ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ В ПИЩЕКОНЦЕНТРАТНОЙ И ОВОЩЕСУШИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ




НАОП 1.8.10-1.17-72 (НПАОП 15.3-1.17-72)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящие Правила разработаны взамен «Правил по технике безопасности и производственной санитарии для предприятий пищеконцентратной и овощесушильней промышленности» (утвер­ждены президиумом ЦК профсоюза рабочих пищевой промышлен­ности 28 ноября 1961 г., протокол № 34).
В Правилах изложены основные требования и нормы по тех­нике безопасности и производственной санитарии, которые яв­ляются обязательными для выполнения всеми организациями и предприятиями, занимающимися проектированием, строительством (монтажом) и эксплуатацией пищеконцентратных и овощесушильных предприятий (цехов).
Проект Правил подготовлен УкрНИИ консервной промышлен­ности Министерства пищевой промышленности СССР
Наряду с настоящими Правилами надлежит выполнять требо­вания соответствующих разделов и глав «Строительных норм и правил», правил котлонадзора, ПУЭ, «Правил технической эксплу­атации электроустановок потребителей и правил техники безопас­ности при эксплуатации электроустановок потребителей», «Сани­тарных норм», а также других нормативных документов и правил, указанных в приложении 2 к настоящим Правилам.
В разработке настоящих Правил принимали участие старшие научные сотрудники УкрНИИ консервной промышленности
Познякова Л. Е, Розенбойм А. Ю., Чивирев А М. (руково­дитель), Шалагина Г. В., Шмуклер А. С., Шевела Е. М.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1-1. НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛ

1-1-1. Настоящие Правила распространяются на все предприя­тия и организации пищеконцентратной и овощесушильней про­мышленности системы Министерства пищевой промышленности СССР.
1-1-2. Правила содержат основные требования по технике без­опасности и производственной санитарии, обязательные для вы­полнения при проектировании, строительстве (монтаже), рекон­струкции и эксплуатации предприятий (цехов) пищеконцентратной и овощесушильней промышленности.
1-1-3. Проектирование, строительство (монтаж) и эксплуата­ция установок, объектов, оборудования и сооружений, на которые распространяются действующие межведомственные общесоюзные правила и нормы по технике безопасности, производственной сани­тарии, должны осуществляться в соответствии с требованиями этих правил и норм (приложение 2).
1-1-4. Настоящие Правила вводятся в действие с момента их издания. С введением настоящих Правил теряют силу «Правила по технике безопасности и производственной санитарии для пред­приятий пищеконцентратной и овощесушильной промышленности» (утверждены президиумом ЦК профсоюза рабочих пищевой про­мышленности 28 ноября 1961 г., протокол № 34)
1-1-5. Необходимость и сроки приведения в соответствие с требованиями настоящих Правил зданий, сооружений, установок и разрывов между ними, а также размещения оборудования, вве­денных в эксплуатацию до их издания, устанавливаются в каждом отдельном случае министерствами пищевой промышленности союз­ных республик по согласованию с республиканскими (областными) комитетами профсоюза, а по объектам, подконтрольным Госгортехнадзору СССР, — с республиканскими (местными) органами Госгортехнадзора СССР.
Оборудование, арматура, их содержание, обслуживание и орга­низация технического надзора должны быть приведены в соответ­ствие с требованиями настоящих Правил со дня их опубликования.

1-2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛ

1-2-1. Руководство, инженерно-технические работники организаций и предприятий, имеющие отношение к проектированию и эксплуатации предприятий (цехов) пищеконцентратной и овощесушильной промышленности, обязаны изучить настоящие Правила, выполнять их и не реже одного раза в три года проходить проверку знаний согласно действующему в системе Минпищепрома СССР типовому положению.
1-2-2. Ответственность за соблюдение настоящих Правил при проектировании и строительстве (монтаже) предприятий (цехов) пищеконцентратной и овощесушильней промышленности несут организации, выполняющие соответствующие работы.
1-2-3. Ответственность за обеспечение безопасных условий труда и соблюдение настоящих Правил при эксплуатации предприятий (цехов) возлагается на руководителя (директора, главного инженера) предприятия.
1-2-4. Должностные лица на предприятиях, в организациях, а также инженерно-технические работники проектных и конструктор­ских институтов и организаций, виновные в нарушении настоящих Правил и инструкций по технике безопасности, несут личную ответственность Они отвечают также за нарушения, допущенные их подчиненными.
Выдача должностными лицами указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных нарушать правила и инструкции без­опасности, самовольное возобновление работ, остановленных орга­нами Госгортехнадзора или технической инспекцией профсоюза, а также непринятие ими мер по устранению нарушений правил и инструкции, которые допускаются рабочими или другими подчиненными им лицами в их присутствии, являются грубейшими нарушениями правил безопасности
В зависимости от характера нарушений и их последствий все указанные лица несут ответственность в дисциплинарном, административном или судебном порядке.
Рабочие несут ответственность за нарушения, относящиеся к выполняемой ими работе, требований правил безопасности или спе­циальных инструкций в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка предприятий и уголовными кодекса­ми союзных республик
1-2-5. Руководитель предприятия (цеха) обязан приказом по предприятию возложить на соответствующие службы предприятия (цеха) функции по выполнению требований настоящих Правил.
1-2-6. Контроль за выполнением настоящих Правил возлагается на службу (инженера) по технике безопасности предприятия (ор­ганизации) и технических инспекторов профсоюза рабочих пищевой промышленности.
1-2-7. Работа по технике безопасности и производственной са­нитарии организуется и проводится в соответствии с утвержденным руководством предприятия положением, составленным в соответ­ствии с утвержденными Минпищепромом СССР и согласованными с ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности «Временными положениями об организации работы по технике безопасности и производственной санитарии на предприятиях системы Министер­ства пищевой промышленности СССР» (приложение 1)

ГЛАВА 2

ТЕРРИТОРИЯ, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
2-1. ТЕРРИТОРИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

2-1-1. Планировка и застройка территории промышленных
предприятий должны производиться в соответствии с действующими требованиями «Строительных норм и правил».
2-1-2. Территория предприятия должна быть ограждена забо­ром и иметь не менее двух ворот с шириной проема и высотой над проезжей частью не менее 4,5 м (Тип ограждения разрабатывается проектной организацией в соответствии с СН 245-71).
2-1-3. Ворота должны открываться внутрь территории и иметь устройства, исключающие возможность самопроизвольного их за­крывания, и световую или звуковую сигнализацию, предупреждаю­щую о движении транспорта. Перед воротами и площадками авто­мобильных весов должны быть установлены направляющие стол­бики.
2-1-4. Территория предприятия должна быть оборудована:
а) отводами атмосферных вод от зданий и сооружений к водо­стокам;
б) проездами с твердым покрытием и дорожными знаками в соответствии с ГОСТ 10807-64 «Знаки и указатели дорожные»;
в) пожарными и хозяйственно-питьевыми водопроводами, по­жарными водоемами и канализацией;
г) сетью наружного электрического освещения;
д) озеленением на свободных участках территории.
2-1-5. Планировка проездов и транспортных путей на предприятии должна отвечать требованиям СНиП ИМ. 1-71 и СНиП П-В 2-62.
Технические показатели и дорожная одежда внутризаводских дорог должны отвечать требованиям СНиП II-Д. 5-62 и СНиП П-Д. 6-62.
2-1-6. Железнодорожные переезды должны располагаться на горизонтальном участке автодорог, иметь усовершенствованное по­крытие и подъезды, огражденные столбиками или перилами.
Проезжая часть автодорог протяженностью не менее 10 м в каждую сторону должна быть на одном уровне с головками рельсов.
2-1-7. Дорожки для пешеходов должны быть максимально короткими, с минимальным количеством перекрещиваний с грузо­потоками, шириной не менее 1,0 м. Покрытие дорожек должно быть выполнено из асфальта, бетона, плиток или других твердых материалов.
2-1-8. Расположенные на высоте переходы через дороги, эста­кады и лестницы к ним, мостики через канавы и траншеи должны быть оборудованы перилами высотой не менее 1 м со сплошной зашивкой от пола на высоту 0,2 м, подходы к ним должны быть свободными.
2-1-9. Заглубленные резервуары, водоемы, колодцы, люки, ямы, каналы должны быть закрыты прочными крышками на уровне прилегающей территории. Незакрываемые углубления должны быть оборудованы ограждениями высотой 1,0 м со сплошной за­шивкой по низу высотой 0,2 м.
2-1-10. Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также твердого топлива должно осуществляться в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 25 настоящих Пра­вил и в «Инструкции по хранению ископаемых углей и торфа на открытых складах электростанций» (утверждена Министерством электростанций и электропромышленности).
2-1-11. Участки территории предприятия в местах производства погрузочно-разгрузочных работ и регулярного перемещения транс­портных механизмов должны соответствовать «Правилам и тре­бованиям техники безопасности при погрузочно-разгрузочных ра­ботах и транспортировании различных грузов на автотранспорте» (утверждены постановлением президиума ЦК профсоюза работ­ников связи, рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог 23 июля 1959 г.).
Содержание территории предприятия
2-1-12. Водостоки для отвода атмосферных вод должны регу­лярно прочищаться и ремонтироваться в соответствии с утвержден­ным графиком.
2-1-13. Проезды и проходы необходимо регулярно очищать от мусора, в летнее время поливать, а в зимнее— очищать от снега и в случае обледенения — посыпать песком.
2-1-14. На территории предприятия должны быть установлены сборники для отходов производства и мусора, которые должны располагаться не ближе 25 м от зданий. Емкость сборников дол­жна быть не более двухдневного накопления отходов и мусора. Сборники должны размещаться на бетонированных или асфаль­тированных площадках, площадь которых должна быть больше площади основания сборника на один метр во все стороны. После очистки сборники должны подвергаться дезинфекции 10%-ным раствором хлорной или 20%-ным раствором свежегашеной из­вести.
2-1-15 Курение на территории предприятия разрешается только в специально отведенных местах, оборудованных в соответствии с «Типовыми правилами пожарной безопасности для промышлен­ных предприятий» (утверждены ГУПО МВД СССР 25 августа 1954 г.).

2-2 ВНУТРИЗАВОДСКОЙ И ВНУТРИЦЕХОВОЙ ТРАНСПОРТ

2-2-1. Строительство, эксплуатация, содержание и ремонт же­лезнодорожных путей должны осуществляться в соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР» (утверждены Министерством путей сообщения СССР 5 ноября 1970 г.) и действующих СНиП «Железные дороги колеи 1524 мм промышленных предприятий. Нормы проектирования».
2-2-2. На железнодорожных путях у вьезда в ворота пред­приятия должны быть установлены приборы путевого заграждения с автоматической сигнализацией, приводящиеся в действие при приближении к ним подвижного состава на расстояние не менее 50 м.
2-2-3. Места переезда через внутризаводские железнодорожные пути должны быть оборудованы предупредительными знаками «Берегись поезда» и «Свисток», а также автоматической свето­звуковой сигнализацией, которая должна срабатывать при прибли­жении подвижного состава на расстояние не менее 50 м от места пересечения на прямом пути и 75 м при закруглениях.
2-2-4. Выходы из зданий не должны направляться в сторону железнодорожных путей, непосредственно расположенных у произ­водственных зданий, а если это осуществить невозможно, то дол­жны быть установлены ограждения между выходом и железнодо­рожными путями.
Скорость движения поездов, локомотивов и маневровых составов по заводским железнодорожным путям должна быть не выше, км/ч:
а) 15 — при движении по маневровым путям на территории за­вода с локомотивом впереди;
б) 10 — при движении по маневровым путям вагонами вперед;
в) 5 — при движении в затруднительных условиях (крутые кри­вые, густая застроенность, не выдержаны габариты приближения к путям, плохая видимость и т. п.), на переездах, переходах, при въезде или выезде состава из заводских ворот, при подходе локо­мотива к составу для прицепки или расцепки вагонов;
г) 2 — при передвижении вагонов вручную.
2-2-5. При остановках железнодорожного состава продолжи­тельностью свыше 15 мин в местах переездов через пути он дол­жен быть расцеплен и разведен на расстояние не менее двух ва­гонов с ограждением крайних вагонов тормозными башмаками. Соединение частей состава должно производиться только под ру­ководством составителя поездов.
2-2-6. Передвижение вагонов вручную должно производиться только в соответствии с инструкцией, утвержденной главным инже­нером предприятия.
2-2-7. Скорость движения автотранспорта на территории пред­приятия должна быть не более 10 км/ч, а на железнодорожных переездах, перекрестках, у выходов из помещений — не более 5 км/ч.
Скорость движения электрокаров и электропогрузчиков должна быть не более, км/ч:
на дорогах 5;
при въезде в цех и внутри него 3.
2-2-8. Администрация предприятия должна установить места стоянки автотранспорта и участки дорог, на которых остановка за­прещена, и обозначить их соответствующими знаками.
2-2-9. На каждом предприятии должна быть составлена схема движения внутризаводского транспорта с указанием разрешенных и запрещенных направлений, поворотов, остановок, выездов, въез­дов и т. д. Схему необходимо довести до сведения всех работаю­щих и вывесить на стоянке внутризаводского транспорта, пере­крестках дорог, железнодорожных рампах и погрузочно-разгрузочных площадках. На дорогах предприятия должны быть усынов­лены дорожные знаки согласно схеме.
2-2-10. Контроль за содержанием и эксплуатацией электрока­ров, авто- и электропогрузчиков должен быть возложен на лицо из числа инженерно-технических работников приказом по пред­приятию.
2-2-11. Прием и сдача электрокаров, авто- и электропогрузчи­ков в начале и конце смены, порядок проверки их исправности перед началом работы, сроки и содержание испытаний, профилак­тических осмотров и ремонта должны быть регламентированы ин­струкцией, утвержденной главным инженером предприятия.
2-2-12. Устройство, оборудование и эксплуатация автопогрузчи­ков должны соответствовать требованиям «Правил техники без­опасности для предприятий автомобильного транспорта» (утвер­ждены постановлением президиума ЦК профсоюза работников связи, рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог 12 января 1966 г.).
2-2-13. Оборудование электропогрузчиков и электрокаров дол­жно соответствовать паспортным данным. Электропогрузчики и электрокары должны быть оборудованы замками (исключающими возможность использования их посторонними лицами), фарами и звуковым сигналом. Рукоятки рычагов управления и штурвалы должны быть выполнены из диэлектрических материалов.
2-2-14. На электрокарах, авто- и электропогрузчиках должны быть нанесены заводские номера. Номера должны быть написаны масляной краской на местах, позволяющих видеть номер при лю­бом положении транспорта.
2-2-15- На предприятии должна быть специальная площадка для проверки исправности тормозных устройств электрокаров, авто- и электропогрузчиков. Площадка должна быть ровной с усо­вершенствованным покрытием. На ней масляной краской должны быть нанесены полосы с цифрами, указывающими расстояние в метрах от нулевой полосы до 10 м через каждые 0,5 м.
Погрузочно-разгрузочные работы
2-2-16. Погрузочно-разгрузочные работы на предприятии дол­жны осуществляться в соответствии с «Правилами техники без­опасности для предприятий автомобильного транспорта» (утвер­ждены постановлением президиума ЦК профсоюза работников связи, рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог 12 января 1966 г.), «Правилами безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ на заводском железнодорожном транспорте» (утверждены постановлением президиума ЦК проф­союза рабочих железнодорожного транспорта 28 марта 1966 г., протокол № 21), «Правилами безопасности по устройству и содер­жанию погрузочного инвентаря» (утверждены НКПП СССР, при­каз № 1224).
Категория грузов по весу и степени опасности, нормы их пере­носки и перевозки должны определяться в соответствии с прило­жением 21 настоящих Правил.
2-2-17. Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться под руководством ответственного лица (бригадира, мастера), на­значенного администрацией. Ответственное лицо должно прово­дить инструктаж рабочих по технике безопасности в каждом кон­кретном случае при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
2-2-18. К погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица,' имеющие медицинское разрешение на выполнение этих работ.
2-2-19. Погрузочно-разгрузочные работы с грузами II и III ка­тегорий, а также шестой группы должны быть механизированы (приложение 21 настоящих Правил). Необходимость механизации, погрузочно-разгрузочных работ с грузами остальных категорий и групп должна быть определена администрацией предприятия для каждой группы грузов.
2-2-20. Для производства постоянных погрузочно-разгрузочных работ на предприятии должны быть устроены крытые площадки-платформы.
Верхняя отметка платформы должна быть на 1,2 м выше го­ловки рельса со стороны рельсового пути и на 0,9—1 м выше уровня земли со стороны подъезда автогужевого транспорта.
Поверхность погрузочно-разгрузочных платформ должна быть выровнена и защищена твердым покрытием со стороны подхода железнодорожного или автогужевого транспорта; крытые плат­формы и склады должны иметь свободные рампы шириной не менее 3,5 м. Крыши должны перекрывать платформу и наполовину габариты железнодорожного транспорта или габариты кузовов автотранспорта
2-2-21. Разгружать железнодорожные вагоны вдоль заводских путей разрешается только на отведенных для этого местах; при этом разгружаемые материалы необходимо располагать не ближе 1,5 м от вагона. Загромождение грузами переходов и переездов, а также подходов и подъездов к ним воспрещается.
2-2-22. Во время укладки или разборки штабелей грузов в зоне (под зоной подразумевается площадь, необходимая для маневрирования погрузчиков при подъезде к месту погрузки или разгрузки и обратно) пути авто- и электропогрузчиков и пути ручной перевозки и переноски грузов не должны совпадать.
На предприятии должны быть разработаны схемы укладки различных грузов.
2-2-23. Максимальный уклон дороги, по которому разрешается транспортировка грузов погрузчиком, не должен превышать 6°.
2-2-24. При штабелировании или погрузке груз должен укла­дываться на прокладки, обеспечивающие свободный вход и выход вилки погрузчика из-под груза.
2-2-25. Перевозка людей на погрузчиках, электрокарах и не­оборудованных автомашинах запрещается.
2-2-26. При доставке и хранении сырья в контейнерах все погрузочно-разгрузочные операции с ними должны быть механизи­рованы. Высота укладки контейнеров не должна превышать 3,5 м (3 ряда).
2-2-27. При доставке сырья в ящиках на автомашинах (при­цепах) они должны укладываться в пакеты на поддонах.
2-2-28. Ящики на поддонах должны быть уложены «в пере­вязку» Высота укладки пакета на пакет должна быть не более 3,3 м (3 ряда пакетов).
2-2-29. При доставке сырья навалом в кузовах автомашин раз­грузка должна быть механизирована.
2-2-30. Запрещается использовать автопогрузчики, автомашины и тракторы на закрытых сырьевых площадках и в помещениях.

2-3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

2-3-1. Объем производственного помещения на каждого рабо­тающего должен удовлетворять требованиям СН-245-71 и состав­лять не менее 15 м3, а площадь — не менее 4,5 м2.
2-3-2. Высота основных производственных помещений от пола до низа выступающих конструкций или перекрытий должна быть не менее 4,8 м.
Высота складских помещений устанавливается в зависимости от вида грузов и способа их укладки, согласно табл. 1 и 2 настоя­щих Правил.
Высота помещений энергетического хозяйства определяется исходя из габаритных размеров установленного энергетического оборудования.
Примечание. При устройстве в производственных помещениях площадок высота от пола площадки до низа выступающих элементов вышерасположенных конструкций или коммуникаций должна быть не менее 2 м при регулярном и не менее 1,9 м при нерегулярном проходе работающих.
2-3-3. Размеры галерей и эстакад надлежит назначать исходя из следующих требований:
а) высота от уровня пола до низа выступающих конструкций покрытий галерей должна быть не менее 2 м;
б) ширина пешеходных галерей при количестве проходящих в наибольшую смену в одном направлении не более 400 человек должна быть не менее 1,5 м с увеличением на 0,5 м на каждые 200 человек сверх указанного количества людей;
в) ширина транспортных и коммуникационных галерей и эста­кад должна допускать свободный от оборудования и трубопрово­дов проход шириной не менее 0,7 м.
Примечание. Требования, изложенные в пункте «б», не распростра­няются на галереи, входящие в состав путей эвакуации
2-3-4. Количество слоев стекол при остеклении окон и свето­вых фонарей отапливаемых зданий надлежит принимать в зави­симости от расчетного перепада температур наружного и внутрен­него воздуха в соответствии с табл. 7 «Санитарных норм проекти­рования промышленных предприятий» (СН 245-71).
2-3-5. Независимо от наличия вентиляционных установок в про­изводственных помещениях должны быть предусмотрены устрой­ства для их проветривания. Каждый оконный проем должен иметь не менее одной открываемой фрамуги.
Светопроемы, предназначенные для проветривания помещений, должны быть оборудованы устройствами и приспособлениями для механического и ручного открывания.
Примечание. Требования п. 2-35 не относятся к помещениям с конди­ционированием воздуха.
2-3-6. Для ремонта, остекления окон и фонарей и очистки стекол с обеих сторон, а также для обслуживания аэрационных проемов и осветительной арматуры должны предусматриваться устройства и приспособления, обеспечивающие удобное и безопас­ное выполнение указанных работ.
2-3-7. Створные оконные переплеты или другие открывающиеся устройства в помещениях, в которых требуемый воздухообмен осу­ществляется аэрацией, должны размещаться с таким расчетом, чтобы расстояние от уровня пола до низа проемов (створных пере­плетов), предназначенных для притока воздуха в теплый период года, было не более 1,8 м, а до низа проемов, предназначенных для притока воздуха в холодный период года — не менее 4 м.
Для правильного осуществления аэрации производственных помещений должны быть составлены инструкции, учитывающие метеорологические условия в различные периоды года и направле­ние ветра.
2-3-8. Материалы, применяемые для покрытия полов, должны создавать гладкую и нескользкую поверхность, непылящую и удоб­ную для очистки.
2-3-9. Канализационные трапы должны устраиваться во всех технологических цехах и отделениях. Цементные и асфальтовые полы должны иметь уклон 0,02, а плиточные 0,01 в сторону ка­нализационных трапов. Трапы должны иметь решетки и гидравли­ческие затворы. Трапы располагаются у места выпуска сточных вод из оборудования, но не менее одного трапа на каждые 100м2 пола.
Выпуск в канализацию сточных вод из оборудования должен производиться закрытым способом с разрывом струи. Сброс сточ­ных вод на пол производственного помещения, а также устройство открытых желобов для их выпуска в канализацию не допускается.
2-3-10. Металлические покрытия полов, площадок, эстакад, пе­реходов, ступени лестниц должны быть рифлеными или из про­сечно-вытяжной стали.
2-3-11. При расположении полов смежных помещений на раз­ных уровнях предельный спуск или подъем пола в проходах или проездах должен быть не более 0,02.
2-3-12. Двери или ворота для прохода людей и для грузовых потоков должны быть отдельными.

2-4 СКЛАДСКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ

2-4-1. Дверные проемы в складе должны иметь ширину не ме­нее 2 м и высоту — не менее 2,4 м. Склады готовой продукции дол­жны иметь не менее двух дверных проемов.
2-4-2. Ширина проходов складов, по которым движется цеховой транспорт (тележки, штабелеукладчики, электропогрузчики, элек­трокары и др.), должна быть: при движении только в одном на­правлении — не менее максимальной ширины груженого транс­порта плюс 0,8 м; при встречном движении — не менее двойной максимальной ширины груженого транспорта плюс 1,5 м.
2-4-3. В складах, находящихся на втором и выше этажах, дол­жны быть вывешены нормы допустимой нагрузки на 1 м2 площади пола.
2-4-4. В складских помещениях должны быть помосты для ра­бочих укладчиков. Помосты должны быть устойчивыми и выдер­живать нагрузку не менее 500 кг/м2. Высота помостов для рабочих должна быть 0,5; 1,5; 2; 2,5 м.
Помосты от 0,5 м и выше должны быть с трех сторон ограж­дены перилами высотой 1 м, с обшивкой по низу на 0,2 м. Для подъема на помост должна быть предусмотрена лестница с пе­рилами.
При подаче на помост готовой продукции с помощью электро­погрузчиков он должен быть огражден только с двух сторон. Оста­навливать помосты в проездах запрещается.
2-4-5. Ящики с готовой продукцией должны быть уложены в пакеты на поддонах. Высота штабеля из пакетов должна быть не более 3,3 м (3 ряда пакетов).
2-4-6. При укладке готовой продукции в колонны между рядами банок должны быть уложены твердые прокладки. Высота колонн для консервных банок емкостью 0,5 л должна быть не более 2,5 м, а емкостью свыше 0,5 л —2,0 м Ширина колонны должна быть не более 1,5 м, а длина — не менее ширины.
2-4-7. Допускается укладка жестяных банок в колонны без про­кладок способом «в перевязку».
2-4-8. Допускается увеличение высоты колонн, но при этом во­круг них на расстоянии 1 м должны быть установлены прочные ограждения высотой 1,0 м. Ширина проездов и проходов должна быть увеличена на 2,0 м, а расстояние от стен до колонн — на 1,0 м.
2-4-9. Допускаемые размеры штабелей различных грузов и ха­рактеристика способов их укладки приведены в табл. 1 и 2.
Таблица 1

Наименование и характеристика груза Способ укладки грузов
вручную механизи­рованный
Груз в ящиках (вес в кг): Высота штабеля в м
до 50 до 80 до 150 свыше 150 4,0 3,0 - - 5,0 4,0 2,0 1,75
Груз в мошках: Число рядов по высоте штабеля
мука, зерно, крупа, сахарный песок, соль цемент в бумажных мешках цемент в джутовых мешках 10 10 10 14 13 12
Груз в бочках: Высота штабеля в м
с жировыми веществами с экстрактами с сыпучими грузами 1,5 2,0 2,0 1,5 2,5 3,0
Длинномерные грузы: сортовая сталь, трубы небольшого диаметра листовая сталь в пачках балки, трубы и тяжеловесы круглый лес пиломатериалы 1,0 1,0 1,0 1,5 2,0 3,0 1,5 6,0 6,0 6,0
Сыпучие грузы: соль навалом песок сухой, гравий, щебень, камень песок влажный цемент навалом известь гашеная и негашеная 2,0 2,0 3,0 2,0 2,0 2,0 5,0 10,0 2,0 2,0


Таблица 2

Наименование и характеристика груза Число рядов по высоте штабеля
лежа на торец
Груз в бочках, кг: 250—300 100—150 25— 50 2—3 4—5 6 2 3 5


Примечание 1. Штабеля ящиков высотой более 2,5 м бочек, уложен­ных в два ряда и более, круглого леса, уложенного в три ряда и более, должны быть ограждены. Расстояние от ограждения до штабеля должно быть не ме­нее 1,5 м.
2. Пустые ящики должны быть уложены в прямоугольные штабеля высотой не более двух метров, на этот штабель ящики затем укладываются в виде пира­миды Угол наклона стороны пирамиды к горизонту не должен превышать 45°. Общая высота штабеля должна быть не более 6 м. Ящики должны быть уло­жены «в перевязку».

2-5. САНИТАРНО-БЫТОВЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

2-5-1. На каждом предприятии должны быть сооружены санитарно-бытовые помещения и устройства в соответствии с требова­ниями СНиП II-М. 3-68 «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий. Нормы проектирования» (приложе­ние 26).
Аккумуляторные
2-5-2. Аккумуляторное помещение должно соответствовать тре­бованиям, изложенным в «Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилах техники безопасно­сти при эксплуатации электроустановок потребителей» (утвержде­ны Госэнергонадзором 12 апреля 1969 г.) и «Правилах устройства электроустановок», глава IV-4 (утверждены Союзглавэнерго по со­гласованию с Госстроем СССР 12 мая 1961 г., внесены изменения техническим управлением по эксплуатации энергосистем Госкоми­тета по энергетике и электрификации СССР 29 июня 1963 г.).
Запрещается курение в помещении аккумуляторной батареи, вход в него с огнем, пользование электронагревательными прибо­рами и аппаратами, которые могут дать искру.
На дверях помещения должны быть надписи «Аккумуляторная», «Огнеопасно», «С огнем не входить».
Помещения для зарядки аккумуляторных батарей должны быть оборудованы общеобменной и аварийной вентиляцией с механиче­ским побуждением.
2-5-3. Общеобменная вентиляция аккумуляторной должна включаться перед началом заряда батареи и отключаться после удале­ния всех газов — не менее чем через 1,5 ч после окончания зарядки.
2-5-4. Каждое аккумуляторное помещение должно быть обеспечено костюмом из грубой шерсти, резиновым фартуком, резиновыми перчатками и сапогами, защитными очками, стеклянной или фарфоровой кружкой с носиком (или кувшином) емкостью 1,5—2 л для составления электролита и доливки его в сосуды, нейтрали­зующим раствором соды (5%)—для кислотных батарей, борной кислотой или уксусной эссенцией (одна часть эссенции на восемь частей воды)—для щелочных батарей. На всех сосудах с электролитом, дистиллированной водой, содовым раствором или рас­твором кислот должны быть сделаны четкие надписи (наименования).
2-5-5. Работа с кислотами и щелочами, их хранение должны осуществляться в соответствии с параграфом 8-2 настоящих Правил.
2-5-6. При обслуживании ртутного выпрямителя следует.
а) установку ртутной колбы и другие работы в шкафу выпрямителя производить только при отключенных рубильниках постоянного и переменного тока;
б) шкаф ртутною выпрямителя во время работы должен быть закрыт; запрещается смотреть на работающую ртутную колбу без предохранительных очков или защитного смотрового стекла.
2-5-7. При обслуживании селеновых выпрямителей запрещается снятие кожуха и производство каких-либо работ на токоведущих частях без отключения выпрямителя.
2-5-8. Обслуживание аккумуляторной батареи должно поручаться специальным электромонтерам-аккумуляторщикам и оперативному персоналу с квалификационной группой не ниже III.

2-6. ОСВЕЩЕНИЕ

2-6-1. Естественное и искусственное освещение должно соответствовать требованиям СНиП II-А. 8-62, СНиП II-А. 9-71, «Сани­тарным нормам проектирования промышленных предприятий» (СН-245-71), «Правилам устройства электроустановок» (ПУЭ), «Правилам технической эксплуатации электроустановок потреби­телей и правилам техники безопасности при эксплуатации элек­троустановок потребителей» (утверждены Госэнергонадзором 12 апреля 1969 г.).
Освещение естественное
2-6-2. Все производственные и вспомогательные помещения t длительным пребыванием в них людей должны иметь естественное освещение в соответствии с существующими нормами (приложе­ние 16). Цеховые кладовые, материальные склады, бойлерные, вен­тиляционные камеры могут размещаться в помещениях без естественного света. Эти помещения должны быть оборудованы искус­ственным освещением.
2-6-3. Чистка стекол световых проемов от загрязнений в про­изводственных помещениях должна осуществляться по утвер­жденному графику с учетом местных условий, но не реже одного раза в месяц.
2-6-4. В южных районах страны для защиты от инсоляции в летнее время должны применяться защитные устройства (шторы, козырьки и др.).
2-6-5. Запрещается загромождать световые проемы оборудова­нием, готовой продукцией, полуфабрикатами и т. п. как внутри, так и вне здания.
Освещение искусственное
2-6-6. Во всех производственных помещениях должно быть ис­кусственное освещение в соответствии с нормами, указанными в приложении 16.
2-6-7. Напряжение для питания светильников общего освещения разрешается не выше 220 В (ПУЭ, п. VI-1-20).
2-6-8. Высота подвеса светильников над уровнем пола (в том числе-, и рабочих площадок) должна быть не менее 2,5 м. Допу­скается установка светильников с вводом металлических труб под­водящей электропроводки или защитных оболочек кабелей и про­водов в светильники на высоту менее 2,5 м при условии, если кон­струкция их исключает возможность доступа к лампе без специ­альных приспособлений.
2-6-9. При невозможности выполнить требования пункта 2-6-8 разрешается использовать светильники с напряжением не выше 36 В.
2-6-10. Металлические части осветительных устройств, располо­женных во всех технологических цехах и на открытом воздухе, должны иметь антикоррозионные покрытия, предохраняющие их от воздействия окружающей среды.
2-6-11. Искусственное освещение в одном помещении должно быть выполнено только люминесцентными лампами или только лампами накаливания.
В помещениях, где требуется различать цветовые оттенки (ин­спекция, сортировка сырья), должны устанавливаться люмине­сцентные лампы дневного света.
В жестянобаночных цехах должна применяться система общего локализованного диффузного освещения.
2-6-12. Чистка ламп и осветительной арматуры должна произ­водиться по графику, утвержденному главным инженером пред­приятия, но не реже одного раза в два месяца.
2-6-13. Проверка освещенности на рабочих местах должна осуществляться не реже одного раза в год.
2-6-14. Во всех технологических цехах и отделениях должно предусматриваться аварийное освещение от независимого источ­ника питания. Аварийное освещение для продолжения работ дол­жно обеспечивать на рабочих поверхностях не менее 5% от норм освещенности, установленных для этих поверхностей.
2-6-15. Аварийное освещение для эвакуации должно быть устроено во всех производственных и бытовых помещениях, на лестницах и галереях и обеспечивать не менее 0,5 лк.
Светильники аварийного освещения для эвакуации должны быть присоединены к сети, независимой от сети рабочего освещения начиная от щита подстанции.
2-6-16. Для аварийного освещения должны применяться светильники, отличающиеся от светильников рабочего освещения типом или размером, или на них должны быть нанесены специальные знаки.
2-6-17. Смена перегоревших ламп может производиться групповым или индивидуальным способом. Принятый способ устанавли­вается на предприятии в зависимости от доступности ламп и мощ­ности осветительной установки на основании технико-экономического расчета. При групповом способе сроки очередной чистки арматуры должны быть приурочены к срокам групповой замени ламп. При групповом способе допускается эксплуатация освети тельной электроустановки с частично перегоревшими лампами, если освещенность в контрольных точках снижается не более чем, на 10% против проектной.
2-6-18. Вышедшие из строя люминесцентные лампы и лампы содержащие ртуть, должны храниться упакованными в специальном помещении и периодически вывозиться для уничтожения дезактивации в специально отведенные места.
2-6-19. Осмотр и проверка осветительной сети должны производиться следующим образом:
а) автомата аварийного освещения — не реже одного раза в три месяца (в дневное время);
б) системы аварийного освещения — не реже одного раза в три месяца;
в) стационарного оборудования и электропроводки рабочего и аварийного освещения на соответствие расчетным данным, номи­нальных токов расцепителей и плавких вставок — один раз в год;
г) сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: