Тема 3.Сознание, познание. (Никитина И.В.).




часть 1. вариант 1 1. Роль труда в возникновении и развитии сознания.
  1. Сознание – свойство высокоорганизованной материи, форма отражения.
  2. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения.
  3. Роль интуиции в сознании и познании.
  4. Роль практики в познании.
  5. Диалектика чувственного и рационального в познании.
  6. Чувственное познание и его формы.
  7. Логическое (рациональное) познание и его формы.
  8. Проблема истины в познании.
  9. Диалектика абсолютного и относительного в истине.
часть 1 вариант 2 1.Душа и проблема единства идеального и материального. 2.Проблема сознания. Понятие сознания. Сознание, самосознание и рефлексия. 3.Сознание и бессознательное. 4.Сознание, язык, общение. 5.Биологическое и социальное: о психике животных и человеческом сознании. 6.Рассудок, разум, ум и мудрость. 7.Проблема познаваемости мира. 8.Роль практики в познании. 9.Проблема истины в познании. 10.Чувственное, эмпирическое и теоретическое. 11.Сущность мышления и его формы. 12.Роль интуиции в познании. 13.Виды познания и знания. Знания и вера.
часть 2 вариант 1
  1. Согласны ли Вы с пониманием познания софистами? Почему?
  2. Согласны ли вы с учением Аристотеля о душе?
  3. В чем Вы согласны с пониманием Ф. Бэконом науки? В чем, быть может, нет? Почему?
  4. В чем вы согласны с пониманием истины Декартом? С его теорией истины? В чем, быть может, нет? Почему?
  5. Как, по Лейбницу, соотносятся истины разума и истины факта? Согласны ли Вы с этим? Почему?
  6. Как, по Канту, связаны рассудок и разум? Согласны ли Вы с этим? Почему?
  7. Какова, по Бергсону, роль интуиции в познании? Согласны ли Вы с ним? Почему?
  1. Кого из американских философов «прагматистов» Вы можете назвать? Как они понимали истину? Согласны ли Вы с этим? Почему?
  2. Как, по Энгельсу, труд повлиял на развитие сознания?
  3. Как, по Энгельсу, соотносятся абсолютная и относительная истина?
Как Богданов возражает Энгельсу? С кем Вы согласны – с Богдановым или Энгельсом? Почему?
  1. Существует ли объективная истина? Что об этом думает Богданов? Что – Энгельс? С кем Вы согласны? Почему?
  2. Как отличается понимание практики Энгельсом и Махом? С кем согласны Вы? Почему?
Проблемные вопросы.
    1. Античные философы о сознании.
    2. Проблема сознания в средневековой философии.
    3. Проблема сознания в ренессансном обществе.
    4. Проблема сознания в философии Гегеля.
    5. Искусственный интеллект и развитие науки о сознании.
    6. Проблема сознания в естествознании.

часть 2 (варианты 2, 3) и литературу см. лист номер 2

часть 2 вариант 2
  1. Какие аргументы приводит Платон, утверждая, что наши идеи – выводы умопостигаемых сущностей, а знания – тени на стене пещеры? Согласны ли Вы с ним? Почему?
  2. Что такое, по Гегелю, абсолютная идея? Согласны ли Вы с ним? Почему?
  3. Что, по Гегелю, должна сделать наука чтобы освободиться от видимости? Какова в этом роль сомнения? Согласны ли Вы с Гегелем? Почему?
  4. Как Бюхнер понимал мышление? Почему его материализм современники и потомки восприняли как «вульгарный», «метафизический»? С чем у Бюхнера Вы согласны? С чем – нет? Справедлива ли оценка современников?
  5. Как описывал Фрейд структуру сознания? Согласны ли вы с Фрейдом? Почему?
  6. Чем, по Ф. Бэкону, отличаются эмпирики и рационалисты? Какова роль философии в познании? Согласны ли вы с этим? Почему?
  7. Есть ли врожденное (априорное) знание? Что об этом думал Локк? А что – Кант? С кем из них согласны Вы? Почему?
  8. Какова, по Канту, роль философии в познании? Согласны ли Вы с Кантом? Почему?
  9. Что такое рационализм (по Соловьеву)? Считаете ли вы себя рационалистом (в этом смысле слова)? Почему?
 
  1. Как, по Карнапу, могут быть открыты теоретические законы? Какова их роль по отношению к фактам в наука?
  2. Каковы, по Бэкону, заблуждения («идолы») познания? Согласны ли Вы с этим? Почему?
Как, по Расселу, соотносятся истина и ложь? Истина и самоочевидность? Согласны ли Вы с этим? Почему? часть 2 вариант 3 1. Миф и логос. Мифологическое сознание как предпосылка знания. Миф как форма мысли. Миф и ценности. 2. Разум Анаксагора как сознание и бытие. 3. Проблема познания у Демокрита. 4. Проблема истины у софистов и Сократа. Интеллект и мудрость. 5. Проблема души у Платона. Платон о познании и ценностях. 6. Теория познания Аристотеля. 7. Греческий скептицизм и скептицизм Юма. 8. Проблема разума и веры. Душа и познание у Августина. 9. Ф. Бэкон о познании, методах и ошибках. 10. Декарт о методе познания. 11. Полемика Локка и Декарта о «врожденных идеях». 12. Проблема познаваемости мира у И. Канта.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Философия [Текст]: учебник для студентов вузов / ред. В. П. Кохановский. - 22-е изд., перераб. - М.: КноРус, 2013. - 368 с.
  2. Философский словарь (статьи по авторам)
  3. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. с.486-498.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: