КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
А 1. Пишется А на месте пропуска в словах:
1) попл..вок; 2) об..греть; 3) разв..литься; 4) поздр..вительный; 5) п..лемика
А 2. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:
1) отм..рять ткань, пр..глядываться; 2) перест..лить, беспр..дельный; 3) поднять пр..стиж, зав..зать шнурок; 4) произв..сти отбор, вп..чатление; 5) рез..денция, прост..раться вдаль
А 3. Двойные согласные пишутся в словах в словах:
1) обе(з,зз)вученный; 2) и(с,сс)пуганный; 3) регла(м,мм)ент; 4) ре(с,сс)урс; 5) ма(с,сс)овый
А 4. Пишется О на месте пропуска в словах:
1) алыч..вый компот; 2) ч..ртик; 3) с чертеж..м; 4) напеч..шь; 5) боч..нок
А 5. Укажите ряды, в которых на месте двух пропусков пишется одна и та же буква:
1) ц..кориевый, ц..левой; 2) д..явольский, с..ехавший; 3) тонкие спиц.., об..скали; 4) контр..гра, провинц..я; 5) свежий кулич.., не переч.. отцу
А 6. Пишется И на месте всех пропусков в рядах:
1) кирпич..к, здоровь..це; 2) монаш..нка, одноступенч..тый; 3) о собачь..х следах, о шерст..; 4) возвращающ..еся туристы, об известном соляри..; 5) о твоём несчасть.., приветл..вый
А 7. Пишется А/Я на месте пропусков в словах:
1) они колыш..тся; 2) помн..щий; 3) замеш..нный в историю; 4) наде..вшийся на лучшее; 5) пове..ло прохладой
А 8. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:
1) братья мужественны и сдержа..ы, согласова..ость;
2) асфальтирова..ая дорожка, жаре..ая на масле рыба;
3) смотреть преда..о, изране..ый солдат;
4) деревя..ый дом, дети избалова..ы бабушкой;
5) гости..ица, рва..ый шарф
А 9. Пишется НЕ раздельно во всех случаях в рядах:
1) (не)сейчас; бельё (не)выстирано;
2) очень (не)осторожный человек; (не)шёлковая нить;
3) (не)гордый, а смиренный старик; (не)задумываясь;
4) (не)подпускающий к себе; (не)ровная, но короткая дорога;
5) ничуть (не)завистливый сосед; (не)покорённая вершина
А 10. Укажите номера пропусков, где пишется НИ:
Когда бы я 1)н.. приезжал в Михайловское, встреча с ним приносила мне радость. 2)Н..где более я 3)н.. чувствую себя так спокойно. Я 4)н.. могу 5)н.. возвращаться сюда: здесь я черпаю энергию и ощущаю красоту жизни.
А 11. Через дефис пишутся слова:
1) (радио)сеть; 2) говорить (по)немецки; 3) (кратко)срочный; 4) (экс)чемпион; 5) (пол)Браславского района
А 12.Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:
1) Заявку нужно сдать (в)течение дня.
2) Снег переливается так, как(будто) сверкают на солнце бриллианты.
3) Домик маленький, (за)то уютный.
4) Пишу вам из деревни, куда заехал (в)следствие печальных обстоятельств.
5) В пещере нам пришлось идти (на)ощупь.
А 13. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
1) Чистая совесть _ вот самая мягкая подушка.
2) Фальшивый друг _ опаснее врага.
3) Искусство _ есть выражение великой идеи гуманизма в её бесконечно разнообразных проявлениях.
4) Задача лектора _ заставить себя слушать.
5) Тесьма, бусы, кружева, атласные ленты _ всё это используется для украшения карнавальных костюмов.
А 14. Обособленные второстепенные члены есть в предложениях (знаки препинания не расставлены).
1) Прекрасные пейзажи Левитана вызывающие порой грусть и тревогу говорят нам и о красоте природы и о чувствах самого художника.
2) Лейтенант ты с первого дня воюешь?
3) Вспоминая события прошедшего дня я видел то черноту трюма то колыхание солнечных бликов.
4) Ветру неизменному спутнику моряков посвятил он свою песню.
5) Свинцовые тучи потушили золотившиеся на востоке лучи.
А 15. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (знаки препинания не расставлены).
1) Пушкин по воспоминаниям современников был дружен с семьёй генерала Раевского.
2) Однако он не спешил публиковать свои труды.
3) К сожалению в лесу грибов почти не было.
4) Это просто непонятный случай.
5) Дятел молча работал клювом и казалось кланялся леснику.
А 16. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
1) Щенок потянул носом _ учуял молоко _ и заковылял к миске.
2) Люблю я бешеную младость _ и тесноту _ и блеск _ и радость.
3) Не пожалей для друзей ни времени _ ни своих сил _ ни своих чувств.
4) Шуршали придорожные кусты _ и деревья _ и ломкая глина хрустела под подошвами башмаков.
5) Поэт подробно рассказывает о происхождении _ и воспитании Онегина, о его привычках _ и образе жизни.
А 17. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1) А там где сливалась на невидимой грани с небосклоном земля, город рассыпал в темноте миллионы огней.
2) С вокзала иногда доносились свистки и слышались гудки пассажирских и товарных поездов.
3) Это было единственное место, где ночью горел свет и где можно было читать без помех.
4) Разноцветные камешки нагревались на солнце и их шероховатые бока приятно было трогать руками.
5) Она знала, что если ей будет трудно, мы обязательно поможем.
А 18. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части:
1) Выступление лектора наводило скуку _ некоторые слушатели начали засыпать.
2) Этим летом я путешествовал мало _ не позволяло здоровье.
3) Я понимал _ он оказался сейчас в трудном положении.
4) Жить в Средней Азии было мне тяжело _ я плохо переношу жару.
5) Мы его предупреждали _ он советом пренебрёг.
А 19. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:
1) - Говори скорее, не томи душу, - перебил его Кутузов.
2) «А теперь прощайте, - сказал капитан и, видя моё недоумение, добавил: - Завтра утром мы снимаемся с якоря».
3) «Это было лучше всякой рекламы! – прокричал Генка: - И не стоило нам никаких денег».
4) – Садитесь, поручик, - медленно проговорил Сорин.
- Я уже подполковник. Но сейчас это не имеет значения.
5) По словам Эйнштейна: «настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса».
А 20. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
1) Начальник охарактеризовал Ларичева _ как хорошего специалиста.
2) Я искал Андрея долго, но он _ как сквозь землю провалился.
3) Баркас получился большой и неуклюжий _ как старинный утюг.
4) В статье рассказывается _ как о научных трудах Дроздовича _ так и о его картинах.
5) Рейнский водопад не что иное _ как высокий водяной уступ.
А 21. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:
Наш спортивный самолёт пронёсся над лесом 1) _ и 2) _ когда под нами 3) _ радуя глаз 4) _ сверкнула серебряная лента реки, то мы увидели 5)_ разноцветными палатками туристов усыпаны песчаные берега.
А 22. Укажите, какие из данных глагольных форм имеют одинаковое строение:
1) удививший; 2) удивив; 3) удивлю; 4) удивлён; 5) удивил
А 23. Укажите существительные, которые относятся к 1-му склонению:
1) время; 2) батюшка; 3) человечишка; 4) отбивная; 5) станция
А 24. Верными являются утверждения:
1) Второе слово в составной форме сравнительной степени прилагательного не изменяется.
2) В словосочетании стеклянный взгляд выделенное слово является качественным прилагательным.
3) От прилагательного хороший нельзя образовать простую форму превосходной степени.
4) В прилагательных арахисовый, биржевой ударение падает на один и тот же слог.
5) В предложении Приведённые вами в присутствии трёх свидетелей аргументы были совершенно неубедительны прилагательное является частью составного именного сказуемого.
А 25. Речевые нормы нарушены в предложениях:
1) Пассажиры, курящие во время полёта, будут аннулированы.
2) Будущая перспектива получить главную роль заставляла актёра трудиться с полной отдачей.
3) Штормовой ветер гонит по морю огромные волны.
4) Редакторские правки были удачливыми, от них рассказ только выиграл.
5) Внешний вид гостиницы не всегда соответствует уровню обслуживания в ней.
А 26. Укажите примеры, в которых формы всех слов образованы правильно:
1) в двух тысяча девятом году; 2) поселились у Сергея Протасевича; 3) тарелка черешен; 4) от семиста сорока отнять десять; 5) по ихним расчётам
А 27. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
1) Атмосферу эпохи в комедии не только создают костюмы и декорации, но и музыкальное оформление.
2) Собираясь в путешествие, не забудьте билеты на самолёт.
3) Алексей всегда замечал и восхищался её скромностью и доверчивостью.
4) Эти факты говорят о том, что школьники совсем перестали читать.
5) Она проворчала, что куда это вы в такую рань собрались.
(1) Лейтенант резко взял с места, направляясь к кустарнику, однако в рыхлом снегу лыжи скользили плохо, проваливаясь в глубокие колеи, из которых торчали лишь их изогнутые концы. (2) А ветки кустарника цеплялись за маскировочный халат, срывали с головы капюшон. (3) Наверное, четверть часа лейтенант продирался через кустарник, пока наконец не вырвался в поле. (4) Взгляд его был устремлён вперёд, лейтенант не оглядывался, он слышал шорох лыж сзади и мерное привычное дыхание бойцов. (5) Его гнев понемногу стал спадать, самая большая беда миновала, он стал свыкаться с тем, что их осталось восемь. (6) Правда, полностью примириться с этим было нельзя. (7) Но трудный участок они проскочили, и теперь важно было не нарваться в ночи на какие-нибудь тыловые части.
(8) Вскоре на снегу наметился небольшой спуск, лыжи пошли вперёд легче, рукам стало свободнее. (9) В ветреном ночном сумраке слышался сплошной шорох снега под лыжами. (10) Лейтенант ещё увеличил темп. (11) Дорога была дальняя, даже слишком дальняя для одной ночи, и надо было спешить. (12) Тут он ещё помнил маршрут, изученный накануне по карте, и знал, что скоро опять пойдёт пойма всё той же речушки.
(13) Группа быстро двигалась в серых ночных сумерках. (14) Беззвёздное небо сплошным пологом накрыло зимний простор, в котором тускло темнели размытые пятна кустарников, деревьев, бурьяна и ещё чего-то неясного и загадочного. (15) Ракеты на передовой светили далеко сзади. (16) Постепенно лейтенант стал успокаиваться: они прорвались.
А 28. Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
1) Рыхлый снег и ветки кустарника мешали бойцам быстро передвигаться.
2) Для бойцов было важно не встретить ночью в пути тыловые части.
3) В ночном сумраке не было слышно ни звука.
4) Лейтенант совсем не помнил маршрут.
5) Лейтенант вёл группу в сторону ракет, которые изредка вспыхивали и гасли далеко впереди.
А 29. Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
1) публицистический стиль речи;
2) художественный стиль речи;
3) тип речи – повествование с элементами описания;
4) тип речи – рассуждение;
5) задача речи – рассказать о том, как группа бойцов оказалась в окружении.
А30. Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 14-ом предложении текста:
1) употреблено в значении «лишённый отчётливых очертаний»;
2) употреблено в значении «абсолютно недоступный зрению»;
3) синоним – нечёткий;
4) синоним – невидимый;
5) антоним – смутный.