РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII В.




Целый комплекс противоречивых факторов определял условия развития русской культуры XVII в.: иностранная интервенция, крестьянские войны и городские восстания; образование всероссийс­кого рынка, разрушавшего патриархальную изолированность областей; формирование абсолютизма, завершившего централизацию государства; юридическое закрепощение крестьян и посадского люда /1649/, осу­ществленное в интересах главной опоры абсолютизма - дворянства; консолидация сословий и возрастание государственной регламентации общественной жизни; никонианская реформа церкви и вызванное ею широкое движение протеста /Раскол/, наконец, значительное расши­рение связей со странами Западной Европы, - все это меняло образ жизни, традиционное общественное мировоззерение и вызывало весьма существенные перемены в историко-культурном процессе.




 


В XVII в. завершилась история древнерусской культуры, прони­занной церковным мировоззрением, зарождались элементы культуры нового времени, для которой характерен процесс всестороннего "об­мирщения". В науке это проявилось в росте интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни; в литературе - в формировании демократического, светского направления; в архитек­туре - в сближении облика культовых и гражданских построек; в жи­вописи - в постепенном разрушении иконографических канонов и по­явлении реалистических тенденций.

Усложнение городской жизни с ее ремеслом 'и тор- ШКОЛА И говлей, рост государственного аппарата, развитие ПРОСВЕЩЕНИЕ связей с зарубежными странами предъявляли новые

требования к образованию. Уровень грамотности в XVII в. значительно вырос и в различных слоях составил: среди по­мещиков - 65%; купечества -96%, посадских людей - около 40%; крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков - 1%.

По-прежнему грамоте чаще всего обучали в семье, поэтому осо­бенно популярными были пособия по домашнему воспитанию и обуче­нию. Одним из основных методов педагогики, как и в XVI в,, приз­навалось телесное наказание /"розга", "сокрушение ребер", "жезл"/. Весьма показательно сочинение по педагогике "Гражданство обычаев детских", представляшее собой свод правил поведения детей и определявшее все внешние проявления их жизни: поведение в шко­ле, за столом и при встрече с людьми; прическу, одежду и даже вы­ражение лица. Касался автор нравственного эстетического воспита­ния. Основными учебными пособиями оставались книги религиозного содержания, но вышло в свет и несколько светских изданий: буква- рл, которые по содержанию были шире своего названия и включали статьи по вероучению, краткие словари, статьи педагогического со­держания /буквари Василия Бурцева, 1633; Сямеона Полоцкого. 1679 и Кариона Истомина. 1694/; азбуковники - словари иностранных слов, дополненные сведениями о фонетике, правописании, падежах и склонениях. Кроме того азбуковники знакомили с филосовскими поня­тиями /существо, естество, качество п т.п./, сообщали краткие сведения об античных философах и писателях, содержали пространные географические материалы и краткие сведения по отечественной ис­тории. Это были, скорее, справочники-пособия энциклопедического характера, обеспечивающие уже в начальной школе знакомство с до­вольно широким кругом проблем.


В XVII в. в Москве появились средние школы, где изучались иностранные языки и некоторые предметы, связанные с более широким характером образования /1621 г. - лютеранская школа в Немецкой слободе; 1640-е гг. - частная школа боярина Ф.Ртищева для молоднх дворян, где их учили греческому и латыни, риторике и философии; 1650 г. - школа в кремлевском Чудовом монастыре, открытая на средства патриаршего двора; 1664 г. - государственная школа для обучения подьячих Приказа тайных дел и др. Наконец, в 1687 г. в Заиконоспасском монастыре в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия - для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной служ­бы. Первыми учителями здесь стали братья Лихуды - греки, окончив­шие Падуанский университет в Италии. Любопытно, что социальны состав учеников академии был неоднородным, здесь учились предста­вители всех сословий: от сыновей конюха и кабального человека до родственников патриарха и князей древнейших российских родов. Пестрым был и национальный состав. Кроме русских, были украинцы и белорусы, крещеные татары, молдоване, грузины, греки. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения в конце XVII и первой половине XVIII в.

Таким образом, в XVII в. просвещение в России выросло вширь и вглубь, но оставалось в основном духовным, средневековым по типу. В XVII в. научное знание сохраняло в России пре- НАУЧНЫЕ имущественно практический, прикладной характер. ЗНАНИЯ Интенсификация торговли вызвала возрастание пот­ребностей в прикладной математике, что привело к появлению рукописных учебников типа "Цифирной счетной мудрости"1' - пособия по арифметике, которое можно было использовать в ка­честве самоучителя;. первых печатных книг по математике, прибли­женных к.торговой практике /пособие для облегчения расчета торго­вых сделок "Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий зело удобно изыскати может число всякия вещи"2'. В

п "Цифирью" в России называли индоарабские цифры /часто не сов­сем точно именуемые арабскими/. В русском быту XVII в. почти повсеместно употреблялась не "цифирь", а средневековая буквен­ная нумерация. Выражение "счетная мудрость" служило эквивален­том слова" арифметика".

г) В нем содержалось 50 страниц таблиц умножения, которые обеспе­чивали торговые расчеты на суммы до 10 тысяч рублей.




 


торговой практике, в приказной системе и в быту использовался инструментальный счет, который отличался от вычислительных спосо­бов, употребляемых в Западной Европе. С костяшками бусами, нани­занными на прутья, закрепленные в раме. Накопление геометрических знаний происходило при землемерных работах и в строительстве. Со­ответствующие практические знания передавались чаще в устной, иногда письменной форме. /"Книга сошного письма" - о применении геометрии при измерении земельных площадей/.

Практические знания в области механики, накопленные ранее, широко использовались в XVIII в., при строительных работах приме­няли разнообразные механизмы /водолейные колеса, вороты, блоки, полиспасты, винтовые деревянные домкраты и т.п./. Механические приспособления были распространены и на первых русских плавильных мануфактурах /мельничные водяные колеса приводили в движение мо­лоты, сверлильные станки, циркулярную механическую пилу, подъем­ные механизмы и т.п./. Многие русские заводы того времени были оснащены передовой для своего времени техникой. В связи с этим появилась потребность в пособиях, обобщавших практический опыт и содержавших теоретические сведения по физике, химии, механике и другим наукам. Первой попыткой соединения теории и практики явил­ся рукописный "Устав ратных, пушечных и других дел" /1620/.

В русской медицине в XVII в. произошли значительные измене­ния. Продолжало развиваться народное целительство, народные вра­чеватели /"лечцы"/, обладая рациональными медицинскими навыками, передавали их по наследству. Широкой популярностью пользовались рукописные "Лечебники" и "Травники", обобщающие вековой опыт на­родной медицины. Одновременно в России закладывались основы госу­дарственной медицины: открывались первые аптеки, больницы1>. В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта "Школа русских лека­рей" со сроком обучения 5-7 лет. Для продолжения образования не­которых лекарей направляли в университеты Англии, Франции, Ита­лии. По возвращении на родину получившие ученые степени доктора

1 ) В 1682 г. царь Федор Алексеевич предписал Аптекарскому приказу устроить две постоянные "шпитальни" /больницы/ для лечения на полном пансионе "бедных, ученых и старых людей... служилых чинов, которые тяжелыми ранами на государственных службах изу­вечены".


занимались не только практической медициной, но и создавали пер­вые научыне труды по медицине /Степан Кириллов, Петр Постников и др, /•

Очевидный перелом наметился в гуманитарном знании. Накопле­ние качественных перемен в исторической мысли заметно уже в ис о-рико-публицистических произведениях первых десятилетий XVII з., посвященных событиям "смутного времени". При сохранении в целом провиденциалистского1 ) мировоззрения авторы этих сочинений особое внимание уделяли характерам исторических деятелей и их роли в хо­де событий. Так, князь И.М.Катырев-Ростовский в "Повести книги сея от прежних лет" /1626/ впервые дал словесные портреты и пси­хологические характеристики правителей России конца XVI - начала XVII в., существенно отличавшиеся от одноплановых, статичных опи­саний персонажей, свойственных исторической литературе раннего средневековья. Кроме того, авторы начала века уже ясно осознавали общественное значение исторического знания - служить поучением потомкам. Не случайно келарь /монах-эконом/ Троице-Сергиева мо­настыря Авраамии Палицын свой фундаментальный труд о событиях "смутного времени" назвал "Историей в память предыдущим родам" /1620/. В этом сочинении предпринята одна из первых в русской ис­ториографии попыток найти реальные причинно-следственные связл между событиями, хотя и он не избежал традиционных религиоз-но-провиденциалистских рассуждений о божьем наказании за грехи.

XVII в. был временем заката древней формы исторических про­изведений-летописей. К последним сочинениям этого жанра относятся "Новый летописец", содержавший официальное толкование событий Смуты;■ "Летопись о многих мятежах", освещавшая роль церкви в со­бытиях последнего столетия; "Раскольничья летопись", ставшая иде­ологическим оружием в руках противников церковной реформы; Си­бирские летописи /"Есиповская", "Строгановская"/, центральными героями- которых являлись Ермак и Строгановы. С возрастанием роли городов и казачества в социально-экономической и политической жизни страны в XVII в. расширился слой как создателей, так и пот­ребителей исторических сочинений. С этим связано и появление пер­вого печатного исторического труда "Синопсиса" /греч. описание/ в

1 ) Проведенциализм /от лат. provldentla - проведение/ - теологи­ческое истолкование исторического процесса как осуществления божественного замысла.




 


1678 г. Его автор киевский монах Иннокентий Гизель излагал исто­рию Руси с древнейших времен с упором на единство судеб России и Украины, что было как бы ответом на воссоединение Украины с Рос­сией. "Синопсис" долгое время был единственным учебником русской истории.

Переходным в развитии исторической мысли явился обширный труд Андрея Лызлова "Скифская история" /90-е гг. XVII в./, посвя­щенный борьбе русского народа и его соседей против монголо-татар и турок. Сочинение демонстрирует отход от традиционных форм и по­пытку создания более широких картин исторического прошлого. Пере­мены в состоянии исторической мысли отражали изменения в духовной культуре того времени, ее "обмирщение", усиление демократических элементов, зарождение рационализма. Но при этом зачатки научности уживались с теологическим представлением об истории.

Осмысление событий смуты нач. XVII в. определило ОБЩЕСТВЕННАЯ развитие русской общественной мысли в первой по- МЫСЛЬ И ловине века, важнейшим явлением которой стал ПУБЛИЦИСТИКА бурный рост национального самосознания. Полити­ческие идеи и национальное чувство выражались такими анонимными публицистическими жанрами, как "прелестные" или "подметные" письма, "летучие листы - писания". Сжатые, но вырази­тельные, они хорошо служили политической агитации /"Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московс­ком", кон.1610 - нач.1611 г.; "Плач о пленении и конечном разоре­нии превысокого и пресветлейшего Московского государства", 1612. и др./. В связи с бурными событиями нач. XVII в. вновь обострился интерес русских публицистов к вопросу о характере власти, о роли и месте различных слоев господствующего класса в политической системе /"Временник" дьяка Ивана Тимофеева, "Сказание" Авраамия Палицына и др./. Авторы этих сочинений единодушны в признании бо­жественной сущности царской власти и в том, что она является оп­лотом порядка в стране.

Во второй пловине века в условиях становления абсолютизма зак­ладывались основы его теоретического обоснования. С. Полоцкий1},

1) Симеон Полоцкий /С.Е.Петровский-Ситнианович, 16_29-80/ - бело­русский и русский церковный общественный деятель,. писатель и педагог. Приехал в Москву в 1664 г. Наставник царских детей. Один из авторов проекта Славяно-греко-латинской академии.


доказывая необходимость сосредоточения всей полноты государствен­ной власти в руках царя, указывал, что только единоличная власть способна навести порядок внутри страны, а также обеспечить реше­ние важнейших внешнеполитических задач. Ю.Крижанич" в пользу не­ограниченной монархии /"самовладстза"/ приводил такие доводы: "Во-первых, при самовладстве лучше... соблюдается всеобщая спра­ведливость. Во-вторых, при нем легче и лучше сохраняется покой и согласие в народе. В-третьих, этот способ /правления/ лучше обе­регает от опасностей. А четвертое и самое главное, самовладство подобно власти Божией". Закладывая основы идеологии "просвещенно­го абсолютизма", тем самым предвосхищая идеи просветителей XVIII в., С.Полоцкий в своих стихотворениях и проповедях рисовал иде­альный образ мудрого монарха, призванного распространять среди подданных просвещение, которое почитал средством не только исп­равления общественных нравов, но и разрешения всех внутренних проблем государства.

Представление о русской общественной мысли XVII в. было бы неполным без анализа общественных представлений низших слоев об­щества. Антифеодальными настроениями наполнены две псковские по­вести2 ', вышедшие из посадской среды. О характере общественного сознания крестьян дают некоторое представление "листы" /проклама­ции/ И.Болотникова и " прелестные письма" С.Разина. Крестьяне бо­ролись против феодалов и царской администрации, но не против ца­ря. Их наивный монархизм успешно поддерживался гибкой политикой властей, создававших иллюзию своеобразного "патриархального' де­мократизма" самодержавия. Всенародное признание монархии, базиру­ющееся на тезисе официальной идеологии о надклассовой сущности самодержавия, явилось ведущей идеей общественной мысли России XVII в.

В XVII в. в связи с увеличением значения в жизни общества мирских потребностей и интересов продолжался рост религиозного

Юрий Крижанич /ок.1616-83/ - писатель. По национальности-хор-ват. Прибыл в Москву в 1659 г. Сторонник идеи "славянского единства", главную роль в осуществлении которой отводил Рос­сии.

"Повесть о псковском разорении" /1608-11 гг./ и "Повесть о бе­дах и скорбех" /о событиях во всей России со смерти Ивана IV до 1625 г./.




 


индифферентизма.. Чтобы укрепить авторитет церкви, патриарх Никон и царь Алексей Михайлович провели церковно-обрядовую реформу /1653-56/. Однако сама реформа, силовые методы ее проведения при­вели к расколу и возникновению старообрядческой церкви. Раскол -сложное социально-религиозное явление, связанное с глубокими из­менениями народного сознания. Под знаком борьбы за "старую веру" собирались все, кто был недоволен изменениями условий жизни: пле­бейская часть духовенства, протетовавшая против роста феодально­го гнета со стороны церковной верхушки, и часть церковных иерар­хов, выступивших против централизаторских устремлений Никона. К расколу примкнули представители боярской аристократии, недоволь­ные усилением самодержавия /князья Хованские, сестры Соковнины -боярыня Морозова и княгиня Урусова" и др./; стрельцы, оттесняемые на второй план военными формированиями регулярного типа; купцы, напуганные ростом конкуренции предпринимателей-феодалов и засиль­ем иностранных негоциантов /при попустительстве властей/; посадс­кие люди и особенно крестьяне, связывавшие ухудшение своего поло­жения с отступлением от "древлего благочестия". Кроме того, цер­ковная реформа, проводившаяся по инициативе правительства, разны­ми слоями воспринималась как попытка незаконного вмешательства светской власти в интимную сферу духовной культуры. Социальная неоднородность, отсутствие единства целей среди участников движе­ния уже в первые десятилетия привели к его распаду на многочис­ленные толки и согласия /"поповщина", "беспоповщина", "капитонов-щина" и др./.

Идеология раскола включала сложный спектр идей и требований: от проповеди национальной замкнутости и враждебного отношения к светскому знанию до отрицания крепостного строя с присущим ему закабалением личности и посягательством государства на духовный мир человека и борьбы за демократизацию церкви. Составить предс­тавление об идеологии раскола XVII в. позволяют труды наиболее яркого старообрядческого публициста Аввакума/ "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное", "Книга бесед". "Книга обличений" и др/, а также раскольничьи полемические сочинения /"Жезл правле­ния" С.Полоцкого, 1667 г., "Увет духовный" патриарха Иоакима, 1682 г. и др./.

В XVII в. светская литература стала заметным яв- ЛИТЕРАТУРА лением русской культуры. Произошла ее значитель­ная жанровая дифференциация. Трансформация жи-


тийного жанра, начавшаяся в предшествующие столетия, завершилась в XVII в. возникновением повести-жития /биографической повести/. Лучшие произведения этого жанра отличались своеобразным бытовым реализмом /"Житие Улиании Лазаревской", другое название - "По­весть об Улиании Осорьиной" Дружины Осорьина, "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" и др. /.

Распространение грамотности в XVII в. вовлекло в круг чита­телей новые слои населения: провинциальных дворян, служилых и по­садских людей. С изменением социального состава читающей публики появились новые требования к литературе. Особый интерес вызывали занимательные сюжеты и описание повседневного быта. Получившая широкое хождение в XVII в. переводная светская литература приклю­ченческого содержания /"Сказание про храброго рыцаря про Бову Ка-ралевича", "Повесть о Еруслане Лазаревиче" и др./ также увеличи­вала интерес к произведениям подобного рода. Ответом на эти пот­ребности было появление русской бытовой повести, которая обраща­ясь к повседневной жизни людей, делала попытку проникнуть в пси­хологию героев, отойти от средневекового шаблона, делившего мир на черное и белое, персонажей - на идеальных героев и абсолютных злодеев. Появился новый герой - вымышленный персонаж, лишенный идеальных черт и, как в жизни, не поддающийся однозначной оценке. Основная тематика бытовой повести - столкновение молодого и стар­шего поколений; вопросы нравственности; человек с его личными пе­реживаниями. Таковы "Повесть о Горе-Злочастии" /"Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин", сер. XVII в./; "Повесть о Савве Грудцыне" /"Повесть, зело пречуд-на и истина, о случившемся в нынешние дни, как человеколюбивый Бог являет человеколюбие своему народу христианскому, 60-е годы XVII в./; "Повесть о Фроле Скобееве" /"История о российском дво­рянине Фроле Скобееве", 1680 т./. Персонажи - купцы и небогатые дворяне-авантюристы, и авторы этих произведений отвергали патри­архальные устои и нравственные нормы прошлого. Новые идеалы выра­жались пока неопределенно, устремления героев носили, в основном, потребительский характер.

Полный социальных конфликтов XVII в. вызвал к жизни новый жанр - демократическую сатиру. Сатирические повести создавались в среде посадского населения, подьячих, низшего духовенства, недо­вольных притеснениями феодалов, государственной администрации и церкви. Развитие этого жанра тесно связано с народным творчест-




 


вом. В сатирической литературе широко были распространены разно­образные пародии: на судопроизводство /"Повесть о Шемякиной су­де", "Повесть о Ерше Ершовиче"/; на житийные произведения /"Слово о бражнике"/. Однако подвергая критике упадок нравов в церковной среде, сатира не касалась религиозного учения. Осуждению подвер­галось и падение нравов в городской среде /"Азбука о голом и не­богатом человеке"/, и государственная монополия на виноторговлю, ставшую государственной системой спаивания и разорения народа /"Праздник кабацких ярыжек" или "Служба кабаку", написанная в форме пародии на церковную службу/.

В XVII в. в русской литературе появилась рифмованная поэзия. В средневековой Руси имелась развитая художественная система сти­хосложения, но она практически не знала рифмы. Рифмованная же по­эзия возникла под влиянием польского силлабического 1 ) стихосложе­ния, ее основоположником и крупнейшим поэтом XVII в. был С.Полоц­кий /"Букварь", "Рифмованная псалтырь", два больших рукописных сборника "Рифмологион" и "Вертоград многоцветный" /. Продолжили дело С.Полоцкого его ученики - Карион Истомин и Сильвестр Медве­дев.

Среди появившихся в XVII в. жанров, выражавших рост самосоз­нания личности, особое место занимает драматургия. Первые теат­ральные представления состоялись в 1672 г. в придворном театре царя, Алексея Михайловича. Русский театр начался постановкой пьес. материалом для которых служили главным образом библейские сюжеты, жития святых и античная мифология. Основоположником русской дра­матургии являлся С.Полоцкий. Его пьесы, написанные для придворно­го театра /"Комедия притчи о блудном сыне" и "Трагедия о Навухо­доносоре царе"/, ставили и обсуждали серьезные нравственные, по­литические и философские' проблемы, отражавшие сложное, богатое событиями время.

Русская литература XVII в, медленно начала освобождаться от средневековых традиций. Господство религиозного мировоззрения сменялось более реалистическим видением действительности, поиском закономерностей мирового развития. Становление сатирико-бытовых и


автобиографических жанров положило начало собственно художествен­ной литературе. Появились новые области литературного творчества - стихосложение и драматургия.

Общий отход от церковно-схоластического миро-

ЗОДЧЕСТВО воззрения коснулся и зодчества. Усиление светс­ких мотивов в значительной мере было связано с

/расширением среды, в которой формировались эстетические представ-

.; ления. Вкусы посадских людей и крестьянства, их видение мира и

!' понимание красоты наиболее полно внедрялись в архитектурное твор­чество, далеко уводя от освященных церковной традицией образцов. Современники точно определили сущность нового типа архитектуры, назвав его "дивным узорочьем". В XVII в. происходило сближение •культового и гражданского каменного зодчества.

Как и прежде, наиболее распространенным на Руси оставалось

-' деревянное зодчество. Замечательной светской деревянной построй­кой был несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в селе

пКоломенском /1667-68/. Он представлял собой живописную композицию лрихотливо сгруппированных больших и малых срубов-клетей, связан­ных переходами; с высокими кровлями, килевидными "бочками"1' крыш, с шатрами. Сказочное великолепие дворца усиливалось золоче­ной резьбой и яркой раскраской. Культовые деревянные постройки

; | при небольшом числе основных типов - необычайно разнообразны по своей композиции. Широко были распространены по России храмы клетские, представлявшие собой прямоугольный сруб /клеть/, покры­тый двускатной кровлей, увенчанной маковкой с крестом /церковь села Спас-Вежи, 1628, ныне находящаяся в музее деревянного зод­чества в Костроме/; шатровые, основу конструкции которых состав­лял восьмерик на крестообразном основании или на четверике, пе­рекрытый шатром /храмы в селах Панилово Архангельской области, ■ 1600; Согинцы Ленинградской области, 1696 г.; ярусные - особый тип высотной композиции, представлявший нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков /церковь Ширкова погоста Тверской об­ласти, 1697/; многоглавые / Преображенская церковь в Кижах 1714/. Каменное строительство, прерванное в связи с иноземной ин-


 


1} Для силлабического /слогового/ стихосложения характерно равное количество слогов в строке, пауза в середине строки; большую роль играет концевая рифма, стоящая под единственным строго обязательным ударением.


Бочка - форма криволинейного покрытия в виде срезанной в длину бочки. Самая нарядная форма перекрытия в деревянной архитекту­ре.



тервенцией и хозяйственной разрухой начала XVII в., возобновилось лишь в начале-20-х годов. В это время осуществлена раставрация стен и башен Московского Кремля, пострадавших во время интервен7 ции. Зодчие Важен. Огурцов и англичанин Христофор Галовей возвели шатер над Спасской башней /1624-25/. Самой замечательной построй­кой гражданского зодчества первой половины XVII в. является Те­ремной дворец Московского Кремля, сооруженный для царских детей Б.Огурцовым, А.Константиновым, Т.Шатуриным и Л.Ушаковым. В архи­тектуре дворца заметно влияние деревянных построек хоромного ти­па. Постепенно гражданское каменное строительство приобрело раз­мах и велось в различных городах /трехэтажные палаты думного дь­яка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве, ок.1657; купеческие Поганкины палаты в Пскове, 1-я пол. XVII в./.

Гражданская каменная архитектура заметно влияла на культовые постройки. Церкви 20-30-х годов, на первый взгляд традиционные, имели некоторые новые черты. в них появилась дробность элемен­тов, которая станет ведущим началом в московском зодчестве XVII в. /церковь Покрова в Рубцове, 1619-26/. Необычайно богатый декор украсил шатровые храмы /церкви Покрова в Медведкове, 1634-35; Зо-симы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре. 1637/. Еще заметнее отход от традиции в трехшатровых храмах /Успенская церковь Алек-сеевского монастыря в Угличе, прозванная в народе "Дивной", 1628 и др,/.

Новые традиции привели к формированию во второй четверти XVII в.своеобразного живописного стиля, которому присуща затейли­вая, как правило, ассиметричная группировка масс. Обычно это -пятиглавый бесстолпный храм, основной куб которого окружен приде­лами, папертями, лестницами и крыльцами, с обязательными деталями отделки: боченкообразными колонками, арками с висячей гирькой. наборными кирпичными наличниками окон и др. В становлении стиля сыграло большую роль то обстоятельство, что заказчиками культовых построек все чаще выступали купцы и посадские общины, вкусы кото­рых отчетливо проявились в зодчестве. Именно в посадских храмах наиболее ярко выразилось то светское начало, которое современники назвали "узорочьем" /московские церкви Рождества Богородицы в Пу­танках, "16Д9-52; Троицы в Никитниках, 1628-53; ярославские церкви Ильи Пророка, 1647-50, Иоанна Златоуста в Коровниках; 1649-54 и

др/-

Патриарх Никон, пытаясь возродить канонические традиции зод-


чества, в середине XVII в. запретил строительство шатровых церк­вей1 > и использованне каких-либо светских новшеств в культовом строительстве. Эти ограничения привели в третьей четверти века к большему единообразию конструкций, но не истребили полюбившихся светских приемов декора, особенно в посадских храмах /церкви Ни­колы в Пыжах, 1657-70 г.; Григория Неокесарийского на Большой По­лянке; Николы в Хамовниках, 1679 в Москве и др./.

В 90-е годы XVII в. в русской архитектуре появился новый стиль, условно именуемый " нарышкинским " или " московским барок- ко"2). Главные композиционные принципы этой архитектуры - ярус-ность, центричность, симметрия и равновесие масс. Основной компо­зиционный прием стиля: нижний ярус квадратный или прямоугольный, на нем - восьмерик, выше - второй, меньшего объема и, наконец, завершающий композицию барабан с главой. Верхний восьмерик ис­пользовался как колокольня. Ярусной композицией достигался эффект вертикального движения, присущий столпообразным и шатровым пост­ройкам предшествующих времен. Декоративное убранство, обычно из резного белого камня, выглядело необыкновенно выразительно на красном фоне гладких кирпичных стен. Окна, часто овальные или восьмиугольные, обрамлялись небольшими колонками, поддерживавшими вычурные фронтончики; вместо кокошников над карнизами помещались так называемые "петушиные гребешки" - полосы резных декоративных элементов /церкви Покрова в Филях, 1690-93; Спаса в селе Уборы. близ Москвы, 1693-97, зодчий Я.Бухвостов/. Декоративные формы "московского барокко" были применены и в пятиглавых храмах собор­ного типа /Успенский собор в Рязани, кон. XVII в.. Я.Бухвостов; московская церковь Воскресения в Кадашах. 1687-1713/.

В русском зодчестве XVII в. происходила борьба старых тради­ций и новых тенденций, вырабатывались новые художественные взгля-

Запрет однако был обойден и излюбленная шатровая кровля сох­ранилась для венчания колоколен и крылец, а в сельской мест­ности шатровые церкви продолжали строить вплоть до XVIII в. Болыиенство храмов этого направления построено по заказу бояр Нарышкиных. Сходство этой архитектуры с западно-европейским барокко - чисто внешнее. Роль классических архитектурных форм в сложении нового русского стиля ограничивалась отдельными де­коративными элементами, почти не затрагивая композиционных принципов зданий.




 


ды. генетически связанные с народным творчеством, в то же время творчески осваивалась стилистика западно-европейской архитектуры. Переоценка ценностей, происходившая во всех сфе- ЖИВОПИСЬ pax культуры XVII в., • пожалуй, с наибольшей си­лой отразилась в живописи, здесь процесс обмир­щения шел особенно активно. В развитии русской живописи XVII в. можно выделить два этапа: 1601-1650-е гг. и с 60-х гг. до конца века.

Первый этап ознаменовался борьбой двух живописных направле­ний, унаследованных от предшествующей эпохи. Одно, "годуновская школа"1', тяготело к монументальным традициям прошлого. Но попыт­ки оживить угасающий дух былого великого искусства путем ортодок­сального следования древнему канону приводил лишь к повествова-тельности, некоторой перегруженности композиций /иконы московских мастеров "Достойно есть", 1605, ГТГ; "Симеон Столпник" 1605, ГТГ; иконы для иконостаса кремлевской церкви Ризположения, созданной Н.Истоминым "со товарищи"/. Другое художественное направление. " строгановская школа "2'. Строгансвские иконы впервые в русском искусстве, как бы наравных с религиозно-символической функцией несли усиленное эстетическое начало. Для них характены виртуоз­ный рисунок, тонкая проработка деталей, многофигурные композиции, богатая орнаментация, полихромный колорит. Выдающимся мастером "строгановской школы" был Прокопий Чирин, иконам которого свойс­твенны особая мягкость колорита, пластичность вытянутых фигур и-изящество поз /"Никита воин"; "Избранные святые", ГТГ, и др./.

Во второй четверти века продолжали существовать как "году^ новская" так и "строгановская" школы. Одновременно возникло нема­ло памятников синтезного характера /иконы "Князь Георгий" ок.1645; "Сретение иконы Владимирской Богоматери", сер. XVII в., ГТГ и др,/. "Годуновско-строгановский" стиль в области монумен­тальной живописи представлен фресками Успенского/1642-43/ и Ар­хангельского соборов /1652-53/, Ризположенской церкви /1644/ Мос-

п Название связано с тем, что многие произведения этого,направ­ления выполнены по.заказу Б.Годунова или его родственников.

2) Название связано с тем, что множество произведений этого стиля выполнено по заказу Строгановых в мастерских Солъвычегодска. Но сам стиль возник в Москве, в среде государственных и патри­арших мастеров,■


ковского Кремля и др.

Второй этап развития живописи XVII в, характеризовался мед­ленным отходом от догм и поиском новых сюжетов и форм. Становле­ние нового, художественного идеала было тесно связано с процессом освоения гуманистической культуры Запада. Сторонники нового, под­черкивая эстетическое значение религиозного искусства, стремились к реалистическому воплощению художественного образа. Их взгляды нашли отражения в программных трактатах, посвященных вопросам те­ории искусства /"Послание Иосифа Владимирова Симону Ушакову", 1656-58; "Слово к люботщателем иконного писания" Симона Ушакова, ок. 1666-67 и др,/. Царские изографы С.Ушаков и и И. Владимиров основным условием подлинно высокого искусства считали соответс­твие правде жизни. Традиционные иконописные приемы все менее удовлетворяли художников-новаторов и постепенно заменялись более реалистическими приемами. Этот процесс получил яркое отражение в творчестве С.Ушакова /1626-86/. Если ранние работы выполнены им в древнерусской иконописной манере /две иконы Владимирской Богома­тери, 1652, ГТГ и 1662, ГРМ/, то в конце 50-х гг. появились ико­ны, написанные о учетом анатомического строения лица и о исполь­зованием светотени /"Великий Архиерей". 1656-57; "Спас Нерукот­ворный" 1658, ГТГ и др./. В 60-70-е годы художник создал ряд про­изведений в смешанном стиле -лики выполнены в новой светотеневой манере, а все остальное - в старой близкой "строгановскому" пись­му /иконы "Древо государства Московского", 1668, ГТГ; "Троица", 1671, ГРМ в др./. Заметно усилились реалистические тенденции в поздних работах Ушакова /9 медальонов с изображением Святителей в иконостасе церкви Троицы в Никитниках, 1680; гравюры к "Рифмован­ной псалтири" С.Полоцкого и др./.

Новые черты, присущие искусству будущего, ярче всего прояви­лись в "парсуне" /от лат. persona - личность, т.е. портрет реаль­ного лица/. Жанр парсуны зародился еще на рубеже XVI-XVII вв., дальнейшее развитие этот первый чисто светский жанр получил во второй половине века /портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра, ГИМ1'/. Наиболее значительные. произведения парсунной живописи написаны в конце века /портреты стольника В.Ф.Люткина, дяди и матери Петра I - Л. К. н Н.К. Нарыш-

Государственный исторический музей.




 


киных/. В них уже присутствуют черты школы русского портрета гря­дущего столетия - внимание к внутреннему миру портретируемого, поэтизация обр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: