Правопреемство в отношении международных договоров




Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства

новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства

новое независимое государство посредством уведомления о правопреемстве может принять участие в многостороннем договоре, не вступившем в силу к моменту право­преемства, если в момент его правопреемства государство-пред­шественник являлось договаривающимся государством в отно­шении территории, ставшей объектом правопреемства.

Подписа­ние государством-предшественником договора, рассматривается как выражение его намерения распространить этот договор на всю территорию, за междуна­родные отношения которой государство-предшественник несло ответственность.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отноше­нии договоров устанавливает и условия преемства обяза­тельств по двусторонним соглашениям: двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе меж­ду.новым независимым государством и другим государством-участником, если: а) они явственно договорились об этом; Ь) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность (ст. 24).

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находившийся в силе в отно­шении любого из них, продолжает находиться в силе в отноше­нии этого государства-преемника.

 

 

22. Правопреемство в отношении государственной собственности:

Согласно Венской конвенции о правопреемстве го­сударств государственная собственность государства-предшественника означает имуще­ство, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государ­ства-предшественника этому государству.

Переход государст­венной собственности государства-предшественника к государ­ству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обу­словлено заинтересованными сторонами или не решено соот­ветствующими международными органами.

Государство-пред­шественник принимает все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственной собственности, которая пе­реходит к государству-преемнику.

Когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая госу­дарственная собственность государства-предшественника, на­ходящаяся на территории, являющейся объектом правопреем­ства, переходит к государству-преемнику.

Движимая государ­ственная собственность государства-предшественника, связан­ная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-пре­емнику

В случае объединения двух или нескольких го­сударств в одно государственная собственность государств-пред­шественников переходит к государству-преемнику.

Когда часть территории государства передается им друго­му государству, переход государственной собственности от го­сударства-предшественника к государству-преемнику регули­руется соглашением между ними.

 

23. Правопреемство в отношении государственных долгов:

Венская конвенция 1983 г. под государственным долгом понимает любое финансовое обязательство государства-пред­шественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, воз­никшее в соответствии с международным правом.

Конвенция устанавливает принцип, согласно которому правопреемство го­сударств само по себе не затрагивает прав и обязательств кре­диторов.

Поэтому она однозначно исходит из того, что, когда два или несколько государств объединяются и тем самым обра­зуют одно государство-преемник, государственный долг госу­дарств-предшественников переходит к государству преемнику.

В остальных случаях, т. е. при передаче части территории госу­дарства, отделении части или частей его территории, разделе­нии государства, возникновении нового независимого государ­ства, соответствующие стороны (государство-преемник и госу­дарство-предшественник либо государства прежнего субъекта) заключают соглашение друг с другом, регулирующее вопрос о переходе государственного долга.

Причем подобное соглашение, заключенное новым независимым государством, не должно на­носить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами, и осуще­ствление этого соглашения не должно подрывать основ эконо­мического благосостояния данного государства.

 

 

24. Правопреемство в отношении государственных архивов:

Государственные архивы являются частью государствен­ного имущества.

В связи с этим правила правопреемства в от­ношении государственных архивов во многом близки правилам, установленным для правопреемства государственной собствен­ности как таковой.

Когда государство-преемник яв­ляется новым независимым государством, то архивы, принад­лежавшие территории, являющейся объектом правопреемства, переходят к новому независи­мому государству.

Когда государство разделяется и прекращает свое сущест­вование и на бывшей его территории образуются два или не­сколько государств-преемников, то, если не догово­рились иначе, часть государственных архивов, которая должна находиться на территории госу­дарства-преемника, переходит к этому государству-преемнику

Венская конвенция касаясь разделения государства, устанавли­вает при решении вопроса принцип справедливости и учета всех соответствующих обстоятельств.

Предусмотрена возможность заключения соглашений между новым не­зависимым государством и государством-предшественником по поводу перехода или надлежащего воспроизведения частей го­сударственных архивов последнего " таким образом, чтобы ка­ждое из этих государств могло самым широким и справедли­вым, насколько это возможно, образом извлекать пользу из этих частей государственных архивов государства-предшественни­ка "

Соглашения подобного рода не должны наносить ущерб правам народов государств-участников на развитие, на информацию об их истории и на их культурное достояние.

При этом государство-предшественник обязано предоставить ново­му независимому государству достоверные архивные сведения,

Государство-предшественник обязано также сотрудничать с государством-преемником

 

 

Признание в современном мире.

Данная тема глубока и многоаспектна. Особую актуальность она приобрела именно в XXI в., т.к. в современном мире появились неоднозначные прецеденты, расценивать которые необходимо с разных позиций. Сейчас существует около 20 непризнанных и частично признанных государств, 8 из которых признаны частично, а 12 только ожидают своего признания. Эти цифры говорят о неотложности решения проблем признания. Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только в случае, если оно является суверенным. В этом же выражается способность государства независимо от других государств фор­ Мир на пороге перемен: Социокультурный аспект мировать и приводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и ученым XVI в. Жаном Боденом и было навязано юристам эпохи барокко. Согласно его определению суверенитет — это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права. В современной политологии термин (государственный) суверенитет употребляется почти как синоним слова «независимость». В конце XX в. и начале XXI в. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка [1, С. 132]. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» государственного суверенитета [2, С. 107110]. Объясняется это утратой рядом государств некоторых своих функций на международной арене и появлением на ней большого числа новых субъектов — межправительственных международных организаций, принимающих на себя ряд функций, делегируемых им отдельными государствами, что фактически ограничивает внешний суверенитет последних (Молдова, Косово). «Теория ограничения суверенитета» не обошла и Приднестровскую Молдавскую Республику (ПМР). Главным ее проявлением можно считать тот факт, что Приднестровье, обладая всеми признаками суверенного государства, до сих пор не признано. Обосновывается это тем, что сама республика выразила желание принять курс на независимость и войти в состав Российской Федерации (Референдум о независимости Приднестровской Молдавской Республики 2006 г.), а большей части интегрированного мирового сообщества это невыгодно. Другая сторона данной проблемы заключается в том, что внутри самой республики есть влиятельное политико-экономическое лобби, для которого ограничение государственного суверенитета означает не просто ослабление контроля над внутренними процессами, а увеличение собственной сферы 290 Мир на пороге перемен: Экономика. Управление. Право влияния в ПМР. Таким образом, признанию суверенитета республики препятствуют не только внешнеполитические, но и внутренние противоречия. Долгое время ПМР существовала вне зоны ООН, в то время как укреплялся ее внешний суверенитет и издавались внутренние законы [3, Т. 2, С. 325]. Однако события, связанные с объявлением независимости сначала Косово, а потом Абхазии и Южной Осетии, показали молодой республике, что идти по пути признания независимости самопровозглашенным государствам «можно и должно». Стоит отметить, что каждая из трех республик имела свои нюансы на пути к международному признанию. Результат один, и он — несомненный прецедент для Приднестровья. Одной из проблем современной системы права является политика двойных стандартов [4, Т. 3, С. 127-130]. ООН декларирует, что все народы и государства, независимо от размеров территории, численности населения, уровня развития, находятся в равном положении, но на деле оказывается, что правом толковать нормы и правила обладает более сильный, каждое общество пытается по-своему и в своих интересах толковать понятие справедливости, равенства, должного порядка. В этом смысле все правовые принципы теряют какую-либо юридическую ценность, а сами нормы права приобретают навязанно-повсеместный характер и фигурируют во всех уместных и неуместных случаях. Признание ПМР сделает каждого жителя страны полноправным членом мирового сообщества. Приднестровцы смогут в полной мере воспользоваться своими гражданскими правами и свободами, выполнение которых будет гарантированно не только данным государством, но и международно-правовыми институтами. Документы, выдаваемые компетентными органами ПМР, станут международно признанными. Не будет возникать проблем с нострификацией документов о высшем образовании, исчезнет необходимость иметь двойное гражданство и заграничный паспорт другого государства. Один из важных элементов полноправ­ Мир на пороге перемен: Социокультурный аспект 291 ного члена международного сообщества — это свободная внешнеэкономическая деятельность, открывающая широкий простор для экономической инициативы граждан ПМР, а также безопасное привлечение внешних инвестиций в различные сферы приднестровской экономики. Но необходимо понимать, что процесс вливания в международное сообщество, равно как и приобретение благ признанного государства, будет сложным и тернистым, потребует консолидации всего приднестровского общества.

 

Ярким примером за последние несколько лет является ситуация с Косово.

Первой страной, официально признавшей независимость Косова, стал Афганистан. К 18 апреля 2008 г. независимость края признали уже 37 государств, в т. ч. США, Италия, Германия, Бельгия, Перу, Австрия, Хорватия, Венгрия, Канада, Австралия, Южная Корея, Норвегия. Россия, Китай, Индия, Испания, Греция и многие другие, отказались признать независимость края, заявляя, что односторонний шаг Косово по провозглашению своего нового статуса является нелегитимным и ведет к грубейшим нарушениям норм международного права. Впоследствии решение статуса Косово было заблокировано в Совете Безопасности ООН.


В настоящее время актуальна проблема с признанием независимости Каталонии. Референдум, прошедший в Каталонии показал, что за отделение проголосовали 90 % пришедших на избирательные участки в день референдума. С точки зрения Мадрида референдум противозаконен и нарушает конституцию, а также подрывает территориальное единство страны. Вопрос получения Каталонией независимости является весьма актуальный для всей Европы. Испания делала все возможное, чтобы постановка вопроса так не звучала.

 

Также не менее актуально будет упомянуть и о «курдской проблеме». С незапамятных времен курды населяют территории, которые сейчас входят в состав Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Это самая многочисленная нация в мире из тех, которые не имеют собственного государства. Назрела проблема обретения курдским народом национальной независимости, которая стала самым крупным неразрешенным межэтническим конфликтом на территории Турции, получившим широкий международный резонанс. Курдский вопрос затрагивает и национальные интересы Турции, создавая тем самым зону нестабильности в данном регионе, которые впоследствии угрожает национальной безопасности страны.

 


ряд государств-членов ООН[~ 3] не признаётся некоторыми другими государствами-членами ООН[15].В их число входят Армения, Израиль, Республика Кипр, Китайская Народная Республика, КНДР и Республика Корея[14]

 

Из международно признанных независимых государств в ООН не входит лишь Ватикан



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: