Сделать выписки и развернутый план ответа на вопросы:
3. Системно-структурный подход (Берталанфи, Рассел).
4. Проблема детерминизма (Юм, Карнап).
На оценку «хорошо» сделать развернутые планы еще 1отрывка («Мир философии», ч.1, раздел 3).
Темы для творческого доклада (на 5 минут)[1]
- Синергетика и развитие естественных наук.
- Системно-синергийный метод в гуманитарных науках.
- Действие законов диалектики в физике.
- Диалектика и развитие математики.
- Принцип развития и теории эволюции в биологии.
- Изменение представлений о диалектике в истории философии.
- Проблема герменевтики в истории философии.
- Феноменология как метод философии и науки.
Литература (подбирается самостоятельно).
***
Тема 5.
Социальное познание и философия истории. Проблема человека в философии.
часть 1 вариант 1
| часть 1 вариант 2
|
ЛИТЕРАТУРА.
|
1. Философия [Текст]: учебник для студентов вузов / ред. В. П. Кохановский. - 22-е изд., перераб. - М.: КноРус, 2013. - 368 с.
вариант 1 1. Согласны ли вы с пониманием человека у Сократа? Почему? 2. Согласны ли вы со стоиками в понимании человека? Почему? 3. В чем состоит проблема человека у Эпикура? Согласны ли Вы с ним: Почему? 4. Согласны ли Вы со средневековым представлением о человеке? Почему? 5. Подтвердила или опровергла практика представления о человеке эпохи Возрождения? Ответ аргументировать. 6. Как понимали человека просветители? Согласны ли вы с ними? Почему? 7. Согласны ли Вы с пониманием человека Фейербахом? Почему? 8. Согласны ли Вы с теорией «героев и толпы» Михайловского? Почему? 9. Что писал Ленин в работе «Карл Маркс» о материалистическом понимании истории? Согласны ли Вы с ним? Почему? 10. Чем взгляды Ленина отличаются от взглядов Михайловского? Чей подход к обществу Вам кажется интереснее и почему? | вариант 2 1. Что писал Ленин в работе «Карл Маркс» о материалистическом понимании истории? Согласны ли Вы с ним? Почему? 2. За что Ленин критиковал немарксистскую социологию? Согласны ли Вы с ним? Почему? 3. В чем отличие понимания роли личности в истории Лениным и Михайловским? С кем из них согласны Вы? Почему? 4. В чем отличие понимания человека и роли личности в истории Лениным и философами экзистенциалистами? 5. Как понимали роль народа и личности в истории Герцен и Ленин? Что общего? В чем отличие? С кем из них согласны Вы? Почему? 6. Что писал Герцен о свободе и общине? Устарели ли эти идеи? Почему? 7. Согласны ли Вы с пониманием человека Аристотелем? Почему? 8. Согласны ли Вы с пониманием человека Эразмом Роттердамским? Почему? 9. Что думал о человеке Спиноза? Согласны ли Вы с ним? Почему? 10. Что думали о смысле жизни В. Соловьев и Л. Толстой? С кем из них согласны Вы? Почему? 11. Согласны ли Вы с идеями Гумбольдта о ходе истории? Почему? |
|
примечание: часть 2 вариант 3 и литературу см. лист 2.
Социальная философия. И.В. Никитина.
Тема 5. Социальное познание и философия истории. Проблема человека в философии.
часть 2 вариант 3.
- Чем отличался подход к социальному познанию античных и средневековых авторов?
- Фома Аквинский о человеке и его душе.
- Пико делла Мирандолла о человеке.
- С чем Вы согласны, с чем – не согласны в философии истории Дж. Вико? Что для Вас наиболее интересно?
- Согласны ли Вы с идеями Кондорсе о прогрессе в истории? Ответ аргументировать.
- Чье понимание прогресса – Кондорсе или Тюрго – по-вашему, более верно? Более спорно?
- Что для Вас наиболее интересно в философии истории Гердера?
- Руссо о прогрессе и регрессе.
- Что для Вас наиболее интересно у Сен-Симона?
- Чье учение о человеке – Радищева, Толстого или Достоевского – для Вас интереснее? Почему?
- Согласны ли Вы с пониманием социологии Дюркгеймом? Спорны или интересны его идеи?
- Что для Вас интересно (или спорно) в социологии Вебера?
- Что интересно, что спорно в учении Кьеркегора о человеке?
- Чье учение о человеке – Ясперса, Хайдеггера или Сартра - для Вас интереснее? Почему?
ЛИТЕРАТУРА.
1. Философия [Текст]: учебник для студентов вузов / ред. В. П. Кохановский. - 22-е изд., перераб. - М.: КноРус, 2013. - 368 с.
|
Зачет по первоисточникам.
1. Герцен о свободе и общине.// Мир философии. - Ч.2. с. 202 –203.
2. Проблема смысла жизни в философии В. Соловьева и Л. Толстого// Мир философии. - Ч.2. с.108 – 115, 119 – 121.
В зачет, помимо выписок, входят развернутый план фрагмента (или вопроса) и оценки (что спорно, что интересно)
Первоисточники по авторам и тематике занятия можно также брать для конспектирования и из других хрестоматий.
Творческие доклады
|
Примечание: для творческих докладов литература ищется самостоятельно
***
Тема 6. ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО.
Задания и вопросы к части 1
Сравните учение марксизма о государстве (по работе В.И. Ленина «Государство и революция») с трактовкой государства либералами).
- Можно ли сказать, что справедливость лежит в основе американской модели демократии, что политическая свобода американского образца действительно «искореняет пороки и насаждает добродетели при помощи закона». Ответ аргументировать.
- В чем состоит либерально-демократическое понимание сущности и задач государства. Согласны ли Вы с ним? Почему?
- Чем, на ваш взгляд, должно заниматься государство в первую очередь - «правами человека вообще» как формой защиты прав граждан или их обеспечением через защиту территории. природы и культуры?
- Способствует ли принцип разделения властей укреплению закона и порядка или, напротив, ослабляя государство, делает его недееспособным?
- Согласны ли вы с критикой Лениным принципа разделения властей как основы парламентаризма? (см. «Государство и революция». – гл. 3 § 2 -3)
- Что спорно, что интересно в учении Ленина о роли классов в государстве? (см. «Государство и революция». – гл. 1§ 1,3). Кто, на ваш взгляд, ближе к истине в понимании сущности буржуазного государства: Ленин или его критики?
- Исключала ли марксистская теория возможность использовать товарно-денежные отношения и рынок при социализме? А при коммунизме?
- Исключала ли марксистская теория возможность использовать демократию при социализме? А при коммунизме?
- Какие формы правления Вы знаете? Какая из них, по-вашему, более пригодна для России? Почему?
- Какие формы государственного устройства Вы знаете? Какая из них, по-вашему, более пригодна для России сегодня? Почему?
- Всегда ли демократия исключает диктатуру, а диктатура –демократию? Почему?
- Устарело ли ленинское определение классов? Почему?
- Как Вы думаете, национализм, национальные интересы и национальное самосознание – одно и то же или нет? Почему? Национализм – это зло или благо? Почему?
- Если сталинизм и фашизм – аналоги (варианты тоталитаризма), то почему, на Ваш взгляд, не либерально-демократические государства Западной Европы, а Советский Союз боролся с фашизмом до полного его падения, тогда как западные демократии предпочли сдаться на милость победителя?
- Почему, на Ваш взгляд, в работах либералов отсутствует анализ классов в обществе: Можно ли без анализа классов понять развитие общества (и современной России, в частности)?
часть 1 вариант 1 1. Материальное производство – основа развития общества. 2. Понятие способа производства, его роль в марксизме. 3. Понятие общественно-экономической формации. 4. Диалектика базиса и надстройки. 5. Структура и социальная роль надстройки. 6. Сущность государства и его функции. 7. Марксистско-ленинское учение о государстве. (Ленин В.И. «Государство и революция», гл.3). 8. Сущность демократии, её исторические формы. 9. Классы и их роль в марксизме. 10. Учение о социальной революции в марксизме. 11. Нации и их роль в обществе. | часть 1 вариант 2
|
часть 2 вариант 1 1. Теория государства у Платона. 2. Теория «Общественного договора» (Гоббс, Руссо). 3. Общественно-правовой идеал декабристов. 4. Социально-политические взгляды народников (Лавров П.) 5. Социально-политические взгляды «славянофилов» и «неославянофилов» (Киреевский И., Хомяков С.,Леонтьев К.) 6. Концепция русского анархизма (Бакунин М, Кропоткин П.) 7. Социально-политические взгляды «революционных демократов». (Чернышевский). 8. Теория социальной стратификации. 9. Концепция «технологического детерминизма» (см. статьи в философском словаре: «технократия», «меритократия», «постиндустриального общества теория»). | часть 2 вариант 2 («Мир философии» - МФ, часть2)
|
часть 2 вариант 3
|
ЛИТЕРАТУРА.
1. Философия [Текст]: учебник для студентов вузов / ред. В. П. Кохановский. - 22-е изд., перераб. - М.: КноРус, 2013. - 368 с.
2. Философский словарь (статьи по авторам)
3. Ленин В.И. «Государство и революция»// П.С.С – Т. 33 - гл. 1,3; или любое издание.
Зачет по первоисточникам.
1. Гоббс о естественном праве. // Мир философии. - Ч.2. с.175 – 179.
2. Проблема государства в философии (Аристотель, Гоббс, Спиноза).// Мир философии. - Ч.2. с.232 – 234, 236 – 237, 238 –239.
В зачет, помимо выписок, входят развернутый план фрагмента (или вопроса) и оценки (что спорно, что интересно)
Первоисточники по авторам и тематике занятия можно также брать для конспектирования и из других хрестоматий.
Проблемные вопросы 1.Общество и государство в китайской философии. 2. Историософия Ясперса. 3. Материалистическое понимание истории. |
***