Игровая деятельность -форма активности ребёнка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, характеризуется принятием условной позиции.
Отечественные педагоги и психологи признают ведущее значение игры для психического развития дошкольников, т.е. ведущая деятельность:
- развиваются психо-познавательные процессы: мышление, память, речь, ощущение, восприятие, воображение);
-развивается личность дошкольника, удовлетворяя потребность в самореализации;
-закладываются и начинают развиваться другие виды детской деятельности(продуктивная, трудовая, учебная).
Особенности разных видов игр:
1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).
3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.
5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра удовлетворяет ведущие потребности дошкольника(в познании, общении, движении, к участию в жизни взрослых), поэтому игра становится средством решения задач в обучении дошкольника. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся преодолению трудности, ставят задачи и решают их. Игра – это средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Основное значение игры связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.
|
Игровая деятельность влияет также на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и пониманию.
И велико значение игры в усвоение норм поведения, правил взаимоотношения, но этим не исчерпывается его значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условие, когда он должен сделать самостоятельный выбор.
|
Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразовании ребенка, его психических процессов, в том числе и воображения.
Важное свойство, которое развивается в игре, но без которого не может состоятся и учебная деятельность указывал В.В.Давыдов – это способность переносить функции одного предмета на другой не обладающей этими функциями. Благодаря этой способности дети используют в игре предметы – заместителей, символические действия. Широкое использование – предметов заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами, знаками, что потребуется в учение. Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации.
Игра также является средством коммуникации.
Игра может выступать средством:
-нравственного воспитания;
-эстетического воспитания;
-эмоционального развития;
-трудового воспитания.
Для понимания сущности игры важно различать её объективное и субъективное значение.
Субъективное значение определяется её мотивом: получение удовольствие от процесса игры.
Объективное значение выражается в её функциях: педагогической, развивающей, психологической.