СЕРИЯ
* ШКОЛЬНАЯ ТЕТРАДЬ *
ИСТОРИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ
Для учащихся
ШКОЛ-ГИМНАЗИЙ И ЛИЦЕЕВ
ББК 63.3
учебная литература
Б ------------------------
И8(03)
Редакционная коллегия:
Л.В.Шустрова, кандидат педагогических наук, /главный редактор/.
М. Г.Хломов, кандидат исторических наук, директор гуманитарного колледжа Института молодежи г.Москвы, /научный консультант/.
Художник: В.Козлов
Автор: Т.И.Балакина, кандидат исторических наук.
В учебном пособии излагается обзорно история развития русской культуры с древнейших времен до конца XIX века. В основе предлагаемого издания - курсы, читаемые автором в течение ряда лет в Московском государственном техническом университете /МАТИ/, в Институте молодежи и в московских школах-гимназиях.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................... 3
Культура русского средневековья
/IX - XVII вв./............................................ 6
Глава 1. Культура Древнерусского государства
/IX - нач. XII вв./........................................ 7
Глава 2. Расцвет культуры домонгольской Руси
/XII - 30-е годы XIII вв. /.............................. 22
Глава 3. Русская культура 2-й половины
XII - XV вв................................................ 30
Глава 4. Русская культура на пороге нового
времени /кон. XV -XVI в. /............................ 43
Глава 5. Русская культура XVII в....................................... 52
Культура нового времени
/XVIII - нач. XX вв. /......................................... 69
Глава 6. Преобразование Петра I в области
культуры /1-я четв. XVIII в. /.......................... 69
Глава 7. Борьба за культурное наследие пет
ровской эпохи /2-я четв. XVIII в. /_________ 78
Заключение............................................................................ 83
Рекомендуемая литература......................................................... 84
ISBN 5-86342-001-5 Издательство "Берегиня"
ВВЕДЕНИЕ
Прежде чем начать изучение истории русской культуры, определим предмет, с которым познакомит вас предлагаемое пособие. Слово культура11 принадлежит, наверное, к числу наиболее часто втречаю-щихся. Оно существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах. Споры среди ученых вокруг понятия "культура" ведутся уже не одно столетие, но особенно они активизировались в последние десятилетия. И хотя до сих пор как в отечественной, так и зарубежной науке не выработано единого определения этого феномена, все же наметилось некоторое сближение позиции - многие исследователи подошли к пониманию культуры как сложного многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека. По существу, в понятие "культура" включают все, создаваемое трудом и творческой энергией человека средства труда, технические изобретения и научные открытия; язык, письменность и литература; религиозные или атестические представления, норма морали и политические системы; произведения искусства и способы общения людей и т.п./. Однако культура - это не только система ценностей /или совокупность достижений, но и динамичный процесс раскрытия и развития способностей личности в ее сознательной деятельности в определенном историческом контексте. Именно развитие человека, а также его отношение к самому себе и другим людям, к природе и ко всему окружающему миру можно считать общей мерой уровня кльтуры конкретной исторической эпохи. Важным критерием историко-культурного прогресса являются цели, возможности и способы распространения и использования культурных ценностей среди различных социальных слоев.
Таким образом, культура - зто исторически развивающаяся, многослойная, многоликая, многоголосая система созданных челове-
п Культура - от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
ком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Культурное бытие человека неотделимо от его природного и общественного бытия. Иногда соответственно двум основным сторонам человеческой деятельности вводятся понятия материальной и духовной культуры. Деление зто, однако, весьма условно. Возникшая на самых ранних стадиях развития общества культура неотделима от его истории. Каждая эпоха, каждый народ вносили и вносят свою лепту в фонд мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетание традиции и новаторства, порождая богатство и многообразие этого социального феномена. Культура прошлого органически входит в жизнь современного человека. Таким образом, культура выступает и в качестве внешнего выражения коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый человеком.
История культуры, понимаемая как целостная система, предполагает комплексное изучение различных ее областей /науки, техники и образования, быта и фольклора, общественной мысли и литературы, искусства и др./ и выступает как синтезирующая дисциплина по отношению к многочисленным наукам и отраслям наук, изучающим отдельные стороны историко-культурного процесса /искусствоведение, филология, этнология и др./. Предметом истории русской культуры -одной из составных частей мировой культуры - является изучение общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление и исследование частных, национальных закономерностей развития культуры и особенностей ее функционирования в данных исторических условиях. Но история культуры, в отличие от теоретических наук /философии, социологии/, изучает явления культуры в их конкретности - не только закономерные, но и случайные наряду с высочайшими взлетами творческого гения - повседневную жизнь обычного человека и т.п.
Ограниченный обьем учебного пособия определил его композицию /чередование обобщенных, достаточно беглых характеристик отдельных сфер культуры с небольшими очерками / и содержание /некоторые стороны историко-культурного процесса, имеющие яркую специфику, вынужденно не рассматривались - быт и нравы, декоративно-прикладное искусство и др. /. Каждая глава пособия завершается вопросами и заданиями. Чтобы ответить на некоторые из них, необ-
ходимо не только обдумать прочитанное в предлагаемой книге, но и обратиться к литературе, рекомендуемой для самостоятельной работы, сходить в музей, картинную галерею, посмотреть репродукции в художественных альбомах, перечитать уже знакомые страницы русской классики, что-то прочитать впервые. Таким образом, автор пособия рассчитывает не только помочь читателю сориентироваться в необозримом богатстве тысячелетней отечественной культуры, представив основные этапы, закономерности и особенности ее развития, но и пробудить глубокий интерес к каким-то явлениям культуры, творчеству отдельных ее представителей.
КУЛЬТУРА РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ /IX-XVII вв./
Русское средневековье охватывает длительный период - со времен Киевской Руси /IX в./ до XVII в, когда в условиях господства феодальных производственных отношений началось становление капиталистического рынка. Истоки же средневековой культуры восходят к самобытной культуре восточнославянских племен докиевского периода. Конечно, за столь длительный промежуток времени культура претерпела немало изменений. Если к тому же учесть местные особенности развития различных территорий, населенных восточными славянами, станет понятно многообразие культурных явлений и форм, дошедших до нас от этой эпохи. И все же в них есть нечто общее. К числу наиболее характерных черт средневековой культуры, вообще, и русской, в частности, относится сильное влияние религии на все ее сферы. Причем в условиях длительной борьбы двух укладов, патриархального и феодального, имела место и борьба двух форм религиозного мировоззрения - языческого и христианского /период так называемого двоеверия/, что налагало печать противоречивости и двойственности на всю русскую культуру на протяжении веков. Не менее существенными особенностями средневековой культуры являлись традиционализм и локальность /замкнутость/, которые вполне соответствовали господству консервативных форм хозяйствования основной массы населения Руси и разобщенности людей и земель, существовавшей в условиях натурального хозяйства. Наконец, авторитарность мышления средневекового общества - черта, столь живучая в России и выходящая за хронологические рамки средневековья, в значительной мере может быть связана с длительным господством внеэкономического принуждения /прежде всего в виде крепостного права/ в отношении основной массы населения. Существенными чертами средневекового искусства, в основном, обслуживающего религиозные потребности общества, были преимущественное следование канону и импер-сональность.
Глава 1.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА /IX-нач.ХН вв./
Первые упоминания о славянах в греческих, римских, арабских и византийских источниках относятся к рубежу 1 тыс. н.э. К VI в. произошло выделение восточной ветви славян. В VI-VIII вв. в условиях нараставшей внешней опасности протекал процесс политической консолидации восточнославянских /поляне, древляне, северяне, кривичи, вятичи и др./ и некоторых неславянских племен /весь, меря, мурома, чудь/, завершившийся образованием Древнерусского государства - Киевская Русь /IX в./. Будучи одним из крупнейших государств средневековой Европы оно простиралось с севера на юг от побережья Ледовитого океана до Черного моря, с запада на восток -от Балтики и Карпат до Волги. Таким образом, Русь исторически представляла собой контактную зону между Скандинавией и Византией, Западной Европой и Арабским Востоком. Но взаимодействие культур не сводилось к рабскому подражанию или механическому соединению разнородных элементов. Обладавшая собственным культурным потенциалом, дохристианская Русь творчески усваивала влияния извне, что обеспечило ее органичное вхождение в общеевропейский историко-культурный ландшафт и породило "вселенскость" как характернейшую черту русской культуры. В результате объединения восточнославянских племен постепенно сложилась древнерусская народность, обладавшая известной общностью территории, языка, культуры и явившаяся колыбелью трех братских народов - русского, украинского и белорусского.
Высокий уровень образно-поэтического, иррацио-
% СЛАВЯНСКОЕ нального мировосприятия сложился у восточных
ЯЗЫЧЕСТВО славян в "дописьменный" период, в эпоху язычест-
ва. Славянское язычество являлось составной частью комплекса первобытных воззрений, верований и обрядов первобытного человека на протяжении многих тысячелетий. Термин "язычество" - условный, его используют для обозначения того многообразного круга явлений /анимизм, магия, пандемонизм, тотемизм и др. /, которые входят в понятие ранние формы религии. Спецификой язычества является характер его эволюции, при которой новое не вытесняет старое, а наслаивается на него. Неизвестный русский автор "Слова об идолах" /XII в./ выделил три основные этапа развития славянского язычества. На первом они "клали требы /жертвы/
упырям и берегиням", т.е. поклонялись злым и добрым духам, управлявшим стихиями /водными источниками, лесами и т.п./. Это дуалистический анимизм1 ) глубокой древности, когда люди верили, что божество в образе духа живет в различных предметах и явлениях, а животные, растения и даже скалы имеют бессмертную душу. На втором этапе славяне поклонялись Роду и рожаницам. По мнению Б.А.Рыбакова, Род - древнее земледельческое божество Вселенной, а рожаницы - божества благополучия и плодородия. По представлениям древних. Род, находясь на небе, распоряжался дождем и грозой, с ним связаны источники воды на земле, а также подземный огонь. От Рода зависел урожай, недаром в восточнославянских языках слово у р о д употреблялось в значении урожай. Праздник Рода и рожаниц -это праздник урожая. По представлениям славян. Род давал жизнь всему живому, отсюда целый ряд понятий: народ, природа, родня и др. Отмечая особое значение культа Рода, автор "Слова об идолах" сопоставлял его с культами Осириса2 > и Артемиды3>. С основанием в Киеве единого пантеона языческих богов, а также во времена двоеверия, значение Рода снизилось - он стал покровителем семьи, дома. На третьем этапе славяне молились Перуну, т.е. сложился государственный культ княжеско-дружинного бога войны, который первоначально почитался богом грозы.
Кроме упомянутых, на разных этапах развития язычества у славян существовало множество других божеств. Важнейшими в доперуно-во время были Сварог /бог неба и небесного огня/, его сыновья - Сварожич /бог земного огня/ и Даждьбог /бог солнца и света, податель всех благ/, а также другие солнечные боги, носившие у разных племен и другие имена - Ярило. Хоре. Имена некоторых богов связывают с почитанием солнца в разные времена года /Коляда, Купало, Ярило/. Стрибог считался богом воздушных стихий /ветра, бурь и т.д./. Белее /Волос/ являлся покровителем скота и богом богатства, вероятно, потому, что в те времена скот был основным богатством. В дружинной среде Белее, считался богом музыки и песен,
Анимизм /от лат. anima, animus -душа, дух/ - вера в души и духов".
Осирис /Озирис/ - древнеегипетский бог умирающей и воскресающей природы.
Артемида - древнегреческая богиня охоты, плодородия и др., дочь Зевса.
покровителем искусства, недаром в "Слове о полку Игореве" легендарный певец Боян назван велесовым внуком. Вообще культ Велеса был необычайно распространен во всех славянских землях: судя по летописи, его именем клялась вся Русь. По народным представлениям, спутницей Велеса была богиня Мокошь /Мокоша, Мокша/, как-то связанная с овцеводством, а также являвшаяся богиней плодородия, покровительницей женщин, домашнего очага и хозяйства. Еще долгое время после принятия христианства русские женщины почитали свою языческую покровительницу. Об этом свидетельствует один из вопросников ХУ1 в., в соответствии с которым священник на исповеди должен был спрашивать прихожанок: "Не ходила ли еси к Мокоше?".
Местом отправления культа служили капища, требища, храмы, в которых волхвы - жрецы языческой религии - молились, совершали различные обряды, приносили жертвы богам /первый урожай, первый приплод скота, травы и венки из пахучих цветов, а в каких - то случаях живых людей и даже детей/.
Осознавая значение религии для укрепления княжеской власти и государственности, Владимир Святославич1 ) в 980 г. попытался реформировать язычество, придав ему черты монотеистической2' религии. В единый для всей Руси пантеон были включены наиболее почитаемые разными племенами боги, в том числе, кроме славянских, персидских - Хоре, финно-угорская /?/ -Мокошь. Первенство в иерархии богов было отдано, конечно же, княжеско-дружинному богу войны Перуну, для повышения авторитета которого Владимир даже приказал возобновить человеческие жертвы. Состав киевского пантеона раскрывает цели реформы - укрепление центральной власти, консолидация господствующего класса, объединение племен, утверждение новых отношений социального неравенства. Но попытка создать единую религиозную систему, сохранив старые языческие верования, не увенчалась успехом. Реформированное язычество сохраняло пережитки первобытного равенства, не устраняло возможности традиционного поклонения только своему, родоплеменному божеству, не способствовало формированию новых норм морали и права, соответствовавших изменениям, происходившим в социальнополитической сфере.
п Владимир I Святославич /? - 1015/ - с 969 г. князь новгородский, с 980 г. - великий князь киевский.
Z) Монотеизм /от греч. monos -один, единственный и theos - бог/-единобожие
Языческое мировоззрение нашло свое художествен- ФОЛЬКЛОР ное выражение в народном творчестве еще в дохристианскую эпоху. Позднее, в период двоеверия, языческая традиция, гонимая в сфере официальной идеологии и искусства, нашла прибежище именно в фольклоре, прикладном искусстве и т.п. Несмотря на официальное неприятие дохристианской культуры, именно взаимовлияние языческой и христианской традиций в домонгольский период способствовало "обрусению" византийских художественных норм и таким образом созданию самобытной культуры средневековой Руси.
С незапамятных времен развивалась устная народная поэзия древних славян. Заговоры и заклинания /охотничьи, пастушеские, земледельческие/; пословицы и поговорки, отражавшие древнейший быт; загадки, часто хранящие следы древних магических представлений; обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарем; свадебные песни и похоронные плачи, песни на пирах и тризах. С языческим прошлым связано и происхождение сказок.
Особое место в устном народном творчестве занимали "старины" - былинный эпос. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром Славутичем, с князем Владимиром Красно Солнышко,богатырями начали складываться в X-XI вв. В них по-своему выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы народа, сохранились черты древнего быта, событий повседневной жизни. Устное народное творчество явилось неисчерпаемым источником образов и сюжетов, веками питающим русскую словесность.
Дохристианская Русь в области материальной куль- ПРИНЯТИЕ туры, в сфере религиозных /языческих/ представ- ХРИСТИАНСТВА лений. в многоликой стихии народного творчества достигла, безусловно, высокой ступени развития и оказалась в основном готовой к восприятию новых идей /в виде сложнейшей концепции христианского вероучения/ и образно-художественного мышления, присущего византийской культуре. Поэтому вполне закономерным выглядит второй шаг Владимира Святославича в области религиозных преобразований. Согласно летописи, в 988 г. киевский князь, увидев "заблуждение язычества", оказался перед трудным выбором, какую из имевшихся в других странах монотеистических религий выбрать. Владимир принял и выслушал проповедников мусульманства из Волжской Болгарии, иудаизма из Хазарского кага-
ната. католицизма "из немцев" и православия из Византии, а затем отправил в эти страны своих послов, чтобы те на месте убедились в преимуществах того или иного вероисповедания. Интересно, что решающим доказательством истинности веры русские послы сочли красоту. "Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и Богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы не можем забыть красоты той", - рассказывали посланцы Владимиру о своем посещении Софийскего собора Константинополя. Так якобы была решена историческая судьба Руси: она приняла крещение из Византии, и это определило ее вхождение в систему связей и взаимодействий, сложившихся на православном Востоке.
Легендарный рассказ летописи, конечно, нуждается в комментариях. Совершенно очевидно, что христианизация Руси не могла быть единовременным событием. Этот сложный процесс продолжался веками, причем начался он значительно раньше реформы Владимира. Достаточно широко в литературе бытует мнение / в значительной мере основанное на рассказе Никоновской летописи/, что впервые в качестве государственной религии христианство было принято в Киеве еще в 860-е годы и что первыми русскими князьями-христианами были Дир и Аскольд. Вторжение варягов-язычников во главе с Олегом временно привело к победе язычества, тогда как христианство было оттеснено на задний план, но не исчезло с русской земли, яркое тому свидетельство, например, крещение княгини Ольги.Кроме того, по меньшей мере столетием ранее второго, Владимирова, крещения Русь имела связи с христианской Болгарией времен Симеона /864?-928г./ и, возможно, с Великоморавской державой, где болгарские просветители и миссионеры Кирилл и Мефодий в 869 /870?/г. организовали славянскую церковь. Есть основания предполагать, что более ранним и при этом довольно значительным могло быть болгарское, а не прямое византийское влияние. Накануне второго крещения Русь уже получила значительную долю того, чем владела Симеоновская Болгария - тексты Священного писания на церковнославянском языке, богословские сочинения солунских братьев и пр. /об этом есть упоминание и в русской летописи/. Прямое же восприятие византийской христианской культуры вследствие реформы Владимира было уже вторичным. Кроме того, надо иметь в виду, что и после 988 г. утверждение христианства, особенно в отдаленных землях Киевской Руси происходило в
течение долгого времени и совсем не просто - иногда силой, а зачастую. приспосабливаясь к языческому мировоззрению.
С введением новой религии Русь окончательно определила свое вхождение в общеевропейский историко-культурный ландшафт. Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу и насилию наиболее полно отвечало феодальному строю и способствовало укреплению монархической государственности. Религия, имеющая космополитический характер, а значит пригодная для любой этнической группы, входившей в государство, оказала цементирующее воздействие на процесс формирования древнерусской народности.
Письменность у восточных славян возникла из пот- ПИСЬМЕННОСТЬ ребностей социального развития в эпоху формиро- И ПРОСВЕЩЕНИЕ вания феодальных отношений и становления государственности.
О наличии письменности у восточных славян дохристианской поры сообщают арабские и немецкие источники X в. В них, например, упоминается о надписи на памятнике воину-русу, о пророчестве на камне в славянском языческом храме, о "русских письменах", полученных одним из кавказских царей. Археологические данные свидетельствуют об использовании письменности и для бытовых целей: в Гнездовских курганах у села Гнездово к югу от Смоленска найден глиняный сосуд с надписью, датированной по крайней мере серединой X в.
Черноризец Храбр в сказании "О письменах" /рубеж IX-X вв./ отмечал, что пока славяне были язычниками, они использовали "черты" и "резы" /несохранившееся пиктографическое, т.е. рисунчатое письмо/, при помощи которых "чтаху и гадаху" /читали и гадали/. Так как область применения такого письма весьма ограничена /календарные знаки, знаки собственности и т.п./, для записи сложных текстов славяне использовали так называемую "протокириллицу" /запись славянских слов с помощью греческого алфавита/.
Полагают, что при создании славянской азбуки братья-миссионеры Кирилл и Мефодий могли использовать древнерусские письмена. Первоначально во 2-й половине IX в. ими был создан глаголический алфавит, а на рубеже IX-X вв. появилась кириллица, возникшая в результате упрощения глаголицы. Кириллица получила на Руси наибольшее распространение. Принятие православия, допускающего бо-
гослужение на национальных языках, способствовало распространению письменности. Грамотность была широко распространена не только среди феодалов и служителей культа, но среди простых горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде, Пскове, Смоленске, а также надписи-граффити1> на стенах, сохранившиеся в храмах Киева, Новгорода и других городов. При Владимире Святославиче и Ярославе Мудром началось "учение книжное" детей "нарочитой чади", "старост и поповых детей",были созданы первые школы для девочек.
Острая публицистичность древнерусской литературы ОБЩЕСТВЕННО- позволяет рассматривать многие литературные про- ПОЛИТИЧЕСКАЯ изведения одновременно как памятники обществен- МЫСЛЪ И ЛИТЕ- но-политической мысли. Ведущим жанром формирую- РАТУРА щейся русской литературы было летописание. Наиболее значительным памятником в этом жанре является "Повесть временных лет", составленная около 1113 г. монахом Киево - Печерского монастыря Нестором. Главная задача сочинения сформулирована автором в первых строках летописи: "Се повести временных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть". В основу "Повести" легли летописные своды XI. не дошедшие до нас, документы княжеских архивов, русско-византийские договоры X в., фрагменты византийских хроник и пр.Летопись наряду с погодными записями сведений о важнейших политических событиях содержит много поэтических легенд и преданий: о призвании варягов, о походах Олега на Царьград и против хазар, о мести древлянам княгини Ольги за смерть Игоря и др. Происхождение Древнерусского государства и княжеской династии дано на фоне всемирной истории. Безусловно, крещение Руси и восприятие литературного византийско-славянского наследия явились важнейшими предпосылками появления у наших предков интереса к истории, а значит и формирования литературно-исторического жанра - летописи, которая явилась самобытной формой литературного произведения, возникшей на русской земле, в специфических условиях и не имеющей прямых аналогов в византийской и болгарской культуре.
п Граффити /от ит.graffiti -нацарапанный/ - древние надписи гл. обр. бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.
Древнейшее из известных нам произведений русской литературы - "Слово о законе и благодати", написанное будущим митрополитом Иларионом между 1037 и 1050 гг. Сочинение Илариона - это рассказ о том, как слово Божие распространялось среди людей сначала через иудейский "закон" /десять заповедей, полученных Моисеем/, затем через евангельскую, христианскую Благодать и Истину" /данные Иисусом Христом/ и, наконец, достигнув Русской земли, рассеяло "тьму идольскую", за что автор возносит похвалу Владимиру Святославичу и молитву к Богу от имени новообращенных христиан-русичей. Богословское сочинение, созданное древнерусским автором, отличалось от старого канона 1' Иоанна Дамаскина2' практичностью и историзмом. Используя форму церковной проповеди. Иларион вышел за рамки традиционной теологии и создал политический трактат, поднимавший важнейшие политические проблемы, связанные с отношениями Киевской Руси с Хазарским каганатом и Византией, с принятием христианства и с расцветом государственности в правление Ярослава Мудрого. Необходимо отметить еще одну особенность, присущую русской богословской мысли - символизм / использование метода символического истолкования неясных мест в священных текстах/.
Издавна любимым чтением наших предков была агиографическая литература - жития святых. Житие рассказывало о жизни людей, достигших святости, представляло образцы праведной жизни, убеждая. что прийти к такому христианскому идеалу может человек, поверяя дела свои евангельскими заповедями.
Князья Борис и Глеб, младшие сыновья великого князя Владимира Святославича, были первыми русскими святыми, которые удостоились всенародного почитания и были канонизированы Русской православной церковью после их трагической гибели в 1015 г. До нас дошли три житийных памятника, посвященных Борису и Глебу: 1/ Летописная повесть под 1015 г.; 2/ "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба " Нестора Летописца /кон. XI в./; 3/ "Сказание, страсть и похвала св. мучеников Бориса и Глеба" неизвестного автора той же эпохи. Обращает на себя внимание парадоксальность канонизации князей, павших в междоусобной борьбе
Канон /от греч. kanon -норма, правило/ -свод положений, имеющих догматический характер.
Иоанн Домаскин /ок. 675-753/ - византийский богослов, первый систематизатор христианского вероучения.
за власть, а не за веру, и возникает вопрос, в чем же новая церковь и новообращённый русский народ видели святость и смысл их христианского подвига? Безусловно, в житиях князей присутствует морально-политическая идея - утверждение права родового старшинства и дается практический образец для подражания. Однако при более внимательном знакомстве с произведениями на первый план с особой силой выступает идея добровольного, страдания, жертвы в виде непротивления, отличная от героического мученичества, столь характерного для древних византийских святых. "Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещеного русского народа" /Г.Федотов/. Образ страдающего и кроткого Спасителя, как самая большая святыня принятый Русью, и отражение евангельского света виделись русскому человеку сквозь лики русских страстотерпцев.
Одним из древнейших подлинных русских житийных произведений было "Житие преподобного Феодосия Печерского", написанное Нестором /кон. XI в./. Феодосии /ум. в 1074 г./ - второй святой, канонизированный Русской церковью, но первый монах, представляющий русский тип аскетической святости. Житие Феодосия - одно из лучших произведений летописца.
Один из списков "Повести временных лет" под 1096 г. содержит "Поучение" Владимира Мономаха /1053-1125/. В отличие от традиционного жанра поучений, носивших религиозно-дидактический характер, это сочинение содержит черты историко-политического трактата, со страниц которого предстает образ идеального государственного деятеля - борца за единство Руси, мудрого политика и смелого полководца, к тому же талантливого писателя. В "Поучении" содержится автобиография Мономаха - древнейшая в русской литературе.
Ко времени княжения Мономаха относится сочинение игумена Даниила в жанре " хожений ". Даниил совершил поломничество в Палестину, прожил там 16 месяцев и с большой точностью и выразительностью описал свое путешествие.
Литература Киевской Руси богата литературными памятниками. написанными в разных жанрах. К сожалению, наше представление о ней - неполное, ведь из всей ее сокровищницы уцелела, избежала расхищения и других бед лишь небольшая часть. Однако и она позволяет судить о появлении еще в древнерусской литературе таких традиционных черт русской словесности нового времени, как высокая гражданственность и истинный патриотизм, целомудренная чистота
образов и благородство идеалов. Древнерусской литературе в целом присуще жизнеутверждающее начало: даже в самых трагических произведениях мы не найдем отчаяния и уныния. Наконец, издревле русские писатели с глубоким уважением относились к другим народам, их обычаям и религиям. Древнерусская литература не знала вымышленных сюжетов и героев, в ней всегда описывались исторические события и реальные лица. Даже если автор вводил в сюжет фантастические детали, то это не было художественным вымыслом, ведь и сам автор и его читатели верили написанному. Персонажи этих произведений -либо герои, совершающие нравственные или военные подвиги, либо безусловные злодеи.
Древнерусская литература не знала рифмованной поэзии, но она пронизана образными поэтичными сравнениями и гиперболами, содержит множество примеров ритмической речи. Самобытность и высокий профессионализм древнерусской литературы питали два неиссякаемых источника: устное народное творчество и переводная литература различных жанров и стилей, та, что тысячелетиями создавалась творческим гением народов Греции и Египта, Иудеи и Сирии. Древнерусские писатели приобщились к лучшим образцам мировой литературы, т.е. черпали из тех же источников, что и средневековые писатели Западной Европы.
Для искусства домонгольской Руси характерна та- АРХИТЕКТУРА кая черта, как монументализм форм. Особое место в древнерусском искусстве занимала архитектура. К сожалению, до нас дошли далеко не все архитектурные сооружения того времени, а многие сохранились в искаженном виде. Но и они достаточно ярко свидетельствуют о том,что первые каменные строения на Руси не были результатом механического копирования византийских образцов.
С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на продольные части - нефы /три, пять или более, в зависимости от размеров храма/, четыре центральных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживавшими через паруса 1 ) световой барабан, завершавшийся полусфери-
1' Парус - сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата подкупольного пространства к окружности светового барабана.
ческим куполом. К подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру, отсюда название системы - крестово-купольная. Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий - апсид. Поперечное пространство в западной части называлось нартексом. Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками 1'. Полукруглое завершение верхней части прясла, отвечающее конструкции перекрытия, т. е. торцу цилиндрического свода, называлось закомарой.
В развитии техники каменного строительства главную роль играла византийская школа, унаследовавшая традиции древнего Рима. Например, широко использовалась имевшая как конструктивное, так и эстетическое