26 сентября 1946
1. Иисус вновь в Иерусалиме. В ветреном унылом зимнем Иерусалиме. Марциан еще с Иисусом и Исаак тоже здесь. Они беседуют по дороге в Храм.
Иосиф и Никодим идут с Двенадцатью беседуя преимущественно с Зелотом и Фомой. Затем они расстаются с ними и, проходя перед Иисусом, приветствуют Его не останавливаясь.
«Они не хотят демонстрировать свою дружбу с Учителем. Это опасно!» - шипит Искариот в ухо Андрею.
«Я думаю, они делают это из достойных уважения соображений, а не из трусости», - отвечает Андрей, защищая их.
«В конце концов, они не ученики. Так что они могут так поступать. Они никогда не были учениками», - говорит Зелот.
«Нет?! Я думал…»
«Даже Лазарь не ученик, ни…»
«Но если ты начнешь исключать, кто останется?»
«Кто? Те, у кого миссия ученика».
«А остальные, тогда, кто они?»
«Друзья. Только друзья. Может быть они оставляют Свои дома, свои интересы, чтобы следовать за Иисусом?»
«Нет. Но они слушают Его с удовольствием и оказывают Ему помощь и…»
«Ну, если так, то это делают и язычники. Ты знаешь, что у дома Ники мы встретили людей, которые позаботились о Нем. И те женщины, конечно, не были ученицами».
«Не волнуйся! Я сказал это просто для того, чтобы поговорить. Ты так беспокоишься о том, чтобы не казались учениками? Я думаю, что тебе следует желать противоположного».
«Я не волнуюсь и ничего не хочу. Не хочу я и того, чтобы ты вредил им, говоря, что они Его ученики».
«Как я могу сказать это кому-нибудь? Я всегда с вами…»
Симон Зелот бросает на него такой суровый взгляд, что хихиканье Иуды умерло на его губах, и он счел мудрым переменить тему, спросив: «Чего они сегодня хотели, разговаривая с тобой?»
«Они нашли дом для Ники. Рядом с садами у рынка. Возле ворот. Иосиф знаком с его владельцем и знал, что он продаст его, если получит хорошую цену. Мы сообщим об этом Нике».
|
«Как ей не терпится выбросить деньги!»
«Это ее деньги и она может делать с ними все что захочет. Она хочет быть рядом с Учителем. Таким образом, она исполняет волю своего мужа и своего собственного сердца».
«Только моя мать далеко…» - со вздохом восклицает Иосиф Алфеев.
«И моя», - говорит другой Иаков.
«Но не надолго. Вы слышали, что Иисус сказал Исааку, Иоанну и Матфию? “Когда вы вернетесь в новолуние Шебата, вместе с Моей Матерью приведите учениц”».
«Я не знаю, почему Он не хочет, чтобы Марциан вернулся вместе с ними. Он сказал ему: “Ты придешь, когда Я пошлю за тобой”».
«Возможно потому, что Он не хочет, чтобы Порфирия осталась без помощи… Если он не будит выходить на рыбалку, у них там не будет пищи. Поскольку мы не выходим, то будет выходить Марциан. Смоковницы, улья, нескольких олив и двух овец недостаточно для содержания женщины, чтобы одевать и питать ее…» - замечает Андрей.
2. Иисус, прислонившись к ограде Храма, смотрит, как они приближаются. С Ним Петр, Марциан и Иуда Алфеев. Несколько бедняков встают с плит, которыми вымощена дорога, ведущая к Храму, - та, которая идет от Сиона к горе Мориа, а не та, которая ведет к Храму от Офела, - и со стонами идут к Иисусу, прося милостыни. Никто из них не просит исцеления. Иисус говорит Иуде, чтобы он дал им несколько монет. Затем Он входит в Храм.
Людей немного. После большого скопления людей во время празднеств, сейчас паломников больше нет. Только приехавшие в Иерусалим по делам, представляющим серьезный интерес, или жители города поднимаются в Храм. Таким образом, дворы и портики, хотя и не пустынны, гораздо менее многолюдны, и кажутся более обширными и более священными, так как они не такие шумные. Менялы и торгующие голубями и другими животными не так многочисленны и прислоняются к стенам на солнечной стороне, хотя солнце такое тусклое, что его лучи с трудом пробиваются сквозь серые облака.
|
Помолившись во Дворе Израиля, Иисус возвращается и прислоняется к колонне, наблюдая… и оказавшись под наблюдением.
3. Он видит мужчину и женщину, которые, должно быть, возвращаются из Двора Израиля, и хотя они не плачут, выражения их лиц более печальны, чем если бы они проливали слезы. Мужчина пытается успокоить женщину, но видно, что он тоже глубоко опечален.
Иисус отходит от колонны и идет к ним. «Что причиняет вам боль?» - сочувственно спрашивает Он у них.
Мужчина смотрит на Него, весьма удивленный Его заботой. Возможно, он также думает, что Он неделикатен. Но Иисус смотрит на него так ласково, что мужчина обезоружен. Но прежде чем объяснить причину своего горя, он спрашивает: «Почему раввин проявляет интерес к печали простого верующего?»
«Потому что раввин ваш брат, муж, ваш брат в Господе, и он любит вас, как это предписано заповедью».
«Ваш брат! Я бедный земледелец с равнины Шарон, недалеко от Доры. Ты раввин».
«У раввинов есть печали, как у всех. Я знаю, что такое печаль, и хочу утешить вас».
Женщина немного приподнимает вуаль, чтобы посмотреть на Иисуса и шепчет своему мужу: «Расскажи Ему. Возможно, Он сможет нам помочь…»
|
«Ребе, у нас была дочь, у нас есть дочь. У нас все еще есть дочь… Мы выдали ее замуж, как полагается, за молодого человека, которого рекомендовал нам общий друг. Они были женаты шесть лет и заимели двух детей. Только двух, потому что позже их любовь прошла… настолько, что сейчас ее муж хочет развестись с ней. Наша дочь плачет и чахнет от горя, вот почему мы сказали, что она у нас все еще есть: она скоро умрет с разбитым сердцем. Мы испробовали все, чтобы уговорить мужа. И мы так много молились Всевышнему… Но никто из них не слушал нас… Мы пришли в это паломничество только ради этого и пробыли здесь целый месяц. Мы приходили в Храм каждый день: я – на мое место, моя жена – на ее… Этим утром слуга моей дочери принес нам известие, что ее муж отправился в Кесарию, чтобы послать ей оттуда разводное письмо. И это ответ, который мы получили на наши молитвы…»
«Не говори так Иаков», - шепотом умоляет жена, и добавляет со вздохом: «Ребе проклянет нас, как если бы мы были богохульниками… а Бог накажет нас. Это наша печаль. Это пришло от Бога… и если Он поражает нас, то значит, мы это заслужили».
4. «Нет, Женщина. Я не прокляну вас. И Бог не накажет вас, говорю Я вам. Так как, говорю вам, что не Бог причинил вам это горе, но человек. И Бог позволил это, чтобы проверить вас и мужа вашей дочери. Не теряйте веры, и Бог услышит вас».
«Поздно. В настоящее время наша дочь отвергнута и опозорена и она умрет…» - говорит мужчина.
«Никогда не слишком поздно для Всевышнего. В одно мгновение, благодаря настойчивым молитвам, Он может изменить ход событий. Между чашей и губами есть еще время для того, чтобы смерть воткнула свой кинжал и помешала бы тому, кто подносит чашу к губам, испить ее. И это происходит благодаря вмешательству Божьему. Я говорю вам: возвращайтесь на свои молитвенные места и настойчиво молитесь сегодня, завтра и послезавтра, и если вы сможете верить, то увидите чудо».
«Ребе, Ты хочешь утешить нас… но именно сейчас… Невозможно, как Ты знаешь, аннулировать судебное предписание после того, как оно вручено женщине, от которой отказывается муж по разводному письму», - настаивает мужчина.
«Я говорю вам: имейте веру. Это верно, что оно не может быть аннулировано. Но знаете ли вы, получила ли его ваша дочь?»
«От Доры до Кесарии не такое уж большое расстояние. Пока слуга шел сюда, Иаков, конечно, вернулся домой и выгнал Марию».
«Это не большое расстояние. Но уверены ли вы, что он покрыл его? Разве не может воля, более высокая, чем человеческая, остановить человека, если Иисус Навин остановил солнце? Не является ли ваша настойчивая уверенная молитва, творимая ради хорошей цели, святой волей, противоположной злой воле человека? И разве Бог не поможет вам остановить глупого человека на его пути, поскольку вы просите у Того, Кто является вашим Отцом, о хорошем. Не может ли быть, что он уже помог вам? И даже если этот человек все еще настаивает на своем, добьется ли он успеха, если вы настойчиво просите Отца о чем-то, что справедливо? Я говорю вам: идите и молитесь сегодня, завтра и послезавтра, и вы увидите чудо».
«О! Давай пойдем Иаков! Ребе знает. Если Он велит нам идти и молиться, то это значит, что Он знает, что это правильно. Имей веру, мой супруг. Я чувствую великий мир, сильная надежда зародилась во мне там, где прежде была такая сильная скорбь. Пусть Бог вознаградит Тебя, Ребе, поскольку Ты хороший и пусть Он услышит Тебя. Молись и за нас тоже. Пойдем, Иаков, пойдем», - и ей удается убедить своего мужа, который следует за ней, поприветствовав Иисуса обычным еврейским приветствием: «Мир Тебе», на которое Иисус отвечает той же формулой.
«Почему Ты не сказал им Кто Ты? Они бы молились в большем мире», - говорят апостолы, а Филипп добавляет: «Я пойду и скажу им».
Но Иисус удерживает его, сказав: «Я не желаю этого. Они бы действительно молились в мире, но их молитва была бы менее ценной, и принесла бы им меньшую заслугу. Такая, какая она есть, их вера совершенна и будет вознаграждена».
«Действительно?»
«Вы ожидали, что Я солгу, обманывая двух несчастных людей?»
5. Он смотрит на людей, собравшихся вокруг Него, примерно сотню человек, и говорит:
«Выслушайте эту притчу, которая объяснит вам ценность постоянной молитвы. Вам известно, что говорит Второзаконие о судьях и чиновниках. Они должны быть справедливыми и милосердными, беспристрастно выслушивая тех, кто обращается к ним за помощью, всегда вынося суждение так, как если бы дело, которое они разбирают, было их личным делом, не принимая в расчет дары и угрозы, без пристрастия к виновным друзьям, и без суровости к тем, кто вступили в спор с друзьями судьи. Но если слова Закона справедливы, то люди не настолько справедливы и не настолько повинуются Закону. Таким образом мы видим, что человеческая справедливость зачастую несовершенна, потому что редко встречаются судьи, которые умеют уберечься от подкупа, и милосердны и терпеливы как с богатыми, так и с бедными, с вдовами и сиротами, а также с теми, кто таковыми не являются.
Был в городе судья, который был очень недостоин своей должности, которую он получил благодаря влиятельным родственникам. Он был в высшей степени несправедлив в своих решениях, так как всегда был склонен принимать сторону богатых и влиятельных людей, или тех, кто были рекомендован ему ими, или подкупавших его богатыми дарами. Он не боялся Бога и насмехался над жалобами бедных и слабых людей, потому что они были одиноки и не имели влиятельных покровителей. Когда он не желал выслушивать человека, доводы которого настолько очевидно преобладали над аргументами его богатого соперника, что он никак не мог вынести судебное решение против него, он прогонял его из судебного присутствия, угрожая посадить его в тюрьму. И большинство людей, страдавших от его жестокости, удалялись, как если бы они были побеждены, смиряясь с поражением еще до рассмотрения дела.
Но в этом городе жила также многодетная вдова, имевшая право получить большую сумму денег от влиятельного человека за работы, которые ее умерший муж исполнил для этого богача. Побуждаемая нуждой и материнской любовью она пыталась получить с богача сумму денег, которая позволила бы ей прокормить своих детей и одеть их перед наступающей зимой. Но когда все ее просьбы и мольбы к богачу оказались тщетными, она обратилась к судье.
Судья был другом этого богача, который сказал ему: “Если ты вынесешь решение в мою пользу, то треть этой суммы будет твоей”. Поэтому он не обращал внимания на слова вдовы, которая умоляла его, говоря: “Вынеси справедливое решение против моего оппонента. Ты знаешь, что я в нужде. Каждый может сказать тебе, что я имею право на эту сумму”. Он не стал ее слушать, и его помощники выгнали ее. Но женщина возвращалась раз, дважды, десять раз, утром, в шестом, в девятом часе, вечером, нисколько не уставая. Она следовала за ним по улицам и кричала: “Будь справедлив ко мне. Мои дети голодны и мерзнут. А у меня нет денег, чтобы купить им еду и одежду ”. Она поджидала его у двери его дома, когда он шел домой, чтобы сесть за стол со своими детьми. И крики вдовы: “Окажи мне справедливость против моего соперника, потому что я и мои дети мерзнем и голодаем” были слышны даже внутри дома, в гостиной, в спальне, ночью, они звучали настойчиво, как крик удода: “Отдай мне справедливость, если не хочешь, чтобы Бог поразил тебя! Отдай мне справедливость. Помни, что вдовы и сироты святы для Бога и горе тем, кто притесняет их! Отдай мне справедливость, если ты не желаешь пострадать однажды так, как мы страдаем сейчас. Мы страдаем от голода и холода, они ожидают тебя в следующей жизни, если ты не окажешь мне справедливости. Ты, ничтожный человек!”
Судья не боялся ни Бога, ни своих ближних. Но он устал от постоянных досаждающих ему криков вдовы, от того, что стал посмешищем всего города из-за преследований вдовы, и от того, что многие люди проклинали его. Итак, однажды он сказал себе: “Хотя я не боюсь Бога, или угроз вдовы, или мнения людей, все же, чтобы положить конец столь многим беспокойствам, я выслушаю вдову и вынесу справедливое решение в ее пользу, заставив богача заплатить, при условии, что она перестанет преследовать меня и уйдет с моего пути”. И он послал за богатым другом и сказал ему: “Друг мой, я не могу удовлетворить тебя. Исполни свой долг и уплати, потому что я больше не могу выдерживать этих надоевших мне приставаний из-за тебя. Таково мое решение”. И богач должен был уплатить сумму по справедливости.
6. Это притча. Теперь вам нужно ее применить.
Вы слышали слова нечестивого человека: “Я выслушаю вдову, чтобы положить конец столь многим беспокойствам”. А он был нечестивым человеком. Но будет ли Бог, самый добрый Отец, худшим, чем плохой судья? Разве не будет Он справедлив к тем Своим сыновьям, которые день и ночь взывают к Нему? И станет ли Он заставлять их ждать милости так долго, чтобы их подавленная душа перестала молиться? Я уверяю вас: Он сразу же окажет им справедливость, чтобы их души не утратили веры. Но необходимо также знать, как молиться, не уставая после первых же молитв и прося о хороших вещах. И вы также должны обращаться к Богу со словами: “Но пусть будет сделано то, что Твоя Премудрость считает наиболее полезным для нас”.
Имейте веру. Молитесь, имея веру в молитву, и веру в Бога, вашего Отца, и Он окажет вам справедливость против притесняющих вас, будь то люди, или демоны, болезни или другие бедствия. Настойчивая молитва открывает Небеса, и вера спасает душу, каким бы способом ни была услышана молитва и дан на нее ответ. Пойдем!»
И Он идет к выходу, и уже почти вне ограды, подняв голову, чтобы посмотреть на немногих людей, следующих за Ним и на многих безразличных или враждебных, наблюдающих за Ним издалека, Он горестно восклицает: «Но когда Сын человеческий вернется, надет ли Он еще веру на Земле?» - и со вздохом Он еще плотнее закутывается в свою мантию и уходит в сторону предместья Офел.