Тема: Русская архитектура второй половины XVIII в.




Конспект 8

 

Русское искусство во второй половине XVIII. преодолело отставание от Европы и развивалось параллельно европейскому. Главным стилем в это время стал классицизм.

Классицизм (от лат. classicus – «образцовый») означает «основанный на классике», т.е. произведениях, которые признаны образцами, идеалом художественным и нравственным. Классицисты считали, что законы красоты неизменны, вечны, одинаковы для всех, их можно постичь с помощью разума. Изучить. Цель- преобразование мира и человека, согласно этим законам. Классицизм основывался на изучении античности и искусства Возрождения – они считались образцами для подражания.

 

Один из первых образцов этого стиля в России –

1. Здание Акадамии художеств. Авторы проекта: А. Кокоринов и француз Ж.Б Вален-Деламот.

 

Чистота, простота пропорций; минимум декоративных элементов; одноцветный фасад, на котором игра цветов заменена работой светотени. План здания строго симметричен, составлен из простейших геометрических фигур: корпуса образуют квадрат, огромный внутренний двор – круг. Простота и четкость планов стала характерной особенностью классической архитектуры.

Придерживался канонов классицизма и Иван Старов.

 

2. Таврический дворец князя Г.А. Потемкина-Таврического в Петербурге.

 

 

 

Простота внешнего убранства лишь подчеркивает великолепие интерьеров дворца.

Интерьер. Особенно хорош знаменитый Колонный зал (или Большая галерея). В плане это вытянутый прямоугольник со скруглением коротких сторон. Вдоль стен два ряда колонн – своеобразные кулисы, среди которых удобно было устраивать и театральные представления, и балы.

 

Создал тип- дворец-усадьба, состоящий из основного корпуса и боковых флигелей (пристроек), вынесенных вперед так, что между ними получается «почетный двор» - курдонёр. Этот прием часто применяли при строительстве дворянских усадеб на Руси. Отштукатуренные светло-желтые стены и белые колонны усадеб – подражание Таврическому дворцу.

 

Джакомо Кваренги итальянец по происхождению, был поклонником римских древностей и архитектуры Возрождения.

 

3. Эрмитажный театр. Петербург, архитектор Д. Кваренги

4. Здание Академии наук

5. Смольный институт благородных девиц

 

Строгий классический стиль его произведений нравился Екатерине II. Самым удачным был загородный дворец в окрестностях Петербурга.

6. Александровский дворец

 

Для любимого внука Екатерины II, бедующего Александра I. Коллонада дворца создает обрамление пейзажного парка.

 

7. Парковые павильоны в окрестностях Царского Села: Концертный зал и «Кухню-руину».

Почти одновременно с Кваренги работал другой представитель классицизма, шотландец Чарльз Камерон.

7. Камеронова галерея.в Царском Селе.

С одной стороны расположена лестница, ведущая к пруду, а с другой – висячие сады и павильон Агатовых комнат. В основании верхнего этажа, сложенное из неотесанного камня здание Холодных бань.

8. Павловский дворец и его некоторые его интерьеры. г. Павловск.

Но окончилась эпоха, когда все лучшие архитекторы возводили новую столицу – Петербург. Теперь вновь стала строится и перестраиваться Москва. Там выстраивали особняки и дворцы, церкви и общественные здания – больницы и Университеты.

Самыми выдающимися представителями московской архитектуры были В.И. Баженов

(учился в Петербурге Академии художеств), посетил Францию и италию) и М.Ф. Казаков.

8. Первый проект возведение Большого Кремлевского дворца не был осуществлен, хотя и был утвержден Екатериной II.

9. Дом П.Е. Пашкова в Москве, архитектор В.И. Баженов.

 

 

Частный заказ. Здание расположено на высоком холме, на против Кремля. Представляет собой – трехэтажный корпус с изящным портиком. Он увеличен круглой надстройкой- бельведером. Одноэтажные галереи ведут к двухэтажным флигелям, так же украшены портиками. Вниз с холма спускается лестница. Первоначально вела в сад, огороженная красивой решеткой.

10. Здание Сената в Москве, архитектор Матвей Федорович Казаков.

Плодотворно и успешно работал по заказам Екатерины II.Строил разные по назначению здания – преимущественно в стиле классицизм. Здание Сената напоминает о грандиозном проекте перестройки Кремля.

11. Здание Университета в Москве на Моховой улице.

Пожар 1812 года уничтожил это здание, оно было перестроено архитектором Д.Жилярди. Многие произведения архитектуры М.Ф. Казакова сохранились до наших дней; по ним можно представить Москву конца XVIII в. До наполеоновского нашествия.

Черты архитектуры классицизма:

  • Четкость и геометрическая правильность объемов;
  • Четкий и спокойный ритм;
  • Уравновешенность, логичность планировки, выветренность пропорций;
  • Сочетание гладкой станы с ордером и сдержанным декором; использование элементов античной архитектуры: портики, коллонады, статуи и рельефы на глади стены;
  • Торжественность.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: