- Понятие менеджмента
- Объект и субъект управления
- Функции и роли менеджера
- Понятие менеджмента
Термин «менеджмент» первоначально означал умение объезжать лошадей. Английское слово «manage» (управлять) происходит от латинского слова «manus» (рука). Затем этим термином стали называть умение владеть оружием и управлять колесницами.
Термин менеджмент является синонимом термина «управление». Но термин управление намного шире, так как он применяется ко всем видам человеческой деятельности.
Управление- это вид деятельности человека, возникший в процессе развития совместного труда, его разделения и кооперации. Управление-воздействие.
Субъект (тот, кто управляет)
Управление воздействие
Объект (тот, кем управляют)
- Объект и субъект управления
Субъект управления - это руководители, осуществляющие свою деятельность на разных уровнях управления. Выделяют три основных уровня в организации:
- Руководители низового звена – младшие начальники или операционные руководители; они находятся непосредственно над исполнителями. Младшие начальники осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, отвечают за непосредственное использование ресурсов (мастер, зав. Отделом, старшая мед. сестра).
- Руководители среднего звена – координируют и контролируют работу младших начальников (декан, управляющий сбытом по региону, директор филиала). Они играют в организации роль буфера.
- Руководители высшего звена – разрабатывают стратегические планы развития организации и решают основные финансовые вопросы(ректор института, вице-президент корпорации, председатель Совета).
|
Объект управления:
¨ трудовые коллективы;
¨ отдельные работники;
¨ факторы производства в виде предметов и орудии труда (вещи);
¨ природные ресурсы;
¨ сферы деятельности.
Субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде приказа, команды, сигнала, которое передается объекту управления. Объект управления,воспринимая управляющее воздействие, изменяет свой образ действия в соответствии с управляющим сигналом
Управляющее воздействие может быть представлено:
¨ заданиями;
¨ планами, графиками;
¨ нормативами;
¨ инструкциями, правилами;
¨ материальными и моральными стимулами;
¨ решениями приказами постановлениями;
¨ технологией чертежами схемами и т д.
Обратная связь. О том, что объект выполнил команду, отреагировал на управляющее воздействие, субъект управления узнает, получая информацию по каналу обратной связи.
В зависимости от этой информации субъект вырабатывает новые управляющие воздействия.
Канал обратной связи может быть:
¨ зрительным;
¨ слуховым;
¨ телефонным;
¨ в виде электрических сигналов;
¨ в любой другой форме, воспринимаемой субъектом управления.
Для летчика – это показания приборов, для водителя автобуса – зрительная информация для телефонистки – ответный сигнал абонента для учителя – наблюдение за поведением учеников, проверка знаний.