Понятие стандартизации. Понятие и виды стандартов




Понятие государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Органы и объекты государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов

6. Порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов

7. Юридическая ответственность изготовителей (поставщиков) за нарушение требований технических регламентов

 

– Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ

– Федеральный закон «О стандартизации» от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ

– Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ

– Указ Президента РФ «О единой национальной системе аккредитации» от 24.01.2011 г. № 86

– Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ

– Постановление Правительства РФ «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» от 01.12.2009 г. № 982

– Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, одобрена распоряжением Правительства РФ от 24.09.2012 г. № 1762-р

– Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.03.2015 г. № 365

1. Понятие технического регулирования

В конце 1997 г. Госстандартом России была принята Концепция совершенствования сертификации и перехода к механизму подтверждения соответствия. Она послужила началу проведения в стране реформы технического регулирования[1]. На необходимость осуществления реформы технического регулирования оказали влияние также следующие обстоятельства:

1. Громоздкость, противоречивость и непрозрачность нормативных актов, регулирующих вопросы стандартизации

Количество официальных документов, регулирующих вопросы безопасности и качества товаров, работ и услуг (федеральные законы, постановления Правительства, ведомственные акты – ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др.), составляло порядка 60000. Вся эта масса требований зарождалась в 50-80-е годы прошлого столетия. В это время государство было единственным заказчиком, единственным первичным потребителем и единственным изготовителем, и в такой ситуации оно устанавливало требования к качеству товаров, работ и услуг на уровне норм, обязательных для исполнения. С изменением экономических условий изменился круг заказчиков и изготовителей.

2. Избыточный охват

Основным способом подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям являлась обязательная сертификация. По разным оценкам экспертов ВТО, обязательной сертификации в 1998 г. России подлежало от 60 до 70% товарной номенклатуры. Существовало более 50 законов, которыми вводилась обязательная сертификация продукции, и лишь единицы изделий не должны были ей подвергаться. Для сравнения: в Европейском Союзе обязательной сертификации подлежало не более 20% товарной номенклатуры, из этого числа 4 % – с участием органов по сертификации[2].

3. Низкое качество стандартов

С развитием научного прогресса устарели обязательные требования, предъявляемые к продукции, работам и услугам. Они также не соответствовали международным стандартам.

4. Неэффективность системы контроля

Система обязательной сертификации не справлялась с возложенными на нее задачами. По официальным данным Госстандарта, ежегодно имело место порядка 2 % отказов в сертификации, при этом более чем 30 % продукции в последующем забраковывалось уже в торговле. Иными словами, сертификация на уровне производственных ОТК не действовала.

5. Совмещение функций

Все функции в сфере стандартизации осуществлялись одним органом – Госстандартом РФ: 1) стандартизация (в том числе установление обязательных требований), 2) установление правил сертификации, 3) аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий, установление правил такой аккредитации, 4) контроль за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией.

6. Инициирование процесса вхождения России во Всемирную торговую организацию (ВТО), потребовавшее начать работу по гармонизации российского законодательства с международным.

Все эти факторы обусловили необходимость кардинального реформирования сферы установления обязательных требований к продукции, процессам производства и т.д. Первым шагом в этом направлении стало принятие Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184 (далее – Закон о техническом регулировании), который вступил в силу с 1 июля 2003 г. В 2015 г. институт технического регулирования был реформирован; в основу преобразования было положен Федеральный закон «О стандартизации» от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ (далее – Закон о стандартизации).

Наряду с данным законом правовую основу технического регулирования составляют соглашения ВТО, ЕАЭС, Таможенного союза[3].

Категория «техническое регулирование», несмотря на свое отношение к «технике», является правовой категорией, поскольку в силу ст. 2 Закона о техническом регулировании она включает в себя правовое регулирование отношений в области:

– установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – продукция и процессы);

–применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

оценки соответствия (прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту).

Таким образом, техническое регулирование как институт права включает в себя три направления; они хотя взаимосвязаны, но имеют свои цели (за исключением оценки соответствия).

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

1) применения единых правил установления требований к продукции и процессам, выполнению работ или оказанию услуг;

2) соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

3) независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;

4) единой системы и правил аккредитации;

5) единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

6) единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

7) недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

8) недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;

9) недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;

10) недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

11) недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (ст. 3 Закона о техническом регулировании).

Техническое регулирование является комплексным правовым институтом, относящимся одновременно к административному и предпринимательскому праву. Административно-правовым институтом оно является в силу того, что затрагивает сферу управления в области промышленности и энергетики и в этой части понимается как основа государственного управления промышленностью. В то же время данный институт рассчитан на упорядочение отношений в сфере предпринимательской деятельности, поскольку при соблюдении его механизмов хозяйствующие субъекты вправе на законном основании осуществлять обращение товаров, работ, услуг с целью получения прибыли. Техническое регулирование относится к нетарифным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Сфера применения Закона о техническом регулировании ограничена, его нормы не распространяются на:

– социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг, стандарты оценочной деятельности, стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации, минимальные социальные стандарты, стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, профессиональные стандарты; стандарты социальных услуг в сфере социального обслуживания, стандарты медицинской помощи.

– отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда, требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии, требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности космической деятельности, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (п. 3–4 ст. 1 Закона о техническом регулировании).

В юридической литературе высказана точка зрения, что из сферы техническое регулирование выходит также обеспечение безопасности зданий и сооружений[4]. С данной точкой зрения вряд ли можно согласиться, поскольку она расходится с положениями ч. 5 ст. 3 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ, где указано на возможность применения к перечисленным в этой статье строительным отношениям положений иных технических регламентов, а значит и Закона о техническом регулировании. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные материалы и изделия должны отвечать требованиям, установленным законодательством РФ о техническом регулировании[5].

 

Технические регламенты

Технический регламент – документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)[6].

Целями принятия технических регламентов являются:

– защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

– охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

– предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

– обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения (ст. 6).

Обязательныедля применения и исполнения требования к объектам технического регулирования относятся только к минимально необходимым требованиям, обеспечивающим безопасность продукции, под которой понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ст. 2 Закона о техническом регулировании).

Установление в технических регламентах требований, предъявляемых только к безопасности продукции, обусловлено интеграционными процессами, происходящими в мире. Как отмечается в литературе, в восьмидесятых годах прошлого века руководители государств ЕС поняли, что различия в действующих европейских стандартах на товары и услуги являются серьезным техническим барьером на пути евроинтеграции, поэтому страны Евросоюза договорились о гармонизации своих национальных стандартов на основе общеевропейских директив. В течение первых 25 лет существования европейского сообщества гармонизация лежала в основе его деятельности. Со временем выявились недостатки такого подхода.

Практика включения в директивы ЕС подробных технических спецификаций привела к тому, что общеевропейские стандарты стали приниматься с огромным опозданием, поэтому было решено ограничиваться установлением основных требований к безопасности, которым должны отвечать товары, подлежащие свободному обращению в рамках Евросоюза.

Причем в европейских странах стандарты являются добровольными, а не обязательными. Но если компания отказывается от использования общепризнанного добровольного стандарта, она обязана самостоятельно доказать соответствие уровня безопасности своей продукции требованиям соответствующей директивы[7].

В Законе о техническом регулировании перечислены следующие виды безопасности: биологическая, механическая, пожарная, термическая, химическая, электрическая,безопасность излучений, взрывобезопасность, безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте), радиационная безопасность населения, электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования, единство измерений, другие виды безопасности в целях, соответствующих п. 1 ст. 6 Закона о техническом регулировании.

В юридической литературе обращается внимание на то, что в данный перечень не вошла экологическая и информационная безопасность. Однако поскольку перечень видов безопасности носит открытый характер, на данные виды безопасности также должен распространяться Закон о техническом регулировании[8].

Сразу же возникает вопрос о соотношении двух категорий – безопасность продукции и качество продукции. До реформы системы стандартизации качество продукции отождествлялось с ее безопасностью. В настоящий же период, как выше было указано, они обслуживают разные правовые средства технического регулирования, – технические регламенты и стандарты, первые из которых обязательны для применения, вторые же применяются на добровольной основе. Уже только это обстоятельство может свидетельствовать о разной содержательной сущности данных категорий.

В Законе о техническом регулировании содержится только общее определение безопасности продукции (ст. 2); определение качества продукции в законе вообще отсутствует (отсутствует оно и в Законе о стандартизации).

Иные законы также не вносят ясности в понимание категории «безопасность». Так, например, в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 под безопасностью товара (работы, услуги) понимается безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

В ст. 1 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ под безопасностью пищевых продуктов понимается состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений. В этой же статье закона под качеством пищевых продуктов понимается совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования.

В словаре русского языка С.И. Ожегова под безопасностью понимается положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-н.[9]; качество – наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других[10].

В юридической литературе также отмечается, что категория качества – это совокупность существенных свойств товара (работы, услуги), характеризующих его общественную потребительную стоимость, закрепляемых в стандартах, иных нормативно-технических документах, условиях договора, а в случае отсутствия стандартов, иных нормативно-технических документов, условий договора (или их неполноты), устанавливаемых в порядке и способами, предусмотренными законами, другими правовыми актами, обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями[11]. При этом подчеркивается, что регулирование качества осуществляется преимущественно посредством частно-правовых средств, а регулирование безопасности товара (продукции) происходит посредством публично-правовых средств[12].

С учетом данных пониманий категорий «безопасность» и «качество» можно прийти к выводу, что «безопасность» является элементом более широкого понятия «качество». К такому же выводу приходят и другие авторы[13].

Согласно ст. 2 Закона о техническом регулировании термин «продукция» означает результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. В контексте объектов гражданских прав, закрепленных в ст. 128 ГК РФ, продукция относится к вещам (имуществу).

Следует согласиться с мнением Я.Е. Парция, который считает, что из сферы обязательного регулирования совершенно необоснованно исключены работы и услуги. Многочисленные аварии на аттракционах демонстрируют нецелесообразность исключения их из перечня обязательного регулирования[14].

Как выше было сказано, технические регламенты принимаются только в целях: защиты а) жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; б) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; г) обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории страны и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Технический регламент должен содержать:

– перечень и (или) описание объектов технического регулирования,

– требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента,

– правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения,

– требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.

В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции и процессам, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

Технический регламент может содержать специальные требования к продукции и процессам, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей принятия технического регламента.

Например, транспортные и самоходные машины, предназначенные для эксплуатации в районах с холодным климатом, в период отрицательных температур работают в условиях снежной целины, обледенелых укатанных дорог в сложном рельефе, мерзлого грунта или торфа и мерзлого грунта под ними, а также заболоченной поверхности (тундры). Те же машины и механизмы, которые работают в районах с умеренно влажным климатом (например, г. Владивосток), должны выдерживать воздействие соляного тумана, быть водонепроницаемыми, т.е. сохранять свои параметры в пределах значений, установленных техническими заданиями, стандартами или техническими условиями, после пребывания в воде в течение часа. Указанные различия, безусловно, должны отражаться в соответствующих технических регламентах[15].

Технические регламенты могут быть приняты международным договором РФ. До вступления в силу технического регламента, принятого в форме международного договора, он может быть принят Указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (п. 1 ст. 9 Закона о техническом регулировании).

Порядок разработки и принятия технических регламентов является нетипичным для российской нормотворческой практики и заключается в следующем.

Во-первых, разработчиком технического регламента может быть любое лицо: отраслевое министерство, промышленное предприятие, группа компаний, а также бизнес-сообщество в виде ассоциации или союза, что может отрицательно сказаться на конкуренции.

Во-вторых, вся процедура разработки технического регламента должна быть максимально открытой. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) обязано опубликовать уведомление о разработке проекта технического регламента в своем печатном органе – Вестнике технического регулирования и в электронной форме в информационной системе общего пользования (в Интернете). В уведомлении указывается цель разработки регламента, обосновывается необходимость такой разработки, указывается, к каким объектам он применяется, каким образом можно ознакомиться с проектом, данные разработчика. После опубликования уведомления проект технического регламента должен быть доступен для ознакомления всем заинтересованным лицам.

Срок публичного обсуждения проекта технического регламента с момента опубликования уведомления не может быть меньше 2-х месяцев. Обязанность предоставления копии проекта технического регламента возлагается на его разработчика. Соответственно, должно публиковаться и уведомление о завершении публичного обсуждения технического регламента, в котором, в частности, перечисляются полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц.

Проект постановления Правительства РФ о техническом регламенте, разработанный в установленном выше порядке и подготовленный к рассмотрению на заседании Правительства РФ, не позднее чем за 30 дней до дня его рассмотрения направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию. В ее состав включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, СРО, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Проект постановления Правительства о техническом регламенте рассматривается на заседании Правительства РФ с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию. Он должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме (п. 8.1, 9 ст. 9 Закона о техническом регулировании).

Аналогичный принцип принятия технического регламента предусмотрен и при принятии его в форме нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (ст. 9.1 Закона о техническом регулировании).

В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции и процессов необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

Технический регламент, принимаемый постановлением Правительства РФ или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через 6 месяцев со дня его официального опубликования (п. 10 ст. 7 Закона о техническом регулировании).

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере, независимо от страны, места происхождения, объекта регулирования, видов или особенностей сделок, лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами или приобретателями.

 

Понятие стандартизации. Понятие и виды стандартов

Стандартизация – это деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объекта стандартизации.

Объектом стандартизации является продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.

 

Целями стандартизации являются: 1) содействие социально-экономическому развитию РФ; 2) содействие интеграции РФ в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера; 3) улучшение качества жизни населения страны;

4) обеспечение обороны страны и безопасности государства; 5) техническое перевооружение промышленности; 6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства (ст. 3 Закона о стандартизации).

Стандартизация в РФ основывается на следующих принципах: 1) добровольность применения документов по стандартизации; 2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных ст. 6 Закона о стандартизации, а также включенных в определенный Правительством РФ перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории РФ; 3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации; 4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту; 5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов; 6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением; 7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации; 8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории РФ техническим регламентам; 9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу; 10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами РФ в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа.

Документ по стандартизации – документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается Законом о стандартизации.

Исходя из буквы и смысла Закона о стандартизации документы в области стандартизации носят рекомендательный характер и применяются на добровольной основе. Вместе с тем, в Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 г. отмечается, что принцип добровольности применения заинтересованным лицом документов в области стандартизации должен подразумевать одновременно и обязательность соблюдения указанным лицом требований, содержащихся в этих документах, в случае объявления об их использовании, а также в случае определения обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств. Этот подход нашел свое закрепление в п. 3 ст. 26 Закона о стандартизации, согласно которого применение национального стандарта является обязательным для изготовителя или исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

К документам по стандартизации отнесены:

1) документы национальной системы стандартизации: а) национальный стандарт РФ, в том числе б) основополагающий национальный стандарт РФ, в) предварительный национальный стандарт РФ, г) правила стандартизации, д) рекомендации по стандартизации, е) информационно-технические справочники.

Основополагающий национальный стандарт – национальный стандарт, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов. Утверждение их осуществляется при условии публичного обсуждения и обеспечения процедур консенсуса.

Национальный стандарт – документ по стандартизации, который разработан участником(ми) работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

В настоящее время выполнение функций национального органа по стандартизации возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, подведомственное Министерству промышленности и торговли РФ.

Поскольку место государственных стандартов заняли «национальные стандарты», то возникает вопрос о действительности государственных стандартов в настоящее время. Ответ на данный вопрос содержится в п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании: со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции и процессам, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

– защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

– охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

– предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Нормативные правовые акты РФ и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции и процессам, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 Закона о техническом регулировании.

Несмотря на изменение терминологии, в названии стандарта сохранено ранее действовавшее обозначение стандарта федерального уровня – индекс ГОСТ Р. Таким образом, на сегодняшний день индексом ГОСТ Р могут быть обозначены как национальные, так и государственные стандарты. Как и ранее, в обозначении стандарта действует правило об указании года. Если стандарт принят до 1 июля 2003 г., – то это стандарт государственный, если после 1 июля 2003 г. – национальный.

На практике многие государственные стандарты переоформляются в национальные стандарты. Например, приказом Росстандарта от 18 декабря 2008 г. № 583-ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53147-2008 «Изделия трикотажные верхние для мужчин и мальчиков. Общие технические условия» и прекращено применение на территории РФ ГОСТ 28039-89 с аналогичным наименованием.

Подобная практика переоформления стандартов чревата негативными последствиями. Государственные стандарты в соответствии с новыми правилами в определенной части, как выше было сказано, могут сохранить обязательный характер. Принятие же стандарта с обозначением «национальный стандарт» влечет изменение его статуса – он подлежит применению в добровольном порядке[16].

Предварительный национальный стандарт – документ, разработанный участником(ми) работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на огра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: