Чем определяется и как реализуется воспитательный потенциал педагогической мастерской?




Рекомендации по подготовке и проведению

Педагогической мастерской

 

Мастерская педагогическая – форма обучения или совместной деятельности, альтернативная традиционному уроку, лекции, семинарскому занятию, мастер-классу, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного творчества; форма передачи автором мастерской концепции и технологии своего педагогического опыта (своей педагогической системы).

 

Цель педагогической мастерской:

-создание методического пространства, позволяющего педагогам повысить профессиональный уровень и уровень методического мастерства.

Задачи педагогической мастерской:

-создать условия для мотивации педагога на преобразование своей педагогической деятельности,

- продемонстрировать эффективность технологий, форм и средств обучения, воспитания, системы работы и др., которыми владеет автор мастерской и которые обеспечивают продуктивное решение задач, стоящих перед современным образованием.

Задачи мастера:

- разработать и реализовать методику диалога, позволяющую каждому участнику педагогической мастерской высказать свое понимание происходящего,

- организовать индивидуальную или коллективную работу участников мастерской по созданию и представлению «творческого продукта»,

- фиксировать достижения участников мастерской для последующей диагностики продуктивности мастерской.

Некоторые особенности мастерской

Результаты мастерской не программируются мастером детально. Это может быть или развитие мотивации к дальнейшему познанию, или создание завершенных проектов на основе полученных знаний.

Схематично деятельность участников педагогической мастерской можно представить в таком виде:

ориентировка на выполнение задач мастерской – творческий процесс – осознание закономерностей творческого процесса – творческий продукт -рефлексия и коррекция своей деятельности – выход на новый продукт…

Алгоритм деятельности мастерской

Этапы работы в мастерской Цель этапа Задачи этапа
Ориентировка на выполнение задач мастерской создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности, формирование личного отношения к предмету обсуждения - вызвать ассоциации, воспоминания, вопросы, -побуждать участников мастерской к действию    
Информационный запрос   формирование информационного поля поставить проблему и отделить известное от неизвестного, осуществить работу с информационным материалом: технологиями, методиками, средствами, подбор материалов для последующей творческой работы.
Творческий процесс организация индивидуальной или коллективной работы участников мастерскойдля создания нового творческого продукта обсудить и выдвинуть гипотезу, способы решения проблемы и создания творческой работы.
Итог творческого процесса   предъявление созданного продукта всем участникам мастерской   соотнести результаты творческого процесса участников мастерской с поставленной целью.
Рефлексия и коррекция своей деятельности Самоанализ своих чувств, эмоций, отношения к происходящему, анализ «потерь и приобретений» в процессе работы в мастерской усовершенствовать уровень педагогического мастерства и создать условия для корректировки творческого продукта или создания нового варианта версии.

 

Чем определяется и как реализуется воспитательный потенциал педагогической мастерской?

1 Наличие выбора деятельности на разных этапах мастерской создает условия выбора и возможности самореализации.
2. Предъявление каждым участником, группой или парой своего творческого продукта содействует формированию интереса к другой точке зрения, дает толчок для саморефлексии; побуждает слушать и слышать другого, вступать в диалог, обсуждать; доверительная среда взаимодействия рождает чувство общности, коллегиальности, взаимоуважения.

3. В педагогической мастерской естественным путем происходит реализация духовно-нравственного воспитания.
4. Главное в мастерской - это реализация возможностей творчества. «Смысл жизни - в творчестве. А если только повторять и репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли мамонты», - говорил когда-то

Д.И. Менделеев.

Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентиров и др.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.

Одно из замечательных качеств мастерской - то ощущение свободы творчества, которое переживают и запоминают ее участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, то есть становится частью его культуры. Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения.

 

Литература:

 

1 Куликова Л., Шишмакова Е. Достоинство личности как базовая категория гуманистической педагогики // Воспитательная работа в школе. – 2010. - №9. – С.5-15.

2.Крылова О.Н. Технология мастерских как средство обновления современного образовательного процесса школы / О.Н. Крылова, М. Н.Тимофеева, О. Ю.Сорокина Обучение с целью уменьшения насилия. - СПб., 2002 С.419-423.

 

3.Кузьмина А.Г. Педмастерские «Дыхание весны» // Начальная школа. - 2006. - N5. - С.14.

4.Гликман И.З. Методика или технологии // Методист. - 2007. - №3. – С.58-63.

5.Иванов Д.А. Мысли о педагогике, или с чего начинается школа? // Народное образование. – 2011. - №1. – С. 149-152.

6.Мазниченко М.А. Что есть знание? Опыт проведения педагогических мастерских // Школьные технологии. – 2005. - N6. - С.29.

7. Пономарева Е.А. «Коллекция» педагогического инструментария // Методист. – 2007. - №3. – С.53-58.

8.Степихова В.А. Педагогические мастерские // Начальная школа. - 1999. - N1. - С.57.

9. Мухина И.А. " Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта". Составитель И. А. Мухина, заведующая Центром педагогического опыта СПГУПМ, заслуженный учитель школы Российской Федерации. С-Пб. 1995г

10. Мухина И.А. Педагогические мастерские как инновационная технология // Педагогические мастерские. С-Пб., 1997 - С.9-11.

11. Макаренкова Т.Ю. Профессиональная мастерская классного руководителя // Воспитание школьника. - М., 2008. - № 6. - С. 23-27. (0,4 п.л.).

Составитель: Лысенко Л.И., методист лаборатории по сопровождению ФЭП и РЭП ГОУ РК «ИПКРО»

Рецензент: Черненков В.И.,зав. лабораторией по сопровождению ФЭП и РЭП ГОУ РК «ИПКРО», кандидат филологических наук.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: