Приемы работы с запоминаемым материалом
Группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).
Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.).
План — совокупность опорных пунктов.
Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информ.информации.
Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, и т. д. Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности.
Методы активного запоминания
· Метод ключевых слов. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить - как вспомнится вся фраза.Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Таким образом, формируется некоторый костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.
Метод повторения И.А.Корсакова. Необходимо повторить информацию в течении 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты).Промежутки времени между повторениями информации нужно удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:
|
1-й день – 2 повторения
2-й день – 1 повторение
3-й день – без повторений
4-й день – 1 повторение
5-й день – без повторений
6-й день – без повторений
7-й день – – 1 повторение
Приемы зрительной памяти
А) Мысленно представьте информацию, которую необходимо вам запомнить в виде предмета. Раскрасьте его в своем воображении необычным цветом или представьте предмет огромного размера, поверните и рассмотрите с разных сторон.
Б) Для запоминания коротких чисел, фраз, формул достаточно создать их зрительный образ. Представьте себе, что число, которое вам необходимо запомнить, написано крупными красными буквами на белой стене или горит неоновыми цифрами (символами) на фоне черного неба. Заставьте эту надпись мигать 15 секунд в вашем воображении. Повторяя число (фразу, формулу) вслух, вы еще больше облегчите его запоминание.
Метод 6 вопросов: «Кто? Что? Когда? Почему? Где? Как?». Метод заключается в том, что при чтении любого текста необходимо задавать 6 вопросов: «Кто главные действующие лица? Что именно происходит? Когда и где происходит действие? Почему и как?» При этом надо время от времени записывать полученные ответы на бумаге.
Метод быстрой оценки информации. Он заключается в том, чтобы:
- бегло ознакомиться с текстом (просмотреть текст для выявления его главной мысли);
- задать вопросы (переформулировать подзаголовки, преобразовав их в вопросы, а затем при чтении текста искать на них ответы)
- сделать пометки в тексте (выявить его структурную композицию, при этом найти основные идеи, которые будут ответами на ваши вопросы);