ЗАЧЕТ ПО ПЕРВОИСТОЧНИКАМ.




Сделать выписки и развернутый план ответа на вопросы:

3. Системно-структурный подход (Берталанфи, Рассел).

4. Проблема детерминизма (Юм, Карнап).

На оценку «хорошо» сделать развернутые планы еще 1отрывка («Мир философии», ч.1, раздел 3).

Темы для творческого доклада (на 5 минут)[1]

  1. Синергетика и развитие естественных наук.
  2. Системно-синергийный метод в гуманитарных науках.
  3. Действие законов диалектики в физике.
  4. Диалектика и развитие математики.
  5. Принцип развития и теории эволюции в биологии.
  6. Изменение представлений о диалектике в истории философии.
  7. Проблема герменевтики в истории философии.
  8. Феноменология как метод философии и науки.

Литература (подбирается самостоятельно).

***

 

Тема 5.

Социальное познание и философия истории. Проблема человека в философии.

 

часть 1 вариант 1
  1. Проблема социального познания.
  2. Материалистическое понимание истории.
  3. Философия истории.
  4. Проблема человека в марксистской философии.
  5. Личность и общество.
  6. Проблема свободы и необходимости.
  7. Роль народа и личности в истории.
  8. Практика как отношение человека к миру.
  9. Гуманизм как мера прогресса общества. Проблема отчуждения.
  10. Проблема жизни и смерти в философии.
 
часть 1 вариант 2
  1. Предмет социальной философии, её проблемы.
  2. Логика истории как проблема социального познания. Закономерность и случайность.
  3. Люди как фактор истории (объективное и субъективное, стихийное и сознательное).
  4. Человек как человечество.
  5. Человек как бытие.
  6. Многомерность человека.
  7. Биологическое и социальное в человеке как философская и научная проблема.
  8. Человек как личность.
  9. Роль народа и личности в истории.
  10. Проблема смысла истории.
  11. Проблема прогресса в истории.
 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Философия [Текст]: учебник для студентов вузов / ред. В. П. Кохановский. - 22-е изд., перераб. - М.: КноРус, 2013. - 368 с.

 

вариант 1 1. Согласны ли вы с пониманием человека у Сократа? Почему? 2. Согласны ли вы со стоиками в понимании человека? Почему? 3. В чем состоит проблема человека у Эпикура? Согласны ли Вы с ним: Почему? 4. Согласны ли Вы со средневековым представлением о человеке? Почему? 5. Подтвердила или опровергла практика представления о человеке эпохи Возрождения? Ответ аргументировать. 6. Как понимали человека просветители? Согласны ли вы с ними? Почему? 7. Согласны ли Вы с пониманием человека Фейербахом? Почему? 8. Согласны ли Вы с теорией «героев и толпы» Михайловского? Почему? 9. Что писал Ленин в работе «Карл Маркс» о материалистическом понимании истории? Согласны ли Вы с ним? Почему? 10. Чем взгляды Ленина отличаются от взглядов Михайловского? Чей подход к обществу Вам кажется интереснее и почему?   вариант 2 1. Что писал Ленин в работе «Карл Маркс» о материалистическом понимании истории? Согласны ли Вы с ним? Почему? 2. За что Ленин критиковал немарксистскую социологию? Согласны ли Вы с ним? Почему? 3. В чем отличие понимания роли личности в истории Лениным и Михайловским? С кем из них согласны Вы? Почему? 4. В чем отличие понимания человека и роли личности в истории Лениным и философами экзистенциалистами? 5. Как понимали роль народа и личности в истории Герцен и Ленин? Что общего? В чем отличие? С кем из них согласны Вы? Почему? 6. Что писал Герцен о свободе и общине? Устарели ли эти идеи? Почему? 7. Согласны ли Вы с пониманием человека Аристотелем? Почему? 8. Согласны ли Вы с пониманием человека Эразмом Роттердамским? Почему? 9. Что думал о человеке Спиноза? Согласны ли Вы с ним? Почему? 10. Что думали о смысле жизни В. Соловьев и Л. Толстой? С кем из них согласны Вы? Почему? 11. Согласны ли Вы с идеями Гумбольдта о ходе истории? Почему?

 

примечание: часть 2 вариант 3 и литературу см. лист 2.

 

Социальная философия. И.В. Никитина.

Тема 5. Социальное познание и философия истории. Проблема человека в философии.

часть 2 вариант 3.

  1. Чем отличался подход к социальному познанию античных и средневековых авторов?
  2. Фома Аквинский о человеке и его душе.
  3. Пико делла Мирандолла о человеке.
  4. С чем Вы согласны, с чем – не согласны в философии истории Дж. Вико? Что для Вас наиболее интересно?
  5. Согласны ли Вы с идеями Кондорсе о прогрессе в истории? Ответ аргументировать.
  6. Чье понимание прогресса – Кондорсе или Тюрго – по-вашему, более верно? Более спорно?
  7. Что для Вас наиболее интересно в философии истории Гердера?
  8. Руссо о прогрессе и регрессе.
  9. Что для Вас наиболее интересно у Сен-Симона?
  10. Чье учение о человеке – Радищева, Толстого или Достоевского – для Вас интереснее? Почему?
  11. Согласны ли Вы с пониманием социологии Дюркгеймом? Спорны или интересны его идеи?
  12. Что для Вас интересно (или спорно) в социологии Вебера?
  13. Что интересно, что спорно в учении Кьеркегора о человеке?
  14. Чье учение о человеке – Ясперса, Хайдеггера или Сартра - для Вас интереснее? Почему?

ЛИТЕРАТУРА.

1. Философия [Текст]: учебник для студентов вузов / ред. В. П. Кохановский. - 22-е изд., перераб. - М.: КноРус, 2013. - 368 с.

 

Зачет по первоисточникам.

1. Герцен о свободе и общине.// Мир философии. - Ч.2. с. 202 –203.

2. Проблема смысла жизни в философии В. Соловьева и Л. Толстого// Мир философии. - Ч.2. с.108 – 115, 119 – 121.

В зачет, помимо выписок, входят развернутый план фрагмента (или вопроса) и оценки (что спорно, что интересно)

 

Первоисточники по авторам и тематике занятия можно также брать для конспектирования и из других хрестоматий.

 

 

Творческие доклады
  1. Историософия Августина Аврелия (Борьба «двух градов» в мировой истории).
  2. Историософия Нестора (концепция «казней божьих»)
  3. Историософия Ясперса (концепция «осевого времени».)
  4. «Понимающая социология» (Вебер, Шюц).
  5. Синергетический подход к истории.
  6. Критика К. Поппером историзма и критика марксистами К. Поппера.
  7. Герменевтика как метод социального познания.
  8. Феноменология и история.

 

Примечание: для творческих докладов литература ищется самостоятельно

 

***

Тема 6. ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО.

Задания и вопросы к части 1

Сравните учение марксизма о государстве (по работе В.И. Ленина «Государство и революция») с трактовкой государства либералами).

  1. Можно ли сказать, что справедливость лежит в основе американской модели демократии, что политическая свобода американского образца действительно «искореняет пороки и насаждает добродетели при помощи закона». Ответ аргументировать.
  2. В чем состоит либерально-демократическое понимание сущности и задач государства. Согласны ли Вы с ним? Почему?
  3. Чем, на ваш взгляд, должно заниматься государство в первую очередь - «правами человека вообще» как формой защиты прав граждан или их обеспечением через защиту территории. природы и культуры?
  4. Способствует ли принцип разделения властей укреплению закона и порядка или, напротив, ослабляя государство, делает его недееспособным?
  5. Согласны ли вы с критикой Лениным принципа разделения властей как основы парламентаризма? (см. «Государство и революция». – гл. 3 § 2 -3)
  6. Что спорно, что интересно в учении Ленина о роли классов в государстве? (см. «Государство и революция». – гл. 1§ 1,3). Кто, на ваш взгляд, ближе к истине в понимании сущности буржуазного государства: Ленин или его критики?
  7. Исключала ли марксистская теория возможность использовать товарно-денежные отношения и рынок при социализме? А при коммунизме?
  8. Исключала ли марксистская теория возможность использовать демократию при социализме? А при коммунизме?
  9. Какие формы правления Вы знаете? Какая из них, по-вашему, более пригодна для России? Почему?
  10. Какие формы государственного устройства Вы знаете? Какая из них, по-вашему, более пригодна для России сегодня? Почему?
  11. Всегда ли демократия исключает диктатуру, а диктатура –демократию? Почему?
  12. Устарело ли ленинское определение классов? Почему?
  13. Как Вы думаете, национализм, национальные интересы и национальное самосознание – одно и то же или нет? Почему? Национализм – это зло или благо? Почему?
  14. Если сталинизм и фашизм – аналоги (варианты тоталитаризма), то почему, на Ваш взгляд, не либерально-демократические государства Западной Европы, а Советский Союз боролся с фашизмом до полного его падения, тогда как западные демократии предпочли сдаться на милость победителя?
  15. Почему, на Ваш взгляд, в работах либералов отсутствует анализ классов в обществе: Можно ли без анализа классов понять развитие общества (и современной России, в частности)?
часть 1 вариант 1 1. Материальное производство – основа развития общества. 2. Понятие способа производства, его роль в марксизме. 3. Понятие общественно-экономической формации. 4. Диалектика базиса и надстройки. 5. Структура и социальная роль надстройки. 6. Сущность государства и его функции. 7. Марксистско-ленинское учение о государстве. (Ленин В.И. «Государство и революция», гл.3). 8. Сущность демократии, её исторические формы. 9. Классы и их роль в марксизме. 10. Учение о социальной революции в марксизме. 11. Нации и их роль в обществе.   часть 1 вариант 2
  1. Идея гражданского общества.
  2. Социальная структура общества.
  3. Сущность нации. Национальное сознание и национализм.
  4. Роль экономики в жизни общества.
  5. Труд как ценность и как источник ценностей.
  6. Философия техники. Техника, общество, человек.
  7. Проблема собственности в современном обществе.
  8. Рынок, деньги, капитал и государство.
  9. Социальная справедливость и «правовое общество»: идеал или действительность?
  10. Сущность государства, его функции.
  11. Формы государственного устройства.
  12. Политика, власть и нравственность: идеал и действительность.
  13. Демократия: идеал и действительность.
  14. Принцип разделения властей и либерализм.
  15. Критика тоталитаризма.
часть 2 вариант 1 1. Теория государства у Платона. 2. Теория «Общественного договора» (Гоббс, Руссо). 3. Общественно-правовой идеал декабристов. 4. Социально-политические взгляды народников (Лавров П.) 5. Социально-политические взгляды «славянофилов» и «неославянофилов» (Киреевский И., Хомяков С.,Леонтьев К.) 6. Концепция русского анархизма (Бакунин М, Кропоткин П.) 7. Социально-политические взгляды «революционных демократов». (Чернышевский). 8. Теория социальной стратификации. 9. Концепция «технологического детерминизма» (см. статьи в философском словаре: «технократия», «меритократия», «постиндустриального общества теория»). часть 2 вариант 2 («Мир философии» - МФ, часть2)
  1. Аристотель о государстве (МФ,с.232-234.)
  2. Бекон о партиях (МФ, с.235-236).
  3. Фукидид о государстве. (МФ, с.171 – 173).
  4. Гоббс о естественном праве. (МФ, с.175 – 179).
  5. Гоббс о государстве. (МФ, с. 236 –237).
  6. Спиноза о государстве и свободе. (МФ.с.238 – 239).
  7. Гегель о гражданском обществе (МФ, 243 – 244).
  8. Бердяев о социализме, свободе и собственности. (МФ, с.483 – 489).
  9. Фромм о социальном характере «среднего класса» и причинах его изменения. (МФ, с.279 – 282).
  Часть 2 вариант 3 см. ниже
часть 2 вариант 3
  1. Руссо о нравственности и государстве. Собственность, справедливость и закон.
  2. Сен-Симон о государстве и социальной справедливости.
  3. Дюркгейм о социальной солидарности.
  4. Макс Вебер о бюрократии.
  5. Теория государства уПлатона.
  6. Социально-политические взгляды народников (П.Лавров).
  7. Социально-политические взгляды «славянофилов» (Киреевский И., Леонтьев К.).
  8. Концепция русского анархизма (Бакунин М, Кропоткин П.)
  9. Социально-политические взгляды «революционных демократов». (Чернышевский).
  10. Концепция «технологического детерминизма» (см. статьи в философском словаре: «технократия», «меритократия», «постиндустриального общества теория).

ЛИТЕРАТУРА.

1. Философия [Текст]: учебник для студентов вузов / ред. В. П. Кохановский. - 22-е изд., перераб. - М.: КноРус, 2013. - 368 с.

2. Философский словарь (статьи по авторам)

3. Ленин В.И. «Государство и революция»// П.С.С – Т. 33 - гл. 1,3; или любое издание.

Зачет по первоисточникам.

1. Гоббс о естественном праве. // Мир философии. - Ч.2. с.175 – 179.

2. Проблема государства в философии (Аристотель, Гоббс, Спиноза).// Мир философии. - Ч.2. с.232 – 234, 236 – 237, 238 –239.

В зачет, помимо выписок, входят развернутый план фрагмента (или вопроса) и оценки (что спорно, что интересно)

Первоисточники по авторам и тематике занятия можно также брать для конспектирования и из других хрестоматий.

Проблемные вопросы 1.Общество и государство в китайской философии. 2. Историософия Ясперса. 3. Материалистическое понимание истории.

***



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: