БОРЬБА ЗА КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ




/2-я четв. XVIII в./

-I Эпоха дворцовых переворотов, начавшаяся после смерти Петра >&, не была простым безвременьем. Гвардейская "игра с троном" во второй четверти XVIII в. означала, что дворянство через свою вер--хушку приспосабливало абсолютистское государство к своим потреб­ностям. Так продолжалось утверждение абсолютизма в России. Хотя особенности личностей правителей, теснивших друг друга на рос­сийском престоле, не могли не оказывать влияние на ход истори­ко-культурного процесса /правление Анны Иоанновны, бироновщина и т.п./, в целом его направление оставалось прежним. Вызванные жес­токой необходимостью реформы десять-пятнадцать лет спустя приоб­рели необратимый характер, и эта необратимость оказалась сильнее капризов ближайших преемников Петра.

В системе просвещения в этот период окончательно возобладала сословная школа. Центральное место в ее развитии заняли дворянс­кие учебные заведения, начало которым было положено основанием Сухопутного шляхетского корпуса в Петербурге /1732/. Развивавшая­ся сеть духовных учебных заведений тоже постепенно теряла всесос­ловный характер. Если в первой четверти века учреждались только профессиональные учебные заведения, то по мере удовлетворения потребностей в специалистах, возникла необходимость в создании общеобразовательной школы, способной стать фундаментом для даль­нейшего развития науки и культуры. Первым шагом в решении этой проблемы было открытие в составе Петербургской академии наук ака­демической гимназии.

Центром научной мысли с 1725 г. являлась Академия наук, пер­выми членами которой были иностранные "самолутчие ученые люди".




 


Среди них имелось немало поистине крупных ученых /математики Л.Эйлер и Д.Вернули, историк Г.Миллер и др./, благодаря которым воспитывались поколения русских ученых, а Петербургская академия вошла в систему общеевропейской науки. Направления естественнона­учных исследований определялись главным образом потребностями промышленного развития. Наиболее остро уже со второй половины XVII в. стояла проблема поиска топлива, благородных металлов и других полезных ископаемых. Это определило интерес к горному де­лу, минералогии, химии, физике, геологии, географии, развитие ко­торых не могло обойтись без математики. Одним из важнейших на правлений научных исследований было изучение природных условий и путей сообщения на громадной территории Российской империи. Для решения этих задач снаряжались комплексные экспедиции, велись ла­бораторные исследо вания, издавались научные статьи и монографии, печатались географичес кие карты и т.п. Крупнейшее научное значе­ние имели первая /1725-30/ и вторая /1733-43/ Камчатские экспеди­ции под командованием В.Беринга и А.И.Чирикова. Во второй экспе­диции осуществлен сбор ценнейших сведений в области географии /С.Г.Малыгин, Д.Н. и Х.П.Лаптевы/, ботаники /И.Г.Гмелин/, зооло­гии /Г. В.Стеллер/, этнографии /С.П.Крашенинников/, истории /Г. Ф. Миллер/. В 40-е годы началась научная деятельность М.В. Ло­моносова /1711-65/, ставшего в 1745 г. первым русским профессо­ром, членом Академии наук. В эти десятилетия наука развивалась и вне Акаде мии. Блестящий пример тому - деятельность историка, ге­ографа, организатора промышленности В.Н.Татищева /1686-1750/, создавшего первый обобщающий труд по отечественной истории /"История Российская" в 5 томах и предпринявшего первую попытку составления русского энциклопедического словаря /"Лексикон российской, исторической, географической, политической и граж­данской", доведен до буквы "к"/.

Классицизм, являвшийся в XVII-XVIH в.в. общеевропейским ли­тературным направлением, утвердился и в русской литературе второй четверти XVIII в. Особенностью русского классицизма явилось пред­почтение национальной тематике, связь с традициями русского фоль­клора. Наиболее распространенными формами русской классической литературы были сатиры, оды, лирические песни.

"Словесность наша явилась вдруг в XVIII столетии ", писал А.С.Пушкин, конечно, отлично понимая, что ее истоки''корнями ухо­дят в глубокую древность. Поэт, очевидно, хотел подчеркнуть новый


характер литературы XVIII в., выросшей на почве понимания внесос-ловной ценности человека, литературы, основанной на принципе ав­торства и определяемой личностью писателя. Фундамент новой сло­весности был заложен тремя поэтами в течение одного десятилетия. В 1729 г. А.Д.Кантемир /1708-44/ написал первую сатиру, заложив основу сатирического направления, которому в течение двух веков суждено было определять облик русской литературы. В 1735 г. поэт В. К. Тредиаковский /1703-68/ осуществил реформу стихосложения, ут­вердив вместо силлабической силлабо-тоническую систему1} /статья "Новый и краткий способ к сложению российских стихов"/. В 1739 г. М.В.Ломоносов написал оду "На взятие Хотина", опираясь на реформу Тредиаковского и совершенствуя ее. Кроме того, он произвел рефор­му литературного языка, узаконив использование живой разговорной речи /"Письмо о правилах российского стихотворства", 1739; "Рито­рика", 1745/.

Вторая четверть XVIII в. в развитии архитектуры по достиже­ниям гораздо скромнее, чем последующий период. Петровские пенсио­неры2 > • вернувшиеся из-за границы, были заняты теоретическими исканиями, воздействие которых скажется лишь в 60-90-е годы - в эпоху классицизма /трактат-кодекс "Должность архитектурной экспе­диции" П.М.Еропкина, И.К.Коробова, М.Г.Земцова, 1741/. Практи­ческая же их деятельность в качестве городских архитекторов про­должала линию предшествующего периода.

В искусстве живописи в 30-е годы XVIII в. ведущее место за­нимал А.Матвеев /1701/2-1739/. Монументальные произведения худож­ника /росписи церквей и дворцов/, к сожалению, не сохрани - лись. До нас дошла только станковая живопись мастера; парные портреты И. А. и А.П.Голицыных /1728, Москва, части.собр./, "Автопортрете женой" /1729, ГРМ/, демонстрирующие прекрасное владение приемами западноевропейской техники, остроту индивидуальной характеристи­ки. поэтичность образов.

Труднее всего происходило становление светской скульптуры.

Разновидность тонического стихосложения, основанная на упоря­доченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. Ос­новные метры-ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Пенсионерами называли способных молодых людей, направляемых за границу за государственный счет для обучения наукам, ремеслу, искусству.




 


По существу, в течение семи веков после принятия христианства этот вид искусства на Руси почти не развивался /за исключением народной деревянной скульптуры Перми, Вологды и др./. Большую роль в становлении русской скульптуры сыграло знакомство с произ­ведениями античных и западноевропейских мастеров. Уже первым ша­гам в русской скульптуре присущи жанровое многообразие /портрет, монументальная статуя, барельеф, медальерное искусство/. Требова­ниям нового времени соответствовали материалы и техника, исполь­зовавшиеся скульпторами - бронзовое и восковое литье, лепнина из алебастра и терракоты, резьба по дереву, реже мрамор и белый камень. Основоположником русской скульптуры нового времени явился Б.К.Расстрелли-отец /1875-1744/. Флорентиец, рабо­тавший в Риме и Париже, он усвоил традиции итальянского барокко и испытал влияние французского классицизма1' В 1716 г. скульптор приехал в Россию, где его творчество достигло расцвета. Произве­дениям мастера свойственна барочная парадность, пышность/ бюст А.Д.Меньшикова 1716-17г., ГЭ2) и вместе с тем, глубокое понима­ние индивидуальности модели, подлинная историчность /восковой раскрашенный бюст Петра I, 1723, ГЭ: повторение в чугуне - 1810; ГРМ/. Расцвет русской монументальной скульптуры начался со статуи Расстрелли "Императрица Анна Иоанновна с арапчонком" /1741, ГРМ/, ставшей своеобразным символом эпохи. Эта динамичная композиция воплотила важнейшие принципы стиля,барокко /подчеркнутая прост-ранственность, равновесие пластических масс, светотеневые конт'*1 расты, множественность фактур/. Поистине "взлетом гения" стал конный монумент Петру I /1741-44/, в котором скульптор отошел от барочных форм. Ясный пластический язык, продолжающий традиции классицизма, позволил создать исполинский образ полководца, неп­реклонного преобразователя и триумфатора. Монумент был отлит в бронзе, уже после смерти автора в 1748 г., а воздвигнут перед Ми­хайловским /Инженерным/ замком лишь в 1800 г.

1) Классицизм / от лат. classlcus - образцовый/ - стиль и направ­
ление в литературе и искусстве XVIl-нач. XIX вв. обратившиеся
к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Класси­
цизм сложился в XVII в. во Франции, отразил подъем абсолютиз­
ма, в XVIII в. был связан с Просвещением, выразил гражданские
идеалы.

2) ГЭ- Государственный эрмитаж.


Несмотря на обострение борьбы за власть придворных группиро­вок, политика которых зачастую строилась на оппозиции петровским преобразованиям, особенно до 1741 г., послепетровский период был временем упрочения' новых явлений в культуре, когда Россия осваи­вала и перерабатывала опыт Западной Европы во всех сферах челове­ческой деятельности. Это было еще время обещаний, период учени­чества. подготовивший расцвет русской культуры в середине - вто­рой половине XVIII в.

ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ

1. Почему в середине XVIII в. в России усилилась потребность в создании общеобразовательной школы? Чем общеобразовательная •школа отличается от профессиональной?

2. Первые университеты появились в Западной Европе в ■ XII-XIII вв., а в России - лишь в XVIII в., почему? Чем Московси-ий университет отличался от европейских университетов тех лет?

3. Какие направления естественнонаучных исследований разви­вались в Российской академии наук особенно успешно? Почему? Назо­вите важнейшие научные достижения в различных областях и имена ученых, составивших славу не только российской, но и мировой нау­ки.

4. Чем определился новый характер литературы в 30-40-е годы XVIII в.? Какова роль А.Д.Кантемира, В.К.Тредиаковского и М.В.Ло­моносова в становлении русской словесности?

5. Какими жанрами была представлена русская литература к се­редине XVIII в.? Каковы особенности русского литературного клас­сицизма? Основоположником какого литературного жанра явился М.В.Ломоносов? Как этот жанр впоследствии трансформировался в творчестве Г.Р.Державина, В.В.Капниста, А.Н.Радищева? Приведите конкретные примеры.

6. Как Вы думаете, почему в архитектуре и живописи во второй четверти XVIII в. не произошло сколько-нибудь заметных изменений, по сравнению с петровским временем?

7. Известно, что скульптура на Руси в эпоху средневековья не получила развития /за исключением народной деревянной скульптуры Перми и др./. Почему же при отсутствии устойчивой национальной традиции искусство скульптуры, привнесенное иностранными мастера­ми, не только быстро привилось на русской почве, но и приобрело черты самобытности?




 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Восприняв от Византии христианство, Киевская Русь, уже обла­давшая высоким культурным потенциалом, приобщилась к европейской средневековой цивилизации и пережила бурный культурный расцвет. Это не было результатом простого заимствования: творчески перера­ботав разнообразные влияния /византийское, южнославянское, час­тично романское и восточное/, Древняя Русь создала органичную систему культурных ценностей, которая на века определила пути развития самобытной культуры различных восточнославянс­ких земель - великорусского, украинского и белорусского народов.

Невосполним урон, нанесенный отечественной культуре во время монголо-татарского разорения: никогда не увидеть нам погибших в пожарищах XIII-XV вв. творений русских писателей, зодчих, худож­ников столь же невозможно компенсировать замедление темпов исто­рико-культурного 'развития Руси в то время, когда Европа пережива­ла Ренессанс, и это, пожалуй, самое трагичное последствие инозем­ного ига. Но, будучи в значительной мере изолирована от Западной Европы, Русь и в тяжелую пору ордынского господства не порывала культурных связей с Византией, с христианскими странами Балканс­кого полуострова - Болгарией, Сербией и др. Несмотря на известные потери, возрождавшаяся русская культура сохранила лучшие нацио­нальные традиции и европейский характер. Об этом свидетельствует восстановление международных связей в конце XV-XVII вв.. органич­ное вхождение в общеевропейский культурный процес в XVIII в., и наконец, мировое признание культуры Х1Х-начала XX вв.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Акулинин В.Н. Философия всеединства. От Соловьева к Фло­ренскому. Новосиб., 1990.

Баландин Р.К., В.И.Вернадский. М., 1987.

Библиотека мировой литературы для детей. Т. 2. Былины. Русс­кие народные сказки. Древнерусские повести. М., 1989.

Бычков В.В. Русская средневековая зстетика. XI-XVII вв. М., 1992. Взаимодействие культур Востока и Запада. М., 1990.

Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1963.

Византия и Русь. М., 1969.

Волков Г.Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окруже­ние. М., 1989.

Естественнонаучные знания в Древней Руси. М., 1980.

Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.

Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры нач.XX в. М., 1985.

ДумоваН.Г. Московские меценаты. М., 1991.

Жизнеописания достопамятных людей земли русской. М., 1992.

Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991.

Забелин И.В. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столе­тиях. Кн. 1. Государев двор, или дворец. М., 1990.

Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVX и XVII столе­тиях. Новосиб., 1992.

Записки княгини Е'. Р.Дашковой. М., 1990.

Записки о России французского путешественника маркиза де Кюстина. М., 1990.

ЗезинаМ. Р., Кошман Л. В., Шульгине. С. История русской культуры. М., 1990.

Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989., ■

Исторические песни. Баллады. М., 1991.

История отечества в романах, повестях, документах.; Много­томная библиотека изд-ва "Молодая гвардия".

История русского искусства. В 13 тт. М., 1953-1969.

История русской литературы. Краткий очерк. М., 1983.



Как была крещена Русь. М., 1988.

Карамзин Н„М. История государства Российского. Любое изда­ние.

Карамзин Н.М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из "Истории государства Российского" М., 1988.

Ключевский В.0. Курс русской истории. Любое издание.

Ключевский В.0. Исторические портреты. М., 1990.

Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорус­ского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее глав­нейших деятелей. М. 1991.

Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII-нач.ХК вв. М., 1983.

Культура и искусство России XVIII в. Л., 1981.

Культура и искусство России XIX в. 1985.

Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.

Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII в. М., 1983.

Литература Древней Руси: Хрестоматия под.ред. Д.С.Лихачева. М., 1990.

Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1960.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. М., 1974.

Муравьев А.В., Сахаров A.M. Очерки по истории русской культуры. IX-XVII вв. М.. 1984.

Мыслители русского зарубежья. Бердяев. Федотов. СПб.,1992.

О великом инквизиторе. Достоевский и последующие. М., 1992.

Очерки русской культуры XIII-XV вв. М., 1969-1970. Ч.1-2.

Очерки русской культуры XVI в. М., 1977. Ч.1-2.

Очерки русской культуры XVII в. М., 1979. Ч.1-2.

Очерки русской культуры XVIII в. М., 1985-1990. Ч.1-4.

Панченко A.M. Русская культура в канун петровских преобра­зований. Л., 1984.

Познанский В. В. Очерки русской культуры первой половины XIX в. М.. 1970.

Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок. Исторические очерки. М., 1989.

Русское православие. Вехи истории. М., 1989.


Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1966. Слово о полку Игореве. Любое издание.

Соловьев СМ. История России с древнейших времен. Любое издание.

Соловьев СМ. Чтения и рассказы по истории России. М., 1990. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х гг. М., 1988.

Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.,1990.


__________._________ Для за меток

В 1994 году в серии "ШКОЛЬНАЯ ТЕТРАДЬ" " " "

выйдут следующие учебные пособия, предназначенные для уча­щихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля:

" ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ" / часть II/.

" МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА" / часть I /.

" ЭТИКА"

" ЭСТЕТИКА"

Об этих изданиях и их авторах вы можете узнать, написав по адресу: 111442, Москва, ул. Юности, д. 5/1, III уч. корпус, каб. 520. Тел. для справок 374-75-79, 924-82-21. Гуманитарный колледж Института молодежи

Ежегодно гуманитарный колледж Института молодежи объявляет при­ем учащихся 10-х классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев г. Москвы и Московской области. Срок обучения- 2 года. За время обучения учащиеся получают необходимые знания по исто­рии мировых религии, истории Отечества, философии, этике, рито­рике, логике, социальной информатике, иностранным языкам/ анг­лийскому, немецкому, французскому, испанскому, датскому, норвежскому, шведскому/. После окончания обучения учащиеся по­лучают возможность выбрать специальность, по которым ведется подготовка специалистов в Институте молодежи,/" Психология", "Социология",- " Менеджмент","' Социальная работа", " Культуроло­гия"/ Качественное преподавание в колледже обеспечивается про­фессорско-преподавательским составом Института молодежи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: