Типичные ошибки учащихся в ЕГЭ по английскому языку и способы их преодоления
Единый государственный экзамен по английскому языку существует в России уже долгие годы, соответственно за это время накоплен методический опыт, который позволяет предостеречь учащихся от типичных ошибок.
В результате проведенного нами анализа существующей методической литературы, были выделены типичные ошибки, допускаемые учащимися в отдельных разделах ЕГЭ, а также способы преодоления данных ошибок.
Типичные ошибки в ЕГЭ по английскому языку и как их избежать
Раздел "Аудирование"
Типичные ошибки
- Экзаменуемые полагаются на созвучие слов в аудиотексте и вариантах ответа;
- Экзаменуемые полагаются на общепринятые представления о мире;
- Экзаменуемые пытаются понять каждое слово в аудиотексте и, соответственно, теряют основной смысл, а также ограничиваются одним значением многозначных слов;
- Экзаменуемые выбирают вариант ответа на основе услышанного текста или словосочетания в аудиотексте.
Рекомендации
- Быть внимательным к одинаково звучащим словам (они могут быть омофонами и иметь разное значение);
- Мысленно сформировать собственные варианты ответов после прослушивания аудиотекста;
- Быть внимательным к наличию отрицательных форм;
- Искать дополнительное подтверждение выбранному варианту.
Раздел "Чтение"
Типичные ошибки
- Экзаменуемые пытаются понять каждое слово в тексте и дословно перевести словосочетания;
- Экзаменуемые руководствуются формальным сходством форм в ответе и тексте;
- Экзаменуемые опираются на первое встретившиеся подтверждение;
- Экзаменуемые пользуются логикой при выборе ответов;
- Экзаменуемые оставляют задание без ответа.
Рекомендации
- Следует понять смысл текста, не обращая внимания на отдельные незнакомые слова;
- Быть внимательным к сходным формам в тексте и варианте ответа, т.к зачастую варианты ответа содержат ложные подсказки;
- Следует найти несколько подтверждений правильному ответу;
- Использовать легко вычленяемые единицы в ответах (имена собственные, числительные);
- Использовать смысловую и языковую догадку.
Раздел "Грамматика и лексика"
Типичные ошибки
- Экзаменуемые используют неправильную форму глагола;
- Экзаменуемые неправильно выбирают аффикс или используют не ту часть речи при словообразовании;
- Экзаменуемые допускают орфографические ошибки;
- Экзаменуемые неправильно выбирают форму причастия (действительную, страдательную), а так же неправильно используют фразовые глаголы;
- Экзаменуемые неверно используют слова, имеющие сходное значение (do/make).
Рекомендации
- Необходимо вспомнить всевозможные грамматические формы различных частей речи;
- Предварительно вспомнить аффиксы существительных, глаголов, прилагательных, наречий;
- Следует практиковаться в нахождении орфографических ошибок;
- При подготовке к экзамену необходимо запомнить наиболее часто употребляемые фразовые глаголы;
- Необходимо знать разницу в смысловых оттенках слов, имеющих сходное значение, а так же разницу в их употреблении.
Раздел "Письмо"
Типичные ошибки
- Экзаменуемые невнимательно читают задание к написанию письма;
- Экзаменуемые допускают ошибки в организации письма;
- Экзаменуемые не соблюдают норм вежливости, принятых в англоговорящих странах;
- Экзаменуемые невнимательно читают задание к написанию эссе;
- Экзаменуемые допускают ошибки в организации эссе.
Рекомендации
- Необходимо понять, что именно должно быть отображено в письме;
- Стоит вспомнить структуру английского письма;
- Необходимо вспомнить варианты приветствия, благодарности за письмо и завершения письма;
- Необходимо верно выделить проблему, данную в задании, и выделить ключевые слова;
- Перед написанием эссе необходимо вспомнить его основные части.
(см. Костюк, Боголюбова, 2012)
В результате анализа методических пособийразличных авторов были выделенынаиболее распространенные ошибки и пути их решения. Методическая ценность данного пособия позволяет не только сконцентрироваться на наиболее часто допускаемых ошибках при сдаче ЕГЭ, но и предлагает систему упражнений по их предупреждению[Костюк, Боголюбова, 2012, 1].
Наряду с вышеназванной точкой зрения, существует дополнительный подход. Исследователи М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, В.Н. Симкинв своей статье приводят результаты по английскому языку 2015 года, которые представлены в диаграмме 1.1 (см. Приложение 1)[Вербицкая, Махмурян, Симкин, 2015, 5].
Полученные данные показали:наиболее успешно экзаменуемые 2015 года справились с заданиями поаудированию и чтению, а так же с новым – устным разделом экзамена. В тоже время, наиболее сложным остается выполнение заданий разделов «Грамматика и лексика» и «Письмо». Ошибки в разделе «Грамматика и лексика» свидетельствуют о том, что у части выпускников базовые грамматические навыки не были сформированы в начальной школе. Вследствие этого, экзаменуемые делают ошибки в форме неправильных глаголов и в образовании сравнительной степени прилагательных. Более сильные учащиеся сталкиваются с проблемой переноса ответа в бланк ответов (артикль не вписывается в бланк ответов, напр. thebest). Наибольшие затруднения в данном разделе вызывают задания на словообразования[Вербицкая, Махмурян, Симкин, 2015, 9].
В разделе «Письмо» авторы выделяют следующие ошибки:
1) при написании письма: неумение представить полный и точный ответ на запрашиваемую в письме информацию; неумение ставить вопросы в соответствии с предложенной темой; неправильное деление на абзацы; логические ошибки, отсутствие средств логической связи; лексико-грамматические ошибки.
2) в написании эссе существует большее количество ошибок, такие, как:
- подмена одного жанра письменного высказывания другим («Мое мнение» заменяется сочинением «За и против»);
- изложение выученного текста;
- несоответствие аргументации заявленному тезису (мнению);
- отсутствие развернутой аргументации;
- неумение сформулировать проблему в начале высказывания (повтор формулировки задания) и сделать вывод в конце;
- неправильное деление текста на абзацы;
- логические ошибки; лексико-грамматические и орфографические ошибки.
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что большинство перечисленных ошибок имеют метапредметный, а не только предметный характер [Вербицкая и др., 2015, 15-16].