В основе происхождения спортивной травмы, так же как и в любой другой форме патологии, лежат объективные и субъективные факторы, каждый из которых, в одном случае может быть причиной повреждения, а в другом - условием его возникновения. Здесь следует учитывать, кроме того, характер и локализацию травмы, находящиеся в зависимости от квалификации и возраста спортсмена. Так, у новичков и спортсменов низших разрядов преобладают легкие травмы, не требующие длительного лечения (ушибы мягких тканей, ссадины, явления, связанные с перегрузкой опорно-двигательного аппарата, и т. п.). У высококвалифицированных спортсменов отмечается уменьшение количества травм. Спортивная квалификация, стаж и спортивный опыт позволяют им избежать многих повреждений. Для спортсменов высокой квалификации характерны специфические травмы, связанные с особенностями их спортивной деятельности и вызванные чрезмерной, многократно повторяющейся нагрузкой.
Кроме того, для определения направлений и мер профилактики травматизма в спорте, необходимо учитывать организационные и методические недостатки в построении учебно-тренировочного процесса, а именно:
- отсутствие достаточно продолжительного периода предварительной общефизической, психической и двигательной подготовки, во время которой соответствующие способности спортсмена доводятся до уровня, позволяющего приступить к обучению двигательным действиям;
- неправильное формирование двигательного навыка при начальном обучении, т. е. формирование ошибочной техники;
- неправильная структура процесса обучения, т. е. отсутствие последовательности в постановке задач, выборе методов и средств обучения и т. п.;
|
- неправильный выбор упражнений и нагрузок, чрезмерные нагрузки при недостаточном восстановлении, стремление продлить пребывание в состоянии пика спортивной формы, сокращение времени отдыха для увеличения общего времени тренировки, недостаточный для восстановления перерыв между соревнованиями и др.;
- отсутствие индивидуального подхода к спортсмену без учета его возраста, состояния здоровья, степени подготовленности и тренированности, уровня и особенностей развития (типологические особенности нервной деятельности, темперамент, психологические особенности), условий жизни, труда и учебы, мотивации.
Как видно из сказанного выше, основная и решающая роль во всем этом принадлежит тренеру. Очень хорошо сказал об особенностях профессии тренера заслуженный тренер СССР по волейболу В. А. Платонов: "Настоящий тренер не тот, кто умеет думать за других, а тот, кто умеет думать о других".
ОБЩИЕ ФАКТОРЫРИСКА
При подробном опросе спортсменов, получивших травму, выясняются совпадения, на первый взгляд едва заметные: череда неблагоприятных обстоятельств, соединяющих те или иные случайности, которые вырастают в закономерную логическую цепочку. И порой получается, что, не изучив внимательно эти обстоятельства, не исследовав их достаточно глубоко, за основную причину травмы принимают ту, которая непосредственно к ней привела. Если же провести подробный анализ, то почти всегда можно найти некий отправной момент, являющийся как бы пусковым механизмом возникновения травмы. Чаще всего таким отправным моментом являются различные факторы риска.
|
Факторы риска - это вредно действующие агенты, которые сами не в состоянии вызвать травму, но в определенных условиях способствующие ее возникновению и клиническому проявлению, особенно если одни факторы сочетаются с другими. Например, алкоголь, курение, недостаточная тренированность и т. п. являются факторами риска в отношении возникновения перенапряжений опорно-двигательного аппарата у спортсменов. Каждый из них в какой-то мере способствует перенапряжению, но, если эти факторы действуют в совокупности, вероятность возникновения травмы или заболевания возрастает в несколько раз.
Утомление как фактор риска возникновения травм и заболеваний является естественной реакцией организма на нагрузку при неблагоприятных условиях. Обычно рассматривается общее и локальное утомление.
Переутомление, как и перенапряжение, может возникать остро после однократной, предельной, чрезмерной нагрузки и накапливаться постепенно в течение определенного промежутка времени. При этом прослеживается совершенно четкая тенденция к увеличению количества травм к концу тренировочного занятия, спортивного соревнования, окончанию спортивного сезона.
В спортивной практике используют три группы средств восстановления: педагогические, медико-биологические и психологические.
В основе педагогических средств восстановления лежит оптимизация тренировочных нагрузок при рациональном соотношении интервалов тренировок и отдыха, использовании различных форм активного отдыха, переключении с одного вида деятельности на другой.
|
Медико-биологические средства восстановления - это режим дня, полноценное питание, витаминные и фармакологические препараты, физиотерапевтические и бальнеологические средства, различные виды массажа, использование водных процедур, бани (сауны) и т. п. процессе тренировочной и соревновательной деятельности на спортсмена действуют различные стрессоры, связанные с максимальной нагрузкой, травмой и заболеванием, утомлением, эмоциональным возбуждением и т. п.
На психику спортсмена перед соревнованиями влияют сама обстановка предстоящих соревновании, их масштаб и значимость, состояние, связанное со страхом поражения и последующей социальной оценкой, установки тренеров и спортивных руководителей только на победу, предполагаемый серьезный соперник, перенесенные травмы и заболевание, которые могут вызвать неуверенность в своих силах, и т.п.
Непосредственно же во время соревнований психоэмоциональное воздействие, приводящее к травме, могут вызвать неудобное время и неблагоприятные условия их проведения, неудачная жеребьевка, неспортивное поведение соперника, отрицательная реакция зрителей, неудачная попытка, поражение, тенденциозное судейство и т. п.
Помимо чисто спортивных аспектов на психическое состояние спортсменов в предстартовой и соревновательной обстановке могут влиять и личные бытовые моменты (неурядицы в семье, на работе, в школе или институте, болезнь близких людей). Все это, в конечном итоге, сказывается на психоэмоциональном состоянии спортсмена, что может привести к возникновению травмоопасных ситуаций.
Самая высокая психоэмоциональная напряженность присуща видам спорта, связанным с риском получения тяжелой травмы, к которым относится кайбординг. Здесь в большей степени выражена травматическая тревожность, т.е. боязнь получить травму. Для уменьшения психоэмоциональных воздействий, связанных с этим явлением, применяются самые различные приемы, методы и средства. В их основе должна лежать строго определенная последовательность в овладении двигательными навыками, оптимальный подбор подводящих упражнений, страховка и другие меры обеспечения безопасности, которые до минимума сокращают возможность возникновения травмы и тем самым способствуют воспитанию уверенности в своих силах и помогают преодолеть чувство страха.
Тренер, используя сверхсложные упражнения, должен развивать у спортсмена способности к правильной оценке своих возможностей, к овладению таким двигательным действием, которое содержит элемент опасности. Достаточный уровень необходимых физических качеств, правильно созданных и закрепленных двигательных навыков способствует развитию специфического мышечного чувства, точной пространственной ориентации спортсмена, являющихся залогом бесстрашных действий.
У некоторых спортсменов очень устойчивые и острые формы чувства страха появляются на фоне мысли о возможности возникновения тяжелой травмы во время исполнения упражнения с элементами риска.
Да, действительно, ситуация очень сложная. Она еще больше усложняется, если страхи связаны с неудачным приземлением или травмой, происшедшей при выполнении упражнения с коэффициентом повышенной трудности.
Важнейшие условия успешного преодоления чувства страха - анализ и объективная оценка таких упражнений в тот момент, когда они выполняются другими спортсменами. Это помогает быстрее и легче настроиться на выполнение сверхсложного упражнения.
Особое значение для достижения успеха в выполнении упражнений, вызывающих опасения и чувство страха, имеет сосредоточенность и устойчивость внимания. Умение концентрировать внимание на технике исполнения того или иного упражнения и контроль за собственными действиями позволяют спортсменам избавиться от мыслей, что они могут сорваться, упасть, ушибиться, и это ослабляет, а иногда и совсем устраняет чувство страха.
Психологические методы воздействия на спортсмена, помогающие при подготовке к соревнованиям, должны базироваться на информации о всех сильных и слабых сторонах его психики, знании особенностей ее проявления в условиях уже прошедших соревнований.
Чтобы уменьшить чувство тревожности и страха, спортсмену должна даваться объективная информация об условиях соревнований, складывающейся обстановке, сильных и слабых сторонах соперника. Ни в коем случае нельзя недооценивать и переоценивать его силы. Свои же собственные силы и веру в победу необходимо укреплять и поддерживать.
Волевые усилия как важное свойство сознания человека играют еще большую роль в психоустройчивости спортсмена при систематическом и правильном обучении преодолению чувства страха. При этом прежде всего должна воспитываться решительность и смелость, а вслед за ней основные качества воли - инициативность, активность, дисциплинированность, стойкость. Все это помогает преодолеть чувство страха, которое, как уже говорилось, в большинстве случаев является причиной травм.