Рекомендации по подготовке и проведению
Педагогической мастерской
Мастерская педагогическая – форма обучения или совместной деятельности, альтернативная традиционному уроку, лекции, семинарскому занятию, мастер-классу, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного творчества; форма передачи автором мастерской концепции и технологии своего педагогического опыта (своей педагогической системы).
Цель педагогической мастерской:
-создание методического пространства, позволяющего педагогам повысить профессиональный уровень и уровень методического мастерства.
Задачи педагогической мастерской:
-создать условия для мотивации педагога на преобразование своей педагогической деятельности,
- продемонстрировать эффективность технологий, форм и средств обучения, воспитания, системы работы и др., которыми владеет автор мастерской и которые обеспечивают продуктивное решение задач, стоящих перед современным образованием.
Задачи мастера:
- разработать и реализовать методику диалога, позволяющую каждому участнику педагогической мастерской высказать свое понимание происходящего,
- организовать индивидуальную или коллективную работу участников мастерской по созданию и представлению «творческого продукта»,
- фиксировать достижения участников мастерской для последующей диагностики продуктивности мастерской.
Некоторые особенности мастерской
Результаты мастерской не программируются мастером детально. Это может быть или развитие мотивации к дальнейшему познанию, или создание завершенных проектов на основе полученных знаний.
|
Схематично деятельность участников педагогической мастерской можно представить в таком виде:
ориентировка на выполнение задач мастерской – творческий процесс – осознание закономерностей творческого процесса – творческий продукт -рефлексия и коррекция своей деятельности – выход на новый продукт…
Алгоритм деятельности мастерской
Этапы работы в мастерской | Цель этапа | Задачи этапа |
Ориентировка на выполнение задач мастерской | создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности, формирование личного отношения к предмету обсуждения | - вызвать ассоциации, воспоминания, вопросы, -побуждать участников мастерской к действию |
Информационный запрос | формирование информационного поля | поставить проблему и отделить известное от неизвестного, осуществить работу с информационным материалом: технологиями, методиками, средствами, подбор материалов для последующей творческой работы. |
Творческий процесс | организация индивидуальной или коллективной работы участников мастерскойдля создания нового творческого продукта | обсудить и выдвинуть гипотезу, способы решения проблемы и создания творческой работы. |
Итог творческого процесса | предъявление созданного продукта всем участникам мастерской | соотнести результаты творческого процесса участников мастерской с поставленной целью. |
Рефлексия и коррекция своей деятельности | Самоанализ своих чувств, эмоций, отношения к происходящему, анализ «потерь и приобретений» в процессе работы в мастерской | усовершенствовать уровень педагогического мастерства и создать условия для корректировки творческого продукта или создания нового варианта версии. |
|
Чем определяется и как реализуется воспитательный потенциал педагогической мастерской?
1 Наличие выбора деятельности на разных этапах мастерской создает условия выбора и возможности самореализации.
2. Предъявление каждым участником, группой или парой своего творческого продукта содействует формированию интереса к другой точке зрения, дает толчок для саморефлексии; побуждает слушать и слышать другого, вступать в диалог, обсуждать; доверительная среда взаимодействия рождает чувство общности, коллегиальности, взаимоуважения.
3. В педагогической мастерской естественным путем происходит реализация духовно-нравственного воспитания.
4. Главное в мастерской - это реализация возможностей творчества. «Смысл жизни - в творчестве. А если только повторять и репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли мамонты», - говорил когда-то
Д.И. Менделеев.
Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентиров и др.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.
|
Одно из замечательных качеств мастерской - то ощущение свободы творчества, которое переживают и запоминают ее участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, то есть становится частью его культуры. Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения.
Литература:
1 Куликова Л., Шишмакова Е. Достоинство личности как базовая категория гуманистической педагогики // Воспитательная работа в школе. – 2010. - №9. – С.5-15.
2.Крылова О.Н. Технология мастерских как средство обновления современного образовательного процесса школы / О.Н. Крылова, М. Н.Тимофеева, О. Ю.Сорокина Обучение с целью уменьшения насилия. - СПб., 2002 С.419-423.
3.Кузьмина А.Г. Педмастерские «Дыхание весны» // Начальная школа. - 2006. - N5. - С.14.
4.Гликман И.З. Методика или технологии // Методист. - 2007. - №3. – С.58-63.
5.Иванов Д.А. Мысли о педагогике, или с чего начинается школа? // Народное образование. – 2011. - №1. – С. 149-152.
6.Мазниченко М.А. Что есть знание? Опыт проведения педагогических мастерских // Школьные технологии. – 2005. - N6. - С.29.
7. Пономарева Е.А. «Коллекция» педагогического инструментария // Методист. – 2007. - №3. – С.53-58.
8.Степихова В.А. Педагогические мастерские // Начальная школа. - 1999. - N1. - С.57.
9. Мухина И.А. " Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта". Составитель И. А. Мухина, заведующая Центром педагогического опыта СПГУПМ, заслуженный учитель школы Российской Федерации. С-Пб. 1995г
10. Мухина И.А. Педагогические мастерские как инновационная технология // Педагогические мастерские. С-Пб., 1997 - С.9-11.
11. Макаренкова Т.Ю. Профессиональная мастерская классного руководителя // Воспитание школьника. - М., 2008. - № 6. - С. 23-27. (0,4 п.л.).
Составитель: Лысенко Л.И., методист лаборатории по сопровождению ФЭП и РЭП ГОУ РК «ИПКРО»
Рецензент: Черненков В.И.,зав. лабораторией по сопровождению ФЭП и РЭП ГОУ РК «ИПКРО», кандидат филологических наук.