Контроль правильного звукопроизношения в домашних условиях




Консультация.

Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребёнок научился произносить трудный для него звук. Часто, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, ребёнок не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постановка звука - кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество логопеда, ребёнка и родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими. Параллельно вы сможете развить такие психические процессы как: внимание, память, мышление, воображение, тесно связанные с речью, что способствует к дальнейшему успешному обучению ребенка. Предлагаемые вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала, направлены на развитие у ребёнка навыка контроля за своей речью и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.

Эти игры должны быть систематическими, так как у ребёнка навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия, в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время.

Старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес, продолжительность игра может составлять от 10 до 20-25 минут.

Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности. Избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно». Лучшие варианты: «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз».

Главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит, вы не сумели объяснить, чего вы хотите. Инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова. Желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам. Резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно. Не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».

Обязательно начинайте с простых, посильных для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор, например: «Яблоко, фрукт или овощ?»

Предложите ребёнку назвать как можно больше предметов со звуком. Который он научился правильно произносить.

Например, игра «Магазин». «Представь. Что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше.

Можно поиграть в игру «Слово – шаг». Делаешь шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, либо до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.

Полезна игра-соревнование «Что вокруг». Вы с ребёнком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов (крышка, карман, рама, ручка), а также признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью: резать, рисовать, красить, сверлить, вытирать и др. Выигрывает назвавший слово последним. Другие варианты игры: назвать как можно больше (или не меньше 5) слов со звуком «Р» («Л», «С», «Ж» и др.), относящихся к обобщающим понятиям: овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, мебель, геометрические фигуры, цвета. Кроме того, рассматривая иллюстрации в детских книгах или журналах, предложите ребёнку назвать предметы, героев и т.д. с нужным звуком. Предложите ему подумать, есть ли этот звук в именах, фамилиях, отчествах родственников или знакомых, придумать клички животным, имена куклам.

При закреплении звука в речи важно, чтобы ребёнок не только повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), но и самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Текст загадки и отгадка должны содержать закрепляемый звук.

Я землю копа л а, ничуть не уста л а,

А кто мной копа л, тот и уста л. (Л опата).

Тогда ребёнок, выучив загадку, сам сможет загадать её кому-то, правильно проговаривая звук. Бывает, что, чисто проговорив загадку, стихотворение, скороговорку, ребенок возвращается к неправильному произношению, когда его речь не отработана заранее. Объяснение просто: звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребёнку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие того самого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но, не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, а лучше – поиграйте в фанты.

Правила просты: договорившись, что сейчас вы будете беседовать с ребёнком, задайте ему вопросы или попросите пересказать сказку, мультфильм (помогайте наводящими вопросами), но при этом вы будете внимательно следить за речью сына или дочери. Как только он ошибётся (неправильно произнесёт звук), он должен отдать вам фант (фишку, игрушку и т.п.). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант), придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук [Р]: Р екс р ычит. Ба р сук р оет но р у. Можно каждый фант «обменять» на небольшое стихотворение или чистоговорку.

Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков главное – не быстрота, а правильность. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение ребёнок. После тренировок вы можете устроить соревнование, кто больше вспомнит чистоговорок. Можно попросить ребёнка сосчитать, сколько всего слов в чистоговорке, предложите вспомнить всё предложение по подсказке, например: «Расскажи чистоговорку про жука, мышат» и т.д. Например, звуки [С], [С,]:

Я несу суп-суп. А кому? Псу-псу.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Чтобы спустя какое–то время ребёнок не потерял интерес к уже выученной чистоговорке, нарисуйте схематически щенка, кошку, жука, булавку и т.д. и попросите его вспомнить, из какой они чистоговорки. Поменяйтесь ролями.

Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для вас не менее интересны, чем для вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: ручка и карандаш, лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. Можно сравнить предметы, выясняя их сходства и различия: «Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство). Ручка может быть железной или пластмассовой, а карандаш – деревянный. У ручки можно заменить стержень, а у карандаша – нет. Карандаш можно заточить, а ручку – нет (различия)». Производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение.

Игра «Закончи предложение» поможет развить творческие начала и у ребенка. Предложите закончить ваше высказывание, добавив слово (или несколько) с закрепляемым звуком: На ветку села …. Рома рисует …. В зоопарке мы видели…. Утром я … (что делал?).

Игра «Узнай по описанию», потребует от вас активизировать словарный запас, а ребёнок сможет узнать и научится употреблять в речи новые слова. Скажите, что вы задумали предмет, но не назовёте его, а расскажите о нём. В загаданном слове должен быть закрепляемый звук: «Она маленькая, рыжая, пушистая, шустрая. Живёт в лесу, умеет прыгать по деревьям».

Когда ребёнок отгадает, о чём или о ком идёт речь, попросите его повторить вашу загадку. Затем он может попробовать с вашей помощью выступать в роли ведущего. Объясните ему, что нужно рассказать о предмете: размеры, форма, цвет, вкус (если это продукт); если это предмет неживой – что им можно делать, на что он похож.

Итак,

ü Старайтесь как можно чаще побуждать ребёнка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение.

ü Помните, что ваша речь – образец для ребёнка, поэтому она должна быть чёткой, внятной и выразительной.

ü Не забывайте следить за правильностью произнесения ребёнком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни.

ü Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

Желаю успехов!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: