Пиаже, дети примерно до 8-летнего возраста не способны мысленно поставить себя на место другого человека. Использование ролевой игры, когда ребёнку предлагается сыграть роль другого человека, позволяет ему лучше понять, что окружающие видят, слышат и понимают.

3. Ролевая игра как репетиция поведения.

Детям легче пробовать новые действия в реальных условиях после того, как они проигрывают ситуацию в безопасной, комфортной обстановке и постепенно обучаются новому, более конструктивному поведению.

Арт-терапия.

Арт-терапия – все виды практики оказания психологической помощи, основанные на искусстве и творческих продуктивных формах деятельности [4]. В узком смысле этот термин применяется к рисуночной терапии, в широком – включает музыкальную, танцевальную, драматерапию, библиотерапию.

Рисуночная терапия.

Рисование всегда являлось активным средством психотерапии для работы с детьми, пережившими насилие. Оно применяется с целью установления контакта с ребёнком, общения, переживания инсайта и разрешения эмоциональных конфликтов; также оно даёт возможность психологу через символы понять, что происходит с ребёнком. Использование рисунков в психотерапии насилия способствует более эффективному приспособлению ребёнка к реальной жизни и личностному росту. Арт-терапия особенно эффективна при работе со страхами и тревогой.

Применять рисуночную терапию можно только при условии сформированности символической функции мышления и графических навыков, поэтому её целесообразно использовать с детьми младшего школьного возраста и подростками.

Задачи психолога в процессе терапии:

1. Эмпатическое принятие ребёнка.

2. Создание психологической атмосферы личностной безопасности.

3. Оказание эмоциональной поддержки.

4. Постановка креативной задачи и обеспечение её принятия и сохранения ребёнком.

5. Тематическое структурирование задачи.

6. Помощь в поиске формы выражения заданной темы.

7. Отражение и вербализация чувств и переживаний ребёнка, актуализированных в процессе рисования.

Терапия может проводиться в директивной и недирективной форме. В первом случае психолог ставит перед ребёнком определённую задачу в виде темы рисования, оказывает помощь в поиске средств её выполнения вплоть до совместного рисования, интерпретирует символическое значение рисунка. В недирективной терапии ребёнку предоставляется свобода выбора темы и формы её выражения. Директивная форма арт-терапии предпочтительна для работы с эмоциональными проблемами ребёнка, недирективная – с личностными (низкая самооценка, искажение образа Я и т.п.).

Для рисования подходят карандаши, фломастеры, мелки, краски.

Основные типы заданий могут быть следующими:

1. Упражнения с изобразительным материалом: экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином и т.д. с целью исследования их физических свойств и экспрессивных возможностей (например, рисование пальцами). Такие упражнения позволяют снизить эмоциональную напряжённость, формируют чувство личностной безопасности, повышают уверенность в себе.

2. Предметно-тематические задания: рисование на свободную и заданную тему. Например, предложить ребёнку нарисовать лучшее, что с ним произошло сегодня или в течение недели; либо нарисовать худшее, что с ним произошло; нарисовать автопортрет (автопортрет в виде животного); нарисовать свои желания, свой страх и т.п.

3. Образно-символические задания: изображение в рисунке отвлеченных понятий. Например, рисование чувств, дороги жизни.

Групповая психотерапия.

По мнению Mandell и Damon (1989), групповая терапия с жертвами насилия, в частности сексуального, особенно эффективна при наличии директивной и структурированной программы [7]. Участие в группе даёт детям возможность почувствовать, что они не одиноки в своих проблемах, поверить в свои силы и ощутить радость от групповой поддержки. В ходе групповой работы дети могут осознать все последствия сексуального или другого вида насилия и, что очень важно, интегрировать свои чрезвычайно сложные и противоречивые чувства.

Обычно групповая структурированная терапия происходит по принципу от простого к сложному. Переход к более проблемному, болезненному материалу происходит только тогда, когда участники терапии к этому готовы, следовательно, групповая терапия может происходить в течение достаточно длительного времени, например, до полугода. Группа встречается обычно раз в неделю в фиксированное время, продолжительность сессии от 45 минут до 1,5 часа, в зависимости от возраста детей. По количеству участников детские группы должны быть небольшими, до 7-8 человек.

Принципы отбора детей в группу.

Для принятия решения о принятии ребёнка в группу необходимо получить информацию, позволяющую оценить следующие характеристики:

1. Уровень эмоционально-волевой регуляции ребёнка: насколько он способен себя контролировать, концентрировать своё внимание, придерживаться правил взаимодействия в группе.

2. Уровень интеллектуального развития ребёнка: насколько он в состоянии понимать инструкции и выполнять групповые задания.

3. Уровень психического состояния ребёнка: участие в групповой терапии ребёнка, находящегося в состоянии эмоционального срыва или в глубокой депрессии, не даст положительных результатов.

4. Уровень сопротивления ребёнка групповой работе: если ребёнок активно отрицает произошедшее насилие или испытывает глубокие чувства вины и стыда, к работе в группе он не готов, поэтому сначала рекомендуется провести индивидуальную терапию.

В любом случае необходимо провести две или три индивидуальные встречи с каждым ребёнком, чтобы подготовить его к групповой работе — снизить тревожность, ознакомить с целью занятий, проговорить вопрос конфиденциальности и недопустимости насмешек в группе по поводу случившегося с ребёнком.

Необходимо провести работу со взрослыми: информировать о целях и задачах групповой работы, проговорить вопрос конфиденциальности полученной информации и составить контракт, в котором родитель даёт согласие на участие ребёнка в групповой работе.

Организация работы группы.

1. Детям, пережившим насилие, особенно младшим, более подходят однополые терапевтические группы.

2. Для работы с детьми, пережившими насилие, особенно сексуальное, значение может иметь пол ведущего, поэтому с девочками рекомендуется работать женщине, а с мальчиками — мужчине.

3. Группы должны быть закрытыми.

4. Последние 20-30 минут каждого занятия детям предлагается свободно пообщаться друг с другом, чтобы отдохнуть от эмоционально сложной групповой работы.

5. Окончание групповой терапии должно восприниматься детьми как значительное достижение, которое необходимо отметить в виде организации праздника, на котором отмечаются успехи детей.

Стадии групповой терапии.

1. Формирование группы, определение целей и задач, знакомство друг с другом, выработка групповых норм, осознание своего места в группе.

2. Построение доверительных отношений и чувства общности в группе через обсуждение чувств и мыслей, выполнение совместных заданий.

3. Рабочая стадия – активная деятельность, направленная на предоставление всем детям возможности выразить себя и начать поиск путей решения своих внутренних конфликтов.

4. Завершение группы – подведение итогов, разрывание эмоциональной связи с группой, возвращение в реальную жизнь.

Особенности проведения первой встречи с детьми.

Очень важно обсудить с детьми групповые правила, в частности вопрос конфиденциальности. Дети часто не понимают необходимости никому не говорить о том, что было на группе. Ведущий может изобразить детей, не находящихся в группе, которые задают вопросы по поводу того, что же в группе происходит, и предложить участникам группы проиграть, что бы они ответили.

Детям необходимо напомнить о том, чтобы они слушали внимательно, пытались понять чувства и мысли друг друга и помогали в исследовании возможных решений проблемы. Ведущий является ролевой моделью для участников, показывая, как надо слушать и отражать чувства и содержание сказанного кем-либо, определяя таким образом, какое поведение ожидается от детей.

С самого начала очень важно работать над групповой сплочённостью и выстраиванием доверительных отношений. У детей мало опыта выслушивать друг друга или помогать друг другу решать проблемы. До тех пор пока они этому не научатся, групповой процесс будет больше походить на неструктурированную игру, сопровождающуюся болтовнёй. В литературе описано много игр и упражнений на сотрудничество с целью построения групповой сплочённости: невербальные упражнения, упражнения на слушание друг друга, совместное планирование деятельности и физические упражнения на сотрудничество.

Семейная психотерапия.

Семейная психотерапия предполагает работу с семьёй как целым, исходя из принципа взаимосвязи личности и межличностных отношений. Этот вид психологической работы необходим тогда, когда насилие совершается в семье и отражает нарушение семенных отношений, ролей, правил. Если в основе семейного насилия лежит психопатология кого-то из членов семьи, терапевтическая работа с ним также должна дополняться семейной психотерапией, так как и в этом случае страдает семья как система.

В семейной психотерапии широко используются следующие подходы (наиболее уместные для работы с родителями жертв насилия):

1. Боуэнианская семейная психотерапия. В центре внимания: семейная сплочённость и разобщённость; уровень самодифференциации членов семьи; семейная эмоциональная система; межпоколенные деструктивные паттерны.

2. Структурная семейная терапия (Сальвадор Минухин). В центре внимания: семейные роли; семейные правила; семейные границы (что, кому, когда можно и нельзя; кто принимает решения; кто несёт ответственность).

3. Стратегическая семейная терапия (Эриксон, Хейли, Маданьес). В центре внимания: работа с демонстрируемыми симптомами; переструктурирование семейной системы.

4. Семейная терапия переживания эмоционального опыта (В. Сатир, К. Витакер). В центре внимания: эмоциональное состояние семьи; семейная коммуникация.

5. Адлерианская семейная терапия (А. Адлер, Р. Дрейкурс). В центре внимания: психологические позиции детей в семье; цели нарушения поведения; формирование семейной сплоченности.

6. Бихевиористская и когнитивно-бихевиористская семейные терапии (А. Эллис, Т. Гордон и др.) В центре внимания: семейные контракты; целесообразность поведения членов семьи; иррациональные мысли [7].

Психологический тренинг.

В целом психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития для достижения желаемых эффектов (терапевтических, развивающих, обучающих).

К основным характеристикам психологического тренинга относятся следующие:

1. Соблюдение ряда принципов групповой работы (конфиденциальности, искренности, активности и др.).

2. Нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников.

3. Наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны).

4. Определённая пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу).

5. Акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь".

6. Применение активных методов групповой работы.

7. Объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия.

8. Атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

В группе, с помощью специальной системы психологических упражнений и игр, участник получает возможность увидеть себя и свои проблемы глазами других людей, безопасно для себя примерить множество новых ролей, приобрести необходимые навыки и умения общения, которые не удалось получить в семье, усвоить новые формы поведения, осознать и, в конечном итоге, решить свои проблемы.

Групповой процесс охватывает три основных аспекта личности - когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивный аспект тренинга связан с получением новой информации о процессе общения в целом, анализе ситуации, о себе, о психологии. Эмоциональный аспект тренинга касается переживания полученной информации, новых знаний о себе и других. Поведенческий аспект проявляется в расширении поведенческого репертуара, поиске и отработке адекватных форм поведения через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения.

В реабилитации детей, переживших насилие, тренинг может использоваться главным образом для коррекции отклонений в психическом и личностном развитии детей и нарушений межличностных отношений.

Особенности реабилитационной работы в зависимости от вида насилия и тяжести последствий. Разделение технологий реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения, по видам насилия является в известной степени условным по двум причинам. Во-первых, разные виды насилия часто сочетаются друг с другом (физическое и психологическое насилие, физическое насилие и пренебрежение нуждами ребёнка в семье, сексуальное, физическое и эмоциональное насилие). Во-вторых, последствия жестокого обращения могут носить неспецифический характер, что обуславливает универсальность методов психологической реабилитации. Так, последствием любого вида насильственных действий может быть посттравматический синдром, невротические симптомы (в первую очередь депрессия, страхи), нарушение межличностной коммуникации со взрослыми и сверстниками, школьные проблемы (снижение учебной мотивации, неуспеваемость), различные виды поведенческих девиаций, нарушения психического и личностного развития. Вместе с тем, социальная и психологическая помощь при различных видах насилия имеет свою специфику на всех этапах работы: диагностики, коррекции непосредственных последствий насилия, коррекции отклонений в психическом и личностном развитии ребёнка, работы с социальным окружением.

Тяжесть последствий жестокого обращения зависит от следующих факторов:

1. Характер насильственных действий и длительность воздействия.

2. Возраст ребёнка и уровень его физического и психического развития, наличие/отсутствие поведенческих, эмоциональных, когнитивных отклонений до события насилия.

3. Индивидуальные особенности ребёнка, влияющие на его реакцию на насилие (стрессоустойчивость, адаптационные резервы).

4. Наличие или отсутствие ресурсов в окружении ребёнка (поддержки со стороны взрослых и сверстников).

Умеренно тяжёлые последствия могут обнаруживаться при единичных насильственных действиях, не затрагивающих базовых отношений ребёнка. В этих случаях основная задача социально-психологической реабилитации состоит в помощи в выражении и отреагировании негативных переживаний, осмыслении происшедшего и актуализации личностных ресурсов в коррекционно-развивающей работе.

Психологическая диагностика в этом случае направлена на оценку эмоционального состояния ребёнка, а также его индивидуальных особенностей, которые необходимо учесть при планировании коррекционно-развивающей работы. Объём диагностического обследования при этом может быть небольшим, методики используются выборочно в соответствии с задачами и имеющейся объективной информацией.

Психологическая помощь может иметь характер краткосрочного консультирования, которое дополняется занятиями развивающего характера для повышения коммуникативной компетентности, личностной эффективности. В частности, часто бывает необходимо повышение уверенности в себе, развитие коммуникативных навыков, обучение стратегиям совладающего поведения, а также помощь в оптимизации детско-родительских отношений.

Целесообразно, особенно при наличии у ребёнка тех или иных школьных проблем, проводить часть такой психологической работы в образовательных учреждениях, решая одновременно задачи коррекционно-развивающего и профилактического характера.

Работа с социальным окружением также может осуществляться в форме тренингов, родительских групп, интерактивных бесед и т.п.

В качестве тяжёлых последствий насилия может выступать посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и суицидальное поведение, а также выраженные отклонения в психическом и личностном развитии, все формы девиантного поведения, психопатизация.

В мировой психологической практике для диагностики ПТСР разработано и используется множество специально сконструированных клинико-психологических и психометрических методик [11]. Основным клинико-психологическим методом выступает структурированное клиническое диагностическое интервью.

Для диагностики суицидальных тенденций можно использовать карту риска суицида для детей и подростков [5]. Карта заполняется родителями, социальным педагогом или классным руководителем.

Коррекция последствий насилия в виде суицидальных тенденций может осуществляться в форме консультирования или индивидуальной психотерапии [11].

Работа с суицидальными клиентами может проводиться также в рамках групповой кризисной терапии. В качестве примера программы групповой кризисной терапии предлагается реориентационный тренинг, в задачи которого входит: исследование психологического смысла суицида для клиента, в том числе выяснение основных фрустрированных потребностей, исследование жизненного стиля личности и реориентация, которая понимается как расширение спектра возможностей и поиск новых ориентиров в жизни.

С подростками целесообразно использовать также тренинг по формированию позитивных жизненных целей, направленный на формирование способностей к самопознанию, самораз­витию и самореализации, развитие мотивации к достижению по­зитивных жизненных целей.

Физическое насилие. Диагностика.

Диагностика физического насилия опирается на физические (синяки, следы порезов, укусов и т.п.) и поведенческие (страх перед родителя­ми; ноше­ние закрытой одежды, невразумительные или противоречивые объяснения причин происхождения повреждений и т.д.) показатели. При наличии трудностей в контакте, недоверия по отношению к взрослым в беседе с ребёнком могут использоваться проективные рисунки и игры.

Психологическая диагностика эмоционального состояния и индивидуальных особенностей ребёнка может выявить признаки защитной агрессии в рисунках, тревоги, страха, депрессии (рисуночные методики, в частности, «Несуществующее животное»), проявление агрессии со стороны родителей или сверстников («Рисунок семьи», методика «Мой класс»), нарушение отношений с родителями (методика Р. Жиля, «Подростки о родителях»). Для выявления отдалённых последствий может использоваться опросник Басса-Дарки и опросник склонности к отклоняющемуся поведению, а также методики, позволяющие понять причины школьных трудностей (характеристика мотивации учения, школьной тревожности).

Коррекция последствий насилия.

В процессе консультирования или психотерапии для минимизации психологических последствий пережитого насилия необходимо решить следующие задачи [1].

1. Преодоление недоверия.Нежелание ребёнка вступать в контакт с психологом может быть обусловлено разными причинами: неверие в способность взрослых защитить его, боязнь обвинений в свой адрес или в адрес родителей, чувство стыда за произошедшее.

2.Помощь в отреагировании травматических переживаний.Важно, чтобы ребёнок мог выразить, проявить негативные эмоции, вызванные насилием (боль, страх, гнев, вину). Это может быть достигнуто в процессе беседы либо потребовать использования специальных психотерапевтических приёмов.

3. Коррекция когнитивных искажений, связанных с атрибуцией ответственности за происшедшее. Ребёнок может неадекватно обвинять в насилии себя, другого родителя или каких-либо родственников.

Если насилие имело место в семье и носило характер наказаний за проступки, психологу, при однозначном неприятии насильственных действий, необходимо соблюдать осторожность в оценке родителей, поскольку резкая критика их поведения может привести к нарушению контакта с ребёнком.

Коррекция отклонений в психическом и личностном развитии ребёнка и работа с социальным окружением.

В целом, как и при других видах насилия, физическое насилие прежде всего влияет на формирование самооценки ребёнка и его отношение к окружающему миру. Именно поэтому последствия насилия выходят за рамки переживания травмы и затрагивают другие сферы: общение со сверстниками, успешность в школе, формирование будущих близких отношений. В частности, нередко наблюдается агрессивное поведение, неумение общаться со сверстниками и взрослыми, делинквентное поведение. Работа по коррекции таких последствий может осуществляться в форме тренинга и проводиться в группе сверстников и в детско-родительских группах.

В групповой работе у ребёнка в относительно безопасных условиях появляется возможность опробовать неагрессивные формы поведения, закрепить их, получить от сверстников не только негативные, но и позитивные отклики — таким образом, повысить уверенность в себе и иногда даже найти друзей. Участие в групповой работе позволяет приобрести дополнительный опыт, который невозможно получить при индивидуальной терапии.

В литературе [2, 10, 17, 20] представлены программы тренингов для детей и подростков, которые могут быть успешно использованы в данном случае: тренинг модификации поведения, тренинг по развитию коммуникативных навыков, тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний.

Работа с родителями.

Если физическое насилие используется родителями как метод воспитания (наказание), то в основе лежит, как правило, воспроизведение собственного детского травматического опыта. В таких случаях может использоваться индивидуальная и/или семейная психотерапия.

Существует также необходимость в повышении родительской компетентности, обучении родителей методам ненасильственного воспитания. С этой целью могут быть использованы программы коррекции детско-родительских отношений. В качестве примера можно привести программу «Изменение проблемного поведения ребёнка» [15], которая позволяет родителям находить конструктивные способы взаимодействия с детьми. Программа «Воспитание на основе здравого смысла» [ibid.] направлена на помощь родителям в развитии навыков по воспитанию ответственных и самостоятельных детей. Её цель – показать родителям, как более эффективно учить своих детей правильно себя вести, не прибегая при этом к неподходящим наказаниям и жестокому обращению с детьми.

Сексуальное насилие. Диагностика.

Сложность диагностики сексуального насилия может быть связана с нежеланием ребёнка говорить о травмирующих событиях, сильными негативными переживаниями, особенно в случае инцеста.

Выявление события насилия и диагностика эмоционального состояния ребёнка проводятся в беседе с привлечением проективных диагностических техник. При этом психолог должен ориентироваться на возраст и на особенности интеллектуального развития ребёнка. Трудность при обследовании заключается в том, что ребёнку тяжело выразить словами все то, что с ним произошло, поэтому широко используются такие приёмы, как игра с куклами, рисование, рассказывание историй.

Игра с куклами.

Для более объективной диагностики используются анатомически правильные куклы. Набор кукол включает мальчиков и девочек, мужчин и женщин, бабушек и дедушек, у которых имеются гениталии, ротовые и анальные отверстия, вторичные половые признаки. Дети, испытавшие сексуальное насилие, проявляют страх, волнение, реагируют агрессивно или ведут себя так, как будто этого они ещё никогда не видели. Маленькие дети с эмоциональными нарушениями используют куклы, чтобы открыто проиграть сексуальные действия.

Рисование.

Психолог может предложить ребёнку различные варианты рисунков: свободный рисунок, рисунок о своей семье, о себе самом. Дети, испытавшие сексуальное насилие, рисуют картинки, на которых отчётливо виден повседневный интерес к сексуальным темам и повышенное восприятие сексуальности или очевидный «уход» от темы пола.

В проективной методике «Рисунок человека» существует ряд косвенных признаков, позволяющих предположить, что над ребёнком совершено сексуальное насилие:

- обнажённый человек;

- путаница в изображении пола или рисунок ребёнка другого пола;

- преувеличение отдельных частей тела, например рта, в ситуации, где имел место оральный секс;

- пропущенные части тела;

- трудности в изображении фигуры человека (ребёнок может нарисовать животное вместо человека).

Рассказывание историй.

Для рассказывания историй могут быть использованы стандартные тесты (картинкам) или специально разработанные тесты.

Психолог просит ребёнка рассказать истории по этим картинкам. Необходимо обратить внимание на сексуальный комментарий к изображенным лицам, подчинение сексуальным мыслям, на выражение сексуальных мыслей и чувств у ребёнка.

Чтобы дополнить игровую диагностику, необходима постановка прямых вопросов. С младшими школьниками и подростками прямой опрос – главный метод диагностики. Здесь вербальные высказывания имеют решающее значение. Очень важно выбрать такой путь, при котором специалист получает как можно больше информации, а ребёнок как можно меньше травмируется.

Коррекция последствий насилия.

Психологическая работа по преодолению последствий насилия может происходить в форме кон



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: