Старинная Тотьма. Тотемское музейное объединение




сегодня в 7:43

ТОТЕМСКИЙ РАЙОН. СОНДУГА

Речка Сондуга в старинных источниках фиксировалась и как Сондога, и как Сондонга. Она впадает в Сондугское (Сондужское) озеро, из которого, как известно, начинается Кулой. В Вологодской области, в соседнем Сямженском районе, есть река с похожим названием Сондужка, она тоже впадает в озеро, но уже в Шиченгское, а из него вытекает Шиченьга. В древне-финском языке было слово sonte – «разрезать, вспарывать, открывать», от которого и возникла топонимическая основа сонд- в значении «река, разрезающая озеро». Точнее нужно сказать так: «река, протекающая сквозь озеро». В обоих случаях это толкование подтверждается географическими реалиями.

Шесть сондугских деревень стояли рядом, в виду друг друга. Все деревни были небольшие. Выстроили их на краю коренного берега огромной озёрно-ледниковой котловины, самую глубокую часть которой занимает Сондугское озеро. Само озеро из деревень почти не видно, но если забраться на крышу какой-нибудь избы, то в ясный летний день среди тёмно-зелёных лесов нет-нет да и блеснёт кусочек водной глади.

Сондугское озеро – самое большое по площади (690 га) не только в Тотемском районе, но и во всей восточной части Вологодской области. Водоём имеет яйцевидную форму: в широкое основание озера впадает речка Сондуга (длиной чуть больше 10 км), а из узкой вершины двумя рукавами вытекает Кулой. Кроме Сондуги в озеро впадает ещё Ночная Маткова и несколько небольших ручьёв. Берега Сондугского озера на всём протяжении заболочены, так как водоём находится в центре крупного болотного массива. Подойти к озеру можно только в нескольких местах, по тропам, устроенным рыболовами. Они же построили на берегах озера несколько избушек – более простых из досок, и более капитальных – из брёвен, размерами с обычную баню. Передвижения между избушками осуществляются на лодках по озеру.

Озеро Сондугское представляет собой остаток послеледникового водоёма, поэтому строение его дна – двойное. Первоначальное днище из горных пород (глины, пески) скрыто в настоящее время многометровым слоем ила и сапропеля, накопившихся за несколько тысяч лет вместе с одновременным снижением уровня воды. Сапропель – ценное органическое удобрение. Его запасы в Сондугском озере значительны. В 1980-е годы руководство совхоза «Тотемский» планировало начать добычу сапропеля, но этим планам не суждено было сбыться. Наибольшие глубины (до 5-7 м) находятся в центральной части Сондугского озера. Из-за того, что ил вязкий, глубины часто бывает сложно определить.

Все деревни на Сондуге имели двойные названия: Захаровская (Заречье), Угрюмовская (Погост), Марьинская (Шильниково), Семёновская (Талашово), Илюхинская (Кузнецово), Никитинская (Конец). Официальные топонимы (по-письменному) встречаются уже в писцовой книге волости Сондуга 1623 года, а народные (по-устному) разбросаны в различных письменных источниках XIX – XX веков. Заречье в самом деле стоит за Сондугой по отношению к остальным деревням, а Конец – самая крайняя в ряду сондугских деревень. В названиях Шильниково, Талашово и Кузнецово сохранились преобладающие фамилии крестьян-сондужан, проживавших в этих деревнях.

В конце 1970-х годов на Сондугу по УЖД добралась экспедиция вологодских археологов под руководством Н.В. Гуслистова. В деревне Семёновской они произвели раскопки древнерусского могильника XIII – XIV веков. Селище этого времени обнаружить не удалось, но было высказано предположение, что оно находилось на месте какой-то из тогда ещё жилых деревень. В соседней деревне Марьинская, прямо на улице, археологи раскопали ещё один могильник, артефакты из которого, по определению специалистов, были как славянского, так и финно-угорского происхождения. Марьинский могильник был зафиксирован и частично исследован ещё в 1924 году Н.А. Черницыным, который был склонен считать его «чудским». В наши дни на месте деревни Марьинская стоит памятная беседка, у которой раз в год собираются её бывшие жители (все дома деревни сгорели несколько лет назад).

Автор текста: Александр Кузнецов
Фото 2015 года.

Литература

С Дополнительной литературой по теме, можно познакомиться в опубликованной областной библиотекой в цифровой коллекции «Этнография и фольклор Русского Севера»:
Е.А. РЯБИНИН. К этнической истории Русского Севера (чудь заволочская и славяне);
М. В. Иванищева По следам чуди заволочской (средневековые древности Тотемского края).
Фото из интернета: Перенос лодки через волок на Севере. С рисунка ХУ1 века.; Чудские святилища на Вологодчине.
#Разное_Верховажье

 

При подготовке поста:
Когда на территории Русского Севера появилось племя Чудь, какова его роль в истории государства Российского и Поважья?
Была использована следующая литература:
1. Н.В. ДРАННИКОВА, Р. ЛАРСЕН ЧУДЬ В ФОЛЬКЛОРЕ НОРВЕГИИ И РУССКОГО СЕВЕРА
2. ЧУДЬ ЗАВОЛОЧСКАЯ И ЧУДЬ БЕЛОГЛАЗАЯ
3. Е.А. РЯБИНИН К этнической истории Русского Севера (чудь заволочская и славяне)
4. Мийкул ПАХОМОВ “ОНИ ПРИНАДЛЕЖАТ К ЧУДСКОМУ ПЛЕМЕНИ...”
5. М. В. Иванищева По следам чуди заволочской (средневековые древности Тотемского края)
6. И З Ъ К О К Ш Е Н ЫЧ 'К И Х Ъ П Р Ё Д а ни Й. II. Чудь, литва, паны
7. И.А. К анева Ч У Д Ь в ПРЕДАНИЯХ КОМИ
8. Ю.И. Смирнов Москва, Россия САМОПОГРЕБЕНИЕ ч у д и
9. О Д Р ЕВНОС ТЯХЪ ЗАВОЛОЧОКОЙ ЧУДИ ПеЧОРСКАГО КРАЯ.
10. ЕЩЕ ЧУТЬ ЧУДЬ
11. А. Орлов. Происхождение русских и некоторых Западноевропейских рек, городов, племен и местностей.
Эта (и другая) литература опубликована в интернете под общим заголовком: цифровая коллекция «Этнография и фольклор Русского Севера».


Глава 3. Вага – главная достопримечательность Верховажья

(находится в стадии подготовки как черновик)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: