Детские неврозы
И причины их возникновения.
Виды неврозов
Определение
А.И.Захаров
Неврозы – это группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся нерезко выраженными нарушениями психической деятельности и вызванных воздействием психотравмирующих факторов.(Ковалева Е.Ю)
ПРИЧИНА ХРОНИЧЕСКАЯ ПСИХОТРАВМИРУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ
Возраст. При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2,3,5 и 7 лет.
В 2 и 3 года невротизация – следствие травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; противоборства родителей с упрямством детей, фактически же - с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством "я".
Средний же возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков - 5; у девочек - 6,5 лет. В этом возрасте они тонко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом.
Факторы возникновения невроза у детей
1. невротизирующее влияние учебы.
На психическое здоровье неблагоприятно влияет
А) не правильно организованный учебно-образователный процесс
Б) несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободного личного времени(часто из-за ортодоксального отношения родителей к высоким оценкам),
В) Ситуация проверки. Тяжелые переживания у школьников, особенно у тревожно-мнительных, чувствительных, связаны с экзаменом
. Возникающее при этом напряжение сопровождается психосоматической реакцией, нарушением адаптации. Наиболее частые проявления – утомления и астенические неврозы, слабость внимания, нарушение сна или невротические страхи (боязнь темноты, персонажей фильмов, одиночества, разлуки с близкими и тому подобного).
Г) различные конфликтные отношения. (неприятие коллективом, затяжной конфликт с учителем)
Неприятие со стороны учителей и родителей формирует как агрессивных, социально плохо адаптированных детей, так и детей с невротическими расстройствами. А.И.Захаров проанализировал и сгруппировал отдельные стороны неправильного воспитания по степени их патогенной значимости:
несоответствие, неприятие, неравномерность, несогласованность, непоследовательность, неустойчивость, тревожность.
Д) Некорректное поведение педагога (после резких замечаний педагога при выходе учащегося для ответа к доске: порицание, бесцеремонные комментарии..)
Действия педагога могут вызвать болезненную психическую реакцию у школьников – дидактогению. У детей проявляется болезненная застенчивость с навязчивыми страхами несостоятельности, бурной реакцией в самый неподходящий момент (покраснение, потливость, дрожание рук, затруднения в речи и тому подобное). Такие переживания возникают
Обычно в подростковом возрасте (когда повышено внимание к своей внешности) в результате дедактогении может возникнуть навязчивое опасение наличия уродства, какого-то мнимого физического дефекта, неприятного для окружающих, дефекта, который может быть предметом насмешек.
Неправильное воспитание, негармоничная семя
А) Несоответствие требований взрослых возможностям и потребностям детей, ритму их физиологического и психического развития, конституциональным и половым особенностям.
(предъявляют слишком много требований, которые трудновыполнимы)
Чаще - у авторитарных родителей или родителей, больных неврозом.
Б)Неприятие индивидуальности и эмоциональное неприятие ребенка.
Раздраженно-нетерпеливое отношение, частые порицание, угрозы и физические наказания, отсутствие необходимой нежности и ласки… Неприятие индивидуальности – следствие непонимания родителями особенностей развития своих детей, навязывания им стереотипных решений, шаблонного подхода в воспитании.
Неприятие может быть связано и с эмоциональной черствостью родителей: нежеланность ребенка в первые годы жизни или несоответствие его пола ожидаемому, а также неспособность ребенка выполнить требования родителей.
В) Неравномерный характер воспитания (от авторитарных тенденций до гиперопеки)
В первые годы жизни ребенок испытывает недостаток материнской заботы: из-за ее раннего выхода на работу его отдают на воспитание няням, родственникам, в ясли. Кроме того, недостаток материнской заботы связан с неуверенностью женщины в прочности брачного союза и неразвитостью материнского чувства. Затем она, наверстывая упущенное, окружает свое дитя излишним вниманием, особенно при наличии невротического, тревожного и истерического характера.