Игра - основной вид деятельности дошкольников. Значение игры в развитии ребенка.




Игровая деятельность -форма активности ребёнка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, характеризуется принятием условной позиции.

Отечественные педагоги и психологи признают ведущее значение игры для психического развития дошкольников, т.е. ведущая деятельность:

- развиваются психо-познавательные процессы: мышление, память, речь, ощущение, восприятие, воображение);

-развивается личность дошкольника, удовлетворяя потребность в самореализации;

-закладываются и начинают развиваться другие виды детской деятельности(продуктивная, трудовая, учебная).

Особенности разных видов игр:

1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра удовлетворяет ведущие потребности дошкольника(в познании, общении, движении, к участию в жизни взрослых), поэтому игра становится средством решения задач в обучении дошкольника. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся преодолению трудности, ставят задачи и решают их. Игра – это средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Основное значение игры связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.

Игровая деятельность влияет также на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и пониманию.

И велико значение игры в усвоение норм поведения, правил взаимоотношения, но этим не исчерпывается его значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условие, когда он должен сделать самостоятельный выбор.

Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразовании ребенка, его психических процессов, в том числе и воображения.

Важное свойство, которое развивается в игре, но без которого не может состоятся и учебная деятельность указывал В.В.Давыдов – это способность переносить функции одного предмета на другой не обладающей этими функциями. Благодаря этой способности дети используют в игре предметы – заместителей, символические действия. Широкое использование – предметов заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами, знаками, что потребуется в учение. Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации.

Игра также является средством коммуникации.

Игра может выступать средством:

-нравственного воспитания;

-эстетического воспитания;

-эмоционального развития;

-трудового воспитания.

Для понимания сущности игры важно различать её объективное и субъективное значение.

Субъективное значение определяется её мотивом: получение удовольствие от процесса игры.

Объективное значение выражается в её функциях: педагогической, развивающей, психологической.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: