МБДОУ «Детский сад №7 «Золушка»
Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка
Виды одаренности
Определение Социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.
Схема работы с одаренными детьми в рамках ДОУ
¨ Введение педагогов в психологию детской одаренности;
¨ Анкетирование родителей в данном направлении
¨ Вооружение педагогов умениями и навыками по выявлению склонностей, способностей, творческого потенциала детей (методом наблюдения)
¨ Формирование списков детей с потенциалом одаренности (подача списков на начало учебного года психологу)
¨ Обучение психологически обоснованным принципам работы с такими детьми;
Дети с Академической одаренностью быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частной.
Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и семье. Родители и учителя бывают недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
|
Творческая одаренность характеризуется нестандартным, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению знаний могут быть не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар.
Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в искусстве, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства.
Очень часто встречаются дети, которые кажутся нам странными, не понимают, казалось бы, очевидных истин, не могут усвоить то, что другим детям буквально дается «на лету». У них на все свое мнение, своя позиция, иногда очень отличающиеся от общепринятой. Им приходят в голову странные идеи – «глупые», по мнению все знающих отличников, необычные, по мнению людей, умеющих ценить нестандартное. Это дети творчески одаренные.