Пояснительная записка
Характерные для детей с ограниченными возможностями здоровья особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость корригируются в третьем четвертом классе в системе воспитательной работы, начатой в первом - третьем классах.
Коррекционная направленность воспитания предполагает учёт индивидуально-типологических особенностей обучающихся; выбор средств и приёмов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство. Правильная организация воспитательной работы в третьем четвёртом классе, в которой целесообразно сочетаются фронтальные, коллективные и индивидуальные формы работы ведёт к развитию личности ребёнка. Он учится жить по законам общества, бережно относиться к окружающему миру, людям, осознает себя в этом мире, ценит собственное здоровье и здоровье близких, задумывается о самовоспитании.
Цели воспитательной работы
На основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного, духовного развития и коррекции поведения детей.
· Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности. Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.
· Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям.
· Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: формирование у детей таких ценных качеств и привычек поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.
· Воспитание общительности, своей общности с классным коллективом, духа товарищества и желание оказывать помощь друг другу.
· Воспитание в детях толерантного отношения к происходящим событиям и окружающим людям.
· Привлечение родителей в воспитательный процесс.
· Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, к здоровому образу жизни.
Задачи воспитательной работы в классе
· организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся, формирование эмоционально-положительного отношения к учебе, знаниям, деятельности;
· воспитание гражданско-патриотических качеств через воспитательный потенциал урока и внеклассных мероприятий;
· совершенствование системы индивидуальной работы с детьми, требующими особого внимания и подхода.
Основные направления воспитательной работы:
· коррекционно-развивающая деятельность. Личностное развитие.
· духовно-нравственное воспитание
· социальное развитие. Профориентационная и трудовая деятельность.
· спортивно-оздоровительная работа
· общекультурное развитие. Эстетическое воспитание.
Сведения об учащихся класса
№ п/п | Ф.И.О. | Дата рождения | Ф.И.О. родителей | Место работы | Домашний адрес, телефон |
Состав родительского комитета
№ п/п | Ф. И. О. | Место работы | Домашний адрес, телефон |
Социальный паспорт класса
№ п/п | Категории | Количество | Ф.И.О. |
1. | Дети-сироты | ||
2. | Семьи без матери | ||
3. | Семьи без отца | ||
4. | Воспитывается в приемной семье | ||
Воспитывается опекуном | |||
6. | Группа риска: а) на учете в ОДН, ИДН б) на внутришкольном контроле в) необходимо поставить на внутришкольный контроль | ||
7. | Дети-инвалиды | ||
8. | Дети, страдающие физическими недостатками | ||
9. | Неблагополучные семьи: а) родители пьют б) родители не оказывают должного внимания в) родители не справляются с воспитанием ребенка г) родители состоят на учете в милиции | ||
8. | Родители-инвалиды | ||
9. | Малообеспеченные семьи | ||
10. | Кому необходима материальная помощь | ||
11. | Кому необходимо бесплатное питание | ||
12. | Многодетные семьи (с указанием количества детей) |
Циклограмма классного руководителя
Ежедневно
1. Работа с отсутствующими и выяснение причин отсутствия учеников на занятиях.
2. Организация дежурства в классном кабинете.
3. Индивидуальная работа (беседы) с учащимися.
4. Взаимодействие с воспитателями.
Еженедельно
1. Проведение мероприятий по плану.
2. Работа с родителями.
3. Работа с активом класса.
Ежемесячно
1. Взаимодействие с медработником школы, социальным педагогом, психологом
Один раз в четверть
1. Сдача отчетности по итогам учебной и воспитательной деятельности.
2. Участие в работе МО классных руководителей.
Один раз в год
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел учащихся.
3. Анализ и составление плана работы с классным коллективом.
План проведения родительских собраний
№ | Тема | Дата проведения |
Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? | сентябрь – октябрь | |
Младший школьник с ОВЗ: особенности развития. | ноябрь – декабрь | |
Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. | январь – февраль | |
Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. | март – апрель | |
До свидания, начальная школа! (итоговое) | май |
Наши обязанности:
Командир
Оказывает помощь учителю, выполняет мелкие поручения. Выясняет, кто и по какой причине отсутствует. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией.
2. Журналист
Отвечает за подборку новостей нашего коллектива. Ведет рубрики «Наши достижения», «Наши увлечения», «Смешинки на уроках», «Так нельзя!».
3. Секретарь
Ежемесячно заполняет бланк рейтинга успеваемости.
Организует и ведет график дежурства по школе и в классе. Распределяет учащихся по постам дежурства и заблаговременно предупреждает их об этом. Обеспечивает результаты дежурства в конце дня: проветривание, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски.
4. Главврач
Еженедельно проводит рейды-проверки наличия у одноклассников санитарно-гигиенических принадлежностей. Ведет в классе профилактическую работу по предотвращению инфекционных заболеваний. Контролирует мытье рук перед посещением столовой. Следит за внешним видом учащихся: прической, сменной обувью, состоянием одежды, чистотой рук. Сообщает классу о результатах проверок.
5. Библиотекарь
Составляет список учебников, полученных в библиотеке. Контролирует сохранность книг: наличие обложки, чистоту страниц, прочность переплета, наличие закладки. Сообщает классу итоги проверок. Поддерживает связь с библиотекарем школы. В конце учебного года оценивает состояние учебников и обеспечивает передачу их в библиотеку.
6. Цветовод
Ежедневно поливает цветы. Следит за возникновением заболеваний или появлением вредителей. Осуществляет лечебно-профилактические мероприятия: опрыскивания, рыхление, удаление больных растений. Организует пересадку цветов и смену грунта.
7. Физорг
Организует ежедневную утреннюю зарядку. Помогает учителям в проведении физкультминуток во время уроков. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях. Составляет заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях. Отвечает за сохранность спортинвентаря.
8. Художник
Тщательно отбирает и корректирует необходимый материал для выпуска стенгазет, плакатов. Своевременно вывешивает стенгазету за 2-3 дня до праздника. Участвует по мере необходимости в оформлении поздравительных открыток, спортивных плакатов и атрибутов к другим внеклассным мероприятиям.
Работа с «трудными» детьми
Запись бесед с ребёнком (каждую беседу записывать отдельно):
1. дата;
2. тема беседы;
3. краткое содержание;
4. поведение ребёнка во время беседы;
5. его отношение к происходящему;