Верховажье – историческое поселение Вологодской области





Историческое поселение — это статус, который присваивается государством согласно Федеральному закону №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации».

 

Вид Верховажья со старого кладбища (Фото из архива Обнорских)

 

Чем важен статус?
Статус исторического поселения — это оценка, которую получает село в масштабе культурного наследия всей Вологодской области. То, что Верховажью присвоен этот статус, подтверждает -сохранение историко-архитектурной среды нашего села имеет особое значение для сохранения культурной самобытности всей Вологодской области.

Статус «Историческое поселение» может способствовать развитию конкурентных преимуществ муниципальным образованиям, а культурное наследие, которым обладают исторические поселения, может быть фактором экономического роста территории исторического поселения.

 

 

18 июля 1994 года, Глава администрации Вологодской области Н.М. Подгорнов подписал постановление администрации № 408 «О совершенствование работы по охране и использованию памятников истории и культуры Вологодской области». Согласно тексту этого постановления село Верховажье получило статус - «историческое поселение Вологодской области».

 

Постановления Администрации Вологодской области от 18 июля 1994 г. N 409 и Постановление Администрации Вологодской области от 17.08.1994 г. N 490, в которых утвержден Список исторических поселений Вологодской области.

 

 

Итак, новый статус – историческое поселение - село Верховажье получило благодаря решению Главы администрации Вологодской области Н.М. Подгорнову

 

(фото из интернета: Подгорнов Николай Михайлович - Глава Администрации Вологодской области в 1991-1996 годах).

 

Но важно не только сохранить, но и использовать историко-культурный потенциал Верховажья — это конкурентное преимущество села перед другими вологодскими районами и городами и богатство, которое село может конвертировать в постоянный доход. Территория исторического поселения - это наиболее притягательная территория для развития строительства, бизнеса, рекреации и туризма.
Инициативная группа краеведов (Г. А Буданов, А.В. Кузнецов, Н.И. Плотников, В.П. Пивоваров, В.А. Первухин …) готовит к публикации несколько сборников, где рассказывается о фактах из истории Верховажского края и которые имеют значение для сохранения культурной самобытности всей Вологодской области.

Глава 1. Заволочье. Чудь заволочская. Важская земля под властью Новгорода.

 

Заволочье - этим словом древние славяне называли обширный край, раскинувшийся к востоку от Онежского озера. Называли так, потому что лежал он за междуречьями - перевалами, через которые приходилось перетаскивать (переволакивать) им свои лодки, когда они пробирались в эти места.

 


По мере освоения Севера славянами границы Заволочья постепенно расширялись, и оно дотянулось до Мезени на востоке. Южной его границей служила река Сухона, на севере оно упиралось в студеное Белое море.
По мнению тарногского краеведа Угрюмова у Заволочья существовало и третье еще название - страна народа вису. Дано оно волжскими булгарами и арабами. Булгары, как пишут арабские географы, ездили в страну вису преимущественно зимой, на санях, запряженных собаками. Булгары везли народу вису металлические изделия: копья, мечи, ножи, топоры, серебряные и золотые украшения, ткани и выменивали на них меха, моржовую кость, воск, мед.
Людей, которые жили на территории Заволочья, новгородцы называли чудь заволочская. Верховье реки Ваги являлось частью территории Заволочья.
Чудь заволочская – это дославянское население Заволочья, являющееся до наших дней в некотором роде исторической загадкой. Термин этот пущен в обиход летописцем XI века Нестором в «Повести временных лет».


Историки утверждают, что чудь заволочская была народностью бесписьменной и не оставила после себя ни летописи, ни иных каких-либо документов. О том, какие племена составляли до русское население этого края, можно высказываться лишь предположительно, основываясь на данных топонимики.

Все памятники, связываемые с чудью заволочской, относятся к периоду активной колонизации Севера древнерусским населением. Первое и пока единственное поселение X-XI веков чуди заволочской было исследовано в 1993-1994 годах М. В. Иванищевой в Тотемском районе.
Некоторые историки утверждают, что чудь заволочская исчезла в 14 – 15 веках. Но более поздние исследования доказывают, что чудь существовала и в 19 веке.
0 том, что чудь, сохраняя свою самобытность, долго жила в бассейне средней Ваги, свидетельствует "Житие Варлаама Важского" (умер в 1467 году), составленное в конце XVI века.

В 1864 году были опубликованы "Списки населенных мест Российской империи". Основываясь на сведениях, собранных Императорской Академией наук через архангельских приходских священников, можно утверждать, что во второй половине XIX века чудь существовала на территории бассейна реки Северная Двина.
В 19 веке чудь жила на территории Верховажского района. Об этом можно узнать из краеведческих заметок священника В.Н. Кедровского.

 

 

В заметках В. Кедровского о Морозовской волости Вельского уезда 1923-1924 гг. находим: «От деревни Евсюнинской (Лапино) к югу, на расстоянии приблизительно 1 /2 версты по левую сторону от дороги между Лапиным и Усадьбой находится небольшой лесок (хвойный), именуемый местными жителями “Старым охраневищем”. В этом - то леску находится яма, на месте которой раньше было жилище чуди». Далее читаем: «За деревней Захаровской (Конец), если идти вверх по речке Семженьге, то можно встретить заросшее озеро, на берегу которого находится развалившаяся лодка, признак пребывания ранее здесь чуди».


Какие племена входили в состав чуди заволочской, каков образ жизни этих людей - единой точки зрения среди историков нет.
В современное время, в Поважье, еще имеются люди, которые веруют в святые деревья.


Фото из интернета: Чудские святилища на Вологодчине.

 

 

Когда на территории Русского Севера появилось племя Чудь, какова его роль в истории государства Российского и Поважья?

В современной краеведческой литературе говорится, что территорию, которую мы сегодня называем Русским Севером, издавна населяли многочисленные финно-угорские племена, людей которых русские называли - Чудь.
Это утверждение нуждается в уточнение. Первоначально постоянной территорией проживания племени Чудь были южные районы России. Так, Геродот, в пятом веке до P. X., описывал Чудь северной и южной России. Чудь была прежде могущественный народ, первоначально кочевавший по всей России, и успешно воевавшей с Дарием, царем Персидским. Впоследствии ослабела и была вытеснена на север, где попала в зависимость от варягов.
Чудь оставила огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след. Чудь принимала участие в походе князя Олега на Смоленск, о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям».
К началу 9 века Чудь еще не полностью освоила новую для себя территорию Севера. К этому времени славяне уже знали, что Чудь не едина и выделяли в ней несколько племен (Чудь, Весь, Меря).

 

 

 

Финно-угорские племена. Фото из интернета

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре финно-угорских народов также сохранились предания о загадочном древнем народе Чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство.

 

Представители племени Чудь

 

Так что кроме общего названия, которое относилось ко всем финно-угорским племенам, весьма вероятно, было еще и отдельное племя люди которого сами себя называли Чудь.
В период раннего средневековья Чудь была слаба и не могла противостоять врагам. Из первых русских летописей известно, что к середине 9 века финские и славянские племена, жившие на Европейском Севере нынешней России, платили дань варягам.
В 862 году финские и славянские племена изгнали варягов, и после этого между ними самими начались усобицы.
Для предотвращения внутренних конфликтов вожди славянских и финских племен (Чудь, Весь и славяне Ильменьские) решили пригласить князя со стороны, об этом факте в истории России говорится в летописи «Повесть временных лет».

 

На фото картина В.М. Васнецова «Призвание варягов». #ВК_Из_истории_посада

Участники этой встречи сказали приглашенным варягам: «земля наша велика и обильна, богата лесами, озерами и реками, пушниной и рыбой, а порядка в ней нет. Приходите княжить и управлять нами».
Так, в 862 году Чудь вошла в историю будущего русского государства, чудские племена создали на Севере свою специфическую топонимию.
Первобытное население Севера России, реки и речки Поважья.

Литература, опубликованная Вологодской областной библиотекой в цифровой коллекции «Этнография и фольклор Русского Севера», позволила создать пост, о том, как краеведы конца 19 начала 20 веков, представляли расселение людей на Севере России в до славянский период.

Большинство авторов в опубликованной цифровой коллекции отмечают, что люди, которые впервые появились на Севере России, встретили здесь непроходимые леса. Леса почти сплошь состояли или из чистых топей и болот, покрытых чахлой сосной или из мокрых мест, покрытых елью. В опубликованной литературе отмечается, что кроме болот и мокрых мест были здесь и высокие сухие боровые места. Но все боровые леса опоясаны болотами, поэтому и в летнее время боры оставались недоступными для человека.
Говоря об освоение территории Русского Севера, подчеркивается, что только благодаря рекам, постепенно поднимаясь из одной реки в другую, древние люди приходили сюда на легких челнах за звериным и рыбным промыслом.
Вельский краевед, А. Орлов, в своей книге пишет: «среди бесконечных неприступных болот, река есть единственная дорога, по которой летом можно идти вперед и возвратиться назад; единственное местом, где человек может найти узкую полоску сухой почвы, на которой он может стать твердой ногой, развести огонь, обсушиться, согреться, сварить пищу и, вообще, не погибнуть. Эта полоска твердой земли, конечно, всегда была около реки. На Севере река составляла все. Она кормилица, поилица и большая дорога».
В краеведческой литературе 19 века, отмечается, что первые люди, которые освоили территорию Севера России, были представители финно-угорских племен. Проникнув на эту территорию, они стали заниматься здесь звероловством и рыболовством.
Охотился за зверем человек только близ берега реки, никогда не удаляясь глубоко в лес, в сторону от нее. В этих скитаниях северный народ и дал имена всем рекам, пропустив, разве случайно, самые мелкие.
Ютясь по берегам рек и речек, это первобытное население севера прежде всего нуждалось в обозначении собственным именем той речки, на берегу которой оно обосновалось, того естественного пути, по которому оно сообщалось со своими соседями, первоначальные поселения всегда возникали на реках и принимали имена рек.
Краеведы отмечают, что когда речь идет о селение, или о сельском обществе, вы прямо услышите название реки: Коленга, Кулое, Терменьга, Пежма, Верхо важье. Эти термины обозначают селение, точнее сказать целые группы селений, целые общества, хотя в сущности, это имена рек. На севере, говоря о селении, называют реку, а для большей ее определенности прибавляют верх, низ, устье.
Таким образом, реки получили прочные имена, за много столетий до всяких постоянных поселений на них. Есть река, значит, могут быть и люди, нет реки – не может быть и селения. Имя реки и есть название обитаемой местности.
Первые поселения, которые возникли на Севере, носят финские наименования, поселения, которые возникли уже в период славянской колонизации, носят русское название.
Говоря о народе, осваивающим новую для себя территорию, краеведы замечают, что на громадном пространстве севера России проживала народность, образовывавшая названия рек при помощи суффиксов «ва», «ма», и «га» (Коробо-ва, Пеж-ма, Ва-га…) Из них окончание - ва характерно для вотяцких и зырянских названий, га - для лопарских, ма - тоже для вотяцкихъ - (Брокг.. Финно-угорск., племя).
На основании этого факта, делается предположение, что по названию рек и речек, можно определить границы проживания народности на территории Поважья.

Фото Ю. М. Шокальского. 1890 г.
Зыряне, возвращающиеся со сбора морошки. Источник: https://ruspics.livejournal.com/863423.html
#ВК_Из_истории_посада

Колонизации Русского Севера Великим Новгородом и легенды Верховажья.

В IX-X веках Великий Новгород являлся одним из богатейших городов Европы. Это благополучие и процветание во многом обеспечивалось за счет освоения новых земель, завоевания (колонизации) территории на севере и на востоке (в том числе земли Поважья), где проживали угро-финские племена.

Историки определяют четыре формы колонизации Русского Севера Великим Новгородом: военную, феодальную, церковную и крестьянскую.
Начало проникновения новгородцев в Заволочье относится к IX-X векам и, вероятно, продолжалось вплоть до XIV века. Сначала в Важский край по рекам на своих легких ладьях проникали военные отряды новгородцев - ушкуйники.

 

 

Ушкуйники. Новгородская вольница. Картина С.М. Зейдеберга

 

Их интересовали богатые пушниной промысловые угодья, перспектива сбора дани и богатой добычи с покоренного чудского населения. В их задачу входило, если потребуется, огнем и мечом сломить сопротивление местных аборигенов и основать на этой земле свои опорные пункты – погосты.

 

Русские пираты ушкуйники от Белого до Черного моря


Ушкуйники - русские пираты, особый класс, который не приписывался к какой-либо общине (как этого требовали новгородские установления для гражданской полноправности). Власти стремились освободиться от подобных буйных элементов населения и указывали им дело — расширять пределы Новгорода; землевладельцы и промышленники пользовались ими как защитниками своих интересов от иностранной экспансии; чаще всего, ушкуйники совершали свои походы на свой страх и риск.
Рассматриваемые в посте события нашли отражение в легендах Верховажья. Так, в Верховажском бору находится «писаный камень». Сегодня большинство старожилов помнят легенды связанные с этим камнем, но мало кто может показать гостям Верховажья место, где находится этот камень.
В 13 – 14 веках камень находился на вершине холма, начиная с 19 века, он находится в низине, в 300-400 метрах от холма. Про этот камень рассказывают большое количество легенд.
Согласно одной из них с холма, на котором находился «писаный камень», можно увидеть курган, который находится около деревни Кузнечиха. С кургана около Кузнечихи, кроме холма, где лежал «писаный камень», можно увидеть курган, который находится около Подгородья. Рассказывают, что, с этих курганов, передавались световые сигналы которые предупреждали о движущихся по реке Ваге неприятеле.
Возможно, эта легенда связана с событиями, которые происходили во времена военной колонизации Ваги ушкуйниками Великого Новгорода.
На фото «Писаный камень» - в Верховажском бору. #ВК_Из_истории_посада

 

Монастырская колонизация на Ваге
В конце X века Новгород был главным оплотом славянской языческой религии. С целью объединения всех племен киевский князь Владимир принял решение перейти от язычества к христианству. По его приказу жители Новгорода были крещены.
В 1045 году, в Новгороде строиться каменный храм святой Софии, который стал главным городским собором. Храм святой Софии имел большую библиотеку. Служители храма занимались переводами с греческого языка на русский, перепиской книг, поддерживали прямые связи с Афоном и другими монашескими центрами Византии. Учреждается Новгородская епархия, в церковной жизни города возникают демократические порядки.
После того как Новгород вышел из состава Киевской Руси, стал самостоятельной республикой (С 1157 до 1478 г.) новгородское вече само избирает себе владыку, киевский митрополит (а, позднее, московский) только посвящал избранного. Значительная роль владык в государственном управлении Новгородской республики позволяет некоторым историкам определять новгородскую политическую систему, как «теократию».
Новгородская церковь несла языческой чуди не только христианство, но распространяла свою власть на чудские земли. Софийский собор был крупнейший землевладелец в Двинской земле.


В 13 веке земли Вельской волости, куда входили земли верховья Ваги, принадлежали Софийскому собору. Новгородский Софийский дом, духовные властители играли решающую роль не только по церковной линии, но и в хозяйственной деятельности населения, в определение названия поселений. По их указанию и настоянию в верховьях Ваги основывались новые поселения, строились церкви, часовни.
В конце 13 века на территории нынешнего Верховажья строится церковь, возникает Пречистенский погост, позднее он преобразуется в Верховажский погост. В верховьях Ваги дань собиралась новгородскими десятильниками и посадниками и отвозилась в Новгород, в казну Софийского собора и поэтому называлась софийской данью. В начале 14 века крупнейшим владельцем земли в верховьях Ваги становится Софийский собор.
Крупными земельными собственниками были монастыри: в новгородской республике на территории Двинской земли было пять монастырей. Один из них был основан Варлаамом Важским. В миру – Василий. Он был одним из богатейших людей Великого Новгорода и, владея Заволочьем, завел здесь хлебопашество, а до этого чудь добывала пропитание только охотой и ловлею рыбы и вымирала от болезней. Святой Варлаам много тратил средств для просвещения народа, построил «Пинежский городок», поставленный над рекой Пинежкой, которая впадала в реку Вагу в 16 верстах ниже Шенкурска. На берегу Ваги построил много храмов, в 1444 году основал иноческую обитель в честь евангелиста Иоанна Богослова и много средств употребил на ее благо украшение. В Верховажье в честь Варлаама Важского напротив Пестеревской рощи была построена часовня.

 


Монашество принял с именем Варлаам. Питал сирот, одевал нагих, лечил больных и упокоивал странников. В 1462 году отошел к Господу.
По смерти он являлся иноком своей обители и увещевал давать щедрую милостыню и все раздавать бедным во время голода.
Варлаам Важский был и до сих пор остается самым почитаемым святым среди жителей Важской долины.

Крестный ход к мощам преподобного Варлаама Важского, Шенкурского 2015 год;


О церковной и монастырской колонизации Ваги исследователь истории Важского края М.Н. Мясников пишет так:
“Христианская вера на Ваге воссияла в XI столетии, и первое правление было новгородских первосвященников, и Вага, состоящая тогда в Обонежской пятине, в Заонежской половине называлась Важская десятина. Потом от Новгородского правительства присылаемы были на Вагу для управления по гражданской части посадники; во время посаднического правления из Новгорода на Вагу были выходцы и селились по иным местам по реке Bare, Пежме и Кокшеньге” (из ст. “Исторические сведения о Кокшеньге”).

 

 

Колонизация Заволочья

Походы ушкуйников, которые проходили в 9 – 10 веках, показали новгородцам, что Двинская земля, или Заволочье, как называли ее потом новгородцы, богата пушниной, птицей, а в реках водится много рыбы. Территория слабо населена. Поэтому в XI веке новгородцы приступили к ее колонизации, заселению. Колонизацияэто исторически определенный тип заселения и освоения слаборазвитых территорий.

Отдаленность от Новгорода удобных и богатых промысловых мест в заволочье и трудности путей, туда шедших, были причиной, почему бедному переселенцу очень трудно было в одиночку идти в Заволочье. В далекое заволочье могли проникнуть только хорошо снаряженные и снабженные партии колонистов.

Такого рода партии и формировались в крупных боярских хозяйствах. Новгородский капиталист, боярин или «житой человек» желавший вновь завести или увеличить свои промысловые заимки в заволочье собирали у себя своих холопов, «дворчан» или «дворян» (т.е. дворовых людей), и посылали их в заволочье. Они шли в «ушкуях» (лодках) вдоль реки и искали удобных мест для становищ. Все удобные места занимались ими на имя их господина и становились боярской вотчиной.

Между чудью и новгородцами, сначала ушкуйниками, а затем боярами, шла борьба. Хорошо вооруженные ушкуйники грабили чудь, отнимая ценные меха. Затем купцы, промышленники захватывали у чуди промыслы, участки земли, различные угодья. Борьба сопровождалась и кровавыми эпизодами. В Никоновской летописи под 1032 годом говорится: «Убиен бысть Глеб, сын Святославль, в Заволочьи». Чудь не хотела ни чужой религии, ни тем более власти новгородцев над собой; все же в ряде мест чудь и новгородцы жили мирно, чудь постепенно усваивала язык, нравы, обычаи и религию более культурных русских переселенцев. Летописцы не говорят ясно о завоевании Заволочья, потому что завоевания в нашем смысле этого слова не было, а было медленное поступательное движение, тянувшееся несколько веков, в котором насильственный кровавый эпизод чередовался с мирной уступкой, с договором.

К 14-15 вв. три-четыре десятка именитых боярских фамилий сосредоточивали в своих руках более половины новгородских частновладельческих земель. Огромные земельные владения являлись материальной базой, обеспечивавшей политическое господство боярства.

Понемногу целые округа подпадали вотчинной власти того или иного боярина. Семья Борецких в ХУ веке владела значительным пространством на Ваге. Самым крупным землевладельцем на Ваге был новгородский посадник Василий Своеземцев, который в 1315 году купил у важских старост (чудских князьков) Азики, Харагинца, Ровда и Игнатца земли Шенкурского погоста за 20000 белок.

Верховажские краеведы называют фамилии новгородских феодалов, которые основали поселения на территории нынешнего Верховажского района.

Так, например, Косково получило свое название по прозвищу новгородского посадника Матвея Варфаламеевича Коски.

Название слободки Морозово связано с новгородским боярином Морозовым, во владении которого в 60-70-х годах ХУ века были земли в верхнем течении реки Пежмы. Боярин Морозов отдал эти земли новгородским крестьянам – переселенцам для обзаведения хозяйством на льготных условиях, с отсрочкой платежа.

В середине ХУ века новгородский посадник Василий Степанович Шенкурский, стремясь освоить новые земли в верхнем течение реки Сивчуги, передал их переселенцам из Новгорода, на льготных условиях освободив их на какой-то период от уплаты феодальных повинностей. Таких людей называли слободчики. Одним из таких поселенцев был Сидор. Построив здесь поселение, он назвал его своим именем Сидорова Слобода.

В долине реки Кулой находится «куст» деревень под общим названием Осташево. Название местности происходит от имени первого перселенца прибывшего из Великого Новгорода _ Осташа.

Дополнительная литература:

Н. Плотников. О происхождении некоторых названий - «Верховажский вестник», - 2002, - 23 января;

В.Н. Филиповский. Страницы из истории Верховажья. – Путь к коммунизму, - 1988, - 31 марта.

 

Икона Варлаам Пинежский, Важский, Шенкурский

 

Борьба Москвы и Новгорода за Двинские земли, за Заволочье, битва у Шиленьги 1471 году.

Берег Северной Двины, где в нее впадает река Шиленга

В Википедии можно прочесть, что «Двинской землёй с начала XIV века русские летописи называют центральную часть Заволочья. Кроме собственных богатств через Двинскую землю проходил речной путь, связывающий Новгород с Уралом и Сибирью (по Сухоне и Вычегде). Двинская земля с прилегающими территориями была очень богатым владением Новгорода».

С конца XIV в. начинается борьба новгородцев с великими московскими князьями за Заволочье. До тех пор москвичи ограничивались получением от Новгорода, так называемой "печорской дани", которую Новгород платил Москве с 1233 года. Новгород платил московский откуп (печорская дань) за все волости и самый Новгород — 3000 рублей, а за Заволочье — 5000.

Новгородцы тщательно оберегали свою богатую волость от всех попыток владимирских и московских князей захватить ее.

Однако, в 1397 г. на Двине вспыхнуло восстание против новгородского правительства и двинским боярам удалось «задаться» за великого московского князя…Заволочье мирно присоединилось к Москве, двиняне отделились от новгородцев и признали власть московского князя. Памятником кратковременного владычества великого князя Василия Дмитриевича осталась Двинская грамота 1397 г.

Новгородские бояре послали на Двину сильное по тем временам трехтысячное войско, которое силой оружия заставило двинян снова покориться Новгороду. Многие двинские бояре были казнены, новгородцы наложили на двинское население тяжелую контрибуцию «в 1000 фунтов серебра и 3000 лошадей».

Несмотря на наличие в Великом Новгороде такого демократического института, как вече, отнюдь не все новгородцы были за независимость своей земли и хотели воевать против Москвы. Права обычных, не самых богатых горожан не соблюдались, а такой слой населения, как смерды, на вече и не могли присутствовать. Разрыв между богатыми и бедными увеличивался, и это не добавляло обычным новгородцам желания воевать с Москвой фактически за бояр, а не за себя.

Это нежелание части новгородцев воевать с Москвой проявилось в сражение, которое произошло ходе Московско-новгородской войны 1471 года на речке Шиленги. Эта битва произошла 27 июля 1471 года у реки Шиленги, что протекает в Виноградовском районе, впадая в Северную Двину чуть выше устья Ваги. Это была исторически значимая битва не только для севера, но и для всей России. Она поставила точку в почти 100-летнем споре между Москвой и Новгородом за обладанием огромной территории и её богатствами.

Эта битва описана в «Московской повести о походе Ивана III на Новгород»: В ней говорится, что, со стороны Новгорода было выставлено около 12 тысяч человек, в основном, двинян. Командовал этим войском Василий Шуйский. Московской ратью, усиленной отрядами из Устюга и Вятки командовал Василий Образец. Под его началом было около 5 тысяч воинов. Следовательно, всего в битве участвовало ни много ни мало 17 тысяч человек. Насколько важной была битва у Шиленьги можно заключить, даже, из численности противоборствующих сторон. Для сравнения, во время всем известной Куликовской битвы, принимало участие всего около 5 – 6 тысяч человек с обеих сторон.
Как бы там ни было, для нашей страны давно прошедшая битва сыграла значительную роль. Не нам судить о том, кто был прав, а кто нет в том противостоянии. Наше дело – знать и помнить!

Рати бились на реке и на берегу. Прежде в древнерусских источниках вообще не было информации о схватках на судах.

Рати встретились на Двине, на судах. Начали бой на воде, потом по взаимному уговору перешли на правый берег реки при впадении Ширинги, вышли на сушу начали битву на суши. Бой шел долго, с утра до вечера. Москвичи лишь под конец битвы взяли верх.

По признанию новгородских летописцев было немало таких двинян, которые «не тянули» к новгородскому воеводе. Вряд ли они напрямую переходили на сторону неприятеля. Но нерадивость в бою проявляли и это обстоятельство, по новгородской летописи, сыграло важную роль в ходе сражения. Причин, почему такое происходило, в новгородских источниках не отмечается. Однако нежелание части двинян активно защищать интересы Новгорода, безусловно, сыграло роль в поражение всего их отряда, а затем и остального войска. Тем не менее, основная масса двинян защищалась храбро – бой шел весь день, пока у них не удалось захватить боевое знамя. Московский хронист даже уверяет, что это вышло только с третьего раза – дважды погибали знаменоносцы, но всякий раз двиняне снова подхватывали стяг. В те времена знамя было не просто символом, но и важным орудием управления войсками – им передавали определенные сигналы для многочисленных ратников. Поэтому потеря знамени могла решить исход сражения. По всем летописным данным, в сражении «паде многое множество с обе половины».

Победа на Двине в устье Шеленги реально привела к установлению в этом крае московской власти.

После присоединения Заволочья к Москве начинается новый этап истории Севера. Термин «Заволочье» вскоре исчез. В 1471-78 гг., после падения Новгородской республики, весь Русский Север оказался в составе единого Русского государства.

Дополнительная литература: Несин М.А.К истории сражения новгородцев с москвичами на реке Шиленьге 27 июля 1471 года.

«Шильники» - участники битва у Шиленьги в 1471 году.

Новгородцы, участвующие в битве 1471 года, в летописях никак социально не идентифицируются. Но в Устюжской летописи есть указание на то, что среди новгородской рати было много «шильников». Источник так называет их дважды. При перечислении новгородской рати и при рассказе о ее потерях после проигранного сражения.

Кто такие «шильники», как они оказались в новгородском войске?

Шильники — первоначально название ремесленной специальности, они играли значительную роль в движение ушкуйников. Потом так стали называть в Новгороде различного рода подозрительных людей: плутов, мошенников, бродяг. В результате подкупа весной 1471 года шильники выступили на вече в поддержку «литовской партии». При поддержке шильников к власти в Новгороде пришла группа бояр во главе с Марфой Борецкой («Марфой Посадницей»), женой новгородского посадник Исаака Борецкого. Московский летописец отнес «шильников» к бедным, «безыминитым мужикам», которые выступали на вече в поддержку «литовской партии». По мнению московских летописцев, новгородские «шильники» - это люмпены, криминализированная городская беднота, готовая за плату на все. При этом они, вероятно, объединялись в банду с постоянным составом, хорошо известную новгородским властям.

Когда в 1471 году Иван III объявил «Крестовый поход» против Новгорода, обвинив новгородцев в вероотступничестве, новгородские власти решили в борьбе с Москвой использовать шильников и послали их защищать двинские земли от московской рати..

Послав на Двину городских бандитов, лидеры «литовской партии» убивали сразу двух зайцев:

- отправляли против московских служилых людей лихих и бесшабашных головорезов,

а во – вторых - заодно удаляли из города маргинальный элемент, который в условиях войны мог выйти из под контроля своих нанимателей. Кроме того новгородская верхушка могла быть уверена, что назад «шильников» в любом случае вернутся в меньшем количестве

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: