часть 1. вариант 1
1. Роль труда в возникновении и развитии сознания.
- Сознание – свойство высокоорганизованной материи, форма отражения.
- Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения.
- Роль интуиции в сознании и познании.
- Роль практики в познании.
- Диалектика чувственного и рационального в познании.
- Чувственное познание и его формы.
- Логическое (рациональное) познание и его формы.
- Проблема истины в познании.
- Диалектика абсолютного и относительного в истине.
| часть 1 вариант 2
1.Душа и проблема единства идеального и материального.
2.Проблема сознания. Понятие сознания. Сознание, самосознание и рефлексия.
3.Сознание и бессознательное.
4.Сознание, язык, общение.
5.Биологическое и социальное: о психике животных и человеческом сознании.
6.Рассудок, разум, ум и мудрость.
7.Проблема познаваемости мира.
8.Роль практики в познании.
9.Проблема истины в познании.
10.Чувственное, эмпирическое и теоретическое.
11.Сущность мышления и его формы.
12.Роль интуиции в познании.
13.Виды познания и знания. Знания и вера.
|
часть 2 вариант 1
- Согласны ли Вы с пониманием познания софистами? Почему?
- Согласны ли вы с учением Аристотеля о душе?
- В чем Вы согласны с пониманием Ф. Бэконом науки? В чем, быть может, нет? Почему?
- В чем вы согласны с пониманием истины Декартом? С его теорией истины? В чем, быть может, нет? Почему?
- Как, по Лейбницу, соотносятся истины разума и истины факта? Согласны ли Вы с этим? Почему?
- Как, по Канту, связаны рассудок и разум? Согласны ли Вы с этим? Почему?
- Какова, по Бергсону, роль интуиции в познании? Согласны ли Вы с ним? Почему?
| - Кого из американских философов «прагматистов» Вы можете назвать? Как они понимали истину? Согласны ли Вы с этим? Почему?
- Как, по Энгельсу, труд повлиял на развитие сознания?
- Как, по Энгельсу, соотносятся абсолютная и относительная истина?
Как Богданов возражает Энгельсу? С кем Вы согласны – с Богдановым или Энгельсом? Почему?
- Существует ли объективная истина? Что об этом думает Богданов? Что – Энгельс? С кем Вы согласны? Почему?
- Как отличается понимание практики Энгельсом и Махом? С кем согласны Вы? Почему?
|
Проблемные вопросы.
- Античные философы о сознании.
- Проблема сознания в средневековой философии.
- Проблема сознания в ренессансном обществе.
- Проблема сознания в философии Гегеля.
- Искусственный интеллект и развитие науки о сознании.
- Проблема сознания в естествознании.
|
часть 2 (варианты 2, 3) и литературу см. лист номер 2
часть 2 вариант 2
- Какие аргументы приводит Платон, утверждая, что наши идеи – выводы умопостигаемых сущностей, а знания – тени на стене пещеры? Согласны ли Вы с ним? Почему?
- Что такое, по Гегелю, абсолютная идея? Согласны ли Вы с ним? Почему?
- Что, по Гегелю, должна сделать наука чтобы освободиться от видимости? Какова в этом роль сомнения? Согласны ли Вы с Гегелем? Почему?
- Как Бюхнер понимал мышление? Почему его материализм современники и потомки восприняли как «вульгарный», «метафизический»? С чем у Бюхнера Вы согласны? С чем – нет? Справедлива ли оценка современников?
- Как описывал Фрейд структуру сознания? Согласны ли вы с Фрейдом? Почему?
- Чем, по Ф. Бэкону, отличаются эмпирики и рационалисты? Какова роль философии в познании? Согласны ли вы с этим? Почему?
- Есть ли врожденное (априорное) знание? Что об этом думал Локк? А что – Кант? С кем из них согласны Вы? Почему?
- Какова, по Канту, роль философии в познании? Согласны ли Вы с Кантом? Почему?
- Что такое рационализм (по Соловьеву)? Считаете ли вы себя рационалистом (в этом смысле слова)? Почему?
| - Как, по Карнапу, могут быть открыты теоретические законы? Какова их роль по отношению к фактам в наука?
- Каковы, по Бэкону, заблуждения («идолы») познания? Согласны ли Вы с этим? Почему?
Как, по Расселу, соотносятся истина и ложь? Истина и самоочевидность? Согласны ли Вы с этим? Почему?
часть 2 вариант 3
1. Миф и логос. Мифологическое сознание как предпосылка знания. Миф как форма мысли. Миф и ценности.
2. Разум Анаксагора как сознание и бытие.
3. Проблема познания у Демокрита.
4. Проблема истины у софистов и Сократа. Интеллект и мудрость.
5. Проблема души у Платона. Платон о познании и ценностях.
6. Теория познания Аристотеля.
7. Греческий скептицизм и скептицизм Юма.
8. Проблема разума и веры. Душа и познание у Августина.
9. Ф. Бэкон о познании, методах и ошибках.
10. Декарт о методе познания.
11. Полемика Локка и Декарта о «врожденных идеях».
12. Проблема познаваемости мира у И. Канта.
|
ЛИТЕРАТУРА.
- Философия [Текст]: учебник для студентов вузов / ред. В. П. Кохановский. - 22-е изд., перераб. - М.: КноРус, 2013. - 368 с.
- Философский словарь (статьи по авторам)
- Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. с.486-498.