§ 187. Интерцессия (intercessio)
Под интерцессией в целом понимают предоставление личной гарантии. Этот термин был выработан юриспруденцией в связи с Веллей-новым сенатусконсультом 46 г. н.э. Это постановление запрещало женщинам предоставлять какой-либо кредит или выступать поручителем по обязательству третьего лица46. Правом на intercessio обладали только мужчины, как, например, банкиры в силу своих профессиональных обязанностей. Каллистрат (1 ed. monit. D. 2.13.12) писал: «Следует счи-
Павел, 11 Sab. D. 17.1.20.1: «Если некто поручился за отсутствующего, то он может предъявить иск о ведении чужих дел без поручения, ведь иск из поручения неуместен, когда этому не предшествовало само поручение».
Доля ответственности каждого из поручителей может и возрасти, если один из них окажется неплатежеспособным: Гай. 3.121-121а; Idem, 8 ed. prov. D. 46.11.26; Павел, 25 ed. D. 46.1.28. 4j См.: Frezza. Le garanzie, cit. 1. P. 199 e sgg. CM. § 194, n. G.
Кроме вышеописанных процессуальных средств личное поручительство может быть предоставлено в следующих актах: receptum argentarii (§ 165); constitutum (§ 164); штрафная стипуляция (§ 182) и при добавлении еще одного солидарного должника (§ 184).
°- 16.1; CI. 4.29. Библиографию по данной теме см.: Garcia Garrido IIAHDE. 1957-1958. v- '268; Idem. El patrimonio, cit. P. 123 у sigs.
§188
Стипуляции
тать, что женщины не могут заниматься профессией банкира, так как это дело мужское».
В русле этого сенаторского запрета юристы определили следующие виды личного поручительства чужому долгу, то есть intercessio:
- Предоставление вещной гарантии чужого долга.
- Вступление на позицию солидарного должника.
- Замещение места самого должника, чье обязательство прекращается (expromissio).
- Принятие на себя некоего обязательства с тем, чтобы его не приняло на себя третье лицо (интерцессия по умолчанию).
|
На иск кредитора женщина, предоставившая поручительство по исполнению чужого обязательства, располагала exceptio SC Velleiani (исковым возражением на основании Веллейанова сенатусконсульта). Женщина не была обязанной и по натуральному обязательству: если она уплатила чужой долг, то имела право истребовать обратно уплаченное. Претор предоставлял кредитору иск о реституции с фиктивной формулой (actio restitutoria) с тем, чтобы тот предъявил иски, уже погашенные для женщины, к должнику или к его поручителям. В случае интерцессии по умолчанию кредитор мог предъявить к должнику инститорныи иск (actio institoria).
§ 188. Личное поручительство при Юстиниане
В Юстиниановом праве fideiussio полностью заменила собой sponsio и fideipromissio, а поручительство в целом стало рассматриваться как субсидиарное и дополнительное по отношению к главному обязательству. При отсутствии прекращающего эффекта litis contestatio обязательство продолжало существовать в первую очередь в отношении должника, а также его поручителя.
Юстиниан предоставил поручителю следующие преимущества:
- привилегия освобождения от обязательства: кредитор должен был предъявить иск в первую очередь к основному должнику; поручитель мог отказаться от уплаты долга, если основной должник был платежеспособен;
- привилегия раздела: кредитор должен был разделить кредитное обязательство между всеми поручителями, признанными платежеспособными на момент вынесения судебного решения;
- привилегия переуступки исков: поручитель, погасивший долг, в любом случае получает право на предъявление иска, которым ранее располагал кредитор, к должнику; это так называемый регрессный иск об уступке требования.
|
V. ДОГОВОРЫДОБРОЙ СОВЕСТИ Г
1.vih't
§ 189. Иски доброй совести и договоры н
При исках доброй совести или в судах доброй совести (iudicia bonae fidei) судья мог в широких пределах оценивать требования истца в соответствии с критерием доброй совести (oportere ex fide bona). За исключением исков доброй совести, касавшихся опеки и приданого, все иски этого рода, содержавшие формулу ex fide bona, считались исками, происходящими из договоров1. Такие иски давались в сфере международной торговли для защиты договоров, заключенных по праву народов и находившихся под покровительством претора по делам перегринов2.
Значительная гибкость формулы, наделявшей судью более широкими полномочиями для определения того, что «полагалось дать, сделать или предоставить в соответствии с доброй совестью» (quidquid dare facere oportet ex fide bona/ предполагала следующие последствия:
- Ответчик не был вынужден противопоставлять иску exceptio doli или иные эксцепции, основанные на справедливости, поскольку судья принимал во внимание все обстоятельства, которые могли вызвать применение указанных эксцепции. Кроме того, судье надлежало учитывать соглашения, которыми стороны дополняли договор при его заключении (in continenti), либо соглашения, совершенные после заключения договора для уменьшения объема предусмотренных им обязанностей (ех intervallo)3.
-Судья принимал во внимание взаимные обязательства сторон и определял объем возмещения после того, как зачтет то, что истец должен был уплатить ответчику в силу породившего спор договора4. Юсти-
|
Гай. 4.62: «Разбирательству судов по доброй совести подлежали иски по купле-продаже, по договору найма, по ведению кем-либо чужих дел, по договору поручения, хранения, фидуциарный иск (иски) по делам товарищества, опеки, иск против мужа о возвращении приданого после развода». См.: Biondi. Iudicia bonae fidei. P. 161 e sgg.; Car-caterra. Intorno ai bonae fidei iudicia, Napoli, 1964. P. 3 e sgg. з Об исках bonae fidei CM. § 151-152.
«Эксцепции, возникающие из соглашений, неотъемлемы от исков bonae fidei», - свидетельствует Юлиан, цитируемый Павлом (D. 18.5.3). Папиниан, D. 18.1.72: «Позднее совершенные соглашения, которые отменяют какую-либо часть купли-продажи, считают-
я включенными в договор, но соглашения, которые вносят какие-либо дополнения, по нашему мнению, не входят в состав договора».
"и. 4.63: «Однако судье предоставлялась полная свобода не принимать во внимание каких оснований для зачета; по крайней мере формулой иска это прямо не определяет-
"' хотя в судах доброй совести это оставлялось на усмотрение судьи».
§190
Договоры доброй совести
ниан распространил правило о зачете на все долги подобного рода, даже если они проистекали из другого контракта.
-Ответчик может исполнить свою обязанность по совершению оговоренного предоставления вплоть до момента вынесения судьей решения, и в этом случае судья освобождает его от обязательства. Судья также может освободить должника при невозможности исполнения, если таковая не вызвана виной последнего. Гибель вещи, вызванная действием непреодолимой силы или обстоятельствами, не подконтрольными сторонам, называется риском, или periculum.
- Истец может требовать от судьи учета не только реальных потерь, понесенных им вследствие неисполнения договора ответчиком (damnum emergens), но также и упущенной выгоды, которую он извлек бы, если бы ответчик исполнил свою обязанность (lucrum cessans). Судья может обязать ответчика к возмещению стоимости утраченных плодов или к выплате процентов за просрочку5.
-Иски, вытекающие из контрактов, переходят к наследникам контрагентов.
В титуле XIX Вечного эдикта, посвященном искам доброй совести, указываются следующие виды контрактов:
- fiducia;
- хранение;
- поручение;
- товарищество;
- купля-продажа;
- аренда.
Там же указываются и иски, вытекающие из оценочного договора (contractus aestimatorius) и договора мены (permutatio).
§ 190. Вина в договоре
Исполнение договоров, основанных на доброй совести, требует от контрагентов особой заботливости. Юриспруденция классического периода определяла вину как отсутствие надлежащей заботливости (dili-.gentia). Критерий diligentia особенно применялся в обязательствах, вытекающих из ведения чужих дел без поручения, но впоследствии был
IhiUji
5 «По контрактам, основанным на доброй совести, в силу просрочки должны быть уплачены проценты» (D. 22.1.32.2). Это правило изложено не в редакции классического периода римского права, поскольку римские юристы упоминали об исках доброй совести (iudicia donae fidei), а компиляторы - о контрактах доброй совести. См.: Di Marzo. Bonae fidei contractus. Palermo, 1904. Несомненно, однако, что сам по себе этот принцип относится к классическому периоду: Лабеон, например, цитируемый Помпонием (D. 17.2.60), различает стипуляционные проценты и проценты за просрочку.
Вина в договоре
§190
распространен на все отношения, где требовалась bona fides6. Отсутствие заботы или старательности при исполнении контрактов получило название «договорная вина», призванное отличать такую вину от culpa Aquiliana, или понятия «внедоговорной вины» при деликтах, характеризовавшихся причинением вреда (§ 156).
По вопросу о договорной вине римская юриспруденция располагает богатой казуистикой, а ее решения учитывают весьма разнообразные критерии, такие, например, как вид предъявляемого иска, объект или действия при договорных отношениях, отдельные соглашения либо интересы каждого из контрагентов7. По этой причине в праве классического периода не сложились общие правила или принципы, относящиеся к проблеме вины, что затрудняет сведение к той или иной схеме многочисленных решений отдельных казусов8. Множество изменений и интерполяций, внесенных компиляторами, до сих пор затрудняют возможность сделать точные выводы по этому вопросу.
В целом злой умысел (dolus) трактуется как осознанное намерение или желание вести себя так, что исполнение договора становится невозможным. Вина в смысле небрежности может иметь место при совершении какого-либо действия (culpa in faciendo) или при упущении возможности совершения какого-либо действия (culpa in non faciendo). Виновен тот, кто либо ведет себя не так, как того требует добрая совесть, либо не проявляет должной меры заботливости, свойственной добросовестному paterfamilias. Вина возникает не только при неисполнении, но также и при просрочке исполнения9. Когда речь идет об обязанности хранения движимой вещи, подлежащей возвращению, юристы говорят об ответственности за сохранение вещи (custodia). Так, Гай (3.205-206) раскрывает этот вид ответственности на примере типичных случаев, касающихся чистильщика одежды, портного и ссудополучателя, отвечающих за хищение переданной им вещи10.
При инфамирующих исках отвечали за умысел, при исках доброй совести обычно отвечали также и за вину (culpa). С другой стороны, ответственность не возникала при обстоятельствах непреодолимой силы, или за ситуацию или факт, неподконтрольные и не зависящие от
,п°мпоний, D. 40.4.8; Ср.: D 'Ors. Derecho privado romano. § 456 (примеч. З). Примеры дел, касавшихся договорной ответственности, приводятся в казусах в конце Разделов, посвященных отдельным видам договоров.
См.: Arangio Ruiz. Responsabilita contrattuale in diritto romano. Napoli. 1958; Cannata. For lo stadio della responsabilita per colpa nel diritto romano. Milano, 1969. ](O просрочке в кредитных обязательствах см. § 162.
Об ответственности хранителя см.: Metro. L'obbligazione di custodire del diritto romano. i ano, 1966. В случае receptum nautarum речь шла о damnum fatale, как, например, в связи кораблекрушениями или нападениями пиратов: об этом пишет Лабеон, цитируемый Ульпианом. D. 4.9.3.1.
§190
Договоры доброй совести
Fiducia
§191
воли контрагентов". Понятие обстоятельств непреодолимой силы охватывало как действие сил природы, например наводнение, землетрясение, смерть, так и юридические факты, например включение вещи в состав священного имущества и, как следствие, изъятие ее из коммерческого оборота. Это понятие могло охватывать также действия других лиц, например вторжение грабителей или бегство раба, подлежавшего возврату кредитору. Также говорится о непреодолимой силе (vis maior), или о непреодолимом обстоятельстве, которому невозможно противостоять из-за слабости человеческой природы (D. 44.7.1.4).
Юристы также говорят о periculum или риске гибели вещи, когда отсутствует чья-либо вина. Такой риск обычно нес собственник вещи, но в определенных случаях риск ложился на того, кто был связан обязанностью возвращения вещи либо ставил судьбу вещи в зависимость от действий третьего лица12.
Юстиниановские компиляторы обобщили массу решений классического периода и из многочисленных случаев вывели ряд общих положений, стремясь выделить различные степени вины. В зависимости от большей или меньшей тяжести вины они различали:
1) culpa lata, каковой признавалась «чрезмерная небрежность, то есть непонимание того, что все понимают» (D. 50.16.213.2); такая вина приравнивалась к умыслу13;
2) culpa levis, проявляющаяся в небрежности, при которой:
- лицо допускает отступления от типичного поведения, свойственного paterfamilias (in abstracto);
- лицо не проявляет той меры заботливости и осмотрительности, которую оно проявляет по отношению к собственным вещам (in con-creto);
- culpa levissima, демонстрирующая отсутствие тщательной заботливости о принятой на хранение вещи (diligentia exactissima)14.
11 См.: Luzzato. Caso fortuito e forza maggiore como limite alia responsabilita contrattuale. I.: La responsabilita per custodia. Milano, 1938; Mayer-Maly II Festschrift Steinwenter. S. ff.
12 О periculum в договоре купли-продажи см. § 201.
13 D. 16.3.32: «Высказывание Нервы о том, что слишком грубая вина является умыслом, не нравилось Прокупу, а мне представляется наиболее верным. Ибо если кто-то не является заботливым в такой степени, в какой этого требует природа людей, то он действует во вред другому...»
14 Гай, 2 rer. Cott. D. 44.7.1 А: «Однако он принуждается гарантировать чрезвычайную заботливость в сохранении вещи, и ему недостаточно использовать ту же заботливость, которую он употребляет в отношении своих вещей, если кто-либо другой мог бы более заботливо сохранять вещь. Но и в большинстве случаев он привлекается к ответственности, если имела место его вина, например, если серебро, якобы ради приглашения друзей на ужин (испрошенное), он именно для этой цели и получит и, отправляясь за границу, захочет взять его с собой и утратит его при кораблекрушении или во время нападения разбойников либо врагов».
На смену различным видам исков, предполагавших учет различных степеней вины, приходит общий критерий пользы для сторон (utilitas contrahentium). Так, если договорное отношение устанавливалось исключительно в интересах должника либо обеих сторон, то ответственность наступала и за culpa levis, если же - в исключительном интересе кредитора, то ответственность ограничивалась пределами culpa lata15.
§ 191. Fiducia
Fiducia представляла собой формальный договор, при котором одно лицо, фидуциант, передает посредством mancipatio или in Jure cessio собственность на манципируемую вещь другому лицу, фидуциарию, который обязывается возвратить вещь по истечении определенного срока или по возникновении определенного обстоятельства16. Для установления обязательства по возвращению переданной вещи обычно заключалось специальное соглашение, дополнявшее mancipatio, в котором конкретизировалось содержание договора, а также указывались срок и обстоятельства исполнения обязательства фидуциария. В зависимости от целей, достижению которых подчинялась fiducia, различались следующие ее виды:
- fiducia cum creditore - предусматривала передачу вещи в собственность кредитору для обеспечения кредита. При погашении прогаран-
D. 13.6.5.2: «По договорам мы иногда отвечаем лишь за умысел, иногда и за вину; за умысел - при передаче вещей на хранение; так как вещь, переданная на хранение, не приносит никакой пользы принявшему ее на хранение, то правильно ответственность возла-" гается лишь за умысел, разве что за хранение была определена плата; в этом случае установлено, что отвечают и за вину или же, если это было оговорено предварительно с тем, кому вещь передана на хранение, и за вину, и за риск (случайной гибели вещи); но там, где имеется польза для обеих сторон, как то: при купле-продаже, при найме, в случае с приданым, при залоге, при товариществе - ответственность возлагается и за умысел, и за вину». Ср. D. 19.5.17.2; D. 30.108.12.
Гай пишет о fiducia в связи с usureceptio или о приобретении в собственность имущества фидуцианта, который восстанавливает владение им и удерживает его в течение года U.60): «Fiducia заключается или с залогопринимателем, или с другом, чтобы заложенная вещь для большей безопасности находилась у него; если мы совершаем фидуциарную сделку с другом, то во всяком случае usureceptio имеет место; если же с кредитором, то usureceptio допускается только после уплаты долга; до уплаты долга usureceptio возможна только в том случае, если кредитор не передал этой вещи должнику ни внаем, ни в прекарное обладание; в последнем случае применяется выгодная давность (lucrative usureceptio)». Также выгодная давность упоминается, исключая кражу, и в случае с usureceptio: Гай. 3.201; Гай включил фидуциарный иск (actio fiduciae) в категорию бесчес-^ящих исков (4.182) и в иски доброй совести (Гай. 4.62). Найденная в Помпеях табличка «Держит фидуциарные контракты; о том же - так называемая Formula Betica, возможно, тносящаяся ко II в. н.э. См.: Fontes. 3. № 91, 92. Р. 291 sgg. О фидуции см.: Longo. La Wucia. Milano, 1933; Erbe. Die Fiduzie in romischen Recht. Weimar, 1940; Watson. The origins of Fiducia // ZSS. 1962. S. 329 ff.
§191
Договоры доброй совести
тированного обязательства фидуциарный кредитор должен был возвратить вещь. Наличие такой обязанности ограничивало для него возможность распоряжаться вещью подобно настоящему собственнику. Для устранения такого ограничения достаточно было оговорить в соглашении, что если фидуциант не возвратит долг в назначенный день, то сохранит за собой лишь право на истребование остатка цены, вырученной кредитором от продажи вещи17;
- fiducia cum amico - использовалась в различных целях, среди которых впоследствии наибольшее значение стало признаваться за обеспечением отдельных договоров, таких, как хранение, ссуда или поручение. Ради сохранения имущества при конфискациях или при его арестах, для сбережения его в иные трудные времена прибегали к доверительной его передаче другу, который по своему социальному или политическому положению мог представить большие гарантии его неприкосновенности18. Кроме того, этот вид fiducia применялся для передачи имущества раба с обязательством по отпущению его на свободу, а также для осуществления дарений.
Отчуждение вещи, переданной в порядке fiducia, породило особый вид иска, actio fiduciae, который стал прототипом исков доброй совести. Он относился к искам, влекущим бесчестье (Гам. 4.182), в его формуле судье предписывалось проверять, придерживался ли ответчик при сохранении и возвращении вещи поведения, «свойственного добропорядочным людям, не допускающим мошенничества по отношению друг к другу»19. Вероятно, фидуциарий мог также предъявлять actio fiduciae contraria для возмещения издержек и расходов, связанных с вещью (Павел, Sent. 2.13.7)20.
Fiducia часто использовалась во времена Цицерона, нередко встречается она и в документах судебной практики того времени. Гай применительно к своей эпохе пишет о ней как о сохраняющей значение, но не
17 Посредством такого соглашения фидуциант управомочивал фидуциария на продажу вещи за наличные деньги без предоставления покупателю гарантий от эвикции. См.: упоминание о pignus у Модестина (D. 50.1.36.1). См. также: Ульпиан, D. 13.7.22.4.
18 Боэций, ad. Cic. Top. 10. См. также: Arangio Ruiz. Istituzioni, cit. P. 305 (примеч. 1).
19 Некоторые авторы полагают, что существовали две формулы иска, одна in factum, другая -in ius. Возражая против такого мнения, Аранджио-Руиц (Arangio Ruiz. Rariora. P. 56 e sgg.) настаивает на том, что речь идет лишь о формуле in ius. Д'Орс (D 'Ors /I AHDE. 1956. P. 188; Idem. Derecho Privado Romano. § 464) утверждает, что в эпоху легисакционного процесса названному виду иска предшествовала legis actio per arbitrive postulationem. Согласно мнению этого автора, в собственно договорном отношении взаимность, образующая фидуциарную сделку, вытекает из выражения fidei fiducia causa, которое связывает доверие того, кто манципирует (fiducia), со способностью вызывать доверие (fides) у того, кто получает вещь. Такое соотношение и выступает отправным пунктом конструкции bona fides в контрактах.
20 Бьонди (Biondi. ludicia bonae fidei. P. 161) отрицает существование обратного иска. Ему возражал Ленель (Lenel. Ed. Perpetuum. P. 291, примеч. 8). См. также: Erbe. Fiduzia, cit, S. 106 ff.
Хранение
§192
включает ее в свою классификацию договоров. Хотя она и упомянута в «Сентенциях» Павла, к началу III в. н.э. fiducia вышла из употребления вместе с исчезновением mancipatio и in iure cessio. В постклассический период fiducia уже не применялась, а составители Кодекса Юстиниана систематически заменяли ее залогом, ипотекой, хранением либо ссудой.
§ 192. Хранение
!'•"'
«Внесенным на хранение (depositum) считается...,, то, что передано другому на сохранение; название договора происходит оттого, что вещь "кладется" на сохранение, в то время как приставка "de" показыва-, ет, что вещь доверена честности лица во всем, что касается сбережения вещи».
Ульпиан, D. 16.3.1 рг.
Хранение - защищаемый иском доброй совести безвозмездный договор, посредством которого хранитель принимает от поклажедателя движимую вещь для сбережения и возвращения по требованию последнего. Для возникновения договора хранения было необходимо:
-осуществить вручение хранителю движимой вещи, означавшее передачу держания, но не собственности и не владения. Передавать на хранение можно было и чужую вещь21, причем это мог делать ее владелец и даже похититель вещи22. В принципе считалось, что передавать на хранение можно только вещи, не являющиеся заменяемыми, однако заменяемые вещи, если их можно было идентифицировать и выделить отдельно, допускались к передаче на хранение как, например, вещи в, мешках или сундуках;
- чтобы хранитель безвозмездно возложил на себя обязанность по сбережению вещи, не получая за ее исполнение никакого материального возмещения. Если такое возмещение имело место, то договор считался не поклажей, а наймом23. Позднее, в Юстиниановом праве, получила признание выплата умеренного вознаграждения24.
Павел, Sent. 2.12.1; Coll. 10.7.1: «Мы можем передавать другому лицу на хранение вещь, выступающую объектом как нашего, так и чужого права». аТрифониан,О. 16.3.31.1.
Ульпиан, D. 16.3.1.8: «Если пропала одежда, сданная на хранение банщику, и он не получил никакой оплаты за хранение одежды, то он отвечает по иску из хранения, и я счи-таю, что он должен отвечать только за умысел; но если он получил плату, то должен отвечать по иску из найма»; 9: «Имеет место наем, включая случай, когда вознаграждение предоставляется в виде работы, выполненной рабом»; D. 47.8.2.23: «Прием платы за хранение, которая отличается от денежного вознаграждения при договоре найма».
D. 13.6.5.2, с интерполяциями.
§192
Договоры доброй совести
Хранение признается договором и защищается иском доброй совести actio depositi в позднеклассический период. В более раннюю эпоху цели, которые позволял решать договор хранения, достигались посред- • ством fiducia cum amico (Гай. 2.60; § 191). В рамках легисакционного < процесса не оправдавший доверия хранитель наказывался согласно За- | конам XII таблиц тем, что обязывался к выплате возмещения в размере двойной стоимости несбереженной вещи, то есть так же, как и тот, кто совершил кражу, не будучи пойман с поличным25. В конце Республики претор давал иск по факту содеянного (actio in factum) против такого хранителя, который отказывался возвращать вещь. Этот иск сохранял первоначально черты штрафного иска26 и предполагал бесчестье для присужденного ответчика, носил ноксальный характер и не давался против наследников хранителя; в случаях гибели вещи при нем сохранялось наказание в виде уплаты двойной стоимости вещи. Впоследствии добавился новый иск - actio in ius, основанный на доброй совести, а хранение стало признаваться договором. Приводимые Гаем две формулы27 могли применяться по выбору истца. Указанный же иск мог предъявляться к наследникам хранителя и предоставлял поклажедателю возможность предъявить иск из пекулия к отцу или хозяину того, с кем он договорился. Actio depositi применялась также хранителем в качестве встречного иска для взыскания с поклажедателя расходов и издержек, связанных с хранением.
Обязанности хранителя:
- оберегать принятую на хранение вещь и принимать меры по ее сохранению28. Хранитель отвечает лишь за гибель вещи, наступившую в результате умысла, который имеется в виду в формуле actio in factum, но может также отвечать и за culpa, если это прямо предусмотрено до-
25 Павел, Sent. 2.12.11; Coll. 10.7.11.
26 D. 47.2.68(67).
27 Гай. 4.47: «Но в некоторых случаях претор предлагает истцу формулу, составленную и in ius, и in factum, например при иске о хранении и ссуде. Формула in ius составлена была примерно в следующих выражениях: "Такой-то назначается судьей. Так как Авл Агерий оставил на хранение у Нумерия Негидия серебряный стол, о чем между ними именно теперь идет спор, то ты, судья, присуди с Нумерия Негидия в пользу Авла Агерия, если тот не возвратит вещь, столько, сколько Нумерий Негидий должен дать и сделать Авлу Агерию по доброй совести; если же сказанного не окажется, то оправдай". Формула, составленная in factum, такова: "Такой-то назначается судьей. Если окажется, что Авл Агерий отдал на хранение Нумерию Негидию серебряный стол, который злоумышленно Нумерий Негидий не возвратил Авлу Агерию, то ты, судья, присуди Нумерия Негидия к уплате в пользу Авла Агерия столько денег, сколько эта вещь стоит. Если сказанное не подтвердится, то оправдай "».
28 См.: Metro. L'Obbligazione di custodire, cit., P. 134 e sgg.
Хранение
§192
говором29, либо если он сам вызвался принять вещь на сохранение (cus-todia)30, либо если хранение осуществляется исключительно в его интересе31. В Юстиниановом праве ответственность хранителя была распространена и на culpa in concrete^. Хранитель был не вправе пользоваться принятой на хранение вещью, поскольку тем самым он совершал «кражу пользования» (Гай. 3.196; см. также § 155);
- возвратить принятую на хранение вещь по требованию поклажедателя. Даже если для хранения установлен какой-либо период или срок, возвращение всегда происходит по требованию поклажедателя, который вправе изменить свое намерение33. Принятая на хранение вещь возвращается со всеми принадлежностями и плодами, принесенными ею за время хранения34.
В текстах римских юристов встречаются три разновидности хранения.
Depositum miserabile
В случае катастрофы или общественных бедствий (беспорядков, пожара, обрушения зданий или кораблекрушения) претор давал поклажедателю actio in factum в двойном размере (in duplum) против хранителя, отказывавшегося возвращать вещь. В такого рода чрезвычайных обстоятельствах ответственность хранителя увеличивалась, так как по-клажедатель был лишен возможности свободно выбирать того, кому можно было доверить вещь, которой грозила опасность35.
Depositum irregulare
Особым случаем хранения считалось такое, при котором на хранение передавалось некоторое количество денег либо неиндивидуализированных заменяемых вещей, которыми хранитель вправе был распоряжаться, но обязан был возвратить поклажедателю вещи того же рода и качества. Эта разновидность договора хранения часто использовалась в сделках с менялами. В действительности речь шла о займе, при котором вещь передавалась не в держание, а в собственность. Без сомнения, юристы позднеклассического периода отличали такое хранение от займа и считали его более подходящим, поскольку природа иска доброй
29 Ульпиан, 4 ed. D. 2.14.7.15. 3° Ульпиан, 30 ed. D. 16.3.1.35. ^ Ульпиан, 34 Sab. D. 12.1.4 pr.
D. 16.3.32, с интерполяциями: «Ибо не соответствуют требованиям добросовестности действия того, кто приложит меньшую заботливость в отношении врученных ему на хранение вещей, чем в отношении своих вещей». и Ульпиан, 30 ed. D. 16.3.1.22 и 46.
Ульпиан, 30 ed. D. 16.3.1.24: «Поэтому необходимо сказать, что в этом иске подразумеваются плоды и приплод и любые доходы от вещи, а не только сама вещь как таковая».
Ульпиан, 30 ed. D. 16.3.1.1.
§192
Договоры доброй совести
совести позволяла истребовать даже проценты, которые не были оговорены соглашением сторон. Несмотря на это, вместо иска из хранения юристы склонялись к использованию кондикции (condictio) из договора займа36.
Юстиниан рассматривал это как случай договора хранения, из которого в любом случае вытекает возможность предъявления actio deposit!37.
Секвестр
«В собственном смысле в качестве секвестра передается на хранение вещь, передаваемая несколькими лицами солидарно для хранения и возврата на определенных условиях».
Павел, 2 ed. D. 16.3.6
В случае секвестра возвращение принятой на хранение вещи производится определенному лицу, чаще всего тому, кто оказывается победителем в судебном процессе, либо, применительно к иным обязательствам, другому лицу, например тому, кто выиграл пари.