План-конспект урока
УМК «Школа России» Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.
Математика: Учебник 4 класс, 2 часть, стр. 58
Тема: «Письменное деление с остатком на двузначное число».
Цель: создать благоприятные условия для ознакомления и формирования у детей умения выполнять деление на двузначное число с остатком.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по изучению «Письменного деления с остатком на двузначное число», систематизировать и обобщать знания по теме, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Развивающие: способствовать развитию вычислительных навыков, умению логически рассуждать и мыслить, умению владеть математической речью, работать в парах, расширять кругозор детей, внимание, наблюдательность; умение анализировать новую информацию, выделять главное, делать выводы; развивать познавательный интерес, речь, память слуховое и зрительное восприятие.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к математике, воспитывать самостоятельность, аккуратность в ведении рабочих тетрадей; воспитывать бережное отношение к книгам.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к предмету, к математики, логическому мышлению, вниманию, воображению, памяти, развитию речи; уважению и доброжелательному отношению обучающихся и помощи друг другу.
Метапредметные:
Формирование познавательных УУД: умение осознавать познавательную задачу и стремиться её решить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, читать, извлекая нужную информацию.
Формирование регулятивных УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных УУД: умение строить монологическое высказывание на заданную тема, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию.
Предметные: формировать умение навыка деления с остатком на двухзначное число, применять алгоритм деления многозначного числа в столбик.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Тип урока: комбинированный.
Основные образовательные ресурсы: учебник по математике, раздаточный материал (карточка с заданиями для усвоения темы).
Ход урока.
I.Оргмомент
- Я надеюсь, что на этом уроке вы откроете для себя новые знания, будете работать с радостью и с удовольствием. Откроем тетради, запишем число, классная работа.
II. Актуализация знаний
- Сейчас у нас с вами будет математический диктант. Мне нужен самый смелый, кто будет решать на доске, кто желает? (Ответы учеников)
-Итак ваша задача, записывать ответы в столбик на задание, которое я буду читать.
1. Найдите частное чисел 640 и 40 (640:40).
2. Первый множитель 90, второй множитель 40 чему равно произведение (90*40).
3. Уменьшаемое 1200, вычитаемое 350. Чему равна разность (1200-350).
4. Записать число, которое больше 60 в 15 раз (60*15).
5. Во сколько раз 20 меньше 1000 (1000/20).
6. Из какого числа, надо вычесть 800, чтобы получилось 856. (800+856).
- Поменяйтесь со своим соседом по парте тетрадкой. Так, давайте проверим, как справились вы с математическим диктантам.
Ответы:
1. 16
2. 3600
3. 850
4. 900
5. 50
6. 1656
- А теперь оцените работу вашего соседа по парте.
Критерии оценивания:
нет ошибок – 5
1-2 ошибки – 4
3 ошибки - 3
4 и более ошибок – 2
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
Введение в тему
- Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока вам необходимо будет расшифровать шифр. На доске вы видите буквы и цифры. Каждая буква имеет свою цифру. Расставь буквы по порядку, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока. Кто желает выйти к доске?
Н П Е И Ь Е М Н О С
7 1 10 2 4 6 5 8 9 3 - ПИСЬМЕННОЕ
Е Л Д Н Е И Е
2 3 1 5 4 6 7 - ДЕЛЕНИЕ
С
1 - С
О С Т А О Т М К
7 2 5 4 1 3 8 6 - ОСТАТКОМ
А Н
2 1 - НА
А В Д У Н З Ч Н О Е
6 2 1 3 8 4 7 5 9 10 - ДВУЗНАЧНОЕ
С И Л Ч О
3 2 4 1 5 - ЧИСЛО
- Так что у нас получилось? Какая тема урока? (Письменное деление с остатком на двузначное число)
- Верно, сегодня на уроке мы познакомимся с письменным приёмом деления на двузначное число с остатком. Прежде, чем мы продолжим, попробуйте определить задачи урока, используя «слова-помощники», которые вы видите на доске.
Познакомимся..
Узнаем..
Будем учиться.. (Познакомимся с письменным приёмом деления на двузначное число с остатком: узнаем, как правило, деления на двузначное число с остатком; будем учиться решать примеры и задачи с применением деления на двузначное число с остатком)
- Для начала давайте вспомним, как делить на двузначное число? На слайде 1 прочитайте алгоритм письменного деления на двузначное число.
Запись на доске:
- Сравните записи? Чем похожи эти записи? (Они делятся на двухзначное число. Деление с остатком)
- Чем отличаются? (Второе числовое выражение вычислено неверно, так как остаток не может быть больше делителя)
- Верно. Кто хочет решить второе числовое выражение с объяснением у доски? (Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях)
190/ 21
189 9
- Какой можем сделать вывод? (При делении с остатком на двузначное число рассуждают так же, как и при делении без остатка)
Работа с учебником
- Открываем учебник на странице 58 № 211. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? (Найти частное и остаток и проверить решение)
- Верно. Первый пример, мы решим все проговариваем устно, остальные по рядам. 156/48
144 3
- У доски по представителю от ряда.
- Проверим 1 ряд? Есть ли ошибки? Исправьте (Ответ будет 4 с остатком 30)
- Проверим 2 ряд? (Ответ будет 6 с остатком 10)
- Проверим 3 ряд? (Ответ будет 6 с остатком 7)
- Молодцы, прочитайте задачу под №212. (Читают)
- Кто совершил первый полет в космос? (Юрий Гагарин)
- Когда произошло это событие? (12 апреля 1961 года)
- Что нам известно в задаче? (Полет космонавтов длился 290 часов)
- Какой вопрос стоит в задаче? Что нам нужно узнать? (Сколько суток и часов были космонавты в полёте)
- Верно. Какие знания мы используем при решении этой задачи? (Единицы времени)
- Кто мне скажет, сколько часов в одних сутках? (24 часа)
- Чтобы узнать, сколько космонавты были в полете, что нам необходимо сделать? (Нам нужно 290 разделить на 24)
- Верно, тем самым мы что узнаем? (Сколько суток и часов были космонавты в полёте)
- Запишите решение задачи самостоятельно. Один ученик возле доски.
- Какой ответ? (Ответ 12 с остатком 2)
- То есть космонавты были в космосе: 12 полных суток и 2 часа
Проверка: 12 полных суток = 288 часов
290-288= 2 Часа
IV. Физминутка
V. Закрепление изученного материала.
- Я предлагаю вам воспользоваться своими знаниями, чтобы выполнить задания по карточкам. Здесь задания трёх уровней сложности.
1 вариант
Ф.И._____________________________________
Выполни деление с остатком: 1) 460: 29 2) 428: 63 | |
Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 1) 526: 25 2) 920: 92 3) 685: 27 | |
Вставить пропущенные цифры, чтобы запись была верной. 1)...: 83 = 7 (ост. 4) 2)...: 29 = 8 (ост. 15) |
2 вариант
Ф.И._____________________________________
Выполни деление с остатком: 1) 637: 73 2) 387: 96 | |
Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 1) 720: 80 2) 449: 64 3) 194: 48 | |
Вставить пропущенные цифры, чтобы запись была верной. 1)...: 82 = 8 (ост. 70) 2)...: 82 = 7 (ост. 75) |
- Я думаю, вы справились с заданием. Сдайте работы для того чтобы мне посмотреть, как вы справились с заданием. Оценки узнаете на следующий урок.