Учреждение образования. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ




Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

Факультет начального образования

Кафедра педагогики и психологии начального образования

УСР студенки группы 270121 Лукашовой Ульяны

 

«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

 

 

Минск, 2022

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫНАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Форма обучения – это способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме; это способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

Форма организации обучения – это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия (урок, экскурсия, факультативное занятие и др.).

Основная форма обучения – урок.

Дополнительные формы обучения – экскурсии, домашняя работа, дополнительные занятия, факультативы, консультации, кружковая работа.

Классно-урочная система обучения – высшая форма группового обучения. Я.А. Коменский, обобщив опыт передовых школ, обосновал целесообразность создания постоянных групп учащихся – классов. Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы Коменский признал урок.

Урок – динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учащихся с учителем, включающая содержание, методы и средства обучения, и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.

Основная задача урока – объяснение учебного материала учителем, который должен понятно излагать материал, заинтересовывать учащихся, следить за работой всего класса и отдельных учащихся, проводить опрос. При всех достоинствах и недостатках классно-урочной системы следует сказать, что попытки отказаться от нее и заменить другими формами оказались безуспешными. До сих пор в школе урок выступает основной формой организации обучения.

Урок как педагогическое произведение должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, логикой развития общения и совместной деятельности педагога с учащимися.

По определению А.К. Дусавицкого следует применять на уроке в начальной школе такие основные формы:

• фронтальная работа;

• групповая работа;

• парная работа;

• индивидуальная работа.

Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа.

Фронтальная форма обучения (фронтальный – «обращенный к зрителю») – это работа учителя с целым классом, при которой задается одинаковое содержание, единый темп продвижения учащихся к единой цели.При такой организации в классе, который состоит из 26-30 человек, нет возможности высказаться каждому ученику, а учитель не может контролировать уровень усвоения изучаемого материала, своевременно видеть проблемы каждого, корректировать их. Фронтальная работа позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫНАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Урок как основная форма органически дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса:

Домашняя работа учащихся.

Домашняя работа необходима не столько для решения дидактических задач (закрепления знаний, совершенствование умений и навыков), сколько для формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию. Домашняя работа отличается от классной тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям.

Экскурсия.

Под экскурсией понимается форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций:

• с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;

• экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой;

• экскурсии способствуют политехническому обучению, т.к. дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;

• экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.

Дополнительные занятия.

Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. Обычно они организуются для небольшой группы учеников или индивидуально, которые могут носить добровольный или обязательный характер. Нельзя оставлять весь класс на дополнительные занятия. Дополнительные занятия не должны превышать более чем 2 раза в неделю по полчаса. Перед экзаменами дополнительные занятия дают мало эффекта, а эффективно проводить консультацию.

Консультации.

В отличие от дополнительных занятий они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает, конечно, и индивидуальных консультаций. Нередко практикуется выделение специального дня консультаций, хотя часто в этом нет особой необходимости, поскольку педагоги и учащиеся находятся в постоянном общении и имеют возможность оговорить время проведения консультаций по мере необходимости.

Факультативы.

Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет). Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях являются больше обучающими, чем контролирующими. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.

6. Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Она менее строгая и допускает внесение коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строятся на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Введение в общую дидактику / ред. Л.Г. Кашкуревич. - М.: Высш. шк, 1990. - 382 c.

2. Вергелес, Г. И. Дидактика / Г.И. Вергелес, В.С. Конева. - М.: Высшая школа, 2006. - 272 c.

3. Занков, Л. В. Беседы с учителями (Вопросы обучения в начальных классах) / Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 1975. - 190 c



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: