Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1-С4
“Конвенция о правах ребенка”.
«Статья 1. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Статья 6. 1. Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. 2. Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 7. 1.Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
Статья 8. 1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства. 2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.
Статья 9. 1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.
|
Статья 13. 1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
Статья 16. 1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию»
С1 |
Кого рассматривает в качестве ребенка данная Конвенция? Какие два права обязаны соблюдать государства, подписавшие конвенцию?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Дано определение, например: - ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. 2) Указаны два права: - Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. - Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Может быть приведены иные формулировки ответа. | |
Дано определение и указаны два права | |
Дано определение и указано одно право ИЛИ определение не дано, но указаны два права | |
Дано определение ИЛИ указано одно право ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С2 |
С опорой на текст Конвенции укажите любые шесть прав ребенка.
|
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Указаны права, например: 1) право на имя; 2) право на приобретение гражданства; 3) право знать своих родителей; 4) право на родительскую заботу; 5) право ребенка на сохранение своей индивидуальности; 6) право свободно выражать свое мнение; 7) права на личную жизнь, семейную жизнь; 8) право на неприкосновенность жилища и пр. Могут быть приведены иные права. | |
Указаны шесть прав | |
Указаны три-пять прав | |
Указаны одно-два права ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С3 |
В каких случаях законодатель предусматривает возможное разлучение ребенка с родителями в его интересах и на основании закона? С опорой на текст, социальный опыт, знание курса, приведите три примера подобных случаев.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Приведены три примера,допустим: Разлучение ребенка с родителями может оказаться необходимым если: - родители жестоко обращаются с ребенком, наносят ему побои, применяют по отношению к нему насилие; - родители отказывают ребенку в заботе, он предоставлен сам себе, безнадзорный, родителям все равно, как он питается, где находится; - родители не заботятся о здоровье ребенка, не следят за тем, чтобы он посещал школу; - родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими средствами, находиться в подобной семье для ребенка опасно. Могут быть приведены и иные верные примеры. | |
Приведены три примера | |
Приведены два примера | |
Приведен один пример | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
С4 |
В чем заключается право ребенка на свободное выражение своего мнения? Каким образом можно защитить подобное право? Приведите конкретную ситуацию и укажите орган, в который может обратиться ребенок.
|
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Раскрыта суть права, допустим: это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. 2) Приведена конкретная ситуация, например: Ограничение или нарушение права ребенка на свободу мнения может иметь место: - как в семье, когда родители не прислушиваются к мнению детей, запрещая им иметь свое мнение, отличное от мнения родителей; - может быть в школе, когда учитель может требовать от ребенка, ученика выражать не свою точку зрения, а повторять только слова учителя; - может быть в детской общественной организации, если ее руководитель запрещает детям выражать свое мнение, подчиняет их своей воле и требует беспрекословного согласия со своим мнением. 3) Указан орган, куда ребенок может обратиться за защитой: Для защиты своих прав, в крайнем случае, ребенок вправе обратиться в суд. Могут быть приведены и иные верные формулировки ответа | |
Раскрыта суть права, приведена ситуация, указан орган | |
Раскрыта суть права, приведена ситуация, орган не указан ИЛИ раскрыта суть права, указан орган, но не приведена ситуация | |
Раскрыта суть права ИЛИ приведена ситуация ИЛИ указан орган | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
С5.1 |
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личные неимущественные отношения »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личных неимущественных отношениях.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: – общественные отношения, возникающие по поводу нематериальных благ, имеющих взаимную оценку участниками индивидуальных качеств личности друг друга. 2) два предложения с информацией о личных неимущественных отношениях, опирающейся на знания курса, например: - «К личным неимущественным отношениям относятся отношения, связанные с именем, честью, достоинством, деловой репутацией, авторскими правами». - «Защита личных неимущественных прав граждан осуществляется согласно нормам гражданско-процессуального права». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о личных неимущественных отношениях. | |
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. | |
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия. | |
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
С5.2 |
Суд бывает правый и неправый. В Российском государстве на протяжении веков сохранялся неправый сословный суд, вплоть до начала XX века волостной суд приговаривал крестьян к телесным наказаниям. Приведите любые три признака современного демократического судопроизводства.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Указаны признаки,например: · независимость и несменяемость судей; · осуществление правосудия судом; · состязательность процесса; · открытое, гласное, публичное рассмотрение дел; · право на презумпцию невиновности. Могут быть указаны и иные правильные признаки. | |
Указаны три признака | |
Указаны два признака | |
Указан один признак ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С6 |
Конституционное право является основополагающей отраслью в системе российского права. Приведите три примера действия норм конституционного права.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Приведены примеры, допустим: 1) Проведение выборов в Государственную думу РФ; 2) Организация предвыборной агитации партии в средствах массовой информации; 3) Наделение Главы правительства президентскими полномочиями в случае болезни Президента. Действие норм конституционного права может быть раскрыто на других примерах. | |
Приведены три примера | |
Приведены два примера | |
Приведен один пример | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
С7 |
В местной газете появились сведения, порочащие деловую репутацию фирмы. Нормы какого права будут основанием для рассмотрения данного дела в суде? Как называется документ, с которым должно выступить руководство фирмы? В каком качестве фигурировать в судебном разбирательстве стороны конфликта?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Даны правильные ответы: 1) Основанием для рассмотрения дела в суде будут нормы гражданского права; 2) Фирма должна обратиться в суд с гражданским иском о защите деловой репутации фирмы от клеветы, опубликованной в газете. 3) Стороны конфликта будут выступать в следующем качестве: - фирма – истец; - редакция газеты, журналист, автор публикации – ответчик. Могут быть приведены иные формулировки. | |
Даны ответы на три вопроса | |
Даны ответы на два вопроса | |
Дан ответ на один вопрос | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
С8 |
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Система социальных норм, ее состав. 2) Признаки права: а) общеобязательность действия; б) гарантированность силой государства; в) формальная определенность; г) разработка и принятие компетентным государственным ораном. 3) Сферы действия норм права и морали. 4) Особенности действия норм права: а) во времени; б) в пространстве; в) по кругу лиц. 5) Специфика действия норм права в современную эпоху. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | |
Максимальный балл | 2 |
Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из представленных ниже высказываний
С9 |
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Правоведение | «Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право». (Г.Лихтенберг) |
Правоведение | «Личности мало прав, ей надобно обеспечение и воспитание, чтобы воспользоваться ими» (А.И.Герцен) |
Правоведение | «Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека». (К.Ушинский) |
Правоведение | «Не право рождает долг, но долг — право». (Ф.Р.Шатобриан) |
Правоведение | «Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если он определяется уважением к праву». (Г.Ф.В.Гегель) |
Правоведение | «Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право». (Юстиниан) |
Правоведение | «Я настолько убежден в тесной связи между нравственностью человека и гуманным отношением к животным, что всегда буду преклоняться перед законодательством, которое первым создаст систему законов, защищающих животных от дурного и жестокого обращения». (Б.Раш) |
Правоведение | «С врагом можно бороться двумя способами: во первых, законами, во вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю». (Н.Макиавелли) |
Правоведение | «Международные законы существуют только в сборниках международных законов». (А.Эйнштейн) |
Правоведение | «Если принципы берут верх над законом, значит, правительство окончательно разложилось». (Т.Джефферсон) |
Правоведение | «Закон напрасно существует дли тех, у кого нет ни мужества, ни средств защищать его» (Т.Б.Маколей) |
Правоведение | «Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла» (Т.Джефферсон) |
Правоведение | «Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства» (Г.Филдинг) |
Правоведение | «Мне известны только три орудия, при помощи которых можно влиять на нравы народа: сила закона, власть общественного мнения и привлекательность наслаждения» (Ж.-Ж. Руссо) |
Правоведение | «Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества». (Сэмюэл Джонсон) |
Правоведение | «Вводить законы, противоречащие законам природы, - значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать». (Томас Джефферсон) |
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил пославленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов. |
№ | Критерии оценивания ответа на задание С9 | Баллы |
К1 | Раскрытие смысла высказывания | |
Смысл высказывания в раскрыт, ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании. | ||
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. | ||
К2 | Представление и пояснение собственной позиции выпускника | |
Представлена и пояснена собственная позиция выпускника | ||
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ собственная позиция выпускника не представлена. | ||
К3 | Характер и уровень приводимых суждений и аргументов | |
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются несколько аспектов проблемы. | ||
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке фактической или теоретической аргументации | ||
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация. | ||
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису. | ||
Максимальный балл | 5 |